Методическая разработка раздела программы
методическая разработка (русский язык, 2 класс) на тему
Медическая разработка раздела программы по русскому языку для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века". Урок на тему: "Приставка как часть речи."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdel_programmy_golubevoy_s._v.docx | 102.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 г. Павлово
Методическая разработка раздела учебной программы
Работу выполнила:
Голубева Светлана Владимировна
учитель начальных классов
МБОУСОШ № 10
Павлово 2013г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
Целями обучения русскому языку являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся:
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Программа курса «Русский язык» реализует задачи ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке, формирование умений и навыков грамотного безошибочного письма, развитие речи школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно-коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристанное внимание к значению и функциям всех языковых единиц. В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи». Такое структурирование курса позволяет успешно реализовывать цели развития логического и абстрактного мышления; решить практические задачи по формированию навыков грамотного безошибочного письма и развитию речи учащихся; сделать ученика субъектом обучения. Когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет; избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешивания различных видов работ.
Ценностные ориентиры содержания предмета.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционирование родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить кругозор второклассников, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Программа «Русский язык» состоит из разделов:
Фонетика (10 ч.)
Слово и предложение. (6 ч.)
Состав слова (морфемика) (19 ч.)
Лексика (22 ч.).
Правописание (формирование навыков грамотного письма), (58 ч.)
Развитие речи (34 ч.)
Повторение (5 ч.)
Задачи раздела программы.
- Предметные.
- Формировать навыки грамотного письма;
- Формировать знания о частях слова (окончание, суффикс, приставка, корень, основа) и их значение;
- Познакомить с признаками родственных слов;
- Познакомить с написанием корней с чередующимися согласными;
- Формировать умение образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;
- Формировать умение разбирать слово по составу.
2. Метапредметные.
-Развивать умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- Развивать способности контролировать свои действия, проверять написанное;
- Развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- Развивать умения преобразовывать объект из чувственной формы в модель;
- Развивать логических действий: анализ, синтез, классификация.
- Личностные.
- Воспитывать любовь к родному языку;
- Прививать стремление к улучшению качества своей устной и письменной речи.
Психолого–педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями
Возрастные особенности учащихся 8-9 летнего возраста:
Младший школьный возраст является сензитивным для:
- формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
- Усиливается роль словесно – логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно – образным)
- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
- усвоения социальных норм, нравственного развития;
- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Психолого-педагогическая характеристика класса
- В классе 26 учащихся: 16 мальчиков и 10 девочек. Все дети посещали ДОУ. По итогам изучения школьной мотивации учащихся условно можно разделить на три уровня:
(Методика Н.Л. Белопольской)
1уровень – высокий ( 19%, 5 человек)
Учащиеся данного уровня проявляют активность и желание заниматься учебной деятельностью, усидчивы, умеют принимать инструкции взрослого и выполнять их. Эти дети быстро и легко усваивают учебный материал, применяют знания. Объем кратковременной памяти большой, работает как словесно-образная, так и логическая память. Преобладает высокий темп деятельности.
2 уровень – средний (58 %, 15 человек)
При запоминании учебного материала сочетают механические приемы заучивания с логическими. Восприятие материала не всегда характеризуется достаточной осмысленностью. При увеличении объема воспринимаемого материала эффективность восприятия снижается.
3 уровень – низкий ( 23 %, 6 человек)
Преобладает образная память с опорой на новизну. Заученный материал воспроизводят фрагментарно, а заучивают наизусть с помощью взрослого.
Эти дети не могут одновременно эффективно воспринимать разные виды информации, у них низкий уровень целостности восприятия: с трудом выделяют главное, не замечают второстепенное.
- Уровень воспитанности класса – 3,7 балла
- По уровню развития и обученности
( методика Э.Ф. Замбицавигене)
класс можно разделить на три группы:
1 группа – дети с уровнем развития – ниже среднего – 10 человек (38%)
2 группа – дети среднего уровня развития –13 человек (45%)
3 группа – дети с уровнем развития – выше среднего – 5 человек (17%)
Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
Умения, формируемые в процессе изучения темы:
Личностные результаты
- Понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем индивидуальной культуры человека.
- Следование в речи моральным нормам и этическим требованиям
Предметные результаты
- Выделять и находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
- Находить лексическое значение слова в толковом словаре;
- Подбирать однокоренные слова;
- Определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- Устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
- Определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
- Различать однозначные и многозначные слова.
Метапредметные результаты
- Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебной задачи.
- Учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.
- Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.
- Умение задавать вопросы.
-Формирование навыков самоконтроля и самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Обоснование технологий организации учебной деятельности учащихся.
Для успешного усвоения раздела программы использую следующие технологии:
Дифференцированное обучение
- с учетом индивидуальных особенностей учащихся и их интереса
Развивающее обучение
- для развития познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, воображения, внимания.
- для развития речи
Информационные технологии
- для развития познавательного интереса и лучшего восприятия учебного материала
Технология сотрудничества
-для развития коммуникативных умений
Здоровьесбережение
-для сохранения здоровья, релаксации, снятия утомляемости глазных мышц
Деятельностный подход к обучению предполагает:
наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
Обоснование методов и приемов
Методы | Приемы |
Проблемно - поисковые | Создание проблемной ситуации, организация обсуждения, разрешение проблемы, подтверждение правильности выбора «ловушки» |
Метод демонстрации (наглядные) | Показ с помощью технических средств |
Практические | Постановка задания, планирование его исполнения, анализ итогов |
Индуктивные и дедуктивные | Приемы учебного анализа, синтеза, сравнения, аналогии, выявление причинно – следственных связей |
Словесные | Постановка вопросов, обсуждение ответов и мнений учеников, выделение главного, формулирование выводов, изложение информации |
Система знаний, система деятельности.
Знания | Деятельность детей |
1.Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов | Различать разные слова и формы одного и того же слова. Высказывать предположение в результате наблюдения за предметом и словами, его называющими. Употреблять слова в предложении в нужной форме. Формулировать вывод на основе наблюдения. Наблюдать изменение формы слова, выявлять изменяемую часть слова. Знакомиться с окончанием как частью слова. |
2. Корень как часть слова. Различение однокоренных слов и раз личных форм одного и того же слова | Понимать информацию, представленную в виде рисунка. Сопоставлять предложенные слова и высказывать предположение об их сходстве и различии. Находить общую часть в группах слов. Знакомиться с понятиями «корень», «однокоренные слова». Находить слова по заданному основанию. Различать родственные слова и формы одного и того же слова. |
3.Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями | Дополнять однокоренные слова по заданному основанию (отвечают на вопросы что? какой? что делать?). Наблюдать за словами с омонимичными корнями. Устанавливать различия родственных слов и слов с омонимичными корнями. Понимать алгоритм выделения корня и использовать его при решении практических задач. Различать родственные слова и синонимы . Находить однокоренные слова |
4.Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова | Различать однокоренные слова и формы слова. Подбирать слова по заданным основаниям; находить, выделять и отмечать корень. Различать однокоренные слова и формы слова. Подбирать родственные слова. Находить слова с заданным корнем. |
5.Чередование согласных в корне слова | Наблюдать за чередованием согласных в корне слова. Понимать информацию, представленную в таблице Подбирать родственные слова с чередованием согласных в корне слова. Доказывать собственную точку зрения. Дополнять ряды слов по заданному основанию. |
6.Суффикс как часть слова; значения суффиксов | Знакомиться с алгоритмом нахождения суффикса в словах. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Подбирать слова с заданным значением. Понимать и преобразовывать в текст информацию, представленную в виде схемы.. |
7.Суффикс как часть слова; значения суффиксов | Отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове. Соотносить слова со схемами их морфемного состава. Анализировать схемы морфемного состава слов и подбирать собственные примеры к заданной схеме. Наблюдать за образованием новых слов и выделять суффиксы, с помощью которых они образованы. |
8.Суффикс как часть слова; значения суффиксов | Выделять суффиксы на основе развёрнутого толкования слова.. Сопоставлять значения суффиксов. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, дополнять таблицу. Согласовывать действия в ходе групповой работы, контролировать и координировать действия партнёров. |
9.Суффиксальный способ образования слов | Устанавливать значения суффиксов. Знакомиться с суффиксальным способом образования слов. Понимать схемы способов образования слов и подбирать к предложенным схемам |
10.Суффиксальный способ образования слов | Образовывать слова по заданным моделям. Выделять части слова: корень, суффикс и окончание Находить допущенную ошибку и объяснять причину её появления. Определять способ образования слов. |
11.Приставка как часть слова; значения приставок | Анализировать языковой материал. Обсуждать проблемные вопросы. Высказывать предположение о наличии/отсутствии тех или иных частей в слове. Восстанавливать по смыслу и по структуре недостающую часть слова. Знакомиться с приставкой как частью слова. |
12.Приставочный способ образования слов | Определять значения приставок и способ образования слов. Подбирать слова, образованные приставочным способом, в соответствии с заданной моделью. Находить слова, образованные приставочным способом. Осуществлять самоконтроль и самопроверку |
13.Суффиксальный, приставочный и приставочно- суффиксальный способы образования слов | Наблюдать за словами, образованными приставочно-суффиксальным способом, определять способ образования слов. Конструировать слова в соответствии с заданной моделью. Наблюдать за словами, образованными способом сложения. Устанавливать способ образования слов.. |
14.Слово и его лексическое значение. Понимание слова как единства звучания и значения | Знакомиться с основой как частью слова. Применять алгоритм нахождения основы слова. Подбирать слова к схемам. Находить и исправлять ошибку в разборе слова. Подбирать слова по заданным основаниям и фиксировать указанные в задании части слов |
Поурочное планирование по разделу программы: «Состав слова (морфемика)»
1.Окончание как часть слова.
2. Корень как часть слова.
3. Корень слова как общая часть родственных слов.
4. Контрольный диктант №1 по теме: буквы безударных гласных в корне слова.
5. Однокоренные слова.
6. Корень слова с чередованием согласных.
7. Суффикс как часть слова.
8. Значения суффиксов.
9. Значение суффиксов.
10. Значения суффиксов.
11. Образование слов с помощью суффиксов.
12. Образование слов с помощью суффиксов.
13. Приставка как часть слова.
14.Значения приставок.
15.Образование слов с помощью приставок.
16.Как образуются слова.
17.Основа слова.
18.Повторяем состав слова.
19. Повторяем состав слова.
Проект урока
Тема урока: Приставка как часть слова.
Дата проведения: 24.12.2012
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель урока: Формирование знаний о приставке как части слова.
Задачи урока:
1.Предметные:
- познакомить с приставкой как значимой частью слова;
- повторить изученные орфограммы;
2. Метапредметные:
- формировать регулятивные УУД: целеполагание, оценку, прогнозирование, самоконтроль и самоанализ.
- развивать коммуникативные УУД: умение взаимодействовать, строить речевые высказывания;
- развивать познавательные УУД: логическое мышление через операции анализа, синтеза, обобщения; внимание.
3. Личностные:
- формировать познавательную мотивацию;
- воспитывать интерес к русскому языку
Методы: проблемный; объяснительно – иллюстративный; словесный; наглядный, практический; частично – поисковый.
Формы организации: фронтальная, работа в группах, индивидуальная.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с приставками, карточки для самостоятельной работы, сигнальные карточки для обратной связи, кубик, смайлики.
Этапы урока и их продолжительность:
- Организационный момент (этап мотивации) – 5 минуты
- Актуализация опорных знаний и умений – 5 минут
- Постановка учебной проблемы – 5 минута
- Формулирование проблемы, планирование деятельности – 3 минуты
- Открытие нового знания - 5 минут
- Первичная проверка понимания – 6 минут
- Применение новых знаний – 6 минут
- Итог урока – 3 минуты
- Рефлексия – 1 минута
- Домашнее задание – 1 минута
Итог: 40 минут.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Тема урока: Приставка как часть слова.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель урока: Формирование знаний о приставке как части слова.
Задачи урока:
1.Предметные:
- познакомить с приставкой как значимой частью слова;
- повторить изученные орфограммы;
2. Метапредметные:
- формировать регулятивные УУД: целеполагание, оценку, прогнозирование, самоконтроль и самоанализ.
- развивать коммуникативные УУД: умение взаимодействовать, строить речевые высказывания;
- развивать познавательные УУД: логическое мышление через операции анализа, синтеза, обобщения; внимание.
3. Личностные:
- формировать познавательную мотивацию;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Содержание урока соответствует теме и поставленным задачам. Все они были реализованы в ходе урока. При подборе материала опиралась на зону ближайшего развития детей, стремилась к тому, чтобы при выполнении учебной задачи каждый ученик приложил определенное доступное усилие, умел использовать в собственной деятельности результаты коллективной работы и проявлял самостоятельность. Т.о, стремилась каждого ученика сделать соучастником учебного поиска.
Применялись разнообразные формы организации деятельности учеников: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.
Использовались проблемные методы, приемы активизации познавательной деятельности детей.
Мотивационный, операционный и регулирующий компоненты учебной деятельности развивались в равной степени.
Была организована оперативная обратная связь. Отслеживалось усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, осуществ-лялась своевременная коррекция ошибок, использовались разнообразные способы и средства обратной связи.
При организации самостоятельной работы были преду-смотрены дифференциация и индивидуализация обучения.
На уроке были созданы условия для формирования положительной моти-вации ( эмоциональной, социальной, познавательной).
Учебные задачи ставились на уроке совместно с детьми, учащиеся осозна-вали их.
Формировались умственные учебные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и познавательные способности учащихся с учё-том возраста детей.
Было организовано сотрудничество учителя и учащихся как равных партнеров, а также сотрудничество детей друг с другом. Дети выступали в роли субъектов деятельности, проявляли на уроке познавательную активность.
Исходя из разноуровневой модели класса и реализуя принцип технологии личностно-ориентированного обучения была организована дифференциро-ванная работа.
На уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера за счет тактичного, демократического стиля общения: учитель- ученик (фронтальная работа), ученик-ученик (работа в группах, парах).
Приложение к разделу программы
«Начальная школа 21 века», «Русский язык», 2 класс, 1 полугодие.
Итоговый тест.
1.Отметь «+» слова,в которых есть суффикс –к-
- лапка
- горка
- избушка
- стирка
- срок
2. Отметь «+» слова, у которых корень совпадает с основой
- столбик
- сокол
- загадка
- забор
- конфета
3. Отметь «+» название части слова, которая изменяет форму слова
- суффикс
- корень
- приставка
- окончание
- основа
4. Отметь «+» слова, в которых первая буква о является частью слова
- осина
- осмотреть
- овраг
- ослабить
- олень
5. Отметь «+» слова, которые соответствуют схеме: корень, суффикс, окончание, основа
- хвосты
- ягодка
- рассада
- зимний
- облака
6. Отметь «+» однокоренные слова
- прудик
- запруда
- прутик
- закрутить
- пруд
7. Отметь «+» слова, в которых есть приставка под-
- подвиг
- подписать
- подгореть
- полить
- подберёзовик
8. Отметь «+» приставку, которая придаст слову налить противоположное значение
- под-
- в-
- за-
- вы-
- пере-
Самостоятельная работа:
1.К данным глаголам подбери по два однокоренных с разными приставками. Запиши их.
Бежать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Плыть __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мыть __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Выпиши слова с приставкой за-
Заря, зашуметь, забава, забег.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Используя данные корни, образуй слова и запиши их
Сам + о + лет = __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сам + о + вар = __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сам + о + кат = __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.Дифференцированная работа:
Зелёная карточка «Вставь приставку»: Подсказка | Синяя карточка Подсказка | Красная карточка «Вставь подходящую по смыслу приставку»: Подсказка |
2.Карточки:
Запиши слова в два столбика: в первый – однокоренные слова, во второй – формы одного и того же слова. Обозначь корни. Роза, розовый, розочка, розами, розоветь, розы. _________________________ __________________________ _________________________ __________________________ _________________________ __________________________ _________________________ __________________________ |
Выпиши слова, которые ласково называют предметы. Обозначь суффиксы. Голова, ключик, козочка, дорога, грибок, глазки. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Запиши слова по их толкованию: Помещение, где собирают, хранят и выставляют для показа произведения искусства и другие предметы - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Кушанье из варёной крупы - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Сооружение со специально оборудованными площадками для спортивных состязаний и местами для зрителей - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Металлический или пластиковый колпачок, который надевают на палей при шитье - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Список литературы:
1.С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова. Программа, планирование, контроль к курсу «Русский язык» 1-4 классы, Начальная школа 21 века, Москва издательский центр «Вентана - Граф», 2012.
2.С. В. Иванов, М. И. Кузнецова. Коментарии к урокам к курсу «Русский язык», Начальная школа 21 века, 2 класс, Москва, издательский центр «Вентана - Граф», 2012.
3.С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова. Учебник «Русский язык», первая часть, 2 класс, Начальная школа 21 века, Москва, издательский центр «Вентана - Граф», 2011.
4. В. Ю. Романова, Л. В. Петленко. Русский язык, тетрадь для контрольных работ, 2 класс, Москва, издательский центр «Вентана - Граф», 2012.
5.С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова, электронное пособие, тематическое планирование, контроль к курсу «Русский язык», 1-4 клссы, Начальная школа 21 века, Москва, издательство «Вентана - Граф», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела программы "Природа России"
УМК по Окружающему миру для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования, программы « Окружающий мир 1- 4 класс», А.А.Плешаков...
методическая разработка раздела программы. Окружающий мир-2 класс. Начальная школа 21 века.
Методическая разработка образовательной программы . Окружающий мир 2 класс. Начальная школа 21 века. Тема:"Кто ты такой?"...
Методическая разработка раздела программы по технологии: "Дело мастера боится. Конструкция и украшение вещи" УМК "Гармония". 2 класс
Методическая разработка раздела программы по технологии: «Дело мастера боится. Конструкция и украшение вещи» создана на ос...
Методическая разработка раздела программы "Enjoy English" 2 класс
Методическая разработка раздела программы "Enjoy English"...
Методическая разработка раздела программы " Английский с удовольствием" 2 класс
Методическая разработка раздела программы "Английский с удовольствием" 2 класс...
Методическая разработка раздела программы
В методической разработке описан раздел по окружающему миру "Я и мое здоровье"...
Методическая разработка раздела программы
Я рассматриваю условия усвоения младшими школьниками понятия «наречие». Включение этого понятия в большинство новых программ по русскому языку вызвано высокой частотностью наречий, значимостью и...