Методическая разработка раздела программы
методическая разработка (русский язык, 2 класс) на тему
Медическая разработка раздела программы по русскому языку для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века". Урок на тему: "Приставка как часть речи."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 102.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 г. Павлово
Методическая разработка раздела учебной программы
Работу выполнила:
Голубева Светлана Владимировна
учитель начальных классов
МБОУСОШ № 10
Павлово 2013г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
Целями обучения русскому языку являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся:
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Программа курса «Русский язык» реализует задачи ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке, формирование умений и навыков грамотного безошибочного письма, развитие речи школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно-коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристанное внимание к значению и функциям всех языковых единиц. В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи». Такое структурирование курса позволяет успешно реализовывать цели развития логического и абстрактного мышления; решить практические задачи по формированию навыков грамотного безошибочного письма и развитию речи учащихся; сделать ученика субъектом обучения. Когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет; избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешивания различных видов работ.
Ценностные ориентиры содержания предмета.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционирование родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить кругозор второклассников, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Программа «Русский язык» состоит из разделов:
Фонетика (10 ч.)
Слово и предложение. (6 ч.)
Состав слова (морфемика) (19 ч.)
Лексика (22 ч.).
Правописание (формирование навыков грамотного письма), (58 ч.)
Развитие речи (34 ч.)
Повторение (5 ч.)
Задачи раздела программы.
- Предметные.
- Формировать навыки грамотного письма;
- Формировать знания о частях слова (окончание, суффикс, приставка, корень, основа) и их значение;
- Познакомить с признаками родственных слов;
- Познакомить с написанием корней с чередующимися согласными;
- Формировать умение образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;
- Формировать умение разбирать слово по составу.
2. Метапредметные.
-Развивать умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- Развивать способности контролировать свои действия, проверять написанное;
- Развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- Развивать умения преобразовывать объект из чувственной формы в модель;
- Развивать логических действий: анализ, синтез, классификация.
- Личностные.
- Воспитывать любовь к родному языку;
- Прививать стремление к улучшению качества своей устной и письменной речи.
Психолого–педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями
Возрастные особенности учащихся 8-9 летнего возраста:
Младший школьный возраст является сензитивным для:
- формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
- Усиливается роль словесно – логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно – образным)
- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
- усвоения социальных норм, нравственного развития;
- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Психолого-педагогическая характеристика класса
- В классе 26 учащихся: 16 мальчиков и 10 девочек. Все дети посещали ДОУ. По итогам изучения школьной мотивации учащихся условно можно разделить на три уровня:
(Методика Н.Л. Белопольской)
1уровень – высокий ( 19%, 5 человек)
Учащиеся данного уровня проявляют активность и желание заниматься учебной деятельностью, усидчивы, умеют принимать инструкции взрослого и выполнять их. Эти дети быстро и легко усваивают учебный материал, применяют знания. Объем кратковременной памяти большой, работает как словесно-образная, так и логическая память. Преобладает высокий темп деятельности.
2 уровень – средний (58 %, 15 человек)
При запоминании учебного материала сочетают механические приемы заучивания с логическими. Восприятие материала не всегда характеризуется достаточной осмысленностью. При увеличении объема воспринимаемого материала эффективность восприятия снижается.
3 уровень – низкий ( 23 %, 6 человек)
Преобладает образная память с опорой на новизну. Заученный материал воспроизводят фрагментарно, а заучивают наизусть с помощью взрослого.
Эти дети не могут одновременно эффективно воспринимать разные виды информации, у них низкий уровень целостности восприятия: с трудом выделяют главное, не замечают второстепенное.
- Уровень воспитанности класса – 3,7 балла
- По уровню развития и обученности
( методика Э.Ф. Замбицавигене)
класс можно разделить на три группы:
1 группа – дети с уровнем развития – ниже среднего – 10 человек (38%)
2 группа – дети среднего уровня развития –13 человек (45%)
3 группа – дети с уровнем развития – выше среднего – 5 человек (17%)
Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
Умения, формируемые в процессе изучения темы:
Личностные результаты
- Понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем индивидуальной культуры человека.
- Следование в речи моральным нормам и этическим требованиям
Предметные результаты
- Выделять и находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
- Находить лексическое значение слова в толковом словаре;
- Подбирать однокоренные слова;
- Определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- Устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
- Определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
- Различать однозначные и многозначные слова.
Метапредметные результаты
- Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебной задачи.
- Учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.
- Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.
- Умение задавать вопросы.
-Формирование навыков самоконтроля и самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Обоснование технологий организации учебной деятельности учащихся.
Для успешного усвоения раздела программы использую следующие технологии:
Дифференцированное обучение
- с учетом индивидуальных особенностей учащихся и их интереса
Развивающее обучение
- для развития познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, воображения, внимания.
- для развития речи
Информационные технологии
- для развития познавательного интереса и лучшего восприятия учебного материала
Технология сотрудничества
-для развития коммуникативных умений
Здоровьесбережение
-для сохранения здоровья, релаксации, снятия утомляемости глазных мышц
Деятельностный подход к обучению предполагает:
наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
Обоснование методов и приемов
Методы | Приемы |
Проблемно - поисковые | Создание проблемной ситуации, организация обсуждения, разрешение проблемы, подтверждение правильности выбора «ловушки» |
Метод демонстрации (наглядные) | Показ с помощью технических средств |
Практические | Постановка задания, планирование его исполнения, анализ итогов |
Индуктивные и дедуктивные | Приемы учебного анализа, синтеза, сравнения, аналогии, выявление причинно – следственных связей |
Словесные | Постановка вопросов, обсуждение ответов и мнений учеников, выделение главного, формулирование выводов, изложение информации |
Система знаний, система деятельности.
Знания | Деятельность детей |
1.Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов | Различать разные слова и формы одного и того же слова. Высказывать предположение в результате наблюдения за предметом и словами, его называющими. Употреблять слова в предложении в нужной форме. Формулировать вывод на основе наблюдения. Наблюдать изменение формы слова, выявлять изменяемую часть слова. Знакомиться с окончанием как частью слова. |
2. Корень как часть слова. Различение однокоренных слов и раз личных форм одного и того же слова | Понимать информацию, представленную в виде рисунка. Сопоставлять предложенные слова и высказывать предположение об их сходстве и различии. Находить общую часть в группах слов. Знакомиться с понятиями «корень», «однокоренные слова». Находить слова по заданному основанию. Различать родственные слова и формы одного и того же слова. |
3.Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями | Дополнять однокоренные слова по заданному основанию (отвечают на вопросы что? какой? что делать?). Наблюдать за словами с омонимичными корнями. Устанавливать различия родственных слов и слов с омонимичными корнями. Понимать алгоритм выделения корня и использовать его при решении практических задач. Различать родственные слова и синонимы . Находить однокоренные слова |
4.Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова | Различать однокоренные слова и формы слова. Подбирать слова по заданным основаниям; находить, выделять и отмечать корень. Различать однокоренные слова и формы слова. Подбирать родственные слова. Находить слова с заданным корнем. |
5.Чередование согласных в корне слова | Наблюдать за чередованием согласных в корне слова. Понимать информацию, представленную в таблице Подбирать родственные слова с чередованием согласных в корне слова. Доказывать собственную точку зрения. Дополнять ряды слов по заданному основанию. |
6.Суффикс как часть слова; значения суффиксов | Знакомиться с алгоритмом нахождения суффикса в словах. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Подбирать слова с заданным значением. Понимать и преобразовывать в текст информацию, представленную в виде схемы.. |
7.Суффикс как часть слова; значения суффиксов | Отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове. Соотносить слова со схемами их морфемного состава. Анализировать схемы морфемного состава слов и подбирать собственные примеры к заданной схеме. Наблюдать за образованием новых слов и выделять суффиксы, с помощью которых они образованы. |
8.Суффикс как часть слова; значения суффиксов | Выделять суффиксы на основе развёрнутого толкования слова.. Сопоставлять значения суффиксов. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, дополнять таблицу. Согласовывать действия в ходе групповой работы, контролировать и координировать действия партнёров. |
9.Суффиксальный способ образования слов | Устанавливать значения суффиксов. Знакомиться с суффиксальным способом образования слов. Понимать схемы способов образования слов и подбирать к предложенным схемам |
10.Суффиксальный способ образования слов | Образовывать слова по заданным моделям. Выделять части слова: корень, суффикс и окончание Находить допущенную ошибку и объяснять причину её появления. Определять способ образования слов. |
11.Приставка как часть слова; значения приставок | Анализировать языковой материал. Обсуждать проблемные вопросы. Высказывать предположение о наличии/отсутствии тех или иных частей в слове. Восстанавливать по смыслу и по структуре недостающую часть слова. Знакомиться с приставкой как частью слова. |
12.Приставочный способ образования слов | Определять значения приставок и способ образования слов. Подбирать слова, образованные приставочным способом, в соответствии с заданной моделью. Находить слова, образованные приставочным способом. Осуществлять самоконтроль и самопроверку |
13.Суффиксальный, приставочный и приставочно- суффиксальный способы образования слов | Наблюдать за словами, образованными приставочно-суффиксальным способом, определять способ образования слов. Конструировать слова в соответствии с заданной моделью. Наблюдать за словами, образованными способом сложения. Устанавливать способ образования слов.. |
14.Слово и его лексическое значение. Понимание слова как единства звучания и значения | Знакомиться с основой как частью слова. Применять алгоритм нахождения основы слова. Подбирать слова к схемам. Находить и исправлять ошибку в разборе слова. Подбирать слова по заданным основаниям и фиксировать указанные в задании части слов |
Поурочное планирование по разделу программы: «Состав слова (морфемика)»
1.Окончание как часть слова.
2. Корень как часть слова.
3. Корень слова как общая часть родственных слов.
4. Контрольный диктант №1 по теме: буквы безударных гласных в корне слова.
5. Однокоренные слова.
6. Корень слова с чередованием согласных.
7. Суффикс как часть слова.
8. Значения суффиксов.
9. Значение суффиксов.
10. Значения суффиксов.
11. Образование слов с помощью суффиксов.
12. Образование слов с помощью суффиксов.
13. Приставка как часть слова.
14.Значения приставок.
15.Образование слов с помощью приставок.
16.Как образуются слова.
17.Основа слова.
18.Повторяем состав слова.
19. Повторяем состав слова.
Проект урока
Тема урока: Приставка как часть слова.
Дата проведения: 24.12.2012
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель урока: Формирование знаний о приставке как части слова.
Задачи урока:
1.Предметные:
- познакомить с приставкой как значимой частью слова;
- повторить изученные орфограммы;
2. Метапредметные:
- формировать регулятивные УУД: целеполагание, оценку, прогнозирование, самоконтроль и самоанализ.
- развивать коммуникативные УУД: умение взаимодействовать, строить речевые высказывания;
- развивать познавательные УУД: логическое мышление через операции анализа, синтеза, обобщения; внимание.
3. Личностные:
- формировать познавательную мотивацию;
- воспитывать интерес к русскому языку
Методы: проблемный; объяснительно – иллюстративный; словесный; наглядный, практический; частично – поисковый.
Формы организации: фронтальная, работа в группах, индивидуальная.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с приставками, карточки для самостоятельной работы, сигнальные карточки для обратной связи, кубик, смайлики.
Этапы урока и их продолжительность:
- Организационный момент (этап мотивации) – 5 минуты
- Актуализация опорных знаний и умений – 5 минут
- Постановка учебной проблемы – 5 минута
- Формулирование проблемы, планирование деятельности – 3 минуты
- Открытие нового знания - 5 минут
- Первичная проверка понимания – 6 минут
- Применение новых знаний – 6 минут
- Итог урока – 3 минуты
- Рефлексия – 1 минута
- Домашнее задание – 1 минута
Итог: 40 минут.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Тема урока: Приставка как часть слова.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель урока: Формирование знаний о приставке как части слова.
Задачи урока:
1.Предметные:
- познакомить с приставкой как значимой частью слова;
- повторить изученные орфограммы;
2. Метапредметные:
- формировать регулятивные УУД: целеполагание, оценку, прогнозирование, самоконтроль и самоанализ.
- развивать коммуникативные УУД: умение взаимодействовать, строить речевые высказывания;
- развивать познавательные УУД: логическое мышление через операции анализа, синтеза, обобщения; внимание.
3. Личностные:
- формировать познавательную мотивацию;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Содержание урока соответствует теме и поставленным задачам. Все они были реализованы в ходе урока. При подборе материала опиралась на зону ближайшего развития детей, стремилась к тому, чтобы при выполнении учебной задачи каждый ученик приложил определенное доступное усилие, умел использовать в собственной деятельности результаты коллективной работы и проявлял самостоятельность. Т.о, стремилась каждого ученика сделать соучастником учебного поиска.
Применялись разнообразные формы организации деятельности учеников: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.
Использовались проблемные методы, приемы активизации познавательной деятельности детей.
Мотивационный, операционный и регулирующий компоненты учебной деятельности развивались в равной степени.
Была организована оперативная обратная связь. Отслеживалось усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, осуществ-лялась своевременная коррекция ошибок, использовались разнообразные способы и средства обратной связи.
При организации самостоятельной работы были преду-смотрены дифференциация и индивидуализация обучения.
На уроке были созданы условия для формирования положительной моти-вации ( эмоциональной, социальной, познавательной).
Учебные задачи ставились на уроке совместно с детьми, учащиеся осозна-вали их.
Формировались умственные учебные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и познавательные способности учащихся с учё-том возраста детей.
Было организовано сотрудничество учителя и учащихся как равных партнеров, а также сотрудничество детей друг с другом. Дети выступали в роли субъектов деятельности, проявляли на уроке познавательную активность.
Исходя из разноуровневой модели класса и реализуя принцип технологии личностно-ориентированного обучения была организована дифференциро-ванная работа.
На уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера за счет тактичного, демократического стиля общения: учитель- ученик (фронтальная работа), ученик-ученик (работа в группах, парах).
Приложение к разделу программы
«Начальная школа 21 века», «Русский язык», 2 класс, 1 полугодие.
Итоговый тест.
1.Отметь «+» слова,в которых есть суффикс –к-
- лапка
- горка
- избушка
- стирка
- срок
2. Отметь «+» слова, у которых корень совпадает с основой
- столбик
- сокол
- загадка
- забор
- конфета
3. Отметь «+» название части слова, которая изменяет форму слова
- суффикс
- корень
- приставка
- окончание
- основа
4. Отметь «+» слова, в которых первая буква о является частью слова
- осина
- осмотреть
- овраг
- ослабить
- олень
5. Отметь «+» слова, которые соответствуют схеме: корень, суффикс, окончание, основа
- хвосты
- ягодка
- рассада
- зимний
- облака
6. Отметь «+» однокоренные слова
- прудик
- запруда
- прутик
- закрутить
- пруд
7. Отметь «+» слова, в которых есть приставка под-
- подвиг
- подписать
- подгореть
- полить
- подберёзовик
8. Отметь «+» приставку, которая придаст слову налить противоположное значение
- под-
- в-
- за-
- вы-
- пере-
Самостоятельная работа:
1.К данным глаголам подбери по два однокоренных с разными приставками. Запиши их.
Бежать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Плыть __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мыть __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Выпиши слова с приставкой за-
Заря, зашуметь, забава, забег.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Используя данные корни, образуй слова и запиши их
Сам + о + лет = __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сам + о + вар = __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сам + о + кат = __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.Дифференцированная работа:
Зелёная карточка «Вставь приставку»: Подсказка | Синяя карточка Подсказка | Красная карточка «Вставь подходящую по смыслу приставку»: Подсказка |
2.Карточки:
Запиши слова в два столбика: в первый – однокоренные слова, во второй – формы одного и того же слова. Обозначь корни. Роза, розовый, розочка, розами, розоветь, розы. _________________________ __________________________ _________________________ __________________________ _________________________ __________________________ _________________________ __________________________ |
Выпиши слова, которые ласково называют предметы. Обозначь суффиксы. Голова, ключик, козочка, дорога, грибок, глазки. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Запиши слова по их толкованию: Помещение, где собирают, хранят и выставляют для показа произведения искусства и другие предметы - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Кушанье из варёной крупы - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Сооружение со специально оборудованными площадками для спортивных состязаний и местами для зрителей - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Металлический или пластиковый колпачок, который надевают на палей при шитье - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Список литературы:
1.С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова. Программа, планирование, контроль к курсу «Русский язык» 1-4 классы, Начальная школа 21 века, Москва издательский центр «Вентана - Граф», 2012.
2.С. В. Иванов, М. И. Кузнецова. Коментарии к урокам к курсу «Русский язык», Начальная школа 21 века, 2 класс, Москва, издательский центр «Вентана - Граф», 2012.
3.С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова. Учебник «Русский язык», первая часть, 2 класс, Начальная школа 21 века, Москва, издательский центр «Вентана - Граф», 2011.
4. В. Ю. Романова, Л. В. Петленко. Русский язык, тетрадь для контрольных работ, 2 класс, Москва, издательский центр «Вентана - Граф», 2012.
5.С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова, электронное пособие, тематическое планирование, контроль к курсу «Русский язык», 1-4 клссы, Начальная школа 21 века, Москва, издательство «Вентана - Граф», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела программы "Природа России"
УМК по Окружающему миру для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования, программы « Окружающий мир 1- 4 класс», А.А.Плешаков...

методическая разработка раздела программы. Окружающий мир-2 класс. Начальная школа 21 века.
Методическая разработка образовательной программы . Окружающий мир 2 класс. Начальная школа 21 века. Тема:"Кто ты такой?"...
Методическая разработка раздела программы по технологии: "Дело мастера боится. Конструкция и украшение вещи" УМК "Гармония". 2 класс
Методическая разработка раздела программы по технологии: «Дело мастера боится. Конструкция и украшение вещи» создана на ос...

Методическая разработка раздела программы
В методической разработке описан раздел по окружающему миру "Я и мое здоровье"...

Методическая разработка раздела программы
Я рассматриваю условия усвоения младшими школьниками понятия «наречие». Включение этого понятия в большинство новых программ по русскому языку вызвано высокой частотностью наречий, значимостью и...

Методическая разработка раздела программы по русскому языку тема : "имя существительное"
Этот материал может быть полезен для учителя начальных классов...

Методическая разработка раздела программы по окружающему миру "Формы земной поверхности"
Данный материал содержит разработку раздела программы по окружающему миру "Формы земной поверхности" в ОС "Школа 2100" 2 класс....