Формирование орфографических навыков в разделе "Словообразование" 2-3 класс
статья по русскому языку по теме
Статья и комплекс упражнений по развитию орфографических навыков в процессе изучения основ словообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_orfograficheskikh_navykov_v_kurse-slo_1.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.А. Горина,
учитель начальных классов
второй квалификационной категории
Формирование орфографических навыков в курсе «Словообразование» (2-3 класс)
Навыки – автоматизированные компоненты деятельности, которые входят в ту или иную целенаправленную активность человека как средство достижения этой деятельности. Орфографический навык специфичен. Его своеобразие обусловлено, прежде всего, тем, что этот навык речевой. Когда человек создает какой-либо текст, он думает над содержанием того, о чем пишет, а не над орфографией каждого слова. Он начинает сознавать орфографическую форму слова, когда затрудняется его написать.
Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких, как навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять морфему из слова. Формирование навыка грамотного письма у школьников базируются на усвоении грамматической теории и орфографических правил.
Исходя из того, что орфографический навык, как действие сложное, формируется на основе целого комплекса ЗУН, для сознательного и успешного решения орфографической задачи необходима строгая взаимосвязь между всеми компонентами, образующими фундамент того или иного орфографического навыка. Отсюда вытекает методическое правило для учителей: прежде чем приступить к работе над определенным орфографическим навыком, важно точно установить, какие знания и умения составляют его основу, какими частными операциями должен владеть ученик.
Решая орфографическую задачу, школьник должен совершить следующие действия:
а) увидеть орфограмму,
б) определить ее вид: проверяемая или нет; если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится; вспомнить правило,
в) определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы, от соответствующего правила,
г) составить, а чаще вспомнить алгоритм решения задачи,
д) решить задачу, получить результат – вывод о правильном написании,
е) осуществить самопроверку.
В современной системе обучения эти действия совершаются по алгоритму – точному, легко понимаемому описанию пошагового выполняемого решения задачи данного типа.
Вот примеры таких алгоритмов:
«Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова»
1-й шаг: найди в слове корень.
2-й шаг: есть ли в корне безударный гласный?
Да Нет
3-й шаг: измени слово или подбери родственное.
4-й шаг: сравни проверяемое и проверочное слова, скажи, как правильно писать корень. Напиши. Проверь написанное.
«Алгоритм проверки употребления разделительного ъ»
1-й шаг: есть ли в слове приставка?
Да Нет, ъ не пишется.
2-й шаг: оканчивается ли она на согласный?
Да Нет, ъ не пишется.
3-й шаг: есть ли после приставки е,ё или я?
Да: ъ пишется. Нет: ъ не пишется
Соответственно задача учителя научить ребенка пользоваться этим алгоритмом, т. е.:
а) ставить орфографические задачи (находить орфограммы),
б) устанавливать тип орфограмм и относить ее к определенному правилу (выбирать правило),
в) применять правило (правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи),
г) осуществлять орфографический самоконтроль.
Как видно из рассмотренных нами алгоритмов, применять их невозможно без владения школьником рядом словообразовательных ЗУН таких как:
1) видеть и вычленять морфему в слове,
2) определять семантическую роль морфемы,
3) подбирать однокоренные слова и др.
Работа по формированию орфографических ЗУН ведется в следующих направлениях:
1. Второй класс:
а) Приставки. Отличие предлога от приставки.
б) Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова. Наблюдение за единообразным написанием корней в однокоренных словах. Проверка безударных гласных, парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах.
2. Третий класс:
а) Корень слова. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Способы проверки орфограмм в корне слова. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку – печь, бег – бежать и т. п.
б) Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Предлог и приставка. Разделительный ъ в словах с приставками.
Основные требование к знаниям и умениям к концу этого периода:
Учащиеся должны знать:
а) части слова: корень, приставку, суффикс, окончание;
б) предлоги;
в) однокоренные слова, признаки однокоренных слов;
г) правила правописания безударных гласных в корне,
правописание приставок;
Учащиеся должны уметь:
а) производить разбор слов по составу;
б) различать приставку и предлог, писать предлоги отдельно;
в) подбирать однокоренные слова разных частей речи;
г) находить в словах орфограммы на изученные правила,
различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные;
д) приводить примеры слов с нужными орфограммами, с заданными с помощью графических знаков морфемами.
Предлагаемая система упражнений основывается на изложенной выше схеме работы над орфографической задачей, в основе которой лежат знания в области морфемики. Она охватывает изучение состава слова во 2 и 3 классах
2 класс.
1. Исправь ошибки. Составь предложения с этими словами. Предлоги подчеркни.
1.Ушколы. 2. Надрекой. 3. Влесу. 4. Длямамы. 4. Закнигой.
2. Исправь ошибки, где это необходимо. Отгадай загадки. Найди слова с приставками.
1.Безрук, безног, подокном стучится, визбу просится. 2. Поморю идет, идет, а доберега дойдет – тут и пропадет. 3. Влесу наодной ножке выросла лепешка. 4.Что не имеет ни начала, ни конца? 5. Полесу жаркое вшубе бежит.
3. Выпиши предлоги, которые «спрятались» в словах. Выдели в данных словах приставки.
1.Приступ. 2. Издавна. 3. Бездонный. 4.Надпись.
4. В каждой тройке пословиц отыщи слово с ошибкой. Исправь ее. Выдели приставки.
1.а) Всякий человек у дела познается.
б) Безтруда нет плода.
в) Страх по пятам за неправдой ходит.
2. а) На ловца и зверь бежит.
б) В чужых рука всякое дело легко.
в) С умом задумано, да безума сделано.
3.а) Дляученья нет старости.
б) От лени мхом оброс.
в) Ссора до добра не доводит.
5. Пользуясь словообразовательным словарем, запиши, от каких слов образованы данные. Выдели корень.
1.Береговой. 2. Следить. 3. Дождик. 4. Больной. 5. Северный.
6. Продолжи ряды однокоренных слов, пользуясь словообразовательным словарем. Выдели корень.
Труд, трудовой,… 2. Мода, модничать,… 3. Мостик, мостить,… 4. Добро, добрый,…
7. Выпиши однокоренные слова по образцу: вода – водный - водонос. Выдели корень.
Футбол, беляк, белый, лед, белизна, футбольный, ледяной, футболист, ледник.
8.Найди однокоренные слова и соедини их линиями. Выдели корень.
мыло чайник
сахар супница
утка хлебница
хлеб мыльница
масло сахарница
суп утятница
чай масленка
9.Напиши названия детенышей. Выдели корень.
Коза - …, слон - …, тигр - …, гусь - …, кот - …, медведь - …, утка - …
10. Спиши, перед каждым словом поставь проверочное. Выдели корень.
К…тенок, зв…рек, ст…ловая, скр…пит, гл…зазастый, с…до вый, ч…сы, гн…здо, гр…бы.
11. Докажи, что данные слова являются однокоренными:
Ус – усик – усище – усатый.
Стол – столик – столовая – настольный.
Лис – лиса – лисица – лисичка.
Сор – сорить – соринка – сориночка.
12. Зачеркни лишнее слово. Выдели корень. Подбери к нему однокоренные слова.
Сыр, сырный, сырость, сырник.
Соль, солонка, солить, солист.
Горе, горный, горка, гора.
Пол, поле, половичок.
Рисунок, рис, зарисовка.
Густой, гусь, гусиный.
13. Найди и запиши три группы однокоренных слов.
Ледник, белить, подарить, побелка, ледниковый, белый, подарок, ледоход, подарочный.
14. Спиши. Подчеркни однокоренные слова.
Я поехал рыбачить на Волгу. Рыбаки наловили много рыбы. Из рыбешек сварили рыбный суп. А из очень мелкой рыбки мама испекла рыбник.
15. Вставь слова вместо многоточия. В однокоренных словах выдели корень.
Ласковое название зимы - …
День во время зимы (какой?) - …
Проводить где-то зиму, жить зимой - …
Место, помещение, где зимой живут люди (геологи, полярники) –
16. Запиши предложения, доказывая выбор букв. В скобках укажи проверочные слова.
Кот сл…зал ( ) сметану. Кот сл…зал ( ) с дерева.
Мама пол…скала ( ) малыша. Мама пол…скала ( ) белье.
17. Вставь пропущенные буквы. Выдели корень.
Если встречу я в л…су
Настоящую л..су,
Я на елку пок…жу
И в л…су л…се ск…жу:
- Ты, л…са, меня не трогай,
Ты б…ги своей дорогой.
18. Найди и запиши однокоренные слова, с помощью которых можно проверить слова с неясным написанием. Выдели корень.
1. Не сп(е, и)ша оно пошло к корзине со стружками. 2. Ну как его было не схв(а,о)тить за хвост! 3.Черепаха не ук(а, о)зала дороги из Страны Дураков. 4. Серый к(а, о)мочек метнулся с дороги вбок. 5. Пьеро ум(а, о)лял вести его к Мальвине.
(По А. Толстому)
19. Найди и выдели корни с безударными гласными, которые можно
проверить.
1.Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее. 2. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. 3.Шлет с письмом она гонца, чтоб обрадовать отца. 4. С башни князь Гвидон сбегает, дорогих гостей встречает.
20. Вычеркни лишнее слово. Подбери к нему однокоренное.
1. Веселье, веселиться, радостный, весельчак.
2. Боль, больница, больной, большой.
21. Вычеркни ненужную букву. Выдели корень. Отгадай загадки.
1.Чашечка горошку рассыпана на доро(ж, ш)ку. 2. Без рук, безно(г к), а дерево гнет. 3. Вишу высоко, падаю ни(з, с)ко, снаружи горько, а внутри сла(д, т)ко.
22. Разбей слова на группы так, чтобы в каждой группе были только однокоренные слова. Выдели корень.
Носилки, носки, нос, носочек, переносить, носик.
23. Выпиши слова, данные под таблицей, в две колонки.
Звонкие согласные в корне | Глухие согласные в корне |
Сере(ж, ш)ки, ле(в, ф), бор(д, т), листо(г, к), клу(б, п)ки, поко(с, з), бере(з, с)ка, гро(ж, ш), рукоя(д, т)ка, поро(г, к), тру(д, т).
3 класс.
24. Заполни таблицу. Однокоренные слова разбери по составу.
Однокоренные слова | Формы слова |
Вода, половодье, воды, воду, водяной, водой, водичка, воде, водоросли, паводок.
25. Вставь пропущенные буквы, выдели корень.
Боль, б…льница, б..льной; лес, л…систая, л..сник; мороз, м…р…зный, зам…р…зки; веселье, в…с…литься, в…с…ельчак.
26. Запиши ряды однокоренных слов в таком порядке: существительное, прилагательное, глагол. Выдели корень.
Образец: мир, мирный, мирить.
Плата. 2. Мороз. 3. Смех. 4. Учение.
27. Зачеркни ненужные буквы. Укажи корни выделенных слов.
1. Туфля слетела с н(а, о)ги куклы и попала в лампу. 2.Началался рассвет, и щели осв(е, и, я)тились. 3. У учителя танцев Раздвартиса тр(е, и, я,)слись поджилки. 4. Мнимая кукла обм(а,о)нула наследника Тутти. 5. Это моя сп(а, о)сительница.
28. Выбери правильный вариант проверочного слова. Выдели корень.
Л(а, о)сиха:
а) лось;
б) ласка.
Ж(а, о)ра:
а) обжора;
б) жар.
Кр(а, о)ты:
а) крот;
б) краткий.
29. Исключи лишнее слово и подбери к нему однокоренные слова.
1. Сырный, сырой, сырок, сырковый. 2. Пригород, загородный, горчица, городок. 3. Шестой, шесть, шест, шестнадцать.
30. Выдели корень. Укажи чередование по образцу: г //ж.
Пеку – печь, бегу – бежать, свечу – светить; дорога - дорожный, снег – снежный; свет – свеча; заяц – заячий.
31. Запиши, как называют детенышей зверей и птиц. Выдели корень. Образец: заяц – зайчата.
Волк, медведь, галка, индюк, белка,
32. Спиши текст, проверь слова с парными по глухости - звонкости согласными в слабой позиции. Выдели корень.
Зеленой дорожкой ложится след ваших ног на росистой побелевшей травке. Вдали молодые березки блестят и алеют на солнце. В полях желтеет поспевающая рожь, узкими полосами краснеет гречиха.
34. Напиши к данным словам однокоренные проверочные слова. Выдели корень. Подчеркни непроизносимые согласные.
Яростный, местный, злостный, ненастный, доблестный, честный, гигантский, тростниковый, прелестный, сердце, звездный, вестник, участник, устный, солнце, пастбище, окрестность, детство.
35. Распредели слова по графам таблицы.[1]
Приставка о- | Приставка об- | Приставка обо- | Нет приставки |
Оборка, обогатить, обогреть, обогнать, обогреть, обогатить, ободок, обрезать, ободрить.
36. а) К данным словам подберите антонимы с приставкой бес-.
Честный, сильный, щедрый, шумный, платный.
б) К данным словам подберите антонимы с приставкой без-.
Вредный, болезненный, вкусный, радостный, грамотный.
37. а) Образуй с помощью приставки при- имена прилагательные путем замены словосочетаний одним словом.
Поселок при городе, садовник при дворе, куст около дороги.
б) Образуй с помощью приставки пре- имена прилагательные путем замены словосочетаний одним словом.
Очень скучный, очень забавный, самый добрый.[2]
38. Из словообразовательного словаря выпиши словообразовательное гнездо и попытайся выделить те чести слова, от которого образовано последующее.[3]
39. Разбери данные слова по составу. Пользуясь словообразовательным словарем, укажи, от какого слова они образованы.
Наводнение, подморозить, перелесок, заледенеть, облегчить, причудливый, вышивка, школьница, перераспределение, азбучный.
40. Подбери однокоренные слова с указанным значением. Наблюдай за единообразным написанием корня.
тот, кто следит за порядком в лесу
ЛЕС относящийся к лесу, принадлежащий лесу
маленький лес
тот, кто работает в аптеке
принадлежащий работнику аптеки
АПТЕКА относящийся к аптеке
Место для хранения лекарств
та, кто работает в аптеке
принадлежащий морю, относящийся к морю
тот, кто ходит в море
МОРЕ находящийся за морем
расположенный около моря
При работе над составом слова можно использовать и задания тестового характера:
1. Зачеркни неверную букву.
Мы(ш,ж)ка, пли(т,д)ка, но(ж,ш)ка, зага(т,д)ка, ска(с,з) ка, тра(в,ф)ка, ни(з,с)ко, бли(с,з)ко, ре(п,б)ка, морко(ф,в)ка, верху(ж,ш)ка, варе(ж,ш)ка; кро(т,д), чи(ж,ш), са(т,д), сне(к,г), ле(д,т), моро(з,с), сугро(п,б), дру(к,г), тор(д,т).
2. Около проверочного слова поставь знак «+».
а) пятерка пять б) длина длинный
пятый удлинитель
в) ночной ночевать г) письмо письменный
ночь письма
д) мячи мячики е) мосты мост
мяч мостики
3. Рядом с предлогом поставьте знак «+».
Грибы (под)березкой, собирать (под)березовики, спрятаться (от)мороза, (от)морозить нос, во дворе гуси (с)утками, 24 часа – это (с)утки, (со)гнем палку, (с) огнем не шутят.
4. Найдите слово, соответствующее схеме
Местность, исписала, безбрежный, разговор.
5. Укажите слово, в котором безударная гласная проверяется ударением. Выделите в нем корень.
а) расст-яние, уд-вительный
б)бл-стеть, ш-фёр
6. Найдите слово с приставкой:
а) сметана; б) смелость; в) сматывать
7. Укажите, в каком слове приставка выделена неверно:
а)у нести; б) у раган; в)с бежать
8. Выделите те слова, которые не являются однокоренными со словом боль:
а) больница, б) большие; в) болтун; г) болевой
9. Подберите проверочное слово для существительного ч…стота (рук):
а) чистота, б) честь, в)часто
10. Укажите слово, в котором окончание выделено неверно:
а)окн о, б) ст ол, в) конь
Некоторая часть упражнений построена на приемах активизации внимания и мотивации действий, что позволяет избежать формального и неверного решения орфографической задачи, тренирует внимание учащихся и делает обучение увлекательным.
Часть упражнений предполагает знакомство со словообразовательным словарем. Такая работа позволяет глубже изучить структуру слова, словообразовательные закономерности; формирует навыки работы со словарем. Хочется отметить, что при работе с данной системой упражнений широко реализуется принцип наглядности. Этому способствует работа со схемой слов.
Данные упражнения можно использовать на разных этапах урока: на этапе словарно-орфографической работы, в качестве тренировочных упражнений, для закрепления.
При использовании предлагаемой системы упражнений на уроке был отмечен высокий уровень активности и заинтересованности детей. Поставленные орфографические задачи учащиеся решали осознанно, с комментариями, основанными на теоретических знаниях. Количество орфографических ошибок в письменной работе сократилось.
На основании этого можно сделать следующий вывод: если систематически использовать упражнения по работе над составом слова на уроках русского языка в начальных классах, то это позволит оптимизировать формирование навыков грамотного письма.
[1] В ходе распределения идет подбор однокоренных слов и работа над семантикой слова.
[2] Упражнения 36-37 имеют пропедевтический характер.
[3] Перед выполнением данного упражнения необходимо познакомить детей с понятиями «словообразовательное гнездо» и «словообразующие морфемы (части слова)».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование орфографического навыка у учащихся младших классов.
Система работы по формированию орфографического навыкы у учащихся младших классов....
Опыт работы на тему: «Орфографическая зоркость как условие формирования орфографического навыка младшего школьника по русскому языку»
В работе поэтапно описывается опыт работы, которая проводится по русскому языку....
Описание опыта работы на тему "Орфографическая зоркость как условие формирования орфографического навыка младшего школьника по русскому языку"
Побробное описание работы со свеми методами и технологиями....
Развитие мыслительных операций на основе формирований орфографических навыков на уроках письма и развития речи в начальных классах
Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в пись...
Необходимость формирования орфографического навыка (правописание слов с удвоенной согласной) у школьников начальных классов на основе гуманистического подхода к учащимся
Данная статья - рассуждение о необходимости использования гуманистического подхода при обучении детей...
ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Орфографическая грамотность всегда занимала главную и значимую позицию в русском языке. Но что же включается себя орфографический навык, как его развивают у обучающихся? В данной статье произведено ис...
Дидактический материал для формирования орфографического навыка для учащихся 2 класса
Собраны группы слов на определенные орфограммы. С ними можно проводить пятиминутки орфографического чтения, списывание, письмо по памяти запомнившихся слов. Начитывая слова на определенную орфограмму,...