Проект "Наши имена" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Агаркова Ольга Геннадьевна

В разработке рассказывается о этапах работы над проектом и даётся пример проведения урока -презентации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_nashi_imena_2_klass.doc439 КБ

Предварительный просмотр:

             

                  МБОУ «Гимназия № 25» г.Курска

              Учебный  проект

                 2 класса А

    «Наши имена и фамилии»

                                       

                                          учитель начальных классов

                                        Агаркова Ольга Геннадьевна

                    Учебный  проект

                            2 класса А   МБОУ «Гимназия № 25»

                                              города Курска

Тема:   Наши   имена   и    фамилии

Цели:    * развитие умения самостоятельно добывать знания в  в процессе                   работы   по исследованию своих имён и фамилий;

               * обогащение словаря учащихся и развитие творческих способностей                 на  этой основе;

               * воспитание культуры общения, развитие умения самостоятельно

                  решать поставленные задачи.

               * воспитание уважительного отношения к семье, к фамилиям, именам.

Результат проекта:  словарь имён и фамилий класса, используемый на уроках русского  языка и истории в 3 классе.    

       

1 этап – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого ученика.

        Как-то на перемене я услышала, как второклассники не очень уважительно называли друг друга, используя сокращения фамилий и  имён. Я поинтересовалась:

       * Знают ли они откуда пришли в русский язык их имена и фамилии? Что они означают?

         *  Почему родители назвали их такими именами?

         * Можно ли так неуважительно к ним относиться ?

         * Почему в русском языке пишут имена и фамилии с заглавной буквы? Так родилась идея учебного проекта «Наши имена и фамилии».

2 этап – работа с материалом: исследование имён, фамилий с помощью обращения к книгам, словарям, интернету; беседы с родителями, оформление материала.

       Дети были разделены на  4 группы. Они получили задания, которые были сформулированы учащимися с помощью учителя.

1 и 2  группы – Что означают ваши фамилии?

3 группа – Что означают ваши имена?

4 группа – Почему вас назвали этим именем? (беседы с родителями)

Далее после обращения к различным источникам знаний, каждый ребёнок оформил свою страницу словаря.

             

3 этап – урок – презентация проекта (русский язык)

                                      Ход урока:

1.Учитель: Сегодня у нас необычный урок русского языка, а урок –                     презентация проекта «Наши имена и фамилии». Как вы понимаете

                      презентация?

  Дети: - Я слышал, что печатают книгу в издательстве, а затем её                             представляют, это называется презентация.

            - Программу по телевидению видел, там делали презентацию мебели.

  Уч:  Верно,  ребята,  презентация – это официальное представление для         ознакомления с чем – либо.    И сегодня мы будем представлять добытые вами знания. А помогут вам  прежние знания и дружная работа в группах.        К уроку вы подготовили материал о ваших именах и фамилиях, пытаясь ответить на вопросы:  (напечатаны на листе)

        * Откуда пришли в русский язык их имена и фамилии? Что  они означают?

        *  Почему родители назвали их такими именами?

        * Можно ли так неуважительно  относиться  к именам и фамилиям?

        * Почему в русском языке пишут имена и фамилии с заглавной буквы?

Сегодня вы попробуете ответить на них.

Как вы думаете, ребята, всегда ли у людей были фамилии? Что означает слово

фамилия? Обсудите в группах. (обсуждение)

Д: - Я думаю раньше не было фамилий, а придумывали люди клички.

    - А я где-то слышала, что людей звали в зависимости от того чьим сыном или

      дочерью они являлись, например: Васькин сын, дочь Петра и так далее.

   - А я прочитал, что много лет назад у большинства людей фамилий не было.  

     Сына Петра звали Петров, Ивана – Иванов, Александра – Александров.

Уч: Совершенно верно, Миша, только в 16 – 17 веках появились имена,

       фамилии и отчества.

Д: - Фамилия – это так: люди живут вместе, это род, они себя как-то называют,    

     вот это и есть фамилия.

   - Фамилия – это драгоценность, её надо беречь.

Уч:  Вы, молодцы, думаете правильно. А в толковом словаре мы можем         прочитать, что фамилия – 1)это         наследуемое семейное наименование;         2)  То же, что и семья.

         Кто из вас, ребята, исследовал значение своей фамилии?

Презентация 1 и 2 групп.

(Рассказывая, дети демонстрируют иллюстрации к фамилиям).

Д: - Моя фамилия Прокопова произошла от имени Прокоп (греч.) -          преуспевающий.

       - А фамилия Шамов – от князя Казанского Шамова Шабаса, дворецкого

       Шах Али. Шама – по арабски: свеча, подсвечник (Shamov). Шам – древняя

       Сирия.

   -  Я узнал, что Лукьянович – от слова «охотничий лук».

   -  Моя фамилия Подгорная произошла от слов «под горой». Наверное люди

         жили в горной местности.

   - А мне мама рассказала о нашей фамилии Демченко. Все фамилии с           начальным слогом Дем – могли  быть образованы от производных форм

          трёх имён Дементий (от латинского укротитель), Демид или Диомид ( от

          греческого совет божий), Демьян (от греческого покоритель).

 - Я узнала, что фамилия Грудинкина произошла от того, что раньше у           женщин была большая грудь.

 - А Ястребкова – от названия птицы ястреб.

 - Дарий – в переводе – дар, дарить добро.

 - А мои предки со стороны отца жили на Украине в городе Львове, отсюда и  

       моя фамилия – Львов.

 - Моя фамилия – Крузин – произошла  от слова кукуруза.

   Любит наша детвора

   кушать кукурузу, сочную и вкусную.

 - Фамилия Слесаренко, наверное,  произошла потому, что мои давние         родственники работали слесарями.

Уч:   Видите сколько интересного вы узнали про свои фамилии. Действительно,

     они могли происходить от имён, от названий животных,  от названий         профессий, образовывались         по местности, на которой жили люди или по         внешним чертам людей. Давайте мы с вами сами попробуем образовать         фамилии.

1 группа – от имени Петя.

2 группа – по цвету волос людей (белые)

3 группа – от названий профессий

4 группа – по названиям животных и растений.

      (учащиеся пишут фамилии на листах фломастерами, затем называют вслух)

1 гр. - Петухов, Петров, Петин, Петрушкин, Петрухин, Петечкин.

2 гр. - Белов, Белых, Белодедов, Беленький, Беляев.

3 гр. - Кузнецов, Гончаров, Врач, Пастухов, Лаптев.

4 гр. - Зайцева, Волков, Берёзкин, Орехова, Львов, Ромашова, Лисицин.

Уч: Вы все записали фамилии с заглавной буквы, это вы знаете, молодцы. А кто

       догадался, почему же так стали писать?

Д: - Я думаю, потому что фамилия – это что-то родное.

     - Это ведь название человека, если написать с маленькой буквы, то человек

        обидится.

     - А я думаю, чтобы было заметно, что это говорится о человеке, человек на

       Земле главный.

Уч: Действительно, ребята, все вы правы. Фамилии – это имена собственные.

       Их важность, принадлежность одному лицу показывает большая буква в

       начале слова. За каждой фамилий – человек, поэтому очень важно 

       уважительно относиться к фамилиям.

       Кроме фамилий вы исследовали свои имена. Что интересного вы узнали об

       именах?

    Презентация 3 группы.

    (Рассказывая, дети демонстрируют иллюстрации к именам).

Д: - Валерия – женская форма мужского имени Валерий; нечто хорошее,  

       светлое, активное, сильное, весёлое, яркое, радостное, храброе.

    - Моё имя Лилия – владеющая звёздами. Я сочинила такие  стихи:

                 Есть лилия на озере, есть лилия в саду,

                 А я простая девочка счастливою  расту.

   - Кристина (древнееврейское имя) – святая, любимая. Главная черта характера  

     высокая материнская жертвенность. Она стремится спрятать своих близких

    от всех бед под своим крылышком. И люди отвечают ей искренней любовью.

   -  Имена бывают разные:

      Гали, Светы и Марины

      Много Ир.

      Означают силу, факел,

      Жизнь, спокойствие

      И мир!                             Моё имя – Анастасия – означает «воскресенье».

  - Ева с еврейского языка обозначает камень и жизнь.

  - Артём – крепкий, здоровый. Черты характера: прямолинейность,  

    рассудительность.

  - Евгения – благородная (древнегреческое) - женская форма имени Евгений,

    имя популярное на селе чаще, чем  в городах, лет 30 назад было наоборот.

  - Никола с греческого языка означает – побеждающий народ.

Уч: Да, ребята, действительно в русском языке есть русские имена и имена,         

       пришедшие из других языков: греческого, древнееврейского, латинского.

       Все они имеют свои значения.

       Кто же из вас догадался, почему и имена пишутся с заглавной буквы?

Д: - Я считаю, что имена как и фамилии принадлежат одному человеку,

       поэтому они и пишутся с заглавной буквы. Имя может рассказать о душе, о

       характере человека, ведь нет ничего дороже человека.

Уч: Я согласна с тобой Никола. Молодцы! Мне бы очень хотелось, чтобы вы

       уважительно относились и к именам людей.   Можно называть людей

       полными именами, можно сокращёнными, но некрасиво искажать имя,

       обижая этим человека.

       Давайте попытаемся написать сокращённые имена к их полным формам.

 1 группа – к имени Александр.           (Саша, Шура, Шурик)                

 2 группа – к имени Дмитрий.            (Дима, Митя)

 3 группа – к имени Валентин.             (Валя, Валёк)

 4 группа – к имени Людмила.              (Люда, Мила)

Уч: Посмотрите, ребята, сколько интересного материала вы нашли о своих           

       именах и фамилиях. Но очень хочется узнать, почему вас назвали вашим

       именем?

Презентация 4 группы.

  (Рассказывая, дети демонстрируют иллюстрации к именам)

- Юлия (от греч.- пушистая, волнистая, кудрявая). Я родилась с длинными

       и кудрявыми волосами. А ещё имя Юлия очень нравится моим родным,

       особенно прабабушке. Люди с этим именем талантливы, умеют сострадать

       и сочувствовать. Умеют хорошо работать и вести домашнее хозяйство.         

       В дружбе надёжны и верны.

 - Владимир – значит «владеющий миром». Меня назвали Вовой в честь моего  

      папы. Я хочу быть похожим на своего папу.

- Злата – обозначает золото, богатство. Так меня назвала мама. Она хотела,

   чтобы я была богатой; я думаю не только деньгами, но главное умом и,

   конечно, друзьями.

- Михаил – подобный Богу. Меня так назвали в честь крёстного папы.

Уч:  Ребята! У нас получился целый словарь имён и фамилий  2 класса А,

       к которому вы всегда сможете обратиться и прочитать то, что для  вас   

      интересно. Этот материал вы сможете использовать на уроках истории в 3

      3 классе при изучении  вашей родословной.

4  этап – рефлексия. (проходит в конце урока-презентации)

Уч:  Скажите, ребята, что вам понравилось и запомнилась во время нашей

       презентации, вовремя подготовки к ней?

Д: - Я запомнил, что человек – это главное.

     - Мне интересно было искать материал об именах в интернете.

     - А я книгу об именах прочитала.

     - А мне понравилось, когда мама рассказывала мне о нашей фамилии.

     - А мне было приятно общаться с ребятами из нашей группы и обмениваться

       мнениями.

     - А я теперь знаю, почему меня назвали Юлей.

Уч: Было ли вам трудно?

Д: - Мне не было трудно.

     - А мне было трудно, я сначала не могла понять, как можно объяснить мою

       фамилию.

     - А мы долго искали в интернете, что означает имя Злата.

Уч: Что вы чувствовали, когла работали над проектом?

Д: - Я почувствовала, что мама, папа и я – мы семья.

     - А я почувствовал, что я настоящий защитник, так как Александр –

       защитник людей.

  - А я поняла, что нам надо стараться вести себя так, чтобы уважительно

    относиться к людям, к их именам и фамилиям.

Используемая литература:

* Словарь имён. М, «Научная книга», 1998

*Книга для девочек.

*Энциклопедия для маленьких принцесс. ООО»Золотой век», 2000

*Большой энциклопедический словарь. 1-2 тома. «Советская энциклопедия»,

  1991

* М.Р. Львов «Школа творческого мышления», М, изд.  «ДИДАКТ», 1993

*Интернет

       Примеры детских работ                                            из         словаря                                

     «Наши имена и фамилии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...