Формирование коммуникативной компетенции
статья по русскому языку (3 класс) по теме

Кудюмова Маргарита Александровна

 

Формирование коммуникативной компетенции средствами уроков русского языка в УМК «Перспективная начальная школа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kommunikativnoy_kompetencii.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»

Формирование

коммуникативной компетенции

средствами уроков русского языка

в УМК

«Перспективная начальная школа»

        Кудюмова М.А.


Формирование коммуникативной компетенции средствами уроков русского языка в УМК «Перспективная начальная школа»

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Результат образования сегодня - это не просто знание, умение и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Для достижения нового качества образования необходимо так организовать обучение каждого ребёнка, чтобы оно способствовало развитию, учило созидать, самостоятельно добывать знания, ориентироваться в нестандартной ситуации, быть ответственным за свои поступки.

Работая по УМК «ПНШ» я поняла, что эти учебники способствуют развитию способности ориентироваться в окружающей действительности, в явлениях природы, в социальных явлениях, во всех основных областях культуры, включая мир духовных ценностей; формированию основных компетенций, коммуникативных компетенций,  информационных компетенций.

Формирование коммуникативной компетенции, обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.

Ведущее место в формировании коммуникативной компетенции младших школьников отводится урокам русского языка.

Необходимые условия - три У:

    - компетентность Учителя;

    - Учебник, позволяющий формировать ключевые компетенции;

    - Урок, обеспечивающий потребность ученика в общении.

Потребность в общении - одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения. Коммуникативное умение - умение общаться, то есть умение слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения, выстраивать систему доказательств (подбирать аргументы, задавать вопросы, возражать, дополнять).

Внешняя интрига - действующее интеллектуальное окружение школьника. Это не только учитель в классе, но и герои учебника - Маша и Миша, обитатели Волшебного леса. Круг общения с каждым годом (классом) расширяется.

С первых страниц учебника первоклассники поставлены в ситуацию необходимости слышать, слушать, принимать решения и действовать: задавать вопросы, выполнять задания. Самый сложный материал, нестандартные ситуации в курсе русского языка вынесены на обсуждение. Прав ли Миша? Помоги Маше и Мише. А как ты думаешь? Можешь привести примеры? А ты сумеешь ответить? А ты знаешь? Ты тоже так считаешь? С кем ты соглашаешься? Маша и Миша догадались, что делать. А ты? Маша и Миша растерялись. Помоги им, пожалуйста!

Дети учатся деловому общению, обращаясь к различным источникам информации - текстам учебника, иллюстрациям, справочникам, словарям, окружающим их героям учебника, учителю и, наконец, в Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка («Ключ и Заря») - «совместное дело». Потрясающая культура подачи материала. «Маша и Миша решили вступить в Клуб. Ты присоединишься к ним?»

Ученику предоставляется право решать самому, дается время для принятия решения. Задания Михаила Потаповича для вступающих в Клуб - это общение с учебниками, по которым занимался ребенок весь год, с библиотекарем, с Музейным Домом. Задания простые, но не упрощенные. Ученик высказывает самостоятельно свою точку зрения, которую услышат не только в классе, но и в столице нашей Родины - Москве. Первоклассник имеет возможность общаться с учёными. Важность этого события подчеркивается не обязательной инструкцией, а советом: «При заполнении конверта обязательно попроси помощи у взрослых - у своей учительницы или у своих домашних». Невозможно отделить социальную компетенцию от коммуникативной и нформационной.

У учащихся появляется потребность в общении, общение определяет нормы поведения например, «Гости Михаила Потаповича из Америки». Эту мысль можно подтвердить словами из учебника: «Потрясенная успехами Маши и Миши, а также и твоими знаниями Анишит Йокоп почувствовала в себе призвание учителя». Такие разные герои научились жить вместе, заниматься общим делом.

Лозунг «Словари - наше богатство» существует многие годы, но  реализуется, только в УМК ПНШ. Работа со словарями - это возможность формирования всех ключевых компетенций. Словари используются при изучении нового материала, во время самостоятельной работы, при самоконтроле и так далее.

Учебники русского языка в УМК «Перспективная начальная школа» - это реальная возможность реализации компетентностного подхода в начальном образовании. Учебно-методические пособия для учителя - это не только помощь учителю, но и средство повышения профессиональной компетенции: теоретической, методической, общекультурной.         Очень разумное решение - комментарии к упражнениям, в которых сформулированы цели каждого упражнения, разъяснены трудные случаи в курсе русского языка.

Ш. А. Амонашвили говорит о том, что рядом с ребенком должен быть Умный Взрослый. К сожалению, не всегда на каждого ученика приходится по Умному Взрослому. Но у учащихся появилась возможность общаться с Умными Книгами - учебниками русского языка УМК «Перспективная начальная школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой метод обучения младших школьников как средство формирования коммуникативных компетенций.

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Образовательный процесс получил в настоящее время новое направ...

Формирование коммуникативных компетенций в период адаптации первоклассников

Статья. Формирование коммуникативных компетенций на уроках и во внеклассной деятельности.     В связи с внедряемыми сегодня новыми стандартами обучения (ФГОС) процесс развития...

Формирование коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы

Данный материал раскрывает проблемы КК младших школьников; значение КК учентка в процессе образования; формы учебной коммуникации; условия для достижения цели; ожидаемые результаты....

Презентация "Технология КСО как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников".

Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых....

“Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе»

В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие ...

Формирование коммуникативной компетенции путём арттерапевтических технологий нетрадиционного рисования, театральной деятельности детей с ОВЗ

документ содержит отчёт по теме самообразования, включает понятия о нетрадиционных способах рисования...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством использования на уроках «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»

Одной из главных задач  работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к  чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельн...