Разработка урока по развитию речи (изложение)
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Хилевич Елена Анатольевна

Конспект урока обучающего изложения "Нелюдим".УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nelyudim.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

К   О   Н   С   П   Е   К   Т

открытого урока по русскому языку

в 3 классе по теме:

"Изложение "Нелюдим"".

УМК «Школа России»

   Урок разработан учителем

                   начальных классов ХИЛЕВИЧ  Е.А.

Санкт-Петербург. 2010 г.

ТЕМА:  Изложение "Нелюдим"

ЦЕЛЬ:  Обучать учащихся письменному пересказу текста, учить  составлять план текста. Развивать устную и письменную речь детей. Закреплять знания об однородных членах предложения, отрабатывать навыки по постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Закреплять навыки написания безударных падежных окончаний имён существительных. Учить анализировать и правильно оценивать нравственные поступки детей, воспитывать чуткость, трудолюбие, уважительное отношение к взрослым людям.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: индивидуальные карточки, текст изложения у каждого учащегося

ХОД УРОКА

  1. Сообщение цели урока

Будем продолжать учиться передавать на письме свои мысли, правильно строить и записывать предложения, в частности, предложения с однородными членами.

  1. Работа над текстом

                                                                              Нелюдим.

Мария Ивановна долго болела. Все ученики навещали учительницу, приносили цветы, рассказывали смешные истории и интересные новости.

Один Вася Сапунов не навещал учительницу. Недаром он слыл нелюдимым и нечутким мальчишкой.

Мария  Ивановна выздоровела, пришла в класс и поблагодарила всех за внимание во время болезни. А Васю Сапунова поблагодарила отдельно и необычно. Она подошла, пожала ему руку и назвала настоящим мужчиной.

Ребята удивились. И вот что рассказала учительница. Вася не навещал её. Но он  каждый день приходил к её старенькой маме и приносил по два ведра воды и по две охапки дров.

Каждый заботится, как умеет. Разве это плохо?        

                                                                                                                                                             (По Е. Пермяку)

  1. Какие типы текстов вы знаете?
  2. На какие вопросы отвечает каждый из них?

Чтение текста вслух. Беседа по тексту:

  1. какой тип текста? (повествование)
  2. какая тема текста? (о детях, их чувствах, поступках, об отношении к взрослым людям)
  3. объясните, как вы понимаете значение слова "нелюдим"?
  4. подберём слова, близкие по смыслу: необщительный, замкнутый
  5. в словаре Ожегова есть ещё второе значение этого слова, например нелюдимый лес, остров. В каком значении здесь употребляется слово? (безлюдный, пустынный)
  6. кого в тексте называли нелюдимым мальчиком?
  7. каким на самом деле оказался Коля?
  8. сравните, каким образом проявляли заботу об учительнице дети и Коля?
  9. можно ли здесь ставить вопрос, кто лучше?
  10. какая основная мысль этого текста?

  1. Составление плана

  1. Во время болезни
  2. Благодарность учительницы
  3. Рассказ Марии Ивановны
  4. Каждый заботится как умеет

План примерный. Кто считает, что его план лучше, может написать свой.

IY.    Определение опорных слов в тексте

Дети читают текст и подчёркивают опорные слова в тексте.

  1. Орфографическая подготовка

б…лела                           уч…ники                                    нав…щали

прин…сили                    ра…казывали                             п…бл…г…дарила

цв…ты                            учит…льн…ца                           п…д…шла

вызд…ровела                нелюдимым                                 п…жала

назв…ла                         нечутким                                    

побл…годарила             недаром

уд…вились                     заботится

в…дро                              

-На какие правила подобраны слова в каждом столбике?

-Дети вставляют пропущенные буквы, подбирают проверочные слова, объясняют орфограмму.

-Найдите в тексте предложения с однородными членами. Как они соединены?

-Дети объясняют правила пунктуации в предложениях с однородными членами.

Физкультминутка.

YI.    Последнее чтение текста.

Пересказ текста по опорным словам,

 записанным на доске.

YII.     Самостоятельная работа по группам.

1-я группа – пишет изложение самостоятельно без опорных слов;

2-я группа – работает, пользуясь карточками с опорными словами;

3-я группа – пишет изложение, пользуясь карточками с вопросами по тексту.

         YIII.     Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития

Задания  направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...

3 класс. Урок по развитию речи. Изложение повествовательного текста.

Предмет: русский языкКласс: 3Тема: Подробное изложение текста повествовательного типаТип урока: комбинированныйЦели деятельности учителя: - развивать умения пересказывать письменно текст по плану;План...

Технологическая карта урока РЯ "Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»" 2 класс

Предмет: русский языкКласс: 2 «а» Тема урока: «Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»»....

Конспект урока по развитию речи "Изложение по обобщенным вопросам "Опасная встреча".

Конспект поможет научить младших школьников писать изложение по обобщенным вопросам....

Методическая разработка урока по развитию речи Учимся писать изложение

В разработке можно найти технологическую карту урока, алгоритм написания изложения, система оценивания...