Занимательные игры по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели (3,4 классы).Мероприятие способствует развитию интереса к родному языку, активизации мыслительной деятельности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_russkiy_yazyk.doc | 64 КБ |
zanimatelnaya_grammatika.ppt | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Батурина Елена Владимировна, учитель начальных классов
МОУ Черниговская школа, Агаповский район, Челябинская область
Тема: Занимательные игры по русскому языку.
Цели: - проверить знания уч-ся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка;
- способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;
- создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Оборудование: название игры (разноцветные буквы), бумага, карандаши, карточки с заданиями, медали для награждения.
Ход занятия
Звучит музыка «Фанфары» (входят команды)
В игре принимают участие 2 класса:
- 1 команда - 3 «а» класс
- 2 команда – 4 «а» класс
В каждой команде выбирается капитан.
- Сегодня мы проводим важное мероприятие в нашем классе. К нам пришли гости, болельщики, ассистенты. Они будут вести подсчёт баллов после каждого конкурса. Прежде чем мы начнём, каждая команда должна доказать способность участвовать в игре.
Первый тур «Разминка».
Команды по очереди отвечают на 5 вопросов.
1 команда:
- В каком слове сорок а? (сорока)
- Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
- Как можно превратить слово мел в мелкое место, а угол – в топливо, шест – в число? (сделать мягким конечный согласный).
- Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
- В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)
Подсчет очков
2 команда.
- Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
- Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
- Как можно превратить слово семя в слово семья?
- В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)
- Сколько слогов в слове да? (1)
Подсчет очков
Капитан выбирает конверт (внутри задание).
1. Составь из букв название команды.
1 конверт:
Знатоки.
2 конверт:
Умники.
Ведущий:
Вот начинается игра.
Теперь, я думаю, пора
Командам начинать сражаться
В словесных играх упражняться.
1 задание: «Игра слов»
А)Составь цепочку слов , в которой начало каждого следующего слова являлось бы последним слогом предыдущего слова. Слова должны быть только именами существительными
Подснежники-
Каждая команда получает задание на листе.
Б)Измените одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово.
Например: сода – сова.
ВОСК, МОТ, ЛЕС, ГОЛ, ЩИТ, ЛИСТ, РОЗА, КОРОНА, ГОРКА.
Ответы: ВОСК – (ВОЛК), МОТ – (КОТ), ЛЕС – (ЛЕВ), ГОЛ – (ВОЛ), ЩИТ – (КИТ), ЛИСТ - (ЛИСА), РОЗА – (КОЗА), КОРОНА – (КОРОВА), ГОРКА – (НОРКА).
Молодцы, все справились. Музыка. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).
2 задание: «Составитель»
Придумайте слова, в которых есть маленькое слово ЕЛЬ (на доске запись ЕЛЬ)
Ответы: мель, тоннель, вермишель, шинель, понедельник, апельсин, щель, шмель, дрель, цель, тельняшка, постель, пельмени, газель, мельница.
Если дети затрудняются, помогите подобрать слова с помощью загадок или наводящих вопросов.
Музыка. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).
3 задание: Конкурс «Кто быстрее?»
Воспринимая на слух вопросы-загадки, отгадайте их и запишите в строчку первые буквы слов-отгадок. Если вы все сделаете правильно, то из полученных 15 букв у вас образуются 3 слова. Ответьте: к какой части речи относится каждое из них?
- Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (Телефон)
- Этот сказочный герой любил кататься на печи. (Емеля)
- Это маленькие кони, а зовут их просто… (Пони)
- Сама не ем, а людей кормлю. ( Ложка)
- Чем кончается лето? (О)----------------------------------------------слово
- Любимое лакомство мышей? (Сыр)
- Игра в мячик с ракетками . (Теннис)
- Пчелиная стая называется…( Рой)
- Страшная, зубастая морская хищница . (Акула)
- Пять ступенек –лесенка, на ступеньках – песенка.(Ноты)
- К нам приехали с бахчи, полосатые мячи. (Арбузы)____________________слово
- Сушёный виноград. (Изюм)
- Так называют дырку и в дереве, и в зубе (Дупло)
- Быть должны всегда в порядке твои школьные (Тетрадки)
- Что такое салочки ? (Игра)_________________________________________слово
Теперь угадайте 3 слова. Давайте все вместе угадаем.
ТЕПЛО – может быть и существительным, и наречием;
СТРАНА – существительное;
ИДТИ – глагол.
Листы сдать жюри для проверки. Подсчёт баллов. Музыка.
4 задание: Игра «Нарисуй пословицу»
Необходимо с помощью рисунка показать смысл пословицы. Учитывается, как правильно дети поняли, раскрыли смысл пословицы.
Командам дается конверт. Капитан вытягивает пословицу.
- «Одна голова хорошо, а две лучше».
- «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».
Листы сдать жюри. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).
5 задание: Конкурс капитанов «Пословица мы тебя знаем…».
Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была
Не уж то буква озорная
Вновь чье-то место заняла?
(Исправь ошибки.)
Команда Умники
- Два сапога – тара.
- Ус хорошо, а два лучше.
Команда Знатоки
- Первый клин комом.
- Сашу маслом не испортишь.
(Чей капитан быстрее исправит ошибки.)
Музыка. Подсчёт баллов.
6 задание: игра: «Узнай пословицу»
Каждая команда получает карточки со словами. Нужно собрать пословицы.
- Улде меряв, а хетепо сач. (Делу время, а потехе час.)
- Ен гоиб грошик тюбижога. (Не боги горшки обжигают.)
- Дубет и на шейна уцели драпзикн. (Будет и на нашей улице праздник.)
- Идно аз хевс, и вес за огодно. (Один за всех, и все за одного.)
- Мольбшоу барлюко - шоелобь еваналип. (Большому кораблю - большое плавание.)
- Ноди в плео ен овин. (Один в поле не воин.)
- Ен вёс от отолоз, точ стилетб. (Не всё то золото, что блестит.)
(Какая команда быстрее соберёт пословицы.)
Подсчёт баллов. Музыка.
8 задание: Конкурс «Отгадай слово».
Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по составу.
1 команда:
Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.
(Ответ - РАССКАЗЧИК)
2 команда:
Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.
(Ответ - ПОДСНЕЖНИК).
Данные очки заносятся на табло.
9задание-Тур «Скороговорочный».
Задание: каждая команда хором произносит скороговорку.
1 команда: Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.
2 команда: Косарь Касьян косой косит сено. Не скосит Касьян-косарь покоса.
10. Игра « Наборщик»
Из слова СНЕГУРОЧКА составить новые слов (существительные)
Команды по очереди зачитывают слова.
Пока команды справляются с заданием для зрителей викторина:
- Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
- Сколько существует степеней сравнения? (две)
- Называем слова, в которых несколько одинаковых гласных букв. Например, 3 буквы о. (долото, молоко, хорошо, золото)
- [ж] звонкий или глухой? (звонкий)
- В начале слова буква ё обозначает? (два звука)
- Гласных букв 10, а гласных звуков (6)
- Назовите первую букву алфавита (а)
- Чем кончается день и ночь? (ь)
тур «Загадочный»(для зрителей)
Задание: отгадать загадки.
1. Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное р содержит он,
А называется… (перрон)
2. Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два к.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называется….(хоккей).
3. На большие расстояния
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два с
Называется …(экспресс).
4. Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовет меня…(прохлада).
5. Я от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня,
Но бывает смысл иной:
Весь огромный шар земной. (свет)
6. Я – все то, что есть на свете,
Все народы на планете,
Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины. (мир)
7. В тетради я бываю
Косая и прямая;
В другом своем значении
Я – планка для черчения,
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. (линейка)
8. Белые цветочки вечером расцветают,
А утром увядают. (звёзды)
Загадки – шутки.
- Как записать четырьмя буквами «сухая трава»?
- Что можно видеть с закрытыми глазами?
- Какую ноту кладут в суп?
- Как из маленького хвостика сделать большой? (Убрать «ик», получится хвост)
Можно ли превратить рыбу в человека? (Добавить «к» получится рыбак)
Лист отдать жюри. Подведение итогов. Награждение.
- Вот и подошло к концу наше занятие. Я рада, что вы смогли проявить свои лучшие качества – сообразительность, быстроту реакции, настойчивость и, конечно же, чувство помощи друг – другу. Если некоторые задания оказались для вас трудными, не расстраивайтесь и не падайте духом. Помните: вы талантливы, умны, каждый из вас – единственная и неповторимая личность. Давайте будем рассматривать все ваши неправильные ответы как повод для анализа их причин и стимул для дальнейшей работы по совершенствованию ваших творческих способностей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра по русскому языку "Кто хочет стать знатоком русского языка"
Данная игра ориентирована на учащихся 3-4 классов. Её можно проводить в рамках Недели русского языка....
Занимательный тест по русскому языку. 2 класс
В тесте содержатся вопросы программного материала и задания на развитие мышления....
Занимательность на уроках русского языка
Статья, написанная по результатам многолетней работы по оптимизации уроков русского языка. Применение занимательного материала позволяет робким ученикам" раскрыться", а другим- в полной мере про...
"Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы"
Занимательные задания по русскому языку....
Занимательный материал по русскому языку
Здесь размещен материал, который поможет при проведении уроков русского языка с использованием занимательного материала....
Интеллектуальная игра по русскому языку для 3класса"Ты наш друг, русский язык"
Данное мероприятие может быть проведено в рамках предметной недели....
Занимательные задания по русскому языку 1-2 класс
Занимательные задания по русскому языку 1-2 класс...