Тема урока | Три склонения имён существительных. |
|
|
Цель урока | - дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; - познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и
- по роду имени существительного;
- стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
- учить учащихся обнаруживать и формулировать проблему, искать пути решения;
- развитие слуховой и оперативной памяти;
- развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие орфографической зоркости учащихся;
- формирование познавательной мотивации;
- воспитание культуры умственного труда, самоконтроля;
- воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах;
- воспитание аккуратности при работе;
|
|
|
Планируемый результат обучения | В результате изучения темы обучающиеся должны знать: - алгоритм определения склонения; - родовые окончания склонений; - падежи и падежные вопросы; - почему в одном и том же падеже окончания разные, от чего это зависит; уметь: - уметь распознавать тип склонения по окончанию и по роду имени существительного; -уметь правильно писать окончания существительных;
|
|
|
Основные понятия | Склонение, родовые окончания. |
|
|
Межпредметныесвязи | Музыка,чтение. |
|
|
Ресурсы | - Учебник Селиверстова Г.М., МанзановаФ.Т.Русский язык.
- Презентация к уроку «Три склонения имён существительных».
- Карточки для индивидуальной работы.
- ИКТ, ТСО.
|
|
|
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Орг. момент | Регулятивные : 1.Мозговая гимнастика. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь):
2.Психологический настрой детей. | «наденьте шапку»,то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
- Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение.
У вас на столах лежат три облачка: серое, белое, голубое. Какое настроение вам больше нравится то и оставте на столе, а другие уберите на край стола. И если до конца урока оно не изменится можете оставить его. А я желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать.
| Настраивается на активную работу на уроке.
|
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности .Постановка проблемы.
| Регулятивные: целеполагание: приём «Верные и неверные утверждения» (слайд) коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели.
Постановка проблемы | - У вас на столах лежат листы, на которых написаны номера вопросов. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-»,если у вас возникнет спор, то обведите этот номер в кружок. . Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что? . Верите ли вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа? . Верите ли вы, что род это непостоянный признак? . Верите ли Вы ,что в русском языке пять падежей? . Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога? . Верите ли Вы .что предложный падеж без предлога не употребляется? . Верите ли Вы ,что в русском языке три типа склонения? . Верите ли Вы, что склонение- это постоянный признак имени существительного? - Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему? Значит мы с вами ещё не всё знаем об имени существительном. К этим высказываниям мы вернёмся позже. - Значение, какого слова вам не совсем понятно? - Попробуйте подобрать однокоренные слова. - Значит имя существительное может склоняться. Что это значит? Попробуем сегодня ответить на эти вопросы. Сформулируйте тему урока. Прочитайте предложение, записанное на доске. Книги учат нас смелост… и дружб…. - Найдите однородные члены в этом предложении. Определите их род и падеж. Что можно сказать об окончаниях? Какие они? Теперь прочитайте предложение без пропусков. - Что заметили? - Какие вопросы возникают?
-Чтобы ответить на этот вопрос проведем небольшую исследовательскую работу.
| Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Склонение имён существительных.(слайд)
Смелости и дружбе
Книги учат нас смелости и дружбе.
Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании? |
|
|
|
|
III . 1. Поиск решения. 2.Открытие нового знания. 3.Работа в группах.
| Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
-Переверните листочек с цифрами. На нём во всех падежах написаны слова: река, земля ,Юра, дядя, стол, конь ,окно, поле, степь. - Назовите, существительные женского рода и подпишите над ними. Одинаковые ли у них окончания в И .п.? Выделите их. - Отделите вертикальной чертой существительное степь. - Назовите существительные мужского рода. Какие окончания имеют существительные мужского рода. Подпишите род и выделите окончание. Сравните как они склоняются? На какие две группы можно разделить существительные мужского рода? Разделите чертой эти слова. И остались существительные среднего рода. Пометьте их и выделите окончания.(слайд с проверкой)
Все существительные мы разделили на три группы .(слайд с таблией)
| Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы
Ж..р. –а –я -ь
М. р. –а- я - -ь
Ср. р. –о -е
Ученики сами делают вывод обобщая работу по таблице, какие существительные относятся к первой группе, это 1 скл, вторая группа -2 скл, третья группа- 3 скл.
|
IV. Физкультминутка. (подвижная под музыку «Четыре шага») | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья | Показ учителем. | Ученики выполняют действия согласно тексту песенки. |
4.Работаем над составлением алгоритма. |
| Итак, что надо сделать ,чтобы определить к какому склонению относится существительное? (алгоритм па слайде) Сравним наши выводы с выводами авторов учебника на стр. 90. - Сколько склонений у имён существительных? -Вернёмся к той проблеме, которая была поставлена в начале урока? Поему в словах смелости и дружбе разные окончания?
- С какой целью необходимо научиться определять окончания существительных?
| Ученики читают правило, отвечают на вопросы после правила.
Потому что эти существительные разного склонения.
-Чтобы правильно писать окончания. |
V.Первичное применение знаний1.Самостоятельная работа, но возможна и работа в парах.
2.Игровая проверка знаний с использованием диска с уроками по русскому языку для 4кл.
3. Отгадывание загадок. (можно письменно, если позволит время)
| Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: планирование своих действий; коллективная проверка.
| - Запишите данные на слайде слова в три столбика по склонениям: улица, класс, дерево, яблоня, яблоко, вьюга, ночь, берег, осень, дождь, ключ, помощь, Володя, Аркадий, Самара, Волгоград , Рязань.
Прочитайте слова 1скл., 2скл, 3скл..
-Я буду щёлкать мышкой на указанные вами слова: а) назвать слова первого склонения. б) назвать слова второго склонения. в) назвать слова третьего склонения.
Отгадать загадки и определить склонение. - Семь одёжек, все без застёжек. (капуста)
- Белая вата плыла, куда-то.(облако)
- Зимой спит, летом ульи ворошит.(медведь)
- Что же это за девица-
Не швея ,не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год.(ель) * И железные рога И железная нога, На цепи на дно пойдёт- Остановит пароход. (якорь)
| Работают в парах по определению склонений согласно составленному алгоритму. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания
Ученики называют слова и получают оценку.
.
Ученики отгадывают загадки и определяют склонение ,доказывая свой ответ согласно правилу.
|
VI. Рефлексия. | Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом
Регулятивные:
совместно с учителем давать оценку своей деятельности на уроке
| - «Верные и неверные утверждения»
-А сейчас вернёмся к нашему первому заданию и проверим всё ли верно. - В каких высказываниях у вас возник спор? -Узнали ответы на эти вопросы? -Что такое склонение? -Сколько склонений у имён существительных? - Склонение это постоянный признак? - Вот и подошла наша исследовательская работа. 2. «Выставление оценок» (слайд)
Наш урок подошёл к концу И умный вид вам всем к лицу, Вы все милы и симпатичны И отвечали на «отлично»!
3. Покажите своё облачко .
|
-3
-Да
Ученики читают стихотворение со слайда, показывают облачко. |
VII. Информация о домашнем задании.
| Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска. | - домашнее задание :стр. 90 выучить правило. | Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике. |