Урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект урока русского языка с презентацией по программе Соловейчик М.С. по теме: "Безударная гласная в корне слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bez_gl.zip | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование по русскому языку
Цели: 1.сформировать у учащихся привычку задумываться над значением слова при выборе буквы в корне слова,
2. повышать культуру речи и грамотность, развивать орфографическую зоркость
3. воспитывать любовь, уважение и интерес к русскому языку.
Оборудование: учебник, задачник, демонстрационные таблицы, презентация к уроку, мультимедиапроэктор.
Ход урока
- Организация класса
- Работа над новым материалом
1. Актуализация знаний.
а) Элементы чистописания
б) Словарная работа
1)Загадка.
Я важный и сочный
У меня красные щёчки (Помидор)
-Что означает слово «помидор»? (Сочный вкусный и полезный овощ круглой формы красного цвета)
-Поставьте ударение в слове.
-Что можно сказать о гласных О и И? (Они безударные)
-Попробуйте подобрать проверочное слово, чтобы проверить безударные гласные в этом слове.
-Какой можно сделать вывод? (невозможно проверить)
-Гласные О и И – непроверяемые гласные, написание этого слова нужно запомнить.
-Как называются сова, написание которых мы запоминаем? (словарные)
2) Звуко – буквенный анализ слова
3) Подбор однокоренных слов.
- Выделите корень, поставьте ударение, поставьте точки под безударными гласными.
- Подчеркните слова, которые являются изменением одного и того же слова.
Помидор,помидорки, помидорчик, помидорный, помидоры.
4). Подберите синоним к слову помидор.
3. Сообщение темы и цели урока.
Каждый урок русского языка для вас необычный потому, что каждый раз вы открываете тайну. Наш учебник так и называется “К тайнам нашего языка”.
- Сегодня я предлагаю нашим ребятам провести урок-исследование. А что значит исследовать? (Ответы детей).
- А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению!
- Сегодня нам с вами предстоит выяснить, как от значения слова зависит выбор правильной буквы в корне.
Исследовать тему мы будем по этапам.
План исследования
- Работа с однокоренными словами.
- Объясни значение слов.
- Изучаем новое правило.
- Решаем орфографические задачи.
- Проблемная ситуация.
- Работа корректора.
- Итог исследования.
2. Сбор и уточнение информации, которой владеют дети.
Этап первый “Работа с однокоренными словами”.
- Я хочу рассказать вам один случай, который произошёл однажды на уроке русского языка.
Учительница написала на доске отдельные слова и сказала ребятам: “Спишите их. Только - не спешите”. Все пишут, а Алёша - нет…- Почему ты не работаешь, Алёша?
- А я не знаю, что надо делать. То вы говорите “спишите”, то “не спишите”…
-Как вы думаете, ребята, почему Алёша растерялся?
( Алёша подумал, что “спишите” и “спешите” имеют одно значение, ведь произносятся они одинаково. Он не знал, что эти слова пишутся по-разному, значит и значение у них разное.)
- Как правильно записать эти слова?
сп..шите - пишут
не сп..шите - спешка (на доске вставляем пропущенную безударную букву и записываем проверочное слово).
- Отлично справились с заданием, значит, легко нам будет выяснить и значение слов с помощью однокоренных.
3. Мозговой штурм.
Этап второй. “Объясни значения слов”.
- Объясни с помощью однокоренного слова кого так называют?
л_нивый | с_лач |
гр_знуля | ч_стюля |
б_гун | ст_рушка |
- А теперь решите орфографические задачи. Сначала пиши проверочное слово, потом проверяемое. Не забывайте подчеркивать вставленную букву. 1 вариант – 1 столбик, 2 вариант– 2 столбик. Самостоятельно с последующей проверкой.
Первый вывод: Помогло ли вам объяснение значения слова правильно выбрать букву в корне?
. Этап третий. “Изучаем новое правило”
- Прочитаем новое правило.
Видишь как много слов, в корнях которых ты не сделаешь ошибки, если будешь задумываться над их значением. |
- Появляется новое правило (Вывесить табличку- правило.) Дети читают ее вслух.
Внимание! В корнях слов ты не сделаешь ошибки, если будешь задумываться над их значением. Объяснение значения слова – это способ проверки корней! |
ФИЗМИНУТКА.
Я смотрю, что вы устали и поэтому все встали.
Ножками потопали 1, 2, 3.
Ручками похлопали 1, 2, 3
Мы походим на носках, а потом на пятках,
Все проверили осанку и свели лопатки.
- В воздухе рисуем букву, которая требует проверки в словах:
носами – ''о'' (рисуем носом)
ногой - ''о''
бедром - ''е''
глазами – ''а''
4. Первичное закрепление.
Этап четвертый “Реши орфографические задачи”
Используя полученную информацию в ходе исследования, решаем орфографические задачи прямо в задачнике!
- Находим упражнение № 403
- Как будете действовать, вставляя нужную букву? (Будем объяснять значение слова) Карандаш к работе готов?
Зап . вать лекарство (пить)
Зап . вать песню (петь)
Б . чок для мусора (бак)
Ложись на б . чок (бок)
- Вывод: Что помогало нам решать орфографические задачи?
(ОБЪЯСНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ) - Почему? (Указать на правило и зачитываем его вместе из рамочки на доске)
- Потому, что объяснение значения слова – это способ проверки корней.
. Этап пятый “Проблемная ситуация”
1. (На доске написано: приходи с мечом, вечером, сыграем.)
Я прочитаю рассказ об одной ошибке. А вы ответите, почему так получилось.
Дима написал своему дружку Пете записку: "приходи с мечом, вечером, сыграем". Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живёт Петя, и передала записку.
— Ну как? — Спросил Дима вернувшуюся сестру.
— Отнесла. Сказал, что к шести часам придет.
— Мяч будет! Петька принесёт, я ему написал записку, он обещал.
Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования — длинный деревянный меч.
Почему так получилось?
2. Художник по фамилии Путаников нарисовал такие картины. Скажите, какие слова он перепутал?
Мальчик пол.скал собаку.
- Устно ребята доказывают выбор букв, а письменно записывают эти пары сочетаний.
3. Вставить в предложение подходящее по смыслу слово.
- Вывод: С заданием справились легко потому, что знаем новый способ проверки корней – это объяснение значения слова.
Этап шестой “Работа корректора”.
- Один ученик второго класса Ошибкин отдыхал летом в деревне у бабушки. И вот он решил написать письмо маме. Но Ошибкин не дружил с безударными гласными, поэтому в его письме оказалось немало странностей. Он разрешил показать вам это письмо.
В деревне очень харашо. Сразу же у дома начинается лук. Он очень большой. А за ним лиса. В них растут маховики.
- Исправьте ошибки, которые допустил Ошибкин
. Этап седьмой “Итог исследования”.
Итак, может ли значение слова помочь выбрать правильную букву в корне? Почему? Правило!
- Это и есть еще одна открытая нами тайна!
- Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны русского языка, а значит, становимся более грамотными.
- А для проверки знаний, полученных в ходе исследования я предлагаю задание.
- Проверочная работа. Письмо под диктовку.
- Напишите предложения под диктовку. Обозначьте изучаемую орфограмму, если испытываете затруднения в подборе проверочного слова, оставьте «окошко»
Читают запись на доске: “На родном языке, на языке своей страны писать с ошибками неудобно, стыдно! Ты теперь умеешь их избегать. “Окошко” на месте орфограммы лучше ошибки. Помни это!”
Наш город окружают леса. Лиса живёт в лесу. В речке утром я сама поймала большого сома.
- Домашнее задание с.57. упр.405
Карточки для индивидуальной работы:
Л . са, загр . знить, л . нивый, п . тёрка, с . сна, м . слёнка, ст . на, с . нливый, в . зание, п. хучие. |
.
Гл . зунья, стр . ла , д . жди, р . ка, пл . сал, м . слёнка, ст . на, д . машний, к . тёнок ,л . нейка |
Л . са, загр . знить, л . нивый, п . тёрка, с . сна, м . слёнка, ст . на, с . нливый, в . зание, п. хучие. |
Л . са, загр . знить, л . нивый, п . тёрка, с . сна, м . слёнка, ст . на, с . нливый, в . зание, п. хучие. |
Л . са, загр . знить, л . нивый, п . тёрка, с . сна, м . слёнка, ст . на, с . нливый, в . зание, п. хучие. |
Гл . зунья, стр . ла , д . жди, р . ка, пл . сал, м . слёнка, ст . на, д . машний, к . тёнок , л . нейка |
Гл . зунья, стр . ла , д . жди, р . ка, пл . сал, м . слёнка, ст . на, д . машний, к . тёнок , л . нейка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...