Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.
презентация к уроку
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе. | 622.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Л. Выгодский
Цель данной технологии - Развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.)
«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Актуальностью технологии является: проводить уроки в оптимальном режиме; высокий уровень работоспособности обучающихся; усвоение знаний в процессе постоянного поиска.
Если сравнить… ВЫЗОВ Ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать»уже имеющиеся знания либо создать ассоциацию по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. ОСМЫСЛЕНИЕ На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным. РЕФЛЕКСИЯ На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Что принципиально нового несёт технология критического мышления ? Элементы новизны содержатся в методических приёмах , которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности .
Вызов Приемы: Верные, неверные высказывания Ключевые слова Перепутанные логические цепочки Кластер Таблица ЗХУ Корзина идей Дерево предсказаний «Ромашка Блума » Игра «Верите ли вы,что …»
Осмысление Кластер Инсерт Бортовой журнал Фишбоун «Шесть шляп» Сюжетная таблица
Рефлексия Таблица «толстых» и «тонких» вопросов Синквейн «Общее и уникальное» Ассоциации
Прием «Верные, неверные утверждения» Работа с этим приемом может быть оформлена в таблицу. Учащиеся формулируют утверждения. Затем устанавливают, верны ли данные утверждения. Если согласны в графе ставят «+», если не согласны - «-». После знакомства с основной информацией возвращаются к данным утверждениям и оценивают их достоверность.
Прием «Ключевые слова » Учащимся необходимо записать все имеющиеся знания о познавательном объекте. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Прием«Перепутанные логические цепочки». Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют Пронумеровать планеты в зависимости от удалённости от Солнца. Венера Земля Юпитер Меркурий Марс Сатурн Нептун Уран Плутон
Прием «Кластер» В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся.
Окружающий мир Живая Животные Растения Явления природы Неживая Природа
Имя прилагательно е Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Является в предложении второстепенным членом предложения Изменяется по числам и падежам Часть речи Обозначает признак предмета Русский язык
Прием «Таблица ЗХУ» Что знаем Хотим узнать Что нового узнали *Растения – часть живой природы. *Растениям необходимы: тепло, свет, вода и воздух. *Растения нужны людям и животным. *На какие группы делятся растения? *Что полезного в растениях? *Интересные сведения. *Как связаны растения с воздухом? Как называется наука о растениях? ? Окружающий мир. « Какие бывают растения?»
Слова, которые обозначают признак предмета, отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? Каким членом предложения являются и как подчёркиваются в предложении? Слова, которые обозначают признак предмета, отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? В предложении являются второстепенным членом и подчёркиваются волнистой линией .
12.01.2016 19 Прием« Корзина идей » Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. В корзине будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. « Что такое погода?» Погода – это … … температура воздуха … осадки и ветер … изменения на улице … облачность … светит солнце или нет Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения и в конце урока подводится итог.
Прием «Дерево предсказаний» Ствол – тема Ветви – предположения Листья – основания предположения
Прием«Верите ли вы, что….» Учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предложения -…ветер может разрушить горы? - … опавшие осенью листья вредят почве? - … 1см почвы образуется за 300 лет? - … норы животных, живущих в почве, разрушают её? - … растения участвуют в образовании почвы? - … почва и камень родственники? - … почва – наша кормилица?
«V» - уже знал «+» - новое для меня «-» - думал иначе «?» - не понял, есть вопрос Имя существительное -это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода. В русском языке шесть падежей: именительный, родитель ный , дательный, винитель ный , творительный, предлож ный . Есть имена существи тельные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе. Имена Существитель ные изменяются по падежам. Маркировка текста значками по мере его чтения. -V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос . Прием « Инсерт »
Прием «Бортовой журнал» Схема заполнения журнала Имя _____________________________________ Тема ______________________________________ Дата ______________________________________ Время работы _____________________________ Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?
Прием «Сюжетная таблица» Литературное чтение. Н.Носов «Заплатка» Кто? Что? Когда? Где? Почему? Бобка Порвал штаны Однажды На заборе Зацепился Мама Ругала Увидела Ребята Бобка
Прием « Фишбоун » Проблема Причина Причина Факты Факты Вывод
Прием « Синквейн » Первая строка – существительное , тема синквейна . Вторая строка – два прилагательных , описывающих тему. Третья строка – три глагола : действия, которые производит существительное. Четвертая строка – фраза из 4-х слов , передающая ваше отношение к существительному. Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
Прием «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» «тонкие» вопросы «толстые» вопросы Тонкие вопросы – требуют фактического ответа Толстые вопросы требуют обстоятельного развернутого ответа
Приём «Шесть шляп» 1 группа. Белая шляпа. - С помощью атласа- определителя расскажите о кошках и собаках только фактами, цифрами. 2 группа. Жёлтая шляпа. - Подумайте! Почему кошки и собаки были одомашнены? 3 группа. Чёрная шляпа. -Докажите: что кошки и собаки необходимы людям. Используйте материал учебника на стр. 84-85. 4 группа. Красная шляпа. - Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как люди обижают или оберегают домашних животных? 5 группа. Зелёная шляпа. - Что бы вы сделали для того, чтобы кошки и собаки всегда радовали нас? 6 группа. Синяя шляпа. - Обобщите высказывания других групп.
«Ромашка Блума » Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете , что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?» Простой вопрос Уточняющий вопрос Оценочный вопрос Творческий вопрос Вопрос интерпретация Практический вопрос ?
Технология критического мышления дает ученику: - повышение эффективности восприятия новой информации; - повышение познавательного интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение внимательно слушать и слышать собеседника, поддерживать дух толерантности ; - умение критически думать и мыслить; - умение работать в сотрудничестве с другими, общение на доступном уровне; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Желаю успехов в использовании ТРКЧМ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»
Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).
В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе....
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе
Познакомить с технологией развития критического мышления, приобрести практический опыт использования некоторых приёмов ТРКМ....
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе
Данная работа рекомендована учителям начальной школы...
«Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»
Можно ли научиться мыслить более эффективно? Развивать мышление — значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании...
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе
Технология критического мышления развивает познавательные способности и процессы личности....