Списывание и его виды в процессе обучения младших школьников правописанию
статья по русскому языку на тему
Статья о видах списывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spisyvanie_i_ego_vidy_v_processe_obucheniya.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Списывание и его виды в процессе обучения
младших школьников правописанию
Велико значение упражнений в начальном обучении русскому языку. К.Д.Ушинский считал, что «главное центральное занятие, вокруг которого группируются все остальные и по которому мы располагаем и саму нашу грамматику, есть практическое упражнение в языке…»
Современная методика исходит из положения, что основную часть уроков русского языка должны составлять устные и письменные упражнения разнообразных видов и форм, проводимые в определенной системе.
Основное назначение упражнений, по мнению психологов А.Н.Леонтьева, Д.Н.Богоявленского, С.Ф.Жуйкова, состоит в применении правил к практической деятельности. Это значит, что упражнения направлены на:
- развитие орфографической зоркости, т.е. на формирование умения «видеть» орфограммы в словах;
- овладение умственными и практическими действиями, обеспечивающими применение правила;
- уточнение учащимися сущности и формулировки правила
На уроках русского языка в целях обучения правописанию чаще других используются такие упражнения, как списывание, диктант, грамматический и орфографический разбор, работа с орфографическим словарем.
Одним из основных распространенных видов упражнений считается списывание. Списывание – это упражнение, состоящее в записи обозреваемых текстов. В зависимости от того, требуется ли от учащихся
в процессе списывания выполнение каких-либо заданий или нет, различают списывание без заданий и списывание с заданиями.
Списывание без заданий заключается в дословном списывании с текста.
Преимущество такого вида списывания в том, что оно обеспечивает детям правильное зрительное восприятие слов и развитие навыков моторики руки. Важно различать списывание без заданий двух видов:
- списывание – копирование (побуквенное списывание, внимание сосредоточено на срисовывании букв);
- простое списывание (осмысленное списывание целыми словами, предложениями)
Впервые предложения дети списывают в прописи: Нина и Анна у сосны. Работа осуществляется в несколько этапов:
- Выясняется смысл предложения.
- Проводится слого-звуко-буквенный анализ каждого слова.
- Повторяются правила о раздельном написании слов в предложении, о написании с большой буквы первого слова в предложении и имен собственных, о постановке точки в конце предложения.
- Предложение записывается учителем на доске или составляется из букв азбуки.
- Учащиеся читают предложение и стараются запомнить.
- Учащиеся записывают предложение по памяти и проверяют написанное.
Со второго полугодия 1 класса все большее распространение получают
виды списывания, осложненного различными заданиями.
Графические задания направлены на закрепление и совершенствование знаний и умений по фонетике и графике. Например, учащимся предлагается подчеркнуть гласные, согласные буквы, буквы, которые не обозначают звуков и т.д.
Грамматические задания условно можно разделить на две большие группы: морфологические и синтаксические.
Морфологические задания связаны с изучением частей речи и сводятся к нахождению и выделению слов, относящихся к какой-либо части речи, к обозначению рода, склонения, числа, падежа имен существительных и т.д.
Синтаксические задания имеют цель - научить соединять слова по смыслу, распространять предложения второстепенными членами, работать над деформированным текстом и т.д.
Орфографические задания требуют нахождения, выделения, обозначения тех или иных орфограмм и их обоснования. В основном, при списывании эти задания сводятся к подчеркиванию орфограмм, вставке пропущенных букв, замене слов, данных в скобках в начальной форме, формой этих же слов, требуемой по смыслу.
Нередко в условии к упражнению, помещенному в учебнике, указывается несколько заданий. В таких случаях можно говорить о комбинированных видах списывания. В них могут сочетаться различные по своему характеру задания. Например, слова, из которых учащиеся должны составить предложение, могут быть даны с пропущенными буквами.
В качестве материала для списывания могут предлагаться отдельные слова, сочетания слов, предложения, тексты.
При проведении упражнений в списывании важно добиваться, чтобы учащиеся не только безошибочно записывали слова, предложения, но и умели обосновывать правильность списываемого, опираясь при этом на изученные правила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности использования ИКТ в процессе обучения младших школьников.
Статья "Возможности использования ИКТ в процессе обучения младших школьников"...
Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников по программе УМК "Перспективная начальная школа".
УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает активное использование ИКТ не только учителем, но и самими учащимися. Применение ИКТ на уроках позволяет учитывать менталитет современного шко...
Компьютерные технологии в процессе обучения младших школьников.
Выступление на ШМО о необходимости применения в работе педагога компьютерных технологий....
Универсальные учебные действия и способы их формирования в процессе обучения младших школьников
Универсальные учебные действия и способы их формирования в процессе обучения младших школьников...
Роль информационных технологий в процессе обучения младших школьников
Информационные технологии в учебном процессе.Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):...
Использование концепции космического воспитания (по М.Монтессори) в процессе обучения младших школьников
Роль учителя при разворачивании концепции космического воспитания смещается с позиции организатора стимулов для развития и преподавателя, помогающего получить навыки для выстраивания алгоритма собстве...