Списывание и его виды в процессе обучения младших школьников правописанию
статья по русскому языку на тему

Степина Марина Николаевна

Статья о видах списывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spisyvanie_i_ego_vidy_v_processe_obucheniya.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Списывание и его виды в процессе обучения

                          младших школьников  правописанию

    Велико значение упражнений в начальном обучении русскому языку. К.Д.Ушинский считал, что «главное центральное занятие, вокруг которого группируются все остальные и по которому мы располагаем и саму нашу грамматику, есть практическое упражнение в языке…»

    Современная методика исходит из положения, что основную часть уроков русского языка должны составлять устные и письменные упражнения разнообразных видов и форм, проводимые в определенной системе.

    Основное назначение упражнений, по мнению психологов А.Н.Леонтьева, Д.Н.Богоявленского, С.Ф.Жуйкова, состоит в применении правил к практической деятельности. Это значит, что упражнения направлены на:

- развитие орфографической зоркости, т.е. на формирование умения «видеть» орфограммы в словах;

- овладение умственными и практическими действиями, обеспечивающими применение правила;

- уточнение учащимися сущности и формулировки правила

     На уроках русского языка в целях обучения правописанию чаще других используются такие упражнения, как списывание, диктант, грамматический и орфографический разбор, работа с орфографическим словарем.

    Одним из основных распространенных видов упражнений считается списывание. Списывание – это упражнение, состоящее в записи обозреваемых текстов. В зависимости от того, требуется  ли от учащихся

в процессе списывания выполнение каких-либо заданий или нет, различают списывание без заданий и списывание с заданиями.

    Списывание без заданий заключается в дословном списывании  с текста.

Преимущество такого вида списывания в том, что оно обеспечивает детям правильное зрительное восприятие слов и развитие навыков моторики руки. Важно различать списывание без заданий двух видов:

- списывание – копирование (побуквенное списывание, внимание сосредоточено на срисовывании букв);

- простое списывание (осмысленное списывание целыми словами, предложениями)

Впервые предложения дети списывают в прописи: Нина и Анна у сосны. Работа осуществляется в несколько этапов:

  1. Выясняется смысл предложения.
  2. Проводится слого-звуко-буквенный  анализ каждого слова.
  3. Повторяются правила о раздельном написании слов в предложении, о написании с большой буквы первого слова в предложении и имен собственных, о постановке точки в конце предложения.
  4. Предложение записывается учителем на доске или составляется из букв азбуки.
  5. Учащиеся читают предложение и стараются запомнить.
  6. Учащиеся записывают предложение по памяти и проверяют написанное.

 Со второго полугодия 1 класса все большее распространение получают

виды списывания, осложненного различными заданиями.

   Графические задания направлены на закрепление и совершенствование знаний и умений по фонетике и графике. Например, учащимся предлагается подчеркнуть гласные, согласные буквы, буквы, которые не обозначают звуков и т.д.

   Грамматические задания условно можно разделить на две большие группы: морфологические и синтаксические.

   Морфологические задания связаны с изучением частей речи и сводятся к нахождению и выделению слов, относящихся к какой-либо части речи, к обозначению рода, склонения, числа, падежа имен существительных и т.д.

   Синтаксические задания имеют цель - научить соединять слова по смыслу, распространять предложения второстепенными членами, работать над деформированным текстом и т.д.

   Орфографические задания требуют нахождения, выделения, обозначения тех или иных орфограмм и их обоснования. В основном, при списывании эти задания сводятся к подчеркиванию орфограмм, вставке пропущенных букв, замене слов, данных в скобках в начальной форме, формой этих же слов, требуемой по смыслу.

  Нередко в условии к упражнению, помещенному в учебнике, указывается несколько заданий. В таких случаях можно говорить о комбинированных видах списывания. В них могут сочетаться различные по своему характеру задания. Например, слова, из которых учащиеся должны составить предложение, могут быть даны с пропущенными буквами.

   В качестве материала для списывания могут предлагаться отдельные слова, сочетания слов, предложения, тексты.

  При проведении упражнений в списывании важно добиваться, чтобы учащиеся не только безошибочно записывали слова, предложения, но и умели обосновывать правильность списываемого, опираясь при этом на изученные правила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования ИКТ в процессе обучения младших школьников.

Статья "Возможности использования ИКТ в процессе обучения младших школьников"...

Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников по программе УМК "Перспективная начальная школа".

УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает активное использование ИКТ не только учителем, но и самими учащимися. Применение ИКТ на уроках позволяет учитывать менталитет современного шко...

Компьютерные технологии в процессе обучения младших школьников.

Выступление на ШМО о необходимости применения в работе педагога компьютерных технологий....

Универсальные учебные действия и способы их формирования в процессе обучения младших школьников

Универсальные учебные действия и способы их формирования в процессе обучения младших школьников...

Роль информационных технологий в процессе обучения младших школьников

Информационные технологии в учебном процессе.Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):...

Использование концепции космического воспитания (по М.Монтессори) в процессе обучения младших школьников

Роль учителя при разворачивании концепции космического воспитания смещается с позиции организатора стимулов для развития и преподавателя, помогающего получить навыки для выстраивания алгоритма собстве...