Групповой проект "Всё о букве мягкий знак"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Одним из видов деятельностного метода обучения является создание проектов. Данный групповой проект помогает решить проблемы, возникающие при написании слов с мягким знаком. При работе над проектом у учащихся формируются навыки исследовательской и творческой работы, повышается интерес к изучению родного языка. Результатом проекта является создание учебно-методического пособия в виде мультимедийной презентации "Буква мягкий знак" для учащихся начальной школы и и создание картотеки для практической отработки навыков по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovoy_proekt_vsyo_o_bukve_myagkiy_znak.docx | 38.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповой проект «Всё о букве мягкий знак»
Технологическая карта проекта
Название проекта | «Всё о букве мягкий знак» |
Тип проекта | Информационно – практико-ориентированный |
Возраст детей | 10 - 11 лет |
Исполнители Руководитель | Учащиеся 4 класса «В» МБОУ ТЭЛ Литвиненко Т.А. – учитель начальных классов |
Продолжительность | 1 неделя |
Раздел программы | «Орфография» |
Тематическое поле | Правописание слов с мягким знаком |
Актуальность | Формирование умения использования мягкого знака |
Проблема | Трудности правописания слов с мягким знаком |
Цель | Преодоление трудностей написания слов с мягким знаком |
Задачи | 1.Разрешить вопрос о правописании слов с мягким знаком 2. Способствовать совершенствованию правописания слов с мягким знаком 3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с учителем |
Этапы реализации проекта | 1 этап - этап ориентирования 2 этап - этап разработки 3 этап - этап реализации проекта 4 этап - этап презентации результатов проекта 5 этап - этап оценки проекта |
Результат | 1.Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально-насыщенным. 2.Создана методическая копилка по данной проблеме. |
Реализация проекта | Создание учебно-методического пособия для учащихся начальной школы в виде мультимедийной презентации |
Обоснование актуальности проблемы
В настоящее время у многих детей возникают трудности при правописании слов с мягким знаком. Чтобы повысить интерес к изучению русского языка и сделать процесс обучения более разнообразным мы с ребятами решили создать проект «Всё о букве мягкий знак». Это способствовало формированию использования мягкого знака не только у учащихся, работающих над созданием проекта, но и у учеников других классов, которые на уроках использовали учебно-методическое пособие и карточки, изготовленные в ходе работы над данным проектом.
Практическая значимость
Повышение качества образовательного процесса через организацию совместной исследовательской деятельности детей и педагога.
Создание методической копилки для уроков русского языка.
Активизация и обогащение умений учащихся при работе с различными источниками информации, поддержание их уверенности в собственных возможностях.
Создание условий для обобщения материала по изучаемой теме.
Теоретическая значимость
Заключается в разработке содержания, методов и форм работы на уроке и во внеурочной деятельности, которое предусматривает повышение интереса к изучению русского языка.
Принципы построения общей дидактики
Принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности).
Принцип кооперации (в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с педагогом, с родителями и между собой).
Принцип опоры на субъектный опыт учащихся (каждый, работая над мини-проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания).
Принцип учёта индивидуальности учащихся: их интересов, темпа работы, уровня обученности.
Принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.
Принцип связи исследования с реальной жизнью (происходит соединение знаний и практических действий).
Принцип трудной цели (легко достижимый результат не является для многих воспитанников мобилизующим фактором).
Этапы реализации
этап ориентирования
Каждая группа на этапе подготовке проекта получает опережающее домашнее задание и должна определить роль участников группы:
лидера, который организует и координирует подготовку работы, распределяя деятельность учащихся; выступающего, который защищает проект;
рабочую группу, которая осуществляет работу с учебной литературой и художественным текстом.
На данном этапе формируются социальная, коммуникативная компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся.
этап разработки
На уроке при распределении групп, видов деятельности, создаем паспорт проекта, в котором отражаются все критерии, по которым оценивается проект.
этап реализации проекта
Каждая группа получает свое задание, которое заключается в сборе материала и подготовке выступления по предложенной теме.
Мягкий знак в глаголах начальной формы.
Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа.
Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.
Мягкий знак в глаголах 3-го лица единственного числа.
Мягкий знак в конце и в середине слова.
Мягкий знак в существительных женского рода.
Мягкий знак в существительных мужского рода.
Мягкий знак в существительных множественного числа.
Мягкий знак в краткой форме прилагательных.
Мягкий знак в наречиях.
Правописание ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН.
Мягкий знак перед И, Е, Ё, Ю, Я.
Мягкий знак при переносе слов.
Формируются предметная и информационная компетенции через самостоятельную деятельность учащихся.
этап презентации результатов проекта
На заключительном уроке при изучении темы «Буква мягкий знак» каждая группа выступает с защитой своего доклада и его оценкой.
этап оценки проекта
Учащиеся слушают выступления, оценивают их по предложенным критериям, дополняют ответы.
Формируем предметную, коммуникативную, рефлексивную компетенции через представление и обсуждение проектов.
Технологии
Личностно ориентированного обучения
где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающего обучения
Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.
Индивидуального обучения
Обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у учащихся.
Информационно-коммуникационные
Использование в совместной деятельности материалов из сети Интернет и других источников информации.
Развития творчества
Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая
В результате освоения игровой деятельности формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.
Проблемно – поисковая
Создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектная
Формирует у учащихся навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
Формы работы
Поиск информации в различных источниках; сочинение рассказов, стихов и сказок о букве «Мягкий знак»; создание материала для методической копилки; игры, выступления в других классах начальной школы.
Методы и приёмы
Методы, повышающие познавательную активность учащихся:
метод сравнения
элементарный анализ
метод моделирования и конструирования
метод проектной деятельности
метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать
метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний.
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
прием предложения и обучения способу – учитель не только эмоционально рассказывает о правописании мягкого знака, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
беседа – является связующим звеном.
Методы коррекции и уточнения:
упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.
метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
Результативность
Работа способствовала:
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми темы по русскому языку «Правописание слов с мягким знаком». У детей появилось желание глубже изучить самим данную тему и рассказать о своих исследованиях учащимся начальных классов лицея. Проявляется эмоционально – положительное отношение к предмету, гордость за богатство и величие русского языка. Чаще возникает желание реализовать знания в собственной деятельности.
Оснащению предметно – развивающей среды в классе.
Созданию методической копилки по данной теме.
Рекомендации
Опыт внедрения нашего проекта может быть интересен педагогам начальной школы образовательных учреждений и может быть использован ими для создания подобных проектов при изучении курса «Русский язык».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация "Буква мягкий знак"
Данная мультимедийная презентация создана в ходе реализации группового проекта (деятельностный метод обучения) на уроках русского языка по теме "Буква мягкий знак". В презентации рассматриваются темы...
Обучение грамоте. Тема: « Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме».
Конспект урока обучения грамоте по теме: « Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме». Программа 2100...
Обучение грамоте. 1 класс. Буква мягкий знак.
Конспект урока. Обучение грамоте (чтение). УМК "Перспективная начальная школа"....
презентация по русскому языку "Буква мягкий знак на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком"
презентация урока русского языка"Буква мягкий знак на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком"...
«Волшебная буква- мягкий знак. Знакомство с разделительной функцией мягкого знака».
Урок- путешествие . Наблюдение над словами-предметами. Превращение одних слов в другие при помощи буквы- волшебницы- Ь. Различаем твёрдые и мягкие звуки....
Презентация по русскому языку "Обозначение мягкости согласного звука на конце и в середине слова буквой мягкий знак. Перенос слов с мягким знаком."
Презентация для учащихся 2 класса, любого УМКа...
Обозначение мягкости согласного звука на конце и в середине слова буквой мягкий знак. Перенос слов с мягким знаком.
Урок русского языка в 1 классе...