Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка в 4 классе. Урок -закрепления по теме "части речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Закрепление знаний об изученных частях речи.
Цели: 1. Совершенствовать умения правильно определять части речи.
2. Закрепить и обобщить знания детей об изученных частях речи.
3. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление.
4. Работать с устаревшими словами; воспитывать любовь к сказкам.
Оборудование: карта с остановками; жетоны; кот рисунок; портрет; памятка с разборами; серия картинок; картинки с изображением предметов.
Ход урока
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Своё место займёт тот, кто правильно узнает части речи.
1.Калушата присяпали и бутявку стрямкали.
Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. (Доска)
Переведите на русский язык.
- «Весёлая грамматика». Прочитайте стихотворение и подскажите
словечко, если нужно изменяя их форму.
Существительное - _____________ Д (весёлая)
_______________- глагол О (школа)
С прилагательным - ____________ С (проснулась)
Новый школьный день пришёл. К (мы)
Встали _____ местоименье. А
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Сформулируйте тему урока.
2.Введение в тему урока. (читает учитель)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом. (Картинка кот)
-Кто автор этих строк ? (А.С.Пушкин-портрет)
С его произведениями мы знакомимся с самого раннего детства. Этот поэт писал как для детей, так и для взрослых.
Сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам А. С. Пушкина. Путешествовать будем по карте, вместе с учёным котом. Во время путешествия, мы будем участвовать в аукционе.
-Кто из вас знает: что такое аукцион? (это торги, на которых различные предметы выставляются на продажу)
Любую вещь, из области знаний русского языка можно купить, заплатив за неё знаниями . За правильный ответ получаете жетон.
2.ЧИСТОПИСАНИЕ.
Отправная точка нашего путешествия Гора Чистописания, а под ней расположилось озеро Словарное. Каждый из вас должен внести залог, доказать свою «состоятельность на торгах» - способность участвовать в аукционе.
«БУКВЕННЫЙ ДИКТАНТ».
Записать только букву гласного звука, которую нужно записать во втором слоге. (Кажый ученик записывает букву на доске и в тетради, за правильное написание получает жетон с буквой «Ч»)
Командир, горизонт,карандаш, алфавит, космонавт, путешествие, председатель, молоко, инженер, овощи.
ЗАКРЫТАЯ ДОСКА:
- 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а и а а о е е о е о (Проверка)
- Что общего у этих букв? (обозначают гласныезвуки)
- В чём различие ? (обозначают твёрдость, мягкость)
-Что общего у слов? (им. сущ)
-Почему эти слова, называются словарными?
После озера Словарного мы попадаем в огромное государство Морфология. Здесь много населённых пунктов- частей речи. И мы отправимся к ним в гости. Первый город,который встречается нам на пути – город Существительное.
- ПОВТОРЕНИЕ ОБ ИМ. СУЩ-ОМ.
ДОСКА.
1.И в светлицу* входит царь, стороны той государь.
2. Царь Салтан сидит в палате на престоле и в венце* с грустной думой на лице.
-Из какой сказки эти строки? (Сказка о царе Салтане)
К какой части речи относятся выделенные слова? (им. Сущ).
Кто знает, что это за слова? (В русском языке много устаревших, малоизвестных. непонятных слов и выражений.)
Где употребляются эти слова? (В художественной литературе)
Кто знает значение слов?
Светлица – светлая парадная комната в доме.
Палата – большая богатая комната.
Престол- трон.
Венец- драгоценный головной убор, корона.
Настало время аукциона. Что знаете об им. Сущ.
- Часть речи, отвечает на вопросы кто? что?\
- Обозначает предметы, явления природы (гроза), события (война), процессы действия (стрельба, рост), состояние человека (радость)
- Им.сущ. –собственные, нарицательные.
- Одушевл, неодушевл.
- Бывают трёх родов:ж.р; ср.р; м.р.
- Изменяются по числам и по падежам.
- В предложении бывает подлежащим, дополнением, обстоятельством.
1уровень: Распределить картинки на две группы (Редчиц).
2уровень: выписать им. сущ. определить род.
3уровень:выписать им. сущ. обозначенные звёздочкой сделать морф. разбор. (Памятка ). 1в – 1 предложение; 2 в – 2 предложение
I.Часть речи.
1.Начальная форма (И. п., ед. ч.)
II. 1.Собственное или нарицательное.
2. Одушевлённое или неодушевлённое.
3. Род.
4. Склонение.
III. 1.Падеж.
2. Число.
IV. Член предложения.
ПРОВЕРКА.
- ПАУЗА.
Перед нами бор Спортивный . Игра «Эстафета» определить падеж им. сущ.
ДОСКА.
Растёт на дереве – П.п. Любоваться природой – Т.п.
Сидит за партой- Т.п. Зашёл к другу – Д.п.
Поднялся в воздух – В.п. Поставил на стол – В.п.
Подарил товарищу- Д.п. Думаю о Родине – П.п.
Запылали вдоль дороги- Р.п. Оторвался от ветки – Р.п.
(Жетоны с буквой «С»).
- ПОВТОРЕНИЕ ОБ ИМ. ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ.
1.Посмотрите в окно. Попробуйте описать день.
(Ясный, солнечный, погожий, безоблачный,…..)
(Пасмурный, несолнечный, хмурый, туманный, облачный, непогожий,..)
Какую часть речи мы использовали?
Слово «прилагательное» в переводе с греческого означает «эпитет». Где мы встречались с этим термином? Для чего нам нужны им. прилагательные?
Мы попали в село Прилагательное. Начинаем участвовать в торгах. Что можете рассказать об этой части речи.
- Прилагательное – это часть речи.
- Обозначает признак предмета.
- Отвечает на вопросы: какой? какая? Какое? Какие?
- Изменяется по родам, числам, падежам.
- В предложении – второстепенный член предложения, определение.
- Согласуется с существительным в роде, числе и падеже.
- В словосочетании является зависимым словом.
ЖЕТОНЫ С БУКВОЙ «П».
2. Запись под диктовку. (Указать род, число, падеж им. прилагаттельных)
Вот идёт он к синему морю, (-ему- м.р.; ед.ч.; Д.п. –ому).
Видит, (глагол 3 –л. ед.ч. окончание –ит) на море чёрная буря (-ая- ж.р.; ед. ч.; И. п.- яя)
Так и вздулись сердитые волны. (-ые – мн. ч.; И.п)
Из какой сказки? (Сказка о рыбаке и рыбке)
(Вот –указательная частица; так-это частица утверждения)
- ПОВТОРЕНИЕ О МЕСТОИМЕНИИ.
1.Какая часть речи играет с вами в прятки.
ЯБЛОНЯ, ВАГОН, МЫШЬ, ТЫКВА.
Попали мы с вами в посёлке МЕСТОИМЕНИЕ.
2. Начинаем торги. Что мы знаем о нём?
- Местоимение –это часть речи.
- Указывает на предмет, но не называет их.
- Личные местоимения имеют три лица.
- Личные местоимения имеют два числа.
- Местоимения изменяются по падежам склоняются.
- Местоимения 3 лица ед. числа имеют род: он-м.р; она – ж.р. оно –ср.р.
- В предложении местоимение бывает подлежащим, дополнением.
ЖЕТОНЫ СБУКВОЙ «М»
3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
1 ур. Расположить картинки в правильной последовательности, составить рассказ.( Редчиц).
2 ур. Выпишите местоимения, определите род, число.
Да, ну, он, но,вы.взо, ух, я, ты, при, они, без, мы.
3ур. Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже. Указать число, лицо, падеж.
Отпусти ты (ед.ч.; 2-л; И.п.) , старче, я (меня ед.ч; 1-л; Р.п.) в море!
Дорогой за себя дам откуп… (Себя – возвратное местоимение, указывает
на отношение лица к самому себе; не имеет формы И.п.; склоняется по образцу личного местоимения тебя (себя, себе,собой, о себе)
Отпустил он (ед.ч; 3 л; И.п.) рыбку золотую
И сказал она (ей- ед.ч; 3 л; Д.п) ласковое слово.
Из какой сказки слова? ( Сказка о рыбаке и рыбке)
ПРОВЕРКА.
- ПОВТОРЕНИЕ О ГЛАГОЛЕ.
Наше путешествие продолжается.
Определите часть речи по схеме:
ПРО АЛ СЯ-пробирался, прокатался,проигрался.
ВЫ НУЛ - выболтнул, выкрикнул, выдернул.
Наша последняя остановка станция ГЛАГОЛ.
Ваши знания об этой части речи.
- Глагол – часть речи.
- Обозначает действие предмета.
- Отвечает на вопросы что делает? что сделает?
- В предложении является сказуемым.
- Глагол имеет начальную форму (неопределённую), которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?
- Изменяется по числам и временам.
ЖЕТОНЫ С БУКВОЙ «Г»
- ур. Списать предложение. (Р.С.)
- ур. Списать предложение подчеркнуть грамматическую основу.(Ж.Р.)
- Записать предложение, разобрать по членам предложения.
- Дать характеристику предложению. (синт. разбор), (дополнительно)выписать словосочетания с вопросами.
ДОСКА (1 ученик у доски закрытой)
Петушок, с высокой спицы, стережёт его границы. (простое, повеств, невосклиц, распростр.)
Стережёт (с чего?) со спицы.
Спицы (какой?) высокой.
Стережёт (что?) границы.
Границы (кого?) его.
Из какой сказки слова? (Сказка о золотом петушке)
ПРОВЕРКА.
Мы с вами ещё не всё знаем о глаголе. Многое у Вас впереди. Расскажите о глаголе всё, что вы знаете на сегодняшний день.
Стережёт – что делает?глагол, Начальная форма – что делать? стеречь, настоящего времени,ед. числа. В предложении является – сказуемым.
- ИТОГ УРОКА.
- Молодцы, ребята! Мы дошли до синего моря и можем прочитать письмо, которое прислала Золотая рыбка.
Расшифруй пословицы.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
МОУ НОВОПЕТРОВСКАЯ СОШ
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
4 класс
Учитель начальных классов:
Пастухова С. Ф.
с. Новопетровка, 2011 г.
1. Существительное - _____________ (весёлая)
_______________- глагол (школа)
С прилагательным - ____________ (проснулась)
Новый школьный день пришёл. (мы)
Встали _____ местоименье.
Бьёт числительное семь.
1. Существительное - _____________ (весёлая)
_______________- глагол (школа)
С прилагательным - ____________ (проснулась)
Новый школьный день пришёл. (мы)
Встали _____ местоименье.
Бьёт числительное семь.
1. Существительное - _____________ (весёлая)
_______________- глагол (школа)
С прилагательным - ____________ (проснулась)
Новый школьный день пришёл. (мы)
Встали _____ местоименье.
Бьёт числительное семь.
1. Существительное - _____________ (весёлая)
_______________- глагол (школа)
С прилагательным - ____________ (проснулась)
Новый школьный день пришёл. (мы)
Встали _____ местоименье.
Бьёт числительное семь.
1. Существительное - _____________ (весёлая)
_______________- глагол (школа)
С прилагательным - ____________ (проснулась)
Новый школьный день пришёл. (мы)
Встали _____ местоименье.
Бьёт числительное семь.
1. Существительное - _____________ (весёлая)
_______________- глагол (школа)
С прилагательным - ____________ (проснулась)
Новый школьный день пришёл. (мы)
Встали _____ местоименье.
Бьёт числительное семь.
1. Существительное - _____________ (весёлая)
_______________- глагол (школа)
С прилагательным - ____________ (проснулась)
Новый школьный день пришёл. (мы)
Встали _____ местоименье.
Бьёт числительное семь.
1. Существительное - _____________ (весёлая)
_______________- глагол (школа)
С прилагательным - ____________ (проснулась)
Новый школьный день пришёл. (мы)
Встали _____ местоименье.
Бьёт числительное семь.
1. Существительное - _____________ (весёлая)
_______________- глагол (школа)
С прилагательным - ____________ (проснулась)
Новый школьный день пришёл. (мы)
Встали _____ местоименье.
Бьёт числительное семь.
1. Существительное - _____________ (весёлая)
_______________- глагол (школа)
С прилагательным - ____________ (проснулась)
Новый школьный день пришёл. (мы)
Встали _____ местоименье.
Бьёт числительное семь.
2. Выпишите местоимения, определите род, число.
Да, ну, он, но,вы, взо, ух, я, ты, при, они, без, мы.
2. Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже. Указать число, лицо, падеж.
Отпусти ты, старче, я в море!
Дорогой за себя дам откуп…
Отпустил он рыбку золотую
И сказал она ласковое слово.
2. Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже. Указать число, лицо, падеж.
Отпусти ты, старче, я в море!
Дорогой за себя дам откуп…
Отпустил он рыбку золотую
И сказал она ласковое слово.
2. Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже. Указать число, лицо, падеж.
Отпусти ты, старче, я в море!
Дорогой за себя дам откуп…
Отпустил он рыбку золотую
И сказал она ласковое слово.
2. Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже. Указать число, лицо, падеж.
Отпусти ты, старче, я в море!
Дорогой за себя дам откуп…
Отпустил он рыбку золотую
И сказал она ласковое слово.
2. Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже. Указать число, лицо, падеж.
Отпусти ты, старче, я в море!
Дорогой за себя дам откуп…
Отпустил он рыбку золотую
И сказал она ласковое слово.
2. Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже. Указать число, лицо, падеж.
Отпусти ты, старче, я в море!
Дорогой за себя дам откуп…
Отпустил он рыбку золотую
И сказал она ласковое слово.
2. Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже. Указать число, лицо, падеж.
Отпусти ты, старче, я в море!
Дорогой за себя дам откуп…
Отпустил он рыбку золотую
И сказал она ласковое слово.
2. Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже. Указать число, лицо, падеж.
Отпусти ты, старче, я в море!
Дорогой за себя дам откуп…
Отпустил он рыбку золотую
И сказал она ласковое слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...