Урок русского языка во 2 классе по теме "Основа слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Дайстер Фахарниса Тадиповна

Урок русского языка во 2 классе по теме "Основа слова". УМК "Школа XXI века" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnova_slova.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема урока: Основа слова.

Цели и задачи урока:

  1. формировать умение разбирать слова по составу;
  2. упражнять в подборе родственных слов; помочь осознать, что основа слова – занимает, важную роль в части речи;
  3. уточнение и активизация словарного запаса;
  4.  развивать мелкую и артикуляционную моторику;  
  5. развивать зрительную, слуховую и двигательную память;
  6. выполнять упражнения, которые способствуют развитию мышления и речи учащихся;
  7. воспитывать положительную мотивацию к учению.
  8. проверить, насколько эффективно усвоен теоретический материал по темам: приставка, суффикс, основа слова;
  9. закрепить полученные знания о приставках, суффиксах, основе слова учащимися в практической работе;

Оборудование:таблица разбора слов по составу, схемы “состав слова”, школьные толковые словари. Презентация -  приложение

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня ребята вас ждёт много интересных заданий. Продолжим знакомство с понятием «Основа слова», с алгоритмом нахождения основы слова.

Активизация внимания детей.

- Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу.

II. Сообщение темы и цели урока

- Сейчас у нас урок русского языка. Мы будем на уроке красиво писать, будем думать, рассуждать, играть.

Первичное закрепление. Анализ пословицы.

-Отгадайте, какая пословица здесь написана? (на интерактивной доске)

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

-Молодцы, отгадали пословицу.

-Так, что же было в пословице пропущено?

-В пословице были пропущены корни.

III. Актуализация знаний:

Разминка: “Чистописание»

Догадайдесь, какую букву будем писать: этот звук согласный, парный, звонкий, встречается в корне. (Это буква Д)

 ДДдд ДДдд ДДдд

Пальчиковая гимнастика

Дети сгибают поочерёдно пальцы, начиная с мизинчика.

Раз, 2 ,3 ,4 ,5. Будем пальчики считать.
Этот пальчик в лес пошёл.
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистил гриб.
Этот пальчик жарил гриб.
И стоит он в середине,
Этот пальчик всё съел, потому и потолстел.

IV. Работа над темой

а)  Записаны слова на доске. Списать и разобрать по составу. Обозначить основу.

Чтение правила на стр.165 учебника Русский язык (1ч.) (С.В.Иванов,…)

Полёт, городской, задумка, избушка, поездка, забег, пробежка.

На какие группы можно разделить слова?

1 группа: образованы с помощью приставки

2 группа: образованы с помощью суффикса

3 группа: образованы с помощью приставки и суффикса.

б) Подберите слова к схемам упр.2 стр.166.

в) Карточки с заданиями на каждого ребёнка:

Составьте из слов предложения. Окончания выделите.

Играют, в, дети, снежки, зимой.

По, лесник, глубокому, шёл, снегу.

4. Проверка на доске.

Зимой дети играют в снежки.

Лесник шёл по глубокому снегу.

6. Разберите второе предложение по частям речи и главным членам предложения.

в) Работаем в группе. Составить новые слова-родственные данным

Предлагаются слова:

I группе: МОРОЗ

мороз, морозец, заморозки, морозить, отморозить, морозный

II группе: САД

сад, садок, рассада, садовник, садовый

Итог.

- Какие слова выросли из корня мороз, сад?

V. Актуализация знаний на практике. Вторичное закрепление.

Из какого слова “выросли” другие слова?

Б) определение значений слов с помощью толкового словаря.

-Ребята, для того, чтобы установить родство слов, надо хорошо понимать их, уметь объяснить значения. Мы будем этому учиться, и помощником нашим будет Словарь, потому что в нём приводятся самые точные, правильные толкования слов.

Давайте откроем словарь и прочитаем, что в нём написано про слово “сад”.

“Сад – участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами”. А теперь я буду приводить вам толкование родственного слов а, а вы догадайтесь, что это за слово.

“Человек, который работает в саду, ухаживает за растениями”(садовник)

VII. Итог урока. Повторить алгоритм разбора слов по составу.

- Задайте вопрос своему товарищу по нашей теме и проверьте свой ответ, своего одноклассника, соседа:

- Что вы знаете о родственных словах?

- Какая часть слова бывает во всех словах?

Что называется окончанием?

Назовите способы образования новых слов.

VIII. Рефлексия

«!» - мне всё понятно, всё выполнил верно.

«+» - ещё сомневаюсь, допускаю ошибки.

«-» - я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь.

IX. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...