Удивительные игры со словами.
статья (русский язык, 3 класс) по теме

Сапожникова Наталья Вячеславовна

Анаграмма. Логогриф. Метаграмма. Перевертыши. Цепочка слов. Превращения слов. Эти игры со словами  расширяют словарный запас, способствуют привитию интереса к  русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnye_igry_so_slovami.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

Удивительные игры со словами.


 Анаграмма. Логогриф. Метаграмма.

Перевертыши. Цепочка слов.

Превращения слов.


Анаграмма –


загадка,  в которой путем перестановки букв или слогов в слове, а также при обратном чтении  слова получаем из тех же букв новое значение слова.

Например:

Меня найдешь на корабле,

Я – слово,  издавна знакомое,

Но буквы переставь во мне –

И ты получишь насекомое.

                                корма – комар

  1. Автолюбителям в дороге

       Могу я пользу принести,

       Но поменяй местами слоги,

       И буду я в лесу расти.

                                   насос – сосна

  1. Плоды растения, цветы

       Зимой во мне взрастить ты можешь.

       А буквы переставь – и ты

        В меня один цветок лишь вложишь.

                                     теплица – петлица

  1. Взглянув на карту, ты узнаешь,

       Что я французская река,

       Но если буквы переставишь,

       Укрою я в себе зверька.

                                     Рона – нора

  1. Могу зимой тепло доставить

       И дать прохладу летом в зной,

       Но если буквы переставить,

       Футбольный мяч надуешь мной.

                                       сосна – насос

  1. Я дерево с цветом душистым,

       Даю я прохладную тень,

       Под кроной моей отдыхают

       В безветренный знойный день.

       Но если согласные буквы

       В себе переставлю я,

       Получится новое слово,

       Несущее смерть для меня.

                                        липа – пила

  1. За мною в лес идешь ты летнею порой,

       Там много нас встречается,

       Но буквы переставь, и сразу пред тобой

          Судно под парусом на море закачается.

                                             гриб – бриг

  1. Географию со мной

       Со мной изучают в школе дети.

       Дай порядок букв иной –

       И найдешь меня в буфете.

                                              атлас – салат

  1. Скрывается мой плод румяный

       Тенистою листвой,

       А буквы переставь  –

       Я окажусь рекой.

                                            слива – Висла

  1. Служила я передвиженью

        По всем дорогам и путям,

        Теперь стою я без движенья,

        Как ветхий и ненужный хлам.

        Но переставьте лишь две буквы

        И с быстротой умчитесь вдруг вы

        В такие сказочные дали,

        Которых   до  сих пор не знали.

                                               карета – ракета

  1. На взгляд я небольшая птица,

       Охотник это знает всякий,

        Но мне нетрудно превратиться

        В породу комнатной собаки.

                                               дупель – пудель

  1. Я дерево в родной стране,

        В лесах найдешь  меня повсюду,

        Но слоги переставь во мне –

        И воду поставлять я буду.

                                               сосна – насос

  1. На форменной одежде – украшение.

       Но в нем порядок букв лишь изменить,

       Заправить пищей и вооружить –

       И я готов для наступления.

                                                   кант – танк

  1. Лежу я на земле,

       Прибитая к железу,

       Но буквы переставь –

       В кастрюлю я полезу.

                                                   шпала – лапша

  1.  Лежу на местности преградой.

       В моем названье буквы надо

       Переместить между собой –

       Я обращусь в пехотный строй.

                                                    река – каре

  1.  Приставь к нему местоименье –

       Я средством для передвиженья

       Почти забытым становлюсь

       В полученном названии.

       Вновь буквы поменяй местами –

       В снаряд я обращусь.

                                                  карета – ракета

  1. Ты в Арктике всегда меня найдешь

       Шагая там по ледяным просторам,

       Но если ты с конца меня прочтешь,

       Я стану головным убором.

                                                   ропак – капор

  1.  Рассказом Чехова являюсь,

         Но коль наоборот меня прочтешь,

         В Италии город найдешь.

                                                   Налим – Милан

  1.  Когда жара иль дождь идет,

        Тогда от них всегда укрою,

        Прочти меня наоборот –

        Узнаешь озеро большое.

                                                   навес - Севан

Логогрифом


называется загадка, в которой слово меняет свое первоначальное значение при отнимании или прибавлении к нему букв.

Сначала надо догадаться, о каком слове говорится в начале загадки. Затем уже в расшифрованном слове надо отнять или прибавить букву, получив этим слово с новым значением.

Например: как из слова «вода» получить название торжественного стихотворения?

                                        вода – в = ода

1. С двумя И – река,

    С одним И – в реке.

                            Или – ил

2.Я укрываю самолеты,

    Когда кончаются полеты.

    Но ты поставь союз за  мной,

    И стану бурной я рекой.

                             ангар – Ангара

3.К цифре по букве с конца

    И с начала прибавьте,

    Чтоб слово, как песня звучало.

    То слово родное, любимое наше,

     И нет его ближе, и нет его краше.

                        Один – Родина

4. Я город за Уралом,

    Но с  Т  перед  началом

    Совсем другой я город,

    Хотя и в тех просторах.

                              Омск – Томск

5. В боях всегда иду с тобой,

     Частенько помогаю я штыку.

     Но встречусь с буквою одной,

     Как сразу превращусь в реку.

                               ура – Урал   или  ура – Кура

6. В планету поместите  меру,

     И ветер всколыхнет всю атмосферу –

     Такой,  которого  сильнее не найти:

     Он все сметает на пути.

                                Уран – ураган

7. На дне реки в прохладной тьме

     Скрывалась я века.

     Но только  Н прибавишь мне  -

     И я уже река.

                                ил – Нил

8. Я мал и невелик мой вес,

    От ветра в поле я качаюсь.

    Но если мне прибавить   С,

    То я в гиганта превращаюсь.

                             колос – колосс

9. Древесному стволу защиту я даю,

     Прибавь мне букву   Б и я тебя убью.

                             кора – кобра

10. Океанов и морей измеряю глубину.

       Прибавь мне поскорее   Т,  

       Я моментально поплыву.

                                                     лот – плот

11. Во мне плохая кровь струится,

       Но вставьте в середину  С  –

       И зацветет все, зарезвится,

       Зазеленеет луг и лес.

                                             вена – весна

12.  Поди-ка в сад и погляди:

       Я там цвет, у благоухаю.

       Но Г поставишь впереди,

       И в небе я загромыхаю.

                                         роза – гроза

13. В июле в рожь войдите –

      Вспорхнет пред вами птица.

      Вы ноту только отнимите –

      И птица в золу превратиться.

                                 перепел  - пепел

14. Остров я на Средиземном море,

       Но попробуй букву  Р отнять –

       И тотчас  же на морском просторе

       Стану я фонтаны вверх пускать.  

                                             Крит – кит

15. Я с полки книгу взял,  прибавил  А

       И стало вдруг мучительно обидно:

       От книги не осталось и следа,

       И даже в микроскоп не видно.

                                           том – атом

16. Мы всех – и взрослых и детей

       В часы досуга развлекаем,

      Но если нам прибавить Т,

     Мы  их ужасно напугаем.

                     игры – тигры

17. В океане я бываю,

      Корабли там разбиваю.

      Если букву  приписать,

      Стану в воздухе летать.

                    риф – гриф

18. Я ношусь в морях воздушных,

       А отнимешь букву  И -

       По реке пойду послушно

       И с товаром,  и с людьми.

                                    пилот – плот

19. Чтоб поддерживать скворечню

       Иль антенну я гожусь,

       С мягким знаком я,  конечно,

       Сразу цифрой окажусь.

                             шест – шесть

20.  Жестокостью известный  встарь –

       Пред вами древних римлян царь,

      Откиньте Р  –  и разом

       Он станет просто газом.

                             Нерон – неон

Метаграмма -


 загадка, в которой из слова путем замены любой одной буквы другой       получается новое слово.

Например:

Сазан – фазан, цапля  – капля, карта -  парта, чайка – майка – байка.

Меняя первую букву в названии реки Тура, получим еще название трех рек в  СССР:        Кура, Сура, Нура.

Насколько с Ч я высока,

Настолько с Л низка…

С Ш в арифметике нужна,

А с М бываю я  страшна.

             Честь – лесть – шесть – месть

  1. Найти меня – простое дело,

Как ни хитри.

Я с Б всегда снаружи тела,

А с К – внутри.

                           бровь - кровь

  1. Различие между словами есть,

И ты сейчас о них понятие составишь:

Когда я с И – меня ты будешь есть;

Когда я с О  - перешагнешь, а есть не станешь.

                        пирог - порог

  1. С буквой  Я меж берегов

Я теку привольно,

С буквой  С я без зубов,

Но кусаюсь сильно.

                             коса - оса

  1. Ты легко найдешь меня

На болотистых местах,

Если сменишь О на А,

Стану городом тогда.

                             осока – Осака

  1. Во мне и стены и углы,

Жилищем я твоим являюсь,

Но если сменишь О на Ы,

То сразу вверх я устремляюсь.

                                дом - дым

  1. Я с О морские волны разбиваю,

А с Е в учебе помогаю.

                               мол - мел

  1.  С буквой Р 0 борьба, сраженье,

С К – снаряд для упражненья.

                                турнир - турник

  1. Как инструмент меня ты ценишь

В искусной плотничьей руке,

Но если Д на Б мне сменишь,

Во мне утонешь, как в реке.

                                долото - болото

  1. Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина герой.

Но если Л на Н сменяешь,

Сибирской стану я рекой.

                                 Елисей – Енисей

  1. Конечно, метаграмма эта

Весьма проста и несложна.

Я с У далекая планета,

А с И я в Азии страна.

                                  Уран - Иран

  1. С К  на море я бываю,

С Т я мусор убираю.

С П – одежда для балета,

С Д – холодный дом для лета.

                                            качка – тачка – пачка - дачка

  1. С буквой Б  - творец мелодий.

С Т гуляю на свободе.

С  Ч прощаюсь я со светом

И приятен знойным летом.

                                           Вебер – ветер - вечер

  1. С Л дна моря достигаю,

С Д от пуль предохраняю,

С К по крышам я гуляю,

С Б вас по морям катаю.

                                             лот – дот – кот –бот

  1. Что это такое:

С Д  - ветвистый,

С З  - костистый,

С К – ребристый.

                                 дуб – зуб -куб

  1. Недалеко разгадка скрыта,

Не очень трудное задание.

Возьмем три буквы алфавита,

Из них легко построить здание.

Изменим букву мы вначале,

И пропадет постройка вмиг,

Получим то, что мы встречали

Не раз на полочке для книг.

Теперь у найденного слова

Начало переменим снова.

И даже переменим сами:

Какая рыбина с усами.

                                      дом – том - сом

  1. С Д из года в год встречаем,

С Т за нами ходит вслед,

С П в лесу мы замечали,

С Л труду наносим вред.

                                      день – тень – пень - лень

  1. С Г – полезное растенье,

С  Ш – пугает нас порой,

С  П – несет нам разрушенье,

С  В  навалена горой.

                          горох – шорох – порох – ворох  

  1. с Н я с музыкой в ладу,

С С – на пасеке, в саду,

Обувью зовусь я с Б,

Племя древнее я с Г.

                             ноты – соты – боты – готы

  1. Буквой Ч я начинаюсь –

Мелкой рыбою питаюсь.

Букву М на Ч заменишь –

На себя меня наденешь.

С Г в станке всегда найдешь.

Б поставь на тоже место –

Я как ткань тогда известна.

                                   чайка – майка – гайка - байка

  1.  С буквой Т на дне прудов,

С М – опасность для судов,

С буквой Д я мера силы,

С буквой Ш  - в автомобиле.

                                      Тина – мина – дина – шина

Перевертыши.


Есть удивительные слова, которые, как  их ни читай – слева направо или наоборот, - они будут означать одно и то же. 

      К  примеру  «шалаш», «казак». Есть не только слова, но и целые фразы, смысл которых не изменится, если будешь читать в обратном порядке: «А роза упала на лапу Азора».

В учении о языке такие слова и фразы называются «палиндромонами», что в дословном переводе с греческого означает «бег назад».  Вот такие слова-перевертыши могут стать предметом, очень увлекательной литературной игрой, где участники в заранее обусловленный срок должны написать как можно больше фраз-перевертышей. Чем больше букв, тем больше очков получит участник игры.

И с той и с другой стороны.

             Шел по дороге старик, а навстречу ему солдат. «Здравствуй, отец!» - говорит солдат. А старик ему в ответ: «Здравствуй, служивый! Только зовут меня не отец, говорит старик, - а так, что с любого конца это слово читай, значение будет одинаково. Живу я в таком домике, что значение слова не изменится, хоть как ни читай (с любого конца). У меня есть дочка. Имя ее состоит из трех букв и читается как слева направо, так и наоборот. А там, около постройки, стоит моя жена, а имя ее необычное, если ее имя произнести или прочитать, то оно будет звучать одинаково с любого конца. А когда я в армии служил, то меня  называли  таким словом, что читай хоть справа, хоть слева – все одинаково».

       Вот и разгадай!

       Какие слова имел в виду старик?

Ответ: дед, Тит, шалаш, боб, Ада, казак.

Прочтешь ли сначала,

С конца ли прочтешь,

Меня на любом корабле

Ты найдешь.

                                          Кок

Я по полену бью звеня,

Дровами на зиму снабжаю,

Когда ж с конца прочтешь меня,

Я недовольство выражаю.

                              топор – ропот

По дороге, по пути

Весело качу я.

Но с конца меня прочти –

Ножик  наточу я.

                              колесо - оселок

Тонет енот.

Замысловатые вопросы-перевертыши.

Найдите слова, которые как при чтении слева направо, так и при обратном чтении (справа налево) имели бы следующие значения:

  1. Прибыль
  2. Повар на корабле
  3. Огнестрельное оружие
  4. Шелковица
  5. Радиолокационная установка

Ответы:  доход, кок, наган, тут, радар.

Десять слов.

Слово «заказ» одинаково читается слева направо и справа налево. Какие еще одиннадцать слов обладают таким же забавным свойством?  В каждом слове, которое будет подобрано, должно быть пять букв.

Ответы:  комок,  заказ, топот, шалаш, казак, довод, доход, радар, шабаш, наган.

Цепочка слов.


Превращения слов.


           Вот игра-эстафета, построенная по принципу чайнворда, то есть такая цепочка слов, в которой конечная буква одного слова совпадала бы с началом другого.

Например: дом – мост – трюм – миг…

            Может быть и подбор слов на определенную тему: географическую (города, реки), зоологическую (звери, рыбы, птицы), ботаническую (виды растений) и др. Можно провести такое состязание: пусть каждый участник напишет имя существительное единственного числа и передаст листок следующему игроку. Тот должен написать второе слово, которое начинается с последней буквы предыдущего. Потом листок передается по кругу, пока не обойдет всех.

            Мягкий знак не принимается во внимание, последней в слове считается стоящая перед «Ь» согласная.

           Тематический пример, относящийся к спорту (спортивной терминологии): чемпион – нокаут – тир – ринг –гиревик – кросс – стадион и т.д.

           Есть слова, которые при замене одной буквы, получают новое значение.

           Последовательно превращая одно слово в другое, можно построить цепь слов, различных по значению и по составу букв. Так, например, путем всего лишь двух превращений первоначального слова можно «кошку» превратить в  «мышку».

   Кошка – мошка – мышка.

            В одних случаях цепь слов будет длиннее, в других – короче, что во многом будет зависеть и от находчивости игроков, от  их умения подбирать  наиболее  удачные комбинации  слов, ускоряющие решение.

Такое превращение слов позволит использовать эти буквенные головоломки для проведения коллективных состязаний.

Предлагается путем последовательных превращений:

                                «козу» превратить в «волка»,

                                «тесто»  превратить в «булку»,

                                «реку» превратить в «море»,

                                «ночь» превратить в «день».

Ответы:

Коза  - пока – пола  - полк – волк.

Тесто – место – месть – масть – пасть – паста – каста – каска – качка – пачка – палка – балка – булка.

Река – рука – Лука – лужа – ложа лоза поза – пора -  гора  - горе – море.

Ночь – ноль – роль – рожь – ложь – ложа – лыжа – кожа – кора – кара – фара – фаза – ваза – виза – вина – вена – пена – пень – день.

       

                                                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры со словами

То, что игра между делом и учит, - в этом, видимо, мог убедиться каждый. Вот и попробуем включить игры в выполнение тех учебных заданий, которые ребенок должен усвоить. Опыт показывает: ту же учебную ...

Игра "Угадай слово"

Это игровой материал можно использовать на логопедических занятиях, дома для закрепления темы....

Удивительные игры со словами.

Анаграмма. Логогриф. Метаграмма. Перевертыши.  Цепочка слов. Превращение слов....

Удивительные игры со словами.

Анаграмма. Логогриф. Метаграмма. Перевертыши.  Цепочка слов. Превращение слов....

Эти удивительные кошки. Игра "Зашифрованные слова".1-4 класс.

Эту викторину  можно проводить и на уроке русского языка или чтения ,во время активизации знаний, для обогащения словарного запаса детей  , и во внеурочное время, на классном часе,или в груп...

Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».

Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...

Конспект по обучению грамоте, 1 класс "Упражнения в чтении. Игры со словами. Загадки слов" УМК "ПНШ"

Конспект по обучению грамоте, 1 класс "Упражнения в чтении. Игры со словами. Загадки слов" УМК "ПНШ"...