Занимательные игры по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели (3,4 классы).Мероприятие способствует развитию интереса к родному языку, активизации мыслительной деятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnyy_russkiy_yazyk.doc64 КБ
Office presentation icon zanimatelnaya_grammatika.ppt200.5 КБ

Предварительный просмотр:

Батурина Елена Владимировна, учитель начальных классов 

МОУ Черниговская школа, Агаповский район, Челябинская область

Тема: Занимательные игры по русскому языку.

Цели: - проверить знания уч-ся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка;
- способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;
- создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Оборудование: название игры (разноцветные буквы), бумага, карандаши, карточки с заданиями, медали для награждения.

Ход занятия

Звучит музыка «Фанфары» (входят команды)

В игре принимают участие 2 класса:

  1. 1 команда - 3 «а» класс
  2. 2 команда – 4 «а» класс

 В каждой команде выбирается капитан.

- Сегодня мы проводим важное мероприятие в нашем классе. К нам пришли гости, болельщики, ассистенты. Они будут вести подсчёт баллов после каждого конкурса. Прежде чем мы начнём, каждая команда должна доказать способность участвовать в игре.

Первый тур «Разминка». 

Команды по очереди отвечают на 5 вопросов.

1 команда:

  1. В каком слове сорок а? (сорока)
  2. Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
  3. Как можно превратить слово мел в мелкое место, а угол – в топливо, шест – в число? (сделать мягким конечный согласный).
  4. Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
  5. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)

Подсчет очков

 2 команда.

  1. Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
  2. Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
  3. Как  можно превратить слово семя в слово семья?
  4. В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)
  5. Сколько слогов в слове да? (1)

Подсчет очков

Капитан выбирает конверт (внутри задание).

1. Составь из букв название команды.

1 конверт:

 

Знатоки.

2 конверт:

Умники.

Ведущий:

Вот начинается игра.
Теперь, я думаю, пора
Командам начинать сражаться
В словесных играх упражняться.

1 задание: «Игра слов»

А)Составь цепочку слов , в которой начало каждого следующего слова являлось бы последним слогом предыдущего слова. Слова должны быть только именами существительными

Подснежники-

Каждая команда получает задание на листе.

Б)Измените одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово.

 Например: сода – сова.

ВОСК, МОТ, ЛЕС, ГОЛ, ЩИТ, ЛИСТ, РОЗА, КОРОНА, ГОРКА.

Ответы: ВОСК – (ВОЛК), МОТ – (КОТ), ЛЕС – (ЛЕВ), ГОЛ – (ВОЛ), ЩИТ – (КИТ), ЛИСТ - (ЛИСА), РОЗА – (КОЗА), КОРОНА – (КОРОВА), ГОРКА – (НОРКА).

Молодцы, все справились. Музыка. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).

2 задание: «Составитель»

Придумайте слова, в которых есть маленькое слово ЕЛЬ (на доске запись ЕЛЬ)

Ответы: мель, тоннель, вермишель, шинель, понедельник, апельсин, щель, шмель, дрель, цель, тельняшка, постель, пельмени, газель, мельница.

Если дети затрудняются, помогите подобрать слова с помощью загадок или наводящих вопросов.

Музыка. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).

3 задание: Конкурс «Кто быстрее?»

Воспринимая на слух вопросы-загадки, отгадайте их и запишите в строчку первые буквы слов-отгадок. Если вы все сделаете правильно, то из полученных 15 букв у вас образуются 3 слова. Ответьте: к какой части речи относится каждое из них?

  1. Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (Телефон)
  2. Этот сказочный герой любил кататься на печи. (Емеля)
  3. Это маленькие кони, а зовут их просто… (Пони)
  4. Сама не ем, а людей кормлю. ( Ложка)
  5. Чем кончается лето? (О)----------------------------------------------слово
  6. Любимое лакомство мышей? (Сыр)
  7. Игра в мячик с ракетками . (Теннис)
  8. Пчелиная стая называется…( Рой)
  9. Страшная, зубастая морская хищница . (Акула)
  10. Пять ступенек –лесенка, на ступеньках – песенка.(Ноты)
  11. К нам приехали с бахчи, полосатые мячи. (Арбузы)____________________слово

  1. Сушёный виноград. (Изюм)
  2. Так называют дырку и в дереве, и в зубе (Дупло)
  3. Быть должны всегда в порядке твои школьные (Тетрадки)
  4. Что такое салочки ? (Игра)_________________________________________слово

Теперь угадайте 3 слова. Давайте все вместе угадаем.

ТЕПЛО – может быть и существительным, и наречием;

СТРАНА – существительное;

ИДТИ – глагол.

Листы сдать жюри для проверки. Подсчёт баллов. Музыка.

4 задание: Игра «Нарисуй пословицу»

Необходимо с помощью рисунка показать смысл пословицы. Учитывается, как правильно дети поняли, раскрыли смысл пословицы.

Командам дается конверт. Капитан вытягивает пословицу.

  1. «Одна голова хорошо, а две лучше».
  2. «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

Листы сдать жюри. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).

5 задание: Конкурс капитанов «Пословица мы тебя знаем…».

Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была
Не уж то буква озорная
Вновь чье-то место заняла?

(Исправь ошибки.)

Команда Умники

  1. Два сапога – тара.
  2. Ус хорошо, а два лучше.

Команда Знатоки

  1. Первый клин комом.
  2. Сашу маслом не испортишь.

(Чей капитан быстрее исправит ошибки.)

 Музыка. Подсчёт баллов.

6 задание: игра: «Узнай  пословицу»

Каждая команда получает карточки со словами. Нужно собрать пословицы.

  1. Улде меряв, а хетепо сач. (Делу время, а потехе час.)
  2. Ен гоиб грошик тюбижога. (Не боги горшки обжигают.)
  3. Дубет и на шейна уцели драпзикн. (Будет и на нашей улице праздник.)
  4. Идно аз хевс, и вес за огодно. (Один за всех, и все за одного.)
  5. Мольбшоу барлюко - шоелобь еваналип. (Большому кораблю - большое плавание.)
  6. Ноди в плео ен овин. (Один в поле не воин.)
  7. Ен вёс от отолоз, точ стилетб. (Не всё то золото, что блестит.)

 

(Какая команда быстрее соберёт пословицы.)

Подсчёт баллов. Музыка.

8 задание: Конкурс «Отгадай слово».

Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по составу.

1 команда:

Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.

(Ответ - РАССКАЗЧИК)

2 команда:

Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.

(Ответ - ПОДСНЕЖНИК).

Данные очки заносятся на табло.

9задание-Тур «Скороговорочный».

Задание: каждая команда хором произносит скороговорку.

1 команда: Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.

2 команда: Косарь Касьян косой косит сено. Не скосит Касьян-косарь покоса.

10. Игра « Наборщик»

Из слова СНЕГУРОЧКА   составить новые  слов (существительные)

Команды по очереди зачитывают слова.

Пока команды справляются с заданием для зрителей викторина:

  1. Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
  2. Сколько существует степеней сравнения? (две)
  3. Называем слова, в которых несколько одинаковых гласных букв. Например, 3 буквы о. (долото, молоко, хорошо, золото)
  4. [ж] звонкий или глухой? (звонкий)
  5. В начале слова буква ё обозначает? (два звука)
  6. Гласных букв 10, а гласных звуков (6)
  7. Назовите первую букву алфавита (а)
  8. Чем кончается день и ночь? (ь)

 тур «Загадочный»(для зрителей)

Задание: отгадать загадки.

1. Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное
р содержит он,
А называется… (перрон)

2.  Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два
к.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называется….(хоккей).

3. На большие расстояния
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два
 с
Называется …(экспресс).

4. Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовет меня…(прохлада).

5. Я от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня,
Но бывает смысл иной:
Весь огромный шар земной. (свет)

6. Я – все то, что есть на свете,
Все народы на планете,
Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины. (мир)

7. В тетради я бываю
Косая и прямая;
В другом своем значении
Я – планка для черчения,
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. (линейка)

8. Белые цветочки вечером расцветают,
А утром увядают. (звёзды)

Загадки – шутки.

  1. Как записать четырьмя буквами «сухая трава»?
  2. Что можно видеть с закрытыми глазами?
  3. Какую ноту кладут в суп?
  4. Как из маленького хвостика сделать большой? (Убрать «ик», получится хвост)

Можно ли превратить рыбу в человека? (Добавить «к» получится рыбак)

Лист отдать жюри. Подведение итогов. Награждение.

- Вот и подошло к концу наше занятие. Я рада, что вы смогли проявить свои лучшие качества – сообразительность, быстроту реакции, настойчивость и, конечно же, чувство помощи друг – другу. Если некоторые задания оказались для вас трудными, не расстраивайтесь и не падайте духом. Помните: вы талантливы, умны, каждый из вас – единственная и неповторимая личность. Давайте будем рассматривать все ваши неправильные ответы как повод для анализа их причин и стимул для дальнейшей работы по совершенствованию ваших творческих способностей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по русскому языку "Кто хочет стать знатоком русского языка"

Данная игра ориентирована на учащихся 3-4 классов. Её можно проводить в рамках Недели русского языка....

Занимательный тест по русскому языку. 2 класс

В тесте содержатся вопросы программного материала и задания на развитие мышления....

Занимательность на уроках русского языка

Статья, написанная по результатам многолетней работы по оптимизации уроков русского языка.  Применение занимательного материала позволяет робким ученикам" раскрыться", а другим- в полной мере про...

"Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы"

Занимательные задания по русскому языку....

Занимательный материал по русскому языку

Здесь размещен материал, который поможет  при проведении уроков русского языка с использованием занимательного материала....

Интеллектуальная игра по русскому языку для 3класса"Ты наш друг, русский язык"

Данное мероприятие может быть проведено в рамках предметной недели....

Занимательные задания по русскому языку 1-2 класс

Занимательные задания по русскому языку 1-2 класс...