Загадки предложения
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка в 3 классе. Данный урок разработан с учетом всех уровней развития детей в классе по принципу обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности Л.В.Занкова с использованием технологии проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_predlozheniya_2.docx | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Загадки предложения. Развивающее обучение Занкова Л.В.
Проблемное обучение
Цель. Научить определять и различать второстепенные члены предложения.
Задачи. Создание проблемной ситуации.
Ознакомление с разными случаями выраженности членов предложения частями
речи.
Формирование навыков исследовательской деятельности.
Воспитание культуры речи, расширение словарного запаса и кругозора.
Ход урока.
- Орг.момент.
- Актуализация знаний, умений и навыков.
- Выделите «лишнее» слово: на дороге, на пристани, в парте, об учительнице… Объясните свой выбор.
- Что общего между этими словами? Докажите!
- Отлично! Какие способности вашего мозга сейчас работали? Какое качество необходимо было включить? (Мышление. Слова нужно было проанализировать, изучить, выделить все грамматические признаки).
Образовательная технология ИнтеллекТ
- Вы прекрасно справились с заданием, значит, мышление отличное и развивать его больше не нужно! Зачем?
- Конечно, нужно! В жизни встретится много различных задач и без умения быстро взвешивать, анализировать ситуацию и принимать решение, т.е. размышлять, не обойтись. А сегодня на уроке наше мышление особенно важно!
- Ну, вот и развиваем мышление. Выберите тот вариант упражнения, с которым вы хотите сегодня справиться. (Развитие мышления, жесткий сценарий)
а) инструкция
б) психологический настрой
в) хронометраж
г) проверка
д) рефлексия
е) целеполагание – мышление развивать необходимо, сегодня оно особенно важно на уроке!
4 |
| ||||||||
|
| ||||||||
| |||||||||
2 |
| ||||||||
|
| ||||||||
1 |
| 3 |
| ||||||
|
|
|
| ||||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
| ||||||
|
|
|
| ||||||
|
|
|
| ||||||
|
|
|
| ||||||
|
|
|
| ||||||
|
- Подготовка к изучению новой темы.
- Разгадайте кроссворд!
Ситуация успеха
1. Член предложения, показывающий на какой предмет или явление направлено действие.
- Член предложения, отвечающий на вопросы какой? какая? какое? какие?
- Главный член предложения, который обозначает действие предмета, его состояние, чувства.
- Член предложения, показывающий как, когда, где, по какой причине совершается действие.
- Член предложения, говорящий о ком или о чем говорится в предложении.
- Догадались, чем мы будем заниматься на уроке?
(Разбором предложений по членам предложения и частям речи)
- Молодцы! Записываем дату, «Классная работа».
- Придумайте предложение о сегодняшнем утре. Лучшее - записываем.
Хмурое утро испортило настроение надолго.
Проливной дождь хорошо промочил землю.
Ненастная погода плохо влияет на мышление.
По мокрой дороге ветер весело гнал сухие листья.
В осеннем воздухе уныло кружатся сухие листья.
- Разбираем предложение:1. Находим грамматическую основу, какими частями речи выражены главные члены предложения. 2. Выделяем второстепенные члены предложения и какими частями речи выражены.
- Заполним таблицу. Глядя на наше предложение, можно сделать вывод о том, что подлежащее выражено обычно существительным, сказуемое – глаголом…
существительное | прилагательное | глагол | наречие | местоимение | |
подлежащее | |||||
сказуемое | |||||
дополнение | |||||
определение | |||||
обстоятельство |
- Исследовательская работа.
- Разберем предложения по членам предложения и частям речи и продолжим заполнение таблицы.
От малины, земляники все в лесу пестрым-пестро!
- Найдите подлежащее! О ком или о чем говорится в предложении? А сказуемое где? Пауза незнания
- Что непонятно? В чем проблема?
Формулирование проблемы
Предложения в нашей речи разные, и, оказывается, члены предложения могут быть выражены не только определенными частями речи, к которым они будто привязаны, а и совсем неожиданными частями речи.
- Чему вы сегодня хотите научиться, что хотите понять и узнать для себя?
Целеполагание
- Узнать, какими частями речи могут быть выражены различные члены предложения, отойти от устоявшегося мнения, т.е. стереотипа, и научиться более глубокому и точному анализу предложения.
Тема нашего урока «Загадки предложения»
- Разбираем предложение и заполняем таблицу частей речи и членов предложения.
От малины, земляники все в лесу пестрым-пестро!
(подлежащее выражено местоимением, сказуемое выражено наречием)
Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть Квартет.
(дополнение, выр. сочетанием глагола и существительного)
Сидеть без дела скучно.
(подлежащее выр. глаголом в неопр.форме, сказуемое – наречием)
Своя земля и в горстке мила.
(сказуемое выражено прилагательным)
Собралися пировать гости, званные царем.
И повел их славный князь Пожарский за славный Москву-град сражатися.
(обстоятельство, выр. глаголом)
Молоденький умок – вешний ледок.
(сказуемое выражено существительным)
Он – веселого нрава.
(Подлежащее выр. местоимением, сказуемое выражено сущ-ным)
Маленький, да удаленький.
(подлежащее выр. прилагательным, сказуемое выр. прилаг.)
Жизнь прожить – не поле перейти.
(подлежащее выражено глаголом, сказуемое выражено сочетанием глагола и существ.)
Жить – родине служить.
(подлежащее выр. глаголом)
Формулирование знания
- Как отличить обстоятельство от дополнения?
(Разумный вопрос. Если слово отвечает на вопрос косвенных падежей – дополнение, если смысловой вопрос – обстоятельство)
Жил добрый царь Матвей с царицею своей в согласье много лет.(обст-во, выр. сущ-ым)
Детей наказывай стыдом, а не бичом.(обст-во выр.сущ-ым)
- Формулирование выводов.
- Посмотрите на нашу таблицу! Что мы можем сказать теперь о членах предложения и частях речи, которыми они выражены?
- Как не ошибиться? Как правильно разбирать предложение? Ставить вопросы к словам разумные, анализировать сочетания слов!
6. Закрепление.
- Запишем предложение под диктовку.
(Решаем орфографические задачи и разбираем предложение по членам предложения и частям речи)
По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.
7. Самостоятельная работа.
- Попробуйте поразмышлять над предложениями, которые я заготовила на листочках.
На печальные поляны льет печальный свет она.
А сам на прокормленье из жалости ей хлеба дал.
Отец посоветовал учиться.
Мой сосед – ужасный чудак.
Ненавидеть – душу печалить.
Дорога ложка к обеду.
- Подведение итогов урока.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какая проблема встала перед вами?
- Что помогло решить эту проблему? (наш опыт, т.е. имеющиеся знания, умение применять их в решении проблемы, некоторое умение размышлять)
- Было трудно или легко?
- Почему?
- Оцените свой сегодняшний труд по шкале:
1. Я понял и научился, мне это знание нужно;
2. Если я немного приложу усилий, то очень скоро я буду уверенно разбираться в теме;
3. У меня в голове полная каша.
9. Домашнее задание.
- Обратите внимание на пробелы в таблице. Попробуйте составить предложение, в котором определение было бы выражено глаголом, и не просто глаголом, а глаголом «учиться».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Загадки о космосе" для учащихся 2 класса. Проверяем готовы ли дети оправиться в космос ( в классе проводится игра "Космическое путешествие"). Загадка-ответ и т.д.
В классе проводится игра "Космическое путешествие" на протяжении года. Для проверки готовности к космическому путешествию была создана данная презентация. В презентации один слайд загадка, второй...
Открытый урок по русскому языку «Что такое загадка? Учимся сочинять загадки» ( по учебнику М.С.Соловейчик )
Методическая разработка открытого урока русского языка во 2 классе в форме презентации....
презентация к сборнику "Её Величество Загадка" (образовательные возможности загадки)
ВведениеКнига, которую вы держите в руках, предназначена для педагогов родителей, и детей, желающих не только научиться отгадывать загадки, но и поупражняться в рассуждении, доказательстве выдвигаемых...
Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»
В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...
Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»
В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...
Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»
В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...
Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»
В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...