Урок по теме «Почему одно и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы».
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) на тему
Урок русского языка по программе 2100 для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya.doc | 46 КБ |
zagl._bukva_v_skazochnykh_imenakh.pptx | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Почему одно и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы».
Цели:
Образовательные:
- формировать навык написания имен собственных;
- закрепить знания об алфавите, составе слов;
-закрепить умение делать фонетический разбор слова, разбор по составу, находить главные члены предложения;
-обогащать словарный запас уч-ся;
-обучать умению играть, строить отношения в игре, работать в парах;
-формировать каллиграфические навыки.
Воспитательные:
- воспитывать чувство гражданственности, коллективизма, самостоятельности.
Развивающие:
-развивать речь, внимание, мышление, творческие способности уч-ся,
-развивать интерес к русскому языку;
Оздоровительные:
-использовать здоровьесберегающие технологии с целью сохранения здоровья уч-ся.
1) Познавательные УУД: ознакомление детей со словами, которые звучат одинаково, пишутся по-разному, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации,
2) Коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности, умение донести свою позицию и понять других;
3) Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания
4) Личностные УУД: умение оценивать свои и чужие действия, стремление к созидательной деятельности.
Методы и приемы, используемые на уроке:
-деятельностный подход;
- групповая форма работы
Ход урока:
- Орг. момент
- Ребята, к нам на урок пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Глазками проверьте готовность к уроку. Прозвенел звонок, начался урок. Тихонечко садитесь, спинки прямо. Откройте тетрадки и запишите число, классная работа.
- Какое сегодня число? (22) О слове двадцать мы говорили вчера, а вот какие ошибки можно допустить в слове «второе»? (ф-в)
- Чистописание (слайд).
- Посмотрите на доску. Написание каких букв мы сегодня вспомним?
- Кто написал, возьмите карандаш и под самой красивой буквой поставьте точку. (самооценка)
- Подберите слова к заглавным буквам. Почему?
3. Словарная работа (слайд).
- Вставьте подходящие слова. Для этого вспомните поговорки. Запишите слова через запятую.
стреляный____________________
считать_______________________
трещит как____________________
как____________________ на сене
- Поставьте ударение, подчеркните опасные места.
- Какие слова вы записали? Поменяйтесь тетрадками с соседом и проверьте их написание. (проверка)
- Когда так говорят? (1 - очень опытный человек, которого трудно провести, 2 - быть рассеянным, невнимательным, 3 – о неизвестно откуда полученных сведениях, непроверенных слухах, 4 - сама не ест и другим не дает)
- С какой буквы написали пропущенные слова? Почему? (с маленькой, обозначают названия животных)
- Представьте, что все эти животные ручные. Какую бы кличку вы дали воробью? вороне? сороке? собаке? (Кеша, Каркуша, Белобока, Шарик). Давайте запишем их на следующей строчке.
- С какой буквы пишутся клички животных? (с большой)
- А названия животных? (с маленькой)
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Клички животных - имена собственные. Они пишутся с большой буквы, а названия животных - с маленькой.
3. Работа с текстом. (слайд)
Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою называли Жучкой.
А Хохлаткою они звали жеребенка.
А еще у них была курица Буренка.
А еще у них была собачка Мурка,
А еще - два козла- Сивка да Бурка!
(Ю.Черных)
- Ребята, давайте подумаем. А как же выбрать кличку животному?
- Прочитайте. Правильно ли даны клички животным? (нет)
- Давайте наведем порядок и запишем, кого как надо назвать. (курица Хохлатка,
собака Жучка, кошка Мурка, корова Буренка, жеребенок Сивка Бурка)
- Любую ли корову можно назвать Буренкой? Давайте порассуждаем о значении этого слова. Какого цвета это корова? (бурая, серовато-рыжая, …)
- А почему курицу назвали Хохлаткой? (У нее хохолок на голове)
- А Мурка почему носит эту кличку? (Потому что мурлычет)
- Какой вывод сделаем?
Вывод: Кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям, повадкам.
- А есть ли у животных имена, фамилии, отчества? (нет)
- А как же кот Матроскин? Это же, как он утверждает, фамилия? (это сказка, а в сказке животные могут иметь имена, отчества и фамилии)
- Почему кота назвали Матроскиным? (кот полосатый, как тельняжка)
4. Физкультминутка
5. Постановка проблемы (Выявление места и причины затруднения). (слайд)
- Ребята, назовите предметы, изображенные на картинках.
- С какой буквы пишутся эти слова? (с маленькой)
- Почему? (это название фруктов, овощей)
- Могут ли они быть записаны с большой буквы? (да, нет)
- Ой, сколько мнений. Давайте попробуем ответить на этот вопрос. (картинки на слайде меняются)
- Кто это? (синьор Помидор, мальчик Чипполино, принц Лимон, графини Вишенки)
- Вспомните название сказки и её автора. (Дж.Родари «Чипполино»)
- Как нужно здесь записать слова Помидор, Лимон, Вишенки? (с большой буквы)
- Почему? (действующие лица)
-Как же пишутся имена веселых человечков, сказочных героев?
Вывод: имена сказочных человечков пишутся с большой буквы, а названия предметов с маленькой.
6. Новая тема.
- Сформулируйте учебную задачу. Что мы сегодня будем узнавать? (почему одно и то же слово пишется и с большой, и с маленькой буквы)
- Чему научимся? (распознавать слова, которые нужно писать с большой, или с маленькой буквы)
- Какое открытие сделали? (чтобы правильно написать слово, нужно знать значение этого слова)
7. Применение новых знаний
- Откройте учебники на стр.108 упражнение 158
- Давайте посмотрим, в каких еще случаях одинаковые по звучанию слова пишутся с большой или маленькой буквы. Прочитайте пары слов, и подумайте, почему же звучат они одинаково, а пишутся по-разному? (объяснение)
- Как выбрать правильное написание? (нужно знать значение этого слова)
8. Самостоятельная работа (слайд)
Красив город (орёл, Орёл). Гордая птица – (орёл, Орёл). Моя соседка (галка, Галка) принесла в клетке птицу (галку, Галку). А почему (белое, Белое) море (белое, Белое)?
9. Практическая работа.
- Составьте предложение. (Серёжа Соловьёв слушал пение соловьёв)
- Какие слова напишите с большой буквы. Почему?
- Как зовут мальчика? Как будет его полное имя?
10. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Д.м. стр. 62 упр.135.
- Прочитайте, выпишите слова и подчеркните большую букву.
11. Итог урока
- Что нового узнали? (одно и то же слово может быть написано и с большой, и с маленькой буквы)
- Как пишутся клички животных? Имена сказочных героев?
12. Зарядка для глаз.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
стреляный ___________ считать _____________ ________на хвосте принесла как ___________на сене в о р о бей в о р о н с о р о ка с о бака
Жили-были дед да баба С маленькою внучкой. Кошку рыжую свою называли Жучкой. А Хохлаткою они звали жеребенка. А еще у них была курица Буренка. А еще у них была собачка Мурка, А еще - два козла- Сивка да Бурка! (Ю.Черных)
Красив город (орёл, Орёл). Гордая птица – (орёл, Орёл). Моя соседка (галка, Галка) принесла в клетке птицу (галку, Галку). А почему (белое, Белое) море (белое, Белое)?
Красив город Орёл. Гордая птица – орёл. Моя соседка Галка принесла в клетке птицу галку. А почему Белое море белое?
серёжа соловьёв пение слушал соловьёв Серёжа Соловьёв слушал пение соловьёв.
ИВАНОВОЛГАЛЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы к уроку русского языка во 2 классе "Почему одно и тоже слово пишется и с большой, и с маленькой буквы"
Методический материал содержит презентацию к учебному материалу урока, мультимедийную физминутку для глаз, конспект урока, карточки для групповой работы....
Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному : с большой и с маленькой буквы.(урок и презентация)
Цель урока :Повторить орфограмму – заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях, в кличках животных; формировать представление о названиях стран, городов, сёл, улиц, рек; учить распознавать им...
Конспект урока по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?" окружающий мир 1 класс
Урок окружающего мира по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину? (1 класс) разработан по программе "Гармония" в соответствии с ФГОС НОО....
Конспект урока по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?" окружающий мир 1 класс
Урок окружающего мира по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину? (1 класс) разработан по программе "Гармония" в соответствии с ФГОС НОО....
Методическая разработка урока по теме «Употребление одного и того же глагола в разных значениях» Предмет: русский язык Класс: 3, УМК «Школа России» (учебник Т.Г. Рамзаева)
Технологическая карта урока. Технология: Проблемное обучение...
Открытый урок по русскому языку "Почему одно и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы?"
Урок русского языка для 2 класса. Способствует формированию интереса к русскому языку, к "живому слову", созданию условия для развития умения писать с большой буквы клички животных и другие ...
Конспект урока музыки, Тема: «Джаз – одно из направлений современного искусства», 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: Знакомство обучающихся с особенностями джазовой музыки и ее основных разновидностях.Планируемые результатыПредметные: - уметь определять на слух джазовые мелодии, назыв...