Урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Любовь Ивановна Пискунова

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon bez_gl.zip2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование по русскому языку

  Цели: 1.сформировать у учащихся привычку задумываться над значением слова при выборе буквы в корне слова,

2. повышать культуру речи и грамотность, развивать орфографическую зоркость

3. воспитывать любовь, уважение и интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник, задачник,  демонстрационные таблицы, презентация к уроку, мультимедиапроэктор.  

Ход урока

  1. Организация класса
  2. Работа над новым материалом

1. Актуализация знаний.

а) Элементы чистописания

б) Словарная работа

 1)Загадка.

Я важный и сочный

У меня красные щёчки      (Помидор)

                                                         

-Что означает слово «помидор»? (Сочный вкусный и полезный овощ круглой формы красного цвета)

-Поставьте ударение в слове.

-Что можно сказать о гласных О и И?  (Они безударные)

-Попробуйте подобрать проверочное слово, чтобы проверить безударные гласные в этом слове.

-Какой можно сделать вывод? (невозможно проверить)

-Гласные  О и И – непроверяемые гласные, написание этого слова нужно запомнить.

-Как называются сова, написание которых мы запоминаем?  (словарные)

 

 2) Звуко – буквенный анализ слова

3) Подбор однокоренных слов.

   

- Выделите корень, поставьте ударение, поставьте точки под безударными гласными.

- Подчеркните слова, которые являются изменением одного и того же слова.

Помидор,помидорки, помидорчик, помидорный, помидоры.

4). Подберите синоним  к слову помидор.

3. Сообщение темы и цели урока.

 Каждый урок русского языка для вас необычный потому, что каждый раз вы открываете тайну. Наш учебник так и называется “К тайнам нашего языка”.

- Сегодня я предлагаю нашим ребятам провести урок-исследование. А что значит исследовать? (Ответы детей).

- А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению!

- Сегодня нам с вами предстоит выяснить, как от значения слова зависит выбор правильной буквы в корне.

Исследовать тему мы будем по этапам.

План исследования

  1. Работа с однокоренными словами.
  2. Объясни значение слов.
  3. Изучаем новое правило.
  4. Решаем орфографические задачи.
  5. Проблемная ситуация.
  6. Работа корректора.
  7. Итог исследования.

2. Сбор и уточнение информации, которой владеют дети.

       Этап первый “Работа с однокоренными словами”.

  - Я хочу рассказать вам один случай, который произошёл однажды на уроке русского языка.

Учительница написала на доске отдельные слова и сказала ребятам: “Спишите их. Только - не спешите”. Все пишут, а Алёша - нет…- Почему ты не работаешь, Алёша?

- А я не знаю, что надо делать. То вы говорите “спишите”, то “не спишите”…

-Как вы думаете, ребята, почему Алёша растерялся?

 ( Алёша подумал, что “спишите” и “спешите” имеют одно значение, ведь произносятся они одинаково. Он не знал, что эти слова пишутся по-разному, значит и значение у них разное.)

-  Как правильно записать эти слова?

сп..шите - пишут

не сп..шите - спешка (на доске вставляем пропущенную безударную букву и записываем проверочное слово).

 - Отлично справились с заданием, значит, легко нам будет выяснить и значение слов с помощью однокоренных.

3. Мозговой штурм.

  Этап второй. “Объясни значения слов”.

- Объясни с помощью однокоренного слова кого так называют?

л_нивый

с_лач

гр_знуля

ч_стюля

б_гун

ст_рушка

 - А теперь решите  орфографические задачи. Сначала пиши проверочное слово, потом проверяемое. Не забывайте подчеркивать вставленную букву. 1 вариант – 1  столбик, 2 вариант– 2 столбик. Самостоятельно с последующей проверкой.

 Первый вывод: Помогло ли вам объяснение значения слова правильно выбрать букву в корне?

. Этап третий. “Изучаем новое правило”

-  Прочитаем новое правило.

Видишь как много слов, в корнях которых ты не сделаешь ошибки, если будешь задумываться над их значением.

- Появляется новое правило (Вывесить табличку- правило.) Дети читают ее вслух.

        

Внимание!

В корнях слов ты не сделаешь ошибки, если будешь задумываться над их значением.

Объяснение значения слова – это способ проверки корней!

ФИЗМИНУТКА.

Я смотрю, что вы устали и поэтому все встали.
Ножками потопали 1, 2, 3.
Ручками похлопали 1, 2, 3
Мы походим на носках, а потом на пятках,
Все проверили осанку и свели лопатки.

- В воздухе рисуем букву, которая требует проверки в словах:

носами – ''о'' (рисуем носом)
ногой - ''о''
бедром - ''е''
глазами – ''а''

4. Первичное закрепление.

 Этап четвертый “Реши орфографические задачи”

Используя полученную информацию в ходе исследования, решаем орфографические задачи прямо в задачнике!

- Находим упражнение № 403

- Как будете действовать, вставляя нужную букву? (Будем объяснять значение слова) Карандаш к работе готов?

  Зап . вать лекарство   (пить)

Зап . вать песню   (петь)

Б . чок для мусора  (бак)

Ложись на б . чок  (бок)

- Вывод: Что помогало нам решать орфографические задачи?

(ОБЪЯСНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ) - Почему? (Указать на правило и зачитываем его вместе из рамочки на доске)

- Потому, что объяснение значения слова – это способ проверки корней.

. Этап пятый “Проблемная ситуация”

1. (На доске написано: приходи с мечом, вечером, сыграем.)

Я прочитаю рассказ об одной ошибке. А вы ответите, почему так получилось.

Дима написал своему дружку Пете записку: "приходи с мечом, вечером, сыграем". Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живёт Петя, и передала записку.
— Ну как? — Спросил Дима вернувшуюся сестру.
— Отнесла. Сказал, что к шести часам придет.
— Мяч будет! Петька принесёт, я ему написал записку, он обещал.
Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования — длинный деревянный меч.

Почему так получилось?

 2. Художник по фамилии Путаников нарисовал такие картины. Скажите, какие слова он перепутал?


 Мальчик пол.скал собаку.

- Устно ребята доказывают выбор букв, а письменно записывают эти  пары сочетаний.    

3. Вставить в предложение подходящее по смыслу слово.

- Вывод: С заданием справились легко потому, что знаем новый способ проверки корней – это объяснение значения слова.

 Этап шестой “Работа корректора”.

 - Один ученик второго класса Ошибкин отдыхал летом в деревне у бабушки. И вот он решил написать письмо маме. Но Ошибкин не дружил с безударными гласными, поэтому в его письме оказалось немало странностей. Он разрешил показать вам это письмо.

              В деревне очень харашо. Сразу же у дома начинается лук. Он очень большой. А за ним лиса. В них растут маховики.

         - Исправьте ошибки, которые допустил Ошибкин

. Этап седьмой “Итог исследования”.

Итак, может ли значение слова помочь выбрать правильную букву в корне? Почему? Правило!

- Это и есть еще одна открытая нами тайна!

- Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны русского языка, а значит, становимся более грамотными.  

- А для проверки знаний,  полученных в ходе исследования я предлагаю  задание.

  - Проверочная работа. Письмо под диктовку. 

- Напишите предложения под диктовку. Обозначьте изучаемую орфограмму, если испытываете затруднения в подборе проверочного слова, оставьте «окошко»

Читают запись на доске: “На родном языке, на языке своей страны писать с ошибками неудобно, стыдно! Ты теперь умеешь их избегать. “Окошко” на месте орфограммы лучше ошибки. Помни это!”

         Наш  город окружают леса.  Лиса живёт в лесу. В речке утром я сама поймала большого сома.

  1. Домашнее задание с.57. упр.405

Карточки для индивидуальной работы:

 

    Л . са, загр . знить, л . нивый, п . тёрка, с . сна,  м . слёнка,

 ст . на, с . нливый,  в . зание,     п. хучие.

 

  .

 

     Гл . зунья, стр . ла , д . жди, р . ка, пл . сал, м . слёнка,  ст . на,

д . машний, к . тёнок ,л . нейка

        


 

    Л . са, загр . знить, л . нивый, п . тёрка, с . сна,  м . слёнка, ст . на, с . нливый,  в . зание,  

   

   п. хучие.

 

    Л . са, загр . знить, л . нивый, п . тёрка, с . сна,  м . слёнка, ст . на, с . нливый,  в . зание,  

   

   п. хучие.

 

    Л . са, загр . знить, л . нивый, п . тёрка, с . сна,  м . слёнка, ст . на, с . нливый,  в . зание,  

   

   п. хучие.

 

     Гл . зунья, стр . ла , д . жди, р . ка, пл . сал, м . слёнка,  ст . на, д . машний, к . тёнок ,


л . нейка

 

     Гл . зунья, стр . ла , д . жди, р . ка, пл . сал, м . слёнка,  ст . на, д . машний, к . тёнок ,


л . нейка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...