Памятки по русскому языку для 3 класса.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Ирзина Наталья Фёдоровна

Данные памятки помогут учащимся запомнить изучаемый материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Гласные после шипящих:

ЖИ – ШИ пиши с буквой И (живёт, чижи);

ЧА – ЩА пиши с буквой А (удача, роща);

ЧУ – ЩУ пиши с буквой У (чугун, щука).

2. Сочетания ЧК, ЧН, ЩК, ЩН, НЧ, НЩ пишутся без мягкого знака (Речка, ночка, удочка.)

3. Безударная гласная в корне слова.

Чтобы проверить безударную гласную в корне надо подобрать такое родственное слово, чтобы эта гласная была ударной)Например: Крикливый – крик.

4. Звонкие и глухие согласные в корне и на конце слова.

Чтобы проверить парную согласную надо подобрать такое родственное слово, чтобы после этой согласной стояла гласная или звуки [л], [м], [н], [р], [в]. Например:

голубь – голуби, дорожка – дороженька, снежки – снежный.

5. Непроизносимые согласные в корне слова.

Чтобы проверить непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо. Например: местность – место, поздний – опоздать. 

Внимание! Для того, чтобы убедиться, что в словах нет непроизносимого согласного звука, нужно заменить слово однокоренным так, чтобы после согласного был гласный. Например:  интересный – интересен, вкусный – вкусен, опасный – опасен.

6. Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и. Например: семья, соловьи, судья.

7. Разделительный твёрдый знак.

Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами е, ё, ю, я. Например: съезд, подъём, объяснить. 

8. Правописание суффиксов:

-ИК/-ЕК:

Для того, чтобы правильно написать суффикс, нужно изменить форму слова, если гласная буква сохраняется, пишем суффикс –ИК. (Билетик - билетика). Если гласная буква исчезает, пишем суффикс – ЕК (Горошек - горошка).

- ОК:

После шипящих под ударением в суффиксе – ОК пишется буква о: пирожок, борщок, пушок.

9. Правописание приставок и предлогов.

Приставка – это значимая часть слова, пишется СЛИТНО: побежал. Между приставкой и корнем нельзя вставить слово.

Предлог – это самостоятельная часть речи, пишется раздельно с другими словами: шёл по тропинке. Между предлогом и следующим словом можно вставить другое слово или вопрос. Внимание! Предлоги никогда не употребляются с глаголами.

10. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Ь пишется после шипящих на конце сущ. женского рода (мышь, печь, ложь).

Ь не пишется после шипящих на конце сущ. мужского рода (гараж, борщ, ключ).

Части речи

Часть речи

Что обозначает?

На какой вопрос отвечает?

Самостоятельные

Имя существительное

Предмет

Кто? Что? и др.

(школа, ученик, работа)

Имя прилагательное

Признак предмета

Какой? Какая? Какое? Какие? и др. (синий, новый, вкусный)

Имя числительное

Количество предметов, порядок предметов при счёте

Сколько? Который? и др.

(четыре, восемь, первый)

Глагол

Действие предмета

Что делает? Что сделает? Что будет делать? и др. (работать, учиться, блестит)

Местоимение

Указывает предмет, но не называет его

Кто? Что? и др.

(я, ты, вы, они, мы)

Служебные

Предлоги

Служат для связи слов в предложении

(на, от, над, за, под, из, к, в, с

и другие.)

Союзы

Соединяют два одинаковых члена предложения или два простых предложения в одно

(и, но, а)

Частица

Служит для выражения оттенков значений слов

(не)

Члены предложения

Времена глаголов

Настоящее время

Что делает? Что делают?

Глаголы обозначают действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи

Прошедшее время

Что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали?

Глаголы обозначают действия, которые уже произошли или происходили в прошедшем времени, до момента речи

Будущее время

Что сделает? Что сделают? Что будет делать? Что будут делать?

Глаголы обозначают действия, которые произойдут в будущем времени, после момента речи

Изменение глаголов по временам

Неопределённая форма

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Что делать? Читать, звонить

Что делает? Читает, звонит

Что делал? Читал, звонил

Что будет делать? Будет читать, будет звонить

Что сделать?

Прочитать, позвонить

_________

Что сделал? Прочитал, позвонил

Что сделает? Прочитает, позвонит

Запомни! Частица не с глаголами пишется РАЗДЕЛЬНО. Это орфограмма.

Не мог, не хотел, не взял.  

Личные местоимения

Число

1-е лицо

2-е лицо

3-е лицо

Единственное

я

ты

он, она, оно

Множественное

мы

вы

они

Местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам:

м.р. – он,

ср.р. – оно,

ж.р. – она. 

Во множественном числе местоимения 3-го лица по родам не изменяются (для всех родов - они).

Начальная форма частей речи

Н.ф. существительного – И.п., ед.ч. (лес, ночь)

Н.ф. прилагательного – И.п., ед.ч., м.р. (красивый)

Н.ф. глагола – неопределённая форма, глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? (танцевать, спеть)

Признаки падежей

Название
падежа

Вопросы

Предлоги

Именительный

Кто? Что? (есть)

--- ---

Родительный

Кого? Чего? (нет)

без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг

Дательный

Кому? Чему? (дать)

к, по

Винительный

Кого? Что? (вижу)

в, во, за, на, про, через

Творительный

Кем? Чем? (доволен)

за, над, под, перед, с,  со

Предложный

О ком? О чем? (говорю)

в, на, о, об, обо, при, во

        

Род имён существительных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки по русскому языку 3 класс

Памятки использую по учебнику Бунеева...

"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)

Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...

Памятки по русскому языку 2 класс

Благодаря пошаговому алгоритму ученик сам сможет определить тип ошибки и самостоятельно оформить письменную работу над ошибками. В памятке есть подробные инструкции, рекомендации и образцы выполнения ...

Памятки по русскому языку 4 класс

Материал содержит паятки по рускому языку для учащихся 4 класса...

Памятки по русскому языку 4 класс

Материал содержит памятки по русскому языку для 4 класса...

Памятки по русскому языку 4 класс

Материал содержит памятки по русскому языку 4 класс...

Памятки по русскому языку 2 класс для учащихся

Предложенный материал могут использовать учащиеся 2 класса. Предложенные памятки уместны для любого УМК....