Единые требования к проведению разборов (русский язык).
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Единые требования к проведению разборов (русский язык).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinye_trebovaniya_k_provedeniyu_razborov_russkiy_yazyk.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Единые требования к проведению морфологического,
фонетического и синтаксического разборов
Фонетический разбор слова
- Сколько в слове слогов, какой по счету ударный?
- Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
- Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твердые и мягкие. Какими буквами обозначены?
- Количество звуков и букв в слове.
Образец:
Морковь — 2 слога, 4 согл., 2 гл.
м — [м] - согл., сонорн., парн., тв.
о — [о] - гласн., безударн.
р — [р] - согл., сонорн., парн., тв.
к — [к] - согл., парн., глух., парн., тв.
о — [о] - гласн., ударн.
в — [ф] - согл., парн., глух., парн., мягк.
ь —_______
7 букв, 6 звуков
Морфологический разбор имени существительного
- Часть речи.
- Начальная форма (Им. п., ед. ч.).
- Постоянные признаки:
— собственное или нарицательное;
— одушевленное или неодушевленное;
— род;
— склонение.
- Непостоянные признаки:
— падеж;
— число.
- Роль в предложении.
Образец:
Легкий мороз покрывает лужицу тонким ледком.
Мороз — сущ., мороз, нариц., неодуш., м.р., 1 скл., Им. п., ед. ч., подлежащее.
Лужицу — сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., В. п., ед. ч., вт. член.
Морфологический разбор имени прилагательного
1. Часть речи.
2. Начальная форма (ед. ч., м. р., Им. п.).
3. Непостоянные признаки:
— число;
— род (только в ед. ч.);
— падеж.
- Роль в предложении.
Образец:
Я вышел из душной комнаты.
Из душной (комнаты) — прилаг., душная, ед. ч., ж.р., Род. п., вт. член.
Морфологический разбор глагола
- Часть речи.
- Начальная форма.
- Постоянные признаки:
— вид;
— спряжение.
- Изменяемые признаки:
— число;
— время;
— лицо (есть только у глаголов в настоящем и будущем времени);
— род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).
- Роль в предложении.
Образец:
Мы уходим все дальше и дальше в лес.
Уходим — глаг., неопр. ф. уходить, 2 спр., мн. ч., наст, вр., 1 лицо, сказуемое.
Морфологический разбор местоимения
- Часть речи.
- Начальная форма (Им. п.).
- Лицо.
- Число.
- Род (только в 3 лице ед.ч.).
- Падеж.
- Роль в предложении.
Образец:
Пес бежит за ней, ласкаясь.
За ней — местоимение, нач. неполн. ф., 3 л., ед. ч., ж.р., Тв. п., вт. член.
Порядок разбора слова по составу
- Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.
- Выдели основу слова.
- Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
- Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.
- Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.
Разбор предложения
- Какое предложение по цели высказывания?
- Какое предложение по интонации?
- Распространенное оно или нераспространенное?
- О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
- Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
- Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
- Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
- Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.
Образец:
После тёплых дождей в лесу пошли грибы. (повествоват., невосклиц., распростр.)
Что? Грибы — это подлежащее.
Грибы (что сделали?) пошли. — Это сказуемое.
От подлежащего вопрос задать нельзя.
Задаем вопрос от сказуемого.
Пошли (г д е ?) в лесу — это вт. член., обстоятельство места.
Пошли (когда?) после дождей — это вт. член., обстоятельство времени.
После дождей (каких?) тёплых — это вт. член., определение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единые требования к проведению фонетического, морфологического и синтаксического разборов.
В данном материале дан подробный план разбора с примерами....
Таблицы требований предметных результатов по русскому языку 1-4 классы ПНШ
Методическая разработка направлена на отслеживание учебных успехов младших школьников Разработка была представлена на городском методическом семинаре....
Консультация Виды разбора. Русский язык
Правильное оформление на письме различных видов разборов в русском языке....
Требования к современному уроку русского языка в условиях реализации ФГОСа
Требования к современному уроку русского языка в условиях реализации ФГОСа...
Инновационные аспекты деятельности учителей начальной школы в свете реализации требований ФГОС НОО. Роль учителя в реализации требований ФГОС на уроках русского языка.
В современной начальной школе сегодня ребенка уже недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо ...
Требования к проведению разборов по русскому языку
Требования к проведению разборов по русскому языку...