Урок письма и развития речи 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Данная разработка содержит конспект урока и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_pisma.zip2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по письму и развитию речи « Предложение .»

 4 класс

Тип урока: урок повторения.

Цели:

Обучающая:

  1. закрепить знания о предложении;
  2. совершенствовать умения находить грамматическую основу предложения и второстепенные члены по вопросу.

Коррекционно-развивающая

коррегировать зрительное восприятие, объём и концентрацию внимания, речь, мелкую моторику через специальные упражнения.

Воспитывающая


воспитывать прилежание, положительную мотивацию учения через игровые формы работы.

Оборудование:  учебник, компьютер, доска, карточки для дифференцированной работы, памятки.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Педагогические технологии: 


- личностно – ориентированного обучения;


- объяснительно – иллюстративного обучения;

 
- педагогика сотрудничества (учебный диалог).

                                                      ХОД УРОКА

 
 

  1. Организационный момент.

 

   Добрый день! Добрый весенний  день. Я рада вас видеть на занятиях. У вас на партах карточки настроения, покажите какое у вас настроение.
А вот какое у меня настроение.
Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. А с теми, у кого плохое настроение, мы попытаемся поделиться своим хорошим настроением.

                                                                   

(рисунки  солнышка)

Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
 -  Интересным ,полезным, чтобы узнали что-то новое или повторили то, что знаем.

2. Минутка чтения.

 -Ребята, какое сейчас время года?

Весна-это особенное время года. Разбуженная теплом и светом, просыпается природа . Весну ждут с нетерпением!

Перенесите  взгляд на экран и прочитайте  слова о весне.

Пришла, опять, весна, таинственная, оживление, радостное, настроение.

3. Сообщение темы урока.

Эти слова  мы прочитали неспроста. В них содержится суть нашей сегодняшней работы. Если мы соединим  подчеркнутые буквы, то прочитаем  цель нашего урока.

                                                    ПОВТОРЕНИЕ

- А что нам   придется  повторить вы скажете сами чуть позже..

 

4. Минутка чистописания.

  Начнем с минутки чистописания. Подготовим руку к письму.

Игра-упражнение «Пальчики здороваются». Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки, и наоборот.

 Игра –упражнение «Замок»                           

На двери висит замок  

Кто его открыть бы мог?

Повертели, повертели

Покрутили, покрутили  

Постучали, постучали  

Потянули, потянули

И открыли замок!!!

-Откройте тетради, положите правильно, сядьте красиво. Запишите число, классная работа.
 

 (на доске слова на карточках : солнце, свет, весна)

 Прочитайте слова, записанные  на карточках.

Учитель: Какой одинаковый звук встретился во всех словах? (Звук с)

Дайте характеристику этому звуку.

Какую букву сегодня будем писать?

Запишите  Сс

5. Обобщение знаний о предложении.


                                                              ласковое

                                на

        

                            сияет

        небе

        солнце

        Представьте  себе, что вы вышли на улицу , посмотрели  на небо и увидели …. Тучку. Но  эта тучка не простая , из неё капают не капли, а слова. Давайте прочитаем их. Что вы можете сказать об этих словах?

- Это слова разных частей речи: на – предлог, небе,солнце – существительные, ласковое – прилагательное, сияет – глагол.

-Что можно составить из этих слов? ( Предложение)

Составьте предложение.

На небе сияет ласковое солнце.

Запишем его в тетрадь с комментированием у доски.

Докажите, что это предложение. (Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу и выражает законченную мысль).

- Ребята, вы уже догадались,  какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Да, вы правы. Тема нашего урока сегодня:  

  Предложение  

- Мы с вами сегодня повторим тот материал, который  изучили по теме "Предложение".

 6  Словарная работа

Учитель: А сейчас словарная работа .  

  Я вам буду загадывать загадки, но они не простые – отгадками на них будут словарные слова, которые вы должны разгадать и правильно без ошибок записать. Будьте внимательны! ( Работают у доски по очереди).

 Не живая, а идет, неподвижна - а ведет. (Дорога)  

Состояние природы в определенном месте в определенное время: температура воздуха, осадки, облачность, ветер. (Погода)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном,
Стены позолочены. Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Пшеница)

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Автомобиль)

- Выберите любое из словарных слов и составьте с ним предложение. Что нужно сделать для того, чтобы составить предложение?

(Связать слова по смыслу. )

Запись предложения с комментированием у доски.

По дороге едет автомобиль.

7. Работа по закреплению пройденного материала.  

- Ребята, из чего состоит предложение?

(Из слов, которые связаны между собой по смыслу. )

- Что выражает предложение? ( Законченную мысль. )

- Итак, мы с вами   вспомнили один из самых главных признаков предложения: (вывешивается вывод на доске)

Слова в предложении должны быть связаны между собой по смыслу.

- Ребята, вы любите играть в игры ? Я хочу поиграть с вами в интересную игру, которая называется  

            "Поймай основу!"


- Суть игры заключается в том, что  вы должны записать только  основу предложения .

А что мы называем основой предложения?

 - Подлежащее и сказуемое.

 (Один работает у доски с обратной стороны.)

Посмотрите на экран и прочитайте первое предложение.

На небе сияет ласковое солнце.

Сияет солнце.

Прочитайте второе  предложение.

По дороге едет автомобиль.

Едет автомобиль.

 

- Давайте проверим, все ли были внимательны в игре: (дети читают по очереди, на экране появляется основа предложения):  

- Таким образом, мы закрепили, что в каждом предложении обязательно есть грамматическая основа- подлежащее и сказуемое. (вывешивается вывод на доске)

Грамматическая основа - подлежащее и сказуемое.

 

- Расскажите про них. (В этом вам поможет памятка)

                  Подлежащее

    Главный член предложения

Отвечает на вопрос кто? что?

Обозначает   о ком или о чем говорится

Выражено существительным

                  Сказуемое

    Главный член предложения

Отвечает на вопрос  что делать? ….

Обозначает   что говорится о подлежащем

Выражено  глаголом


-Ребята , а что нам помогает сделать предложение более красочным полным?

-Правильно , второстепенные члены предложения.

  Предлагаю следующее задание .  Добавьте второстепенные слова.

 Стоял    __    ______   теремок. На экране

Стоял в поле  теремок.

-Запишем предложение в тетрадь.

-Выполним разбор предложения.  

При разборе  будем пользоваться памяткой.  

От какого слова будем задавать вопрос к слову поле? (Стоял)

Как называется этот второстепенный член? ( Обстоятельство)

Как подчеркнем?  ( _. _  ._ ._)

- Таким образом, мы закрепили, что в  предложении  есть второстепенные члены . (вывешивается вывод на доске)

Второстепенные члены предложения. .

Физминутка. (музыкальная)

Очень интересная тема "Предложение".

Будем изучать её все без исключения.

Чтобы всё отличным стало, умных правил здесь немало.

Всё мы будем замечать, а также правильно писать.

9.Дифференцированная работа.

Предлагаю вам  следующую работу.

У кого красная полоска   работают по карточкам

У кого   зеленая   работают в паре

У кого синяя работают  вместе с учителем

Стр. 192 упр. 35

10. Итог урока.

 

-Сегодня мы хорошо поработали. Давайте назовём ключевые слова нашего сегодняшнего урока.

   Поможет нам  в этом  схема –опора.

Слова в предложении должны быть связаны между собой по смыслу.

Грамматическая основа - подлежащее, сказуемое.

Второстепенные члены предложения.

- А как вы думаете, пригодится ли вам это в  следующих классах?

11.Рефлексия

У вас на партах лежат карточки со смайликами.

Выберите себе тот смайлик  , который соответствует оценке вашей работы на уроке.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи во 2 классе специальной коррекционной школы VIII вида . Тема урока: "Различение слов, отвечающих на вопросы "кто?" и "что?"

Урок письма и развития речи  во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вид.. Тема урока: "Различение слов, отвечающих на вопросы "кто?" и "что?"...

Отчет по теме самообразование "Развитие навыков орфографической зоркости на уроках письма и развития речи через различные формы и методы"

В отчете поставлены цели и задачи работы по данной теме,определены этапы работы , составлен план реализации работы, сформирован ожидаемый результат работы по данной теме....

Конспект урока письма и развития речи 3 класс по теме "Письмо другу"

Этот конспект урока по письму  будет интересен учителям, работающим в специальной коррекционной школе VIII вида....

Урок письма и развития речи 1 класс С(К)ОУ VIII вида. Тема: "Письмо строчной и заглавной букв д, Д".

Урок письма и развития речи 1 класса для коррекционных ОУ VIII вида...

урок письма и развития речи для 2 класса "Письмо слов с мягкими согласными на конце"

урок письма и развития речи для 2 класса "Письмо слов с мягкими согласными на конце" Нестандартный урок в форме новогоднего путешествия....