Понятие об имени прилагательном
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Учебно-методическая разработка урока русского языка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема : «Понятие об имени прилагательном как части речи»
Цель урока: ознакомление учащихся с лексико-грамматическими признаками имени прилагательного, развивать умение подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выявление роли имени прилагательного в русском языке, развивать умение образовывать от существительных однокоренные прилагательные.
Задачи:
Образовательные:
- развитие умения правильно ставить вопросы к словам – признакам;
- выяснение связи слов-предметов и слов-признаков по смыслу.
Развивающие:
- развитие внимания, речи учащихся;
- развитие умения анализировать и систематизировать материал.
Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения друг к другу, взаимопонимания и умения работать в группе.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Цель: настроить учащихся на работу, мотивация на познавательный процесс.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем!
II. Минутка чистописания.
Цель: отработка навыка письма, развитие аккуратности, повторение изученных орфограмм.
Учитель: Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.
Ребята, угадайте, написание каких букв мы сегодня повторим?
Целый час жужжит уже
На цветочке буква …(Жж)
Для шипенья хороша
В алфавите буква …(Шш)
Учащиеся: Отгадывают загадки, повторяют, что они знают о буквах «Ж» «Ш», звуках [ж, ш] .( Звуки согласные, всегда твёрдые, шипящие. Только ж-звонкий , ш – глухой).
Учитель комментируя , показывает написание букв.
Учащиеся: прописывают заглавные и строчные буквы , буквосочетания жи-ши.
III. Словарная работа.
Цель: отработка правильного написания слов с непроверяемой безударной гласной в корне, развитие орфографической зоркости.
Учитель : Игра « Что задумано?»
Я буду называть слова , а вы должны по описанию догадаться о каком словарном слове идет речь и записать в тетрадь .
- Прекрасная, солнечная, морозная …
- Старательный, прилежный, умный …
- Вкусное, парное, коровье …
- Быстроходный, белоснежный, двухпалубный …
- Ежедневная, свежая, интересная …
- Белые, кучевые, пушистые…
- Меховое, дорогое, тёплое…
Учащиеся: комментируют запись, произнося слово по слогам, называя ударный, подчёркивают безударный гласный.
Учитель: Давайте проверим! ( Слайд № )
IV.Актуализация имеющихся знаний.
Цель: актуализация имеющихся знаний.
Учитель: Какие слова помогли вам быстро узнать, о каком предмете идёт речь? На какие вопросы они отвечают?
-Скажите друг другу на ушко, как называются эти слова одним словом.
V. Сообщение темы и целей урока.
Цель: пробуждение интереса к получению новой информации. Целеполагание.
Учитель: - А сейчас мы проверим , насколько вы были правы. Отгадайте загадку:
Художника этого знает весь свет,
Раскрасит художник всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?
- О какой части речи эта загадка?
-Как вы думаете ,чем мы будем заниматься на уроке? (Ответы детей)
VI.Формирование новых понятий и умений.
Цель: знакомство с новым материалом, развитие умения анализировать и систематизировать информацию.
Приём « Составление кластера»
Учитель: давайте вспомним всё, что знаем об имени прилагательном и попробуем систематизировать ваши знания.
Учащиеся называют, на экране появляется схема.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ |
Учитель : Почему имя прилагательное в загадке назвали художником? (Ответы детей)
Роль прилагательных в речи.
Мы много знаем об имени прилагательном, а для чего нужны имена прилагательные, какова их роль в нашей речи?
Чтобы ответить на этот вопрос, понаблюдаем. Перед вами 2 текста. Прочитайте их.
Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят с юга птицы.
Наступила ранняя весна. Тает снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят с юга перелётные птицы.
О чём первый текст? Как его можно озаглавить?
О чём второй текст? Можно ли дать второму тексту это же название?
Чем они различаются?
Что можете сказать о втором тексте?
Вывод: имена прилагательные обогащают речь, делают её яркой, красивой.
Задайте вопрос к прилагательным , выпишите словосочетания .
От каких слов ставили вопрос ? Назовите часть речи с которой употребляются прилагательные? (Прилагательное неразрывно связано с существительным. Оно стоит в том же роде и числе, что и существительное.)
В каком предложении прилагательное отсутствует?
Выберите из предложенных прилагательных подходящее для этого предложения: мягкое, серебристая, последний, свежие, белый.
Запишите это предложение для разбора.
Почему именно эти прилагательное выбрали? На какую часть слова обращали внимание? ( На окончание) . Итак, можно сделать вывод, что если существительное изменяется по родам и числам, то и прилагательное тоже изменяется по родам и числам. Верно? (да)
Вывод: имя прилагательное согласуется с именем существительным.
ГРАММАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА
Родились Прилагательные с очень покладистым характером, но вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа.
- А если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласоваться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.
8. Работа в группах.
Учитель : Если подобрать точные прилагательные, то можно по описанию предмета, даже не видя его, назвать его. Сейчас вы в этом убедитесь.
Каждой группе выдаётся конверт, в котором лежит рисунок с изображением предмета. На конверте надо написать 4-5 прилагательных, чтобы слушатели узнали по признакам предмет, не видя его.
1 группа: арбуз 2 группа: заяц 3 группа: воробей
Учитель : Игра деда Буквоеда. Соотнесите прилагательные с существительными. Соедините стрелкой.( Задание на интерактивной доске, по цепочке, устно)
злой олень
трусливый медведь
хитрая еж
пушистая змея
неуклюжий лиса
рогатый заяц
колючий волк
ядовитая белка
VII. Закрепление материала.
Цель: Применение полученных знаний на практике, развитие самостоятельности
- Работа по учебнику.
Учитель : Предлагаю проверить ваше умение узнавать прилагательные в тексте. Откройте учебники на стр.103 упражнение 5. (Работа по заданию).
VIII. Физминутка
Цель: снятие напряжения.
Учащиеся выполняют упражнения под музыку.
- Работа с дополнительными заданиями .
а) К существительным в правой колонке ученики подбирают прилагательные, образуя их от существительных левой колонки.
Ночь - тишина. (Ночная тишина.)
Весна - ветер.
Лес - озеро.
Пух - одеяло.
Вкус - еда.
Чай - куст.
б) Работа в группах.
Подготовительная работа. ( Устное упражнение по подбору антонимов)
Учитель : Назовите противоположные признаки: широкий, толстый, острый , весёлый, смелый, больной, быстрый.
Каждой группе даётся 1 пословица.
В пословицах нужно вставить вместо черточек слово, противоположное по смыслу (антоним). Запишите пословицу, подчеркните волнистой линией прилагательные . Объясните пословицу.
1.. Старый друг лучше ____________двух.
2.Доброе слово лечит, а ____________калечит.
3. Горькая правда лучше____________лжи.
в) Игра «В каком магазине?» (устно)
На доске написаны названия предметов: Овощи, книги, обувь, цветы, кефир, баранки, шкаф, коньки, матрешка. Образуйте прилагательное, обозначающее в каком магазине можно купить тот или иной предмет.
г) Индивидуальная работа по карточкам.*(дополнительно)
-Продолжаем. Сейчас у нас работа по карточкам. Каждый из вас получает карточку, внимательно читает задание и выполняет его.
КАРТОЧКА №1
В группе однокоренных слов найди прилагательное: ласка, ласкать, ласковый, горький, горчить, горечь, доброта, добрый, подобреть. |
КАРТОЧКА №2
Измени прилагательное по родам яркий... умный... большой... |
КАРТОЧКА №3
Образуй от существительного однокоренное прилагательное добро; радость; отзывчивость. |
КАРТОЧКА № 4 |
Разбери прилагательное по составу безумный; приморский; заоблачный. |
IX. Итог урока . Рефлексия.
Цель: самооценка своей работы, развитие речи, развитие умения анализировать.
-Что такое имя прилагательное? Зачем мы в своей речи употребляем имена прилагательные?
-Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с именами прилагательными. Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? Какие?
Выполнение теста (самостоятельно ). Учитель читает задание и варианты ответов. Дети отмечают правильный ответ.
Тест
1. Выберите верное утверждение:
А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым;
В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения.
2. Род и число имени прилагательного зависит от:
А) имени существительного;
Б) глагола;
В) предлога.
3. Укажи прилагательное, противоположное по значению данному:
Зелёная нить тонкая, а красная ....
А) гладкая;
Б) короткая;
В) толстая.
4. . В каком случае словосочетание записано верно?
А) апрельское утро;
Б) апрельская утро;
В) апрельской утро;
5. Укажи имя прилагательное.
А) утеплять;
Б) теплый;
В) тепло.
6. Какие имена прилагательные подойдут к существительному крот?
А) аккуратный, большой, серый ;
Б) небольшой, чёрный, слепой ;
В) проворный, темноватый, огромный.
Учитель: Обменяйтесь своими работами с соседом по парте. Опираясь на проверочный лист , который вы видите на слайде оцените работу.
Затем ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана :
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я научился…
- Меня удивило…
Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными ребятами. (Учитель выставляет оценки за урок).
Послушайте стихотворение, попробуйте найти имена прилагательные.
Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получиться?
Не скажем мы – прекрасное,
Не скажем – безобразное,
Не скажем маме милая,
Красивая, любимая,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
Если слушали внимательно , назовите мне все прилагательные , встретившиеся в этом стихотворении.
X. Домашнее задание.
Учитель дает дифференцированное задание по карточкам.
Карточка для учащихся высокого уровня:
1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные и напиши текст. Укажи прилагательные, выдели окончания.
Ёлка.
… ель росла в … лесу. С ветки на ветку прыгала … белка. Под … ёлкой бегали зайцы, лисы и волки. Дятел угощался её … шишками.
Карточка для учащихся среднего уровня:
1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные (используй слова для справок) и напиши текст. Укажи прилагательные, выдели окончания.
Ёлка.
… ель росла в … лесу. С ветки на ветку прыгала … белка. Под … ёлкой бегали зайцы, лисы и волки. Дятел угощался её … шишками.
Слова для справок: дремучем, рыжая, высокая, вкусными, зелёной.
Карточка для учащихся низкого уровня:
1. Прочитай текст. Спиши. Подчеркни прилагательные. Выдели окончания.
Ёлка.
Высокая ель росла в дремучем лесу. С ветки на ветку прыгала рыжая белка. Дятел угощался её вкусными шишками.
- Просмотрите, вам понятно задание?
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чистописание Седьмое марта. Классная работа. Жж Шш жи-ши
Прекрасная, солнечная, морозная … Старательный, прилежный, умный … Вкусное, парное, коровье … Быстроходный, белоснежный, двухпалубный … Ежедневная, свежая, интересная … Белые, кучевые, пушистые… Меховое, дорогое, тёплое… Словарная работа « Угадай существительное»
П о года, уч е ник, м о л о ко, к о рабль, г а зета, о бл а ка, п а льто.
Имя прилагательное Обозначает признак предмета Отвечает на вопросы какой ? какая? какое? какие? Изменяется по родам, числам и падежам В предложении является второстепенным членом
Текст №1 ВЕСНА . Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят с юга птицы. Текст №2 ВЕСНА. Наступила ранняя весна. Тает снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят с юга перелётные птицы.
Имена прилагательные обогащают речь, делают её яркой, красивой, выразительной . Имена прилагательные уточняют речь.
Тает снег. мягкое серебристая последний свежие белый Тает последний белый снег.
В переводе с лат. nomen adiectivum – имя прилегающее, примыкающее .
ГРАММАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА Родились Прилагательные с очень покладистым характером, но вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа. - А если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласоваться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.
Вывод о связи частей речи: согласуются с ущ. прил. в числе в роде в падеже
АЛГОРИТМ Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо: Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное. Определить род и число имени существительного. По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного. Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.
злой олень трусливый медведь хитрая еж пушистая змея неуклюжий лиса рогатый заяц колючий волк ядовитая белка Игра Деда Буквоеда
Ночь – тишина. Весна – ветер. Лес - озеро. Пух - одеяло. Вкус - еда. Чай - куст. Образуйте из первого существительного прилагательное . Запишите полученные словосочетания. Ночная тишина. Весенний ветер. Лесное озеро. Пуховое одеяло. Вкусная еда. Чайный куст.
Старый друг –лучше новых двух. Доброе слово лечит, а злое калечит. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Рефлексивно - оценочный этап. Тест 1. Выберите верное утверждение: А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим; Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым; В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения. 2. Род и число имени прилагательного зависят от: А) имени существительного; Б) глагола; В) предлога. 3. Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная .... А) гладкая; Б) короткая; В) толстая. 4. . В каком случае словосочетание записано верно? А) апрельское утро; Б) апрельская утро; В) апрельской утро; 5. Укажи имя прилагательное. А) утеплять; Б) теплый; В) тепло. 6. Какие имена прилагательные подойдут к существительному крот ? А) аккуратный, большой, серый ; Б) небольшой, чёрный, слепой ; В) проворный, темноватый, огромный.
Правильные ответы 1. В 2. А 3. В 4. А 5. Б 6. Б Меньше 3-х правильных ответов. Никуда не годится. (Неудовлетворительно) Три правильных ответа. Удовлетворительно. Четыре – пять правильных ответов. Хорошо. Шесть правильных ответов. Отлично.
К, прилетели, кормушке, снегири, и , суетливые, красногрудые, синички. Рефлексия Рефлексия Сегодня на уроке мы познакомились… - Мне было трудно … - Я сомневался… - Мне понравилось… - Я доволен …
СЕГОДНЯ ВЫ БЫЛИ: Умные Внимательные Активные Красивые Добрые Воспитанные
Домашнее задание Выполнить задание по карточкам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие об имени прилагательном
Презентация для знакомства с именем прилагательным...
Общее понятие об имени прилагательном
презентация к уроку...
Понятие об имени прилагательном как части речи.
Цели урока: 1.Повторять и обобщать знания учащихся об имени прилагательном как части речи; тренировать умения распознавать прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными.2....
Открытый урок русского языка "Понятие об имени прилагательном" в 3 классе
Текст урока русского языка. Тип урока - знакомство с новым материалом....
Презентация к уроку русского языка "Понятие об имени прилагательном"
Презентация к тексту урока русского языка "Понятие об имени прилагательном" с анимацией и использованием интерактивной доски....
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи." "
Это урок открытия новых знаний учащимися....