Корень слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок разработан по программе " Школа 2100". Тема урока: "Корень слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koren_slova.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Саранск, МОУ «Гимназия №12»
Измалкина Юлия Евгеньевна
Тема. Корень слова.
Цели: 1. Дать представление о понятии «корень», «однокоренные слова»
2. Повторить такие понятия как, многозначные слова и омонимы.
3. Развивать орфографическую зоркость учащихся.
4. Воспитывать у учащихся дружелюбие, взаимопомощь.
Ход урока.
- Минутка чистописания.
В с о Ё (Слайд 1)
- На какие группы можно разделить буквы?
(На гласные и согласные. На заглавные и строчные.)
- Составьте из этих букв слово. (Овёс)
(Слайд 2)
2. Словарная работа.
-Запишите слово овёс к себе в тетрадь. Поставьте ударение и разделите на слоги.
- Назовите опасные места в этом слове. Выделите их.
(Слайд 2)
- Запомните правописание этого слова.
-Как называется любимая каша англичан из овса? (Овсянка)
3. Инсценировка.
- Давайте внимательно послушаем диалог двух друзей. Речь пойдёт об овсянке.
1. –А у меня дома овсянка!
2.- Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.
1.-Люблю я овсянку
2.- И я люблю.
1.-Она жёлтая, красивая такая!
2.-И вкусная, особенно с молоком!
1.-Как это – вкусная? Как это – с молоком?
2.-Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
1.-Да ты про что говоришь?
2.-Какэто- про что? Про овсянку!
1.-Про какую овсянку?
2.-Про обыкновенную. А ты про какую?
1.-И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
2.-Каша песни пела?
1.-Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слышал про такую, что ли?
1.-Пойдём ко мне мою овсянку слушать. (Слайд 3)
2.-Пойдём! А потом ко мне - мою овсянку кушать! (Слайд 3)
-Прослушав диалог, что можете сказать о слове «овсянка» ? (Слово овсянка имеет два значения. Это птица и каша. Поэтому является омонимом.) (Слайд 4)
4. Введение в новый раздел.
(Слайд 5)
-Прочитайте слова.
(Овсянка, ключ, корень, лук, бабочка, коса )
-Какое слово здесь лишнее? (Корень- это многозначное слово, а овсянка, ключ, лук, бабочка и коса -омонимы)
(Слайд 6) (Слайд7) (Слайд8)
- Что общего в значениях этого слова?
(Корень - важная часть чего-либо)
-Сегодня мы будем говорить о корне, как о части слова.
(Слайд9)
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисёнок,
Лось, лоскут, лосёнок,
Горный, горка, городок,
Пёс, песочный и песок.
Где слова родные, однокоренные?
- Найдите в каждой строчке лишнее слово. Объясните, по какому признаку вы его зачеркнули.
- Оставшиеся слова запишите парами.
(Слайд10)
- Что общего в каждой паре слов? (Общая часть слова)
- Такие слова мы можем назвать родственными словами.
- Обозначьте в словах общую часть значком или можно сказать «выделите корень слова».
- Что такое корень? Какой вывод можно сделать? (Корень - общая часть родственных слов)
- Сравните свой вывод с правилом на странице 51.
5. Наблюдение над однокоренными словами.
(Слайд11)
Много-много лет назад появился на свет корень САД. Нашли его люди и решили посадить . Стало корень САД расти. Сначала один росток пустил САДОВНИК, потом другой ПОСАДКА, потом третий РАССАДА. Много ростков появилось от корня САД. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево получилось. (Слайд 11)
- Какой корень во всех этих словах?
- Как вы думаете, как называются слова, которые образовались от одного итого же корня? (Однокоренные)
- Прочитаем правило на странице 52.
6. Физкультминутка. (Слайд12 )
Приплыли тучки дождевые: - лей, дождик, лей!
Дождинки пляшут, как живые! - пей, земля, пей!
И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, пьёт!
А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт.
- Найдите в тексте однокоренные слова.
- Запишите их и выделите корень.
- Какой корень с этих словах?
7. Работа с учебником.
Упражнение 349 стр. 52
- Прочитайте и найдите однокоренные слова. (Снегом, снежною)
-Почему вы так считаете?
-Выделите корень в словах.
- Что заметили?
- От какого корня образовалось слово СНЕЖНОЮ? (От корня снег)
Давайте прочитаем, что произошло с буквой С при образовании родственного слова. Стр 53
Игра «Составь пару» (Слайд 13)
Моряк - морской, ночь - ночной, письменный - письмо, творог – творожный, яблоко – яблочный.
-Какими частями речи являются эти слова?
Упражнение 352. Стр. 55
Самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
8. Итог урока.
- О чём говорили сегодня на уроке?
- Что такое корень? Однокоренные слова?
Домашнее задание.
Упражнение353. Стр.55
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова». Цель: формировать общее представление об однокоренных с...
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Предложен материал по данной теме...
План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....
Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)
Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...