Работа со словарными словами
занимательные факты по русскому языку по теме

Завьялова Людмила Алексеевна

Работала по теме самообразования "Обогощение словарного запаса или как работать над словарными словами".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Одной из основных задач, поставленных перед школой, является развитие умения самостоятельной работы. Самостоятельная работа предполагает умение грамотно записывать свои мысли. Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе традиционно решаются главным образом в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определённых правил и запоминания ряда так называемых « словарных» слов, т. е. слов с непроверяемым написанием. Для того, чтобы ребёнок запомнил какую – либо информацию, необходимо повторить её 77 раз – так говорят учёные – психологи.

          Возникает вопрос: как же сделать работу со словарными словами интересной, разнообразной, результативной?

           Работа со словарными словами ведётся с первого класса. Я решила организовать словарную работу так, чтобы она была нацелена не только на   « насилие» памяти ребёнка младшего школьного возраста, а больше на развитие его  мыслительных процессов (анализа, синтеза), на развитие лексики.

          Формирование прочного навыка работы со словарём начинается с первых шагов ученика в школе, т. е. с 1 – го класса.

          В первом классе учащиеся только знакомятся со словарными словами.

          Начиная со 2 – го и в последующих начальных классах, все слова, предусмотренные программой, для каждого класса,  можно группировать  по темам:

  1. « Животные и птицы».
  2.  « Поле, сад, огород».
  3.  « Город».
  4.  «Путешествие».
  5. « Машины».
  6. « Дом».
  7. « Школа».
  8. «Люди».
  9. «Праздники».
  10. «Родина».

В 4 – м классе темы дополняются:

  1. «Дни недели».
  2. «Названия месяцев».
  3. «Наречия».

             На уроках русского языка, работа над словами словарика проводится как общий ежедневный элемент урока, как в устной, так и в письменной форме. Правильность написания слов в устной форме устанавливается при  помощи сигнальных карточек, специально изготовленных учащимися для такой работы, устным комментированием, орфографическим произношением.

 Работу над темой планирую понедельно:

Понедельник: учитель знакомит учащихся со словами, пишет их на доске, проговаривает. Учащиеся выделяют орфограммы,  проговаривают, записывают. Задания для учащихся (примерное):

- Составить предложения с этими словами.

- Выделить словосочетания из предложений.

- Определить склонение имен существительных и т.д.

Вторник.

- Вставить пропущенные буквы.

- Найти «лишнее» слово (соловей, воробей, дрозд).

- Какую работу вы можете предложить со словами? (сгруппировать, по родам, изменить по числам, падежам).

- Подберите синонимы к некоторым словам.

Среда.

- Выборочный диктант (учитель диктует текст, а учащиеся выписывают слова из данной темы).

- Словообразовательная работа: образовать новые слова с помощью суффиксов - ок, -ик.

Четверг.

- Письмо по памяти (по заданной теме)

- Написать слова, употребляя предлоги родительного (дательного, винительного, творительного, предложного) падежа

- Подобрать прилагательные к этим словам.

Пятница:

- Составление рассказа, мини-сочинения на эту тему. После изучения нескольких тем, учащимся для повторения предлагаются такие виды заданий:

- Продолжите ряд слов:

а) по тематике слов (горох, огурец, помидор);

б) по количеству слогов в словах (машина, картина);

в) по начальной букве слова (капуста, карандаш);

г) по порядку написания (аллея, береза, вокзал);

д) по наличию -оло- (молоко, молоток);

е) по наличию -сс- (касса, русский).

Также для повышения интереса к работе, учащимся предлагаются

игры:

о

р

о

о

р

о

о

р

о

                  Кар        тина

                                              андаш
Загадки:

- Что ученик кладёт в портфель?

-Что Таня принесёт из огорода на борщ?

-Дом сторожит, с людьми дружит.

- Без рук, без ног, а рисовать умеет. И т. д.

Дописать предложения:

  1. Весело чирикает……(воробей).
  2. В лесу живут ..(  заяц, медведь, лисица).
  3. Столица нашей Родины - ….( Москва).
  4. На грядке растут..( морковь, огурцы, помидоры).

  Это не полный перечень различных видов заданий, используемых мною на уроках русского языка, в целях прочного усвоения правописания слов словаря.

      Точной цифры о словарном запасе младшего школьника нет. По мнению М. Р. ЛЬВОВА у 6 – 7 летних малышей объём слов составляет от3 до 7 тысяч слов. Средний объём словаря ребёнка младшего школьного возраста не может соотноситься размерами словарей, адресованных детям. В орфоэпическом словаре около 2 тысяч слов, в толковом – примерно 4 тысячи. Само содержание каждого из словарей определяется их спецификой. Задача словаря «Говори правильно» - научить детей правильному произношению слов и их грамматических форм. Толковый словарь вводит ребёнка в мир лексических значений слов русского языка.

ЗНАКОМСТВО СО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ.

     Говори правильно – так называется словарь. Чему он учит? Зачем нужно говорить правильно?

Что это? Кто это? – так называется толковый словарь русского языка. Толковый, толковать – слова  - родственники. Толковать – значит объяснять. Чему же научит толковый словарь? Зачем он нужен?

«Словарь» - почему книга так называется? Чем словарь похож на другие книги? Чем отличается?

      Знакомство со словарём надо начинать тогда, когда начинается работа с букварём.

1 – й класс.

      При изучении гласных и согласных букв дети находят эти буквы в словаре (в алфавите, среди выделенных букв в тексте, в начале заголовочных слов). Эта работа приучает детей к мысли, что словарь – это книга особенная, в ней есть строгий порядок следования слов. После знакомства с алфавитом умение видеть этот порядок и пользоваться им при поиске нужного слова оттачивается.

2 – 4 классы.

      Каждый словарь – своеобразное справочное бюро, которое может дать ответы на любые вопросы.

      В практике начальной школы очень распространён такой вид работы над произношением слова: «Спишите слова, обозначьте ударение, проверьте по словарю». Я думаю, это упражнение словно перевёрнуто с ног на голову. Младший школьник ещё не умеет говорить правильно. Такое упражнение заставляет его оценить свое произношение нормам уже постфактум: после того как ошибка зафиксирована им в собственной тетради. Словарь выступает в роли контролёра, рецензента, верховного судьи. В начальной школе ситуацию «словарь – контролёр» надо переводить в ситуацию

«словарь – помощник», «словарь – подсказчик». Я практикую такое упражнение наоборот: списать слова, обозначить ударение, пользуясь словарём, и прочитать слова так, как этого требует знак ударения.

УПРАЖНЕНИЯ.

« Наоборот»

1) Найдите слово с противоположным значением   (страница словаря записывается на доске):

мир – с. 22 (война)

дорогой – с.31 (дешёвый)

веселиться – с. 30 (грустить)

 «Близкие по смыслу»

заменить слова одним словом, близким по смыслу:

 большой, громадный – с. 77 (огромный)

сверкать, сиять – с. 15. (блестеть)

сообразить, догадаться – с. 127. (угадать)

 «Загадки из словаря»

      Найдите отгадку в словаре. Указывается страница или буква, на которую начинается слово – отгадка. Загадка полностью берётся из самого словаря, опускается лишь загадываемое слово. Например: слово – тыква. Тыква больше всех овощей в огороде. Из нее варят сладкую кашу. Раньше в тыквах, как в бочках, солили огурцы.

В загадке на уроке:

     Она больше всех овощей в огороде. Из неё варят сладкую кашу. Раньше  в этом, как в бочках солили огурцы. ( с. 126. , тыква).

      Ребёнок учится понимать, что словари – книги, которым можно как и взрослым, задавать вопросы, и ответы на эти вопросы всегда будут конкретными. Детям становится ясно, что к каждому словарю нужно о обращаться со своими вопросами. К орфоэпическому – о произношении, к толковому – о значении слова, к орфографическому – о написании.

СЛОВАРЬ - УЧЕБНИК.

        Все программные разделы по русскому языку могут осваиваться на материале словарей. Словарь выступает в роли дополнительного учебника русского языка на любом уроке.

       При изучении раздела « Звуки и буквы» словарь « говори правильно» представляет собой широкие возможности для проведения фонетико – графических упражнений по данному разделу.

 Найди слово!

  1. Слово находится среди первых пяти слов на букву а. Оно заканчивается на последнюю букву алфавита. Запишите слово, разделите его на слоги для переноса (авария).
  2. Слово начинается и заканчивается последней буквой алфавита. Запишите слово. Обозначьте ударение, подчеркните безударные гласные (яблоня).
  3. Слово прячется на странице 87, столбик справа. В слове 2 слога, второй ударный, а все согласные мягкие. Спишите, подчеркните согласные буквы (щавель). И т. д.

     При изучении правописания сочетаний жи – ши, чу – щу, ча – ща:

Выпишите из словаря слова, начинающиеся этими сочетаниями.

При изучении темы «Родственные слова. Состав слова». Словарь «Говори правильно»

  1. С. 18, столбик слева. Найдите пары родственных слов. Выпишите их из словаря (велосипед, велосипедист; верблюд, верблюдица; весело, весёлый).
  2. С. 65. К данным существительным подберите родственные прилагательные, разберите их по составу:

 Сила (сильный)

Слива (сливовый)

Смола (смолистый). И. т. д.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над словарными словами ( из опыта работы.)

Материал можно использовать на уроках русского языка в 2-4 классах....

работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."

Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....