«МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ НАД ТЕМОЙ «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАС- НЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»
статья по русскому языку (3, 4 класс) по теме
Материалы содержат огромное количество видов упражнений при работе над орфографической зоркостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 20 КБ |
annotaci1.doc | 358 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «ЛИЦЕЙ № 7» г. Электросталь
ТЕМА: «МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И
АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВА-
ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ НАД
ТЕМОЙ «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАС-
НЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»
АВТОР: ХВОСТОВА Т. В.
2009 год
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ
На уроках русского языка различные упражнения занимают 80% времени, следовательно, очень важно, чтобы они обеспечивали высокую активность и самостоятельность учащихся.
Автор работы в доступной форме рассказывает о методике работы над орфографическим правилом, о методах обучения и активации познавательной деятельности учащихся. В работу включены задания по анализу языкового материала, упражнения на закрепление и повторение пройденного. Работа содержит в себе разнообразный практический материал по работе над темой «Безударные гласные в корне слова», который можно использовать как на уроках по изучению данной темы, так и на уроках по повторению пройденного материала, а так же ежедневно в ходе орфографических пятиминуток. Эффективность работы с данным материалом многократно повысится, если учитель будет использовать на своих уроках не просто данный материал в чистом виде, а проявит своё творчество, вооружившись идеями автора данной работы.
Кроме того, грамматические сказки, весёлые стихи, загадки, головоломки помогут взрослым открыть для детей прекрасный мир слова, научить их любить родной язык, сделать уроки в начальной школе более интересными, занимательными и разнообразными.
Необходимо отметить, что используя данные идеи на своих уроках, многократно повышается эффективность работы над орфографической зоркостью детей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Введение.
- Методы обучения и активации познавательной деятельности учащихся:
А) методы обучения, их классификация;
Б) методы устного изложения знаний учителем;
В) методы закрепления изучаемого материала;
Г) методы самостоятельной работы учащихся;
Д) методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике;
Е) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
3. Методика работы над орфографическим правилом.
4. Методы формирования умения писать слова с изученной
Орфограммой.
5. Выбор орфографических упражнений.
6. Методика работы над словами с непроверяемыми
орфограммами.
7. Упражнения на этапах закрепления по работе над безударными
гласными в корне слова.
- ВВЕДЕНИЕ.
На уроках русского языка различные упражнения занимают 80% времени, следовательно, очень важно, чтобы они обеспечивали высокую активность, самостоятельность учащихся, развитие их логического мышления, памяти, внимания, активизировали познавательную деятельность детей.
Упражнения по русскому языку подразделяются на:
- Наблюдения над языком с заданиями обнаружить то или иное явление, те или иные свойства.
- Различные виды разбора: грамматического, фонетического, по составу, словообразовательного, морфологического, орфографического, синтаксического…
- Различные виды списывания с заданиями подобрать проверочные слова, изменить формы слов, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, восстановить деформированный текст и пр.
- Различные виды диктантов: творческий ( дополнение, распространение предложений, заменяя слова синонимами, с использованием слов на изучаемую орфограмму), свободный, по аналогии, на замену, выборочный, самодиктант, взаимодиктант, словарный, «Проверяю себя», контрольный, объяснительный, комментированный, комбинированный, распределительный, графический, с домашней или классной предварительной подготовкой и т.д.
- Упражнения на развитие речи учащихся по заданной теме, по картине, по серии картинок, по данному началу, концу, по опорным словам.
- Редактирование текстов, творческие пересказы, изложения, устные рассказы.
Формы работы на уроках также разнообразны:
- Выборочные
- Распределительные
- Самопроверки
- Взаимопроверки
- Коллективные
- Фронтальные
- Индивидуальные
- Групповые
- Устные
- Письменные
Все вышеперечисленные виды и формы работы для эффективности уроков необходимо включать в повседневный процесс обучения.
- МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
- Методы обучения, их классификация.
Слово «метод» греческого происхождения. В переводе на русский язык означает «способ», «исследование». Метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определённым способом упорядоченная деятельность. Каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
Приём обучения обычно является составной частью или отдельной стороной метода. В обучении не может быть каких-то универсальных методов, в его процессе должны применяться различные способы учебной работы.
Дидактические исследования показывают, что наименование и классификация методов обучения характеризуется большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке. Ряд дидактов – Е. И. Перовский, Е. Я. Голанд, Д. О. Лордкипанидзе – считали, что на методы обучения огромное влияние оказывают источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделил три группы методов:
- Словесные
- Наглядные
- Практические
И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин разработали методы обучения исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся. С этой точки зрения они выделяют следующие методы:
- Объяснительно-илюстративный ( рассказы, объяснения, работа с учебником, демонстрация картин, таблиц, схем, видеофильмов и т. д.)
- Репродуктивный (воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование)
- Проблемное изложение изучаемого материала
- Частично-поисковый метод
- Исследовательский метод, при котором учащиеся самостоятельно решают познавательную задачу, подбирая необходимые для этого способы.
Ю. К. Бабанский всё многообразие методов подразделяет на три основных группы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Каждая из этих классификаций имеет определённое основание и позволяет с различных сторон осмысливать сущность методов обучения. Однако в дидактическом отношении наиболее практичной представляется классификация М. А. Данилова и Б. П. Есипова. Они исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по решению дидактических целей и задач, то, следовательно, их можно подразделять на следующие группы:
- Методы приобретения новых знаний
- Методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике
- Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков
Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения. Но в этой классификации не обозначены методы, которые применяются при закреплении изучаемого материала. Если в указанную классификацию внести дополнения, тогда всё разнообразие методов обучения можно подразделить на 5 следующих групп:
- Методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся
- Методы закрепления изучаемого материала
- Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала
- Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков
- Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся
Б) Методы устного изложения знаний учителем.
Р а с с к а з и о б ъ я с н е н и е у ч и т е л я.
Это наиболее распространённые методы организации учебной работы. Рассказ – метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала и активизации познавательной деятельности учащихся. В чистом виде рассказ применяется редко. Чаще он включает в себя рассуждения, анализ фактов, сопоставление различных явлений.
Б е с е д а.
Является диалогическим методом изложения учебного материала. Сущность беседы заключается в том, что учитель путём умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать и анализировать в определённой логической последовательности изучаемые факты и явления и самостоятельно подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям.
Методы устного изложения нового материала сочетаются с применением средств наглядности. В процессе учебной работы учитель иллюстрирует своё изложение или демонстрирует то или иное учебное пособие, которое может выступать как в качестве иллюстрации, так и служить источником новых знаний. Эффективность иллюстративно-демонстрационного метода зависит от умелого сочетания слова и наглядности, от умения учителем вычленять в иллюстрациях то, что чётко и глубоко раскрывает существенные признаки изучаемых предметов и явлений.
Для обеспечения активного восприятия новых знаний учащимися необходимо выполнять два дидактических условия: усвоение материала зависит от его содержательности, интересности; в процессе устного усвоения знаний необходимо использовать особые приёмы, возбуждающие мыслительную активность и способствующие поддержанию внимания.
Один из этих приёмов состоит в том, что при устном изложении знаний учитель создаёт проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные задачи и вопросы.
Большой эффект в обучении даёт реализация принципа наглядности. Демонстрируя картинки, схемы, рисунки, чертежи учитель мобилизует внимание детей и привлекает к восприятию материала не только слух, но и зрение, осязание.
В) Методы закрепления изучаемого материала.
М е т о д б е с е д ы.
Этот метод чаще всего применяется тогда, когда изложенный материал является сравнительно несложным и для его усвоения необходимо применить приёмы воспроизведения. Учитель побуждает учащихся к воспроизведению изложенного материала с целью более глубокого осмысления и усвоения.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
Применяется в том случае, если тема трудна для осмысления. Необходимо после изложения нового материала дать детям возможность поработать по учебнику, а затем уже проводить беседу по его усвоению.
Чтобы прочно усвоить тот или иной материал, требуется неоднократное обращение к его изучению. Всякая последующая работа, если она правильно осуществляется, не только способствует лучшему запоминанию знаний, но и позволяет находить в них новые стороны, глубже подходить к их осмыслению.
Г) Методы самостоятельной работы учащихся.
Значительное место в процессе обучения занимают именно методы самостоятельной работы учащихся. Дидактическое значение самостоятельной работы обуславливается тем, что в её основе лежит активная познавательная деятельность каждого ученика по овладению знаниями.
При выполнении самостоятельной работы учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, прикладывая свои усилия, проявляя свои умственные возможности. В этой связи необходимо соблюдать следующие дидактические требования при проведении самостоятельной работы на уроке:
- Существенное значение имеет прежде всего правильный выбор материала для самостоятельной работы на уроке, а значит, соблюдение принципа посильности является одним из важнейших на уроке.
- Всегда необходимо определять порядок самостоятельной работы
- Самостоятельную работу на уроке необходимо сочетать с другими формами и методами обучения.
Д) методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике.
М е т о д у п р а ж н е н и й.
Умения и навыки формируются в процессе упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т. е. тренируются в применении изученного материала на практике и таким путём углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают творческие способности и дарования.
Для организации тренировочных упражнений по применению знаний на практике существенное значение имеют те закономерности, которые лежат в основе процесса формирования умений и навыков. Процесс этот условно расчленяется на следующие этапы:
1-й – учитель, опираясь на знания детей, объясняет им цели и задачи предстоящей тренировочной деятельности;
2-й – показ учителем, как нужно выполнять то или иное упражнение;
3-й – первоначальное воспроизведение учащимися действий по применению знаний на практике;
4-й – последующая тренировочная деятельность учащихся, направленная на приобретение осмысленных практических умений и навыков.
При организации упражнений существенно важно, чтобы они сочетали в себе содержательную и творческую деятельность и требовали от детей сообразительности, размышлений, поиска собственных путей решений…
Однако учителю необходимо учитывать и те трудности, с которыми сопряжена деятельность учащихся. Упражнения, особенно если они проводятся творчески, связаны с тем явлением, которое принято называть переносом знаний. В процессе учебной работы детям приходится усвоенные знания, приобретённые умения и навыки применять в других условиях. Усвоив на основе конкретных примеров и фактов то или иное правило, ученик не всегда может легко оперировать им, когда это правило нужно применить в новой, ранее не встречавшейся ситуации.
Первые тренировочные упражнения, как правило, должны начинаться с показа учителя. По мере приобретения умений и навыков упражнения усложняются. Они должны содержать в себе определённую новизну и требовать от учащихся вдумчивого и творческого подхода к применению знаний
Е) Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Проверка знаний и умений является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципом систематичности, последовательности и прочности обучения осуществляется в течение всего учебного года.
При проверке и оценке качества успеваемости важно выявлять, как решаются основные задачи обучения, т. е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, а также способами творческой деятельности. Учителю необходимо разнообразить способы проверки знаний учащихся ( как теоретических, так и практических) и использовать в своей практике на уроках не только традиционные методы, но и такие, как, например, программированный контроль, когда учащимся предлагаются вопросы, на каждый из которых даётся 3-4 ответа. Один из них или несколько являются верными, которые и необходимо выбрать ученику. Ниже я приведу примеры таких заданий, которые использую на своих уроках при работе над безударными гласными в корне слова.
В системе работы должны находить своё применение все методы обучения и активизации учебной деятельности учащихся с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень усвоения материала детьми. Не является секретом то, что тема «Безударные гласные в корне слова» является одной из труднейших тем в начальной школе, более того, учащиеся продолжают допускать ошибки на данную орфограмму вплоть до выпускных экзаменов, наибольшее количество ошибок приходится именно на данную орфограмму как в повседневных работах, так и в контрольных и экзаменационных. Основы же орфографической зоркости закладываются именно в начальной школе, поэтому учителю необходимо на каждом уроке русского языка, а также на внеклассных занятиях в различных формах, на разных этапах урока обращаться к данной теме. Для стимулирования и мотивации учения можно применять игры, нетрадиционные формы проведения уроков ( уроки – аукционы, уроки – ярмарки, уроки – соревнования…), занимательные упражнения и т. д.
Методы обучения постоянно совершенствуются. Для результативности при их применении необходимо использовать в работе передовые опыты.
- Методика работы над орфографическим правилом.
На уроках по работе над безударными гласными школьники обучаются писать слова:
А) с орфограммой, регулируемой орфографическим правилом;
Б) с непроверяемой орфограммой.
В работе над правилом, регулируемым правилом выделяются два последовательных этапа: ознакомление с орфограммой и орфографическим правилом и формирование орфографических умений.
Ознакомление с орфограммой и орфографическим правилом складывается из следующих элементов: из восприятия слов с изучаемой орфограммой, ознакомления с условиями выбора правописной нормы и с опознавательным признаком орфограммы, запоминания и воспроизведения детьми нового орфографического правила, из обучения применению на практике нового правила.
Восприятие учащимися новой орфограммы может происходить в заранее написанных на доске словах. При этом орфограмма подчёркивается и обозначается часть слова, в которой она находится: тянуть, цветы, слова.
Для ознакомления учащихся с условиями выбора орфограммы можно использовать как беседу и самостоятельный анализ на основе анализа материала для наблюдения, так и сообщение учителя, и анализ текста. На этом же этапе учитель сообщает о том, что одно из условий выбора орфограммы является её опознавательным признаком.
Завершается работа формулированием нового орфографического правила, которое создаётся самими учащимися. Предварительно необходимо выяснить, что должно войти в формулировку правила – выявленные условия выбора.
Затем составленное орфографическое правило сравнивается с формулировкой учебника с целью выяснить, все ли условия отражены, удачна ли последовательность перечислений условий выбора в правиле, из скольких частей состоит новое орфографическое правило.
Далее анализируется образец графического обозначения орфограммы. Графическое обозначение условий выбора орфограммы выполняет две функции. Во-первых, является средством формирования умения писать слова с новой орфограммой, во-вторых, способом краткого объяснения допущенных ошибок.
С целью запоминания и воспроизведения нового правила учащимся предлагается прочитать его по учебнику и ответить на несколько вопросов по этому правилу. Воспроизвести необходимо всеми детьми один – два раза про себя и двумя – тремя вслух. Известно, что дети лучше запоминают правила, если их вводить в форме игры, рифмованными строками. Далее в работе приводятся примеры таких стихотворений.
Обучение школьников умению применять правило на практике формируется на основе подражания образцу, который школьники либо получают в учебнике, либо его даёт учитель.
Далее проводится работа по формированию умений писать слова с изученной орфограммой. Это каждодневная кропотливая работа, которая требует определённых усилий как со стороны учителя ( подбор разнообразных интересных заданий и упражнений на разных этапах урока), так и со стороны детей.
- Методы формирования умения писать слова с изученной орфограммой.
Существенное значение в работе по формированию орфографических умений имеет дидактический словарно-орфографический материал. К нему предъявляются следующие требования: в нём должны быть представлены все варианты заданий, все трудные случаи в применении изучаемого правила. При этом надо иметь в виду пропорциональность их представления в текстах упражнений, используемых учителем.
Для формирования умения писать слова с изученным видом орфограммы используются специальные и неспециальные орфографические упражнения.
К с п е ц и а л ь н ы м орфографическим упражнениям относятся списывание и диктанты (кроме творческого и свободного).
С п и с ы в а н и е как специальное орфографическое упражнение опирается в первую очередь на зрительную и моторную виды орфографической памяти. Определённую роль в формировании правописного умения играет естественное проговаривание во внутренней речи, т. е. речевые кинестезии, производимые учеником в момент письма. Учитывая последнее, необходимо ориентировать учащихся на послоговое проговаривание записываемого. Это приучит их к самоконтролю.
Списывание существует в двух формах: с пропуском орфограмм ( осложнённое списывание ) и без пропуска орфограмм ( неосложнённое списывание ).
Неосложнённое списывание используется для обучения детей, во-первых, умению находить орфограммы, во-вторых, обозначению условий выбора правильных написаний.
Осложнённое списывание учит школьников выбору орфограммы из ряда возможных написаний, которые по отношению к ней являются ошибочными. При решении орфографической задачи учащийся осуществляет ряд мыслительных операций, связанных с поиском места пропущенной орфограммы. При осложнённом списывании учащиеся прежде всего указывают морфему, в которой пропущена буквенная орфограмма. Осложнённому списыванию предшествует либо зрительная, либо словесная, либо зрительно-словесная подготовка. Зрительная подготовка состоит в восприятии отдельных слов, правописание которых затрудняет учащихся. Далее учащиеся списывают текст упражнения, вставляя попущенные орфограммы.
Д и к т а н т как специальное орфографическое упражнение опирается прежде всего на слуховую и речедвигательную орфографическую память. Вместе с тем играет роль и зрительная, и моторная память. В процессе восприятия диктуемого пишущий, прежде чем записать услышанное, мысленно определяет фонемный состав слов, который запоминает и воспроизводит на письме в виде букв. Если школьник приучен к этой деятельности, то он, как правило, должен достаточно грамотно писать.
Обучающие диктанты имеют две формы подготовки учащихся:
- зрительную
- словесную
Зрительная подготовка заключается в предварительном чтении либо всего текста, либо отдельных слов из предстоящего диктанта, правописание которых может затруднить учащихся.
Словесная подготовка – это обоснование выбора орфограммы на основе применения орфографического правила. Она бывает до записи диктуемого, во время записи. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что видов обучающих диктантов существует множество, среди них следует выделить следующие, наиболее часто используемые в начальной школе:
При написании каждого из видов диктантов важно делать графические обозначения условий выбора орфограмм.
Н е с п е ц и а л ь н ы е о р ф о г р а ф и ч е с к и е у п р а ж н е н и я формируют не только орфографические умения, но и развивают учебно-языковые, коммуникативные, пунктуационные умения. К ним относятся творческие и свободные диктанты, изложения, сочинения. Орфографические функции неспециальных упражнений заключаются в обучении школьников применению правил в нестандартных ситуациях. При выполнении перечисленных упражнений внимание детей сосредоточено на выполнении неорфографических заданий. Кроме того, ученики относительно свободны в выборе словесных средств при передаче содержания исходных текстов и при оформлении самостоятельного подобранного содержания в процессе написания сочинения.
Неспециальные орфографические упражнения
К о н с т р у и р о в а н и е заключается в образовании форм слов, в составлении словосочетаний и предложений ( в том числе и по опорным словам). При выполнении указанных видов упражнений учащиеся попутно работают и над безударными гласными в корне слова. |
П о д б о р с л о в определённой структуры, например с корнем -ВОД-, -ЛЕС-, -ЦВЕТ- и т. д. |
Т в о р ч е с к и й д и к т а н т состоит в расширении пишущими диктуемого за счёт включения отдельных слов, словосочетаний. Работа по орфографии при написании творческих диктантов происходит в первую очередь над орфограммами в вставляемых словах. |
С в о б о д н ы й д и к т а н т как вид упражнения по русскому языку заключается в чтении учителем исходного текста по абзацам и в свободном пересказе учащимися диктуемого. Работа по орфографии при написании свободных диктантов обеспечивает закрепление умений писать слова с ранее изученной орфограммой ( на эти слова необходимо сделать особый акцент при орфографической подготовке). |
И з л о ж е н и е , т. е пересказ детьми исходных текстов своими словами. Изложения способствуют закреплению орфографических умений, над которыми ранее велась работа с помощью специальных упражнений. |
С о ч и н е н и е , т. е. упражнение в самостоятельном создании текста приучает детей к самостоятельному применению усвоенного орфографического правила. |
- Выбор орфографических упражнений.
При отборе необходимого комплекса упражнений для работы по орфографии на том или ином уроке необходимо учитывать следующие факторы: особенность изучаемой орфограммы, этап её изучения, подготовленность учащихся.
Если на орфографическую тему отводится только один урок, то следует ограничиться только специальными орфографическими упражнениями. При наличии времени возможно добавление конструирования, подбора слов, а также творческого диктанта – упражнений, наиболее близких к орфографическим упражнениям.
Если же на орфографическую тему отводится несколько уроков, то на втором (и далее) уроках, помимо собственно орфографических упражнений, используются и неспециальные упражнения.
На уроках повторения, в ходе орфографических пятиминуток, при работе над ошибками, при выполнении заданий типа «По следам наших ошибок» целесообразно использовать и специальные, и неспециальные орфографические упражнения, полезно их разнообразить, сделать более занимательными и интересными. Подборку подобных упражнений я приведу в практической части данной работы.
Работа над орфографическими упражнениями складывается из нескольких элементов:
- Методика работы над словами с непроверяемыми
орфограммами.
Для обучения школьников умению писать слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова также имеется ряд методов.
Послоговое орфографическое проговаривание | Опирается на речедвигательную орфографическую память. Слово с непроверяемой орфограммой чётко проговаривается по слогам учителем, затем учащиеся несколько раз хором по слогам произносят это слово. |
Многократная запись слова | Использует возможности моторной (пальцедвигательной) орфографической памяти. Целесообразно одно и то же слово писать многократно. |
Подбор однокоренных слов | Увеличивает количество усваиваемых слов. Это упражнение необходимо, так как многие учащиеся не переносят умение писать данные слова на другие однокоренные. Наиболее целесообразно при этом является запись однокоренных слов «лесенкой», когда корни слов располагаются друг под другом. |
Составление таблиц из слов с непроверяемыми орфограммами | Определённую роль играет зрительное восприятие ряда слов с тождеством непроверяемых орфограмм. Этот факт целесообразно использовать для составления словарных таблиц с той или иной одинаковой орфограммой. Подобные наборы слов составляются из ранее усвоенных слов, а также преподносятся новые для учащихся слова. Таблицы могут вывешиваться в классе на какой-то определённый срок, достаточный для усвоения правописания. |
Этимологический анализ слов с непроверяемыми орфограммами | Применяется в том случае, если имеется простая, понятная детям этимология и если в этимологически исходное слово имеет ударную гласную в корне слова. Этот вид работы оказывается возможным после послогового орфографического проговариваривания. |
- Примерные упражнения на этапах закрепления по работе над безударными гласными в корне слова.
- Запись словарных диктантов под копирку.
Учащиеся имеют возможность сразу же после записи слов самостоятельно найти ошибки и зафиксировать их в своей памяти. Проверка подобных работ может проводиться как по эталону, данному учителем, так и по словарю.
Балкон, пенал, велосипед, помидор, шоколад, карандаш, тренер, спортсмен,
морковь, ворона, молоко, воробей, маршрут, синица, огурец, здоровье.
См…хнуть, сп…шить, т…рпение, изб…гают, зам…няется, ст…реет,
ос…ротевший, дост…влял, нал…вал, б…чонок, уничт…жает, од…машнили,
д…ловитый, проск…льзнул, т…скал, надв…галась, ув…жают, к…люч,
п…лзуч, выв…ли, терп…ливая.
(наборы слов могут быть совершенно произвольными, могут даваться и в форме разного рода загадок)
- Разгадывание кроссвордов.
Вставьте пропущенные буквы, проверочные слова впишите в кроссворд.
Б | |||||||
Е | |||||||
З | |||||||
У | |||||||
Д | |||||||
А | |||||||
Р | |||||||
Н | |||||||
А | |||||||
Я |
Г | |||||||||
Л | |||||||||
А | |||||||||
С | |||||||||
Н | |||||||||
А | |||||||||
Я |
Приб…жать Г…лодный
Объед…нение Выл…пить
З…лотой Архит…ктура
Упр…жь С…сновый
Уд…вление Н…бесный
Агр…ссивный Атл…тический
Ур…внение Разъ…ярённый
Н…рмальный Ак…демический
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
Мы под удареньем пишем
Без сомненья то, что слышим.
Если ж звук без ударенья,
Вызывает он сомненья.
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 |
- Пока дети – каждый в берете.
Повзрослели – шляпы надели. (грибы)
- Течёт, течёт – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит. (река)
- Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (колос)
- Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок!
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нём тогда таких, как я,
Будет целая семья. (зерно)
- Летом зеленеет,
Осенью желтеет. (трава)
- Разного рода игры в слова.
А) ШАРАДЫ.
С Е торопят, если знают,
Что недолго уж до срока.
С И - учительница часто
Говорит в конце урока. ( спЕши – спИши)
С И недолго сделать кошке,
Если есть сметана в плошке.
С Е же делать нелегко,
Коль забрался высоко. (слИзать – слЕзать)
С буквой Е ты делай в хоре
И таланта не таи.
Принял горькое лекарство –
Делай быстро с буквой И. (запЕвай – запИвай)
С И нам долго находиться
Можно в городе, в селе.
При еде, чтоб не давиться,
Надо делать с буквой Е. (прожИвать – прожЕвать)
Первое – предлог,
Второе – летний дом,
А целое порой
Решается с трудом. (за-дача)
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда.
А целое в музее
Найдёте без труда. (кар-тина)
Первое – нота,
Второе – тоже,
А целое –
На боб похоже. (фа-соль)
В меня садились иногда
Цари, вельможи, господа.
Теперь я стала уж стара,
Меня убрали со двора.
Переверните половину,-
Я к звёздам вас, друзья, подкину. (карета – ракета)
Б) УГАДАЙ – КА.
Угадайте, что это за слова, запишите их, проверьте по словарику.
Крндш, сткн, джрнй, двчк, млк, брз, рсск, Мскв, дск, дрв.
(Ответ: карандаш, стакан, дежурный, девочка, молоко, берёза, русский, Москва, доска, дерево)
В) ДЕСЯТЬ ПТИЦ.
_ О _ О _
_ О _ О _ _
_ О _ О _ _
_ О _ О _ _ _
_ О _ О _ _ _
_ О _ О _ _ _ _ _
_ О _ О _ _ _ _ _
_ О _ О _ _ _ _ _ _
_ _ _ О _ О _ _ _
_ _ _ О _ О _ О _
(Ответ: сокол, сорока, ворона, соловей, воробей, коростель, поползень, коноплянка,
мухоловка, жаворонок)
Г) ТРИ СОРОКИ
Три болтливые сороки СО _ _ _ _ _
У различных птиц гостили, _ _ _ _ РО _ _ _
Буквами закончив строки, КА _ _ _ _
Догадайтесь, с кем сороки СО _ _
Ели джем и кофе пили. _ _ РО _ _
Не забудьте, что таится _ _ _ _ _ _ _ КА
В каждой строчке только птица. СО _ _ _
_ _ РО _ _ _
КА _ _ _ _ _ _ _
(Ответ: соловей, жаворонок, какаду, сова, ворона, перепёлка, сокол, воробей, канарейка)
Д) ДЕСЯТЬ ОС
ОС _ _ А _ ОС _ _ _ _ А
На этой осе в октябре позолота, Эта на солнце худеет и тает.
ОС _ _ А _ _ ОС _ _ _ _ А _ _
А эта растёт на лугу у болота… Эта оса продаётся в бутылке,
_ ОС _ А _ ОС _ _ _ А
У этой на лапках зелёные иглы, Эта боится горчицы и вилки.
_ ОС _ _ _ А _ _ ОС _ А
На этой опасно устраивать игры. С этою спит в колыбели малыш,
_ ОС _ _ _ А _ _ _ О _ С _ _ _ _ А
Эта оса на Луну улетает, Эта по классу крадётся, как мышь.
( Ответ: осина, осока, сосна, мостовая, космонавт, сосулька, простокваша, сосиска, соска, подсказка)
Е) СЛОВА – НЕВИДИМКИ
- В музее шапок я царица. К _ _ _ _ _
- А я, увы, всегда лишь птица. _ _ _ _ КА
- А без меня, поверьте, мир К _ _ _ _ А
Не знал бы, что такое сыр.
(Ответ: корона, сорока, корова)
Ж) ИГРА В ПРЯТКИ
Найдите и выпишите всех животных, спрятавшихся между строк стихотворения.
Была гроЗА Я Целый час На муху поверху, со дНА ЛИ
Не открывал от страха глаз. Меня поймаешь ты едва ли.
СмотриТЕ! ЛЕН Около ив, И худ, и щуПЛ, ОТВАги полный,
Как голубой ковёр красив. Жучок таранит носом волны.
ЗнаКОМА Рыбам тень моя, Насос сОСЕТ Речную воду,
Над гладью рек танцую я. И шланг протянут к огороду.
Арбуз по Волге вниз уплыл,
Я полчаСА ЗА Ним следил.
З) КТО ЭТО?
Всем ребятам известна его Д _ _ _ _ _ _ .
Он спешит, у него за плечами мешок,
В серебристых снежинках его _ _ _ _ Д _
И походка _ _ Д _ _ ,
И в глазах огонёк.
( Ответ: доброта, борода, бодра. Речь о Деде Морозе)
И) ВЕСЁЛЫЕ СТИХИ.
Речной, лесной, гористый,
Морской, родной, лесистый.
Проверь слова, да не спеши,
Красиво, грамотно пиши.
Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
Безударный гласный – стоп!
Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело,
А теперь пишите смело.
Село, гнездо, сосна, весна –
Одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
Коль есть в нём безударный звук.
Ты в них число лишь измени,
Подскажут гласную они.
Гряда, цена, скала, весна,
Коза, стрела, стена, десна,
Места, земля, столяр, сосна –
Проверить надо все слова.
Страна, земля, стрела, сосна,
Гряда, игла, звезда, весна,
Роса, зерно, следы, листок,
Кормушка, озеро, цветок.
Диктанту нашему конец,
Кто не ошибся – молодец!
4) Письмо по памяти.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу принёс.
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.
Первый зимний снежок
Белым пухом летит.
Первый лёгкий мороз
Веселит и бодрит.
5) Выберите проверочное слово.
Уд…вительно – диво, дева
М…нять – мина, замена
Л…пить – липко, лепка
Подч…щать – честь, чисто
Л…нивый – лень, линька
Скр…пучий – скрепка, скрип
М…стерить – мост, мастер
В…лна – вол, волны
Тр…вить – травы, травля
П…лзти – ползать, польза
Г…ристый – горы, горе
Д…лец – дело, делит
- Работа с однокоренными словами.
А) Подберите однокоренные слова с данными корнями:
- ДА- ( дать, давать, задавать, продавать, продавец, преподаватель, раздавать…)
- ЕДИН- ( единство, единение, объединиться, единица, единственный, соединение…)
- ДАЛ- ( далёкий, дальний, отдалять, отдаление, далеко, удаляться, вдали…)
Б) Вставьте пропущенные буквы, проверьте безударные гласные с помощью слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
К…зёл – Лош…дь -
К…за - С…ва -
Скв…рец - …сёл –
В) Данные словосочетания замените одним словом:
Сделать подарок –
Говорить дерзости –
Издавать крик –
Произвести посадку –
Излучать свет –
Его держат за зубами –
Собрание засушенных растений -
Собрание однородных предметов –
Ящичек для ручек, карандашей –
Коллективная поездка –
( Язык, гербарий, коллекция, пенал, экскурсия)
Г) Подбор антонимов. Нахождение проверочных слов.
Д…шёвый –
Сытый –
Старый –
Г…рячий –
Удл…нить –
Заб…леть –
Печалиться –
М…лчать –
Д) Замена словосочетаний по образцу
Меховая шапка – шапка из меха
Ш…рстяное платье –
Д…ревянная постройка –
М…сные к…тлеты –
З…лотое к…льцо –
Е) Подберите к каждому слову недостающие родственные слова, запишите их в три столбика.
Существительное Прилагательное Глагол
…. …. Чистить
…. Подарочный …..
Боль …. ….
Сад …. ….
…. Белый ….
Диво …. ….
…. …. Мостить
…. Многочисленный …..
Ж) Вставьте пропущенные буквы.
Большой кристалл, маленький криста…ик, криста…ическая решётка, криста…ьно чистый родник.
Единый – объединить; пр…сть – пр…дильный; губ…рния – губ…рнатор; т…чь – прот…кавший, пот..кает; имп…рия – имп…ратор, имп…ратрица; прон…к – прон…кновенный; …сный – про…снилось; сл…пнуть – осл…пительный; отвл…к – отвл…кать, отвл…чённый; л…хо – л…хач, л…хачество; кн…зь – кн…гиня, кн…жна, кн…зья; ч…н – ч…новник, ч…новничий; об…зан – об…зательно, об…зательный; н…же – ун…жаться, ун…жжение; гл…нул – загл…нула, загл…денье, н…чь – н…чевать, н…чной; з…лень – з…леный, з…ленеть; зв…н – зв…ночек, зв..нить; м…ре – м…рской, м…ряк; б…ль – б…льной, б…льница, б…леть; к…рм – пок…рмить, к…рмушка; гр…ч – гр…чиха, гр…чата, гр…чи; к…т – к…тята, к…ты, к…тёнок, сл…н – сл…нята, сл…ны, сл…ниха; т…гр – т…грёнок, т…грята, т…грица; б…лый – б…лизна, поб…лело; с…ла – с…лач, с…льнее, с…ловой; п…стрый – п…стреть, п…строта; з…мний – з…мовать, з…мовье, перез…мую, з…мующий з…мой; гр…зь – гз…знить, гр…зный, гр…зинка, заг…знённый; ст…рый – ст…реть, пост…рел, ст…рик, заст…релая.
З) Решение орфографических задач.
« Какое странное слово водопровод, - подумала Лена, приступая к выполнению домашнего задания. – В нём два раза употреблён корень – вод –».
Права ли Лена? Подберите однокоренные слова к каждому корню этого сложного слова, запишите их и обозначьте орфограмму в корне.
Домовой Афанасий выполнял упражнение и подобрал такие проверочные слова:
Висенний – повис
День раждения – рад
Проживать хлеб – жизнь
Исправь ошибки Афанасия, запиши поверочные слова, обозначь орфограмму.
И) Однокоренные ли это слова?
Хол…д, х…лодный, х…лодить, х…лодильник, х…л…достойкий.
М…лодёжь, мол…дость, м…л…дой, м…л…диться, м…л…дица.
В…да, подв…дный, в…дица, в…довоз, в…допровод, в…дитель, в…дяной.
Соль, с…лить, зас…лить, с…лонка, подс…лить, с…ленный, соло, с…лист.
П…сьмо, п…сать, зап…си, сп…сать, записанный, песни.
Лес, л…совичок, лестница, л…систый, л…сной, л…сник.
Дождь, дождик, д…ждинка, д…ждливый, д…ждевик.
Сор, с…ринка, с…рняк, сорный, с…рить, ссориться.
Горе, горный, г…ра, г…рняк, г…ревать.
Пол, поле, п…ловик, п…ловичок.
Честный, ч…сночный, ч…снок.
См…шной, см…шать, см…шить.
Дивный, уд…влённый, диво, д…ванный.
К) Подбор однокоренных слов.
Зав…зать - Оч…щать –
Наб…вать - Отс…дить –
Допл…тить - Подд…ржать –
Просл…дить - Пересм…треть –
Зв…рёк - Л…нивый –
Встр…чать - Пом…рить –
…ловый - Покр…снеть –
Д…лёкий - В…лнуется –
Ск…льзить - З…мовать –
П…стреют - Св…тёлка –
Л) Выборочные диктанты.
Выпишите из текстов родственные слова, обозначьте орфограмму.
На огромной землистой полянке,
У большой земноводной реки,
Есть большие-большие землянки,
А в землянках живут земляки.
В безземельном пространстве летают
Мухи, голуби и комары,
А земные мальчишки гоняют
По площадкам земные шары.
И гуляют их землепроходцы
По дорогам туда и сюда,
Землеройки копают колодцы,
И бегут под землёй поезда.
Жизнь на этой планете отличная,
Потому что она земляничная!
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном!
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики,
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
- Различение видов орфограмм.
А) Слова с безударной гласной, проверяемой ударением, обозначьте зелёным цветом, а слова с непроверяемой безударной гласной – черным.
Ветер разлетелся. Липа вздохнула и будто выдохнула из себя миллион золотых листиков.
Ветер поиграл с липой, подобрался к туче, дунул. Брызнула туча и разошлась дождём. После дождя на небо ворвались яркие тучи. И мокрые поля и леса засверкали.
На день рождения Петьке подарили щенка сторожевой породы. Это был самый дорогой подарок! Ведь о собаке мечтает каждый.
В школе Петька только и говорил о своём маленьком дружке. Он называл его Торопыгой. Щенок стал сразу откликаться на это имя, подавал голос и спешил к хозяину.
Пришлось напроситься в гости! Я положил в пакет кусок колбасы и плюшевую кошку. Пусть Торопыга погоняется за ней.
Б) Составление таблицы.
Безударные гласные в корне слова | |
проверяемые ударением | непроверяемые ударением |
Агр…ном, уд…вительный, п…мидор, осл…пительный, скр…пач, к…мбайн, скр…пить, к…пуста, д…ревня, тр…ва, ог…род, н…ра, к…рзина, п…суда, м…локо, т…релка, в…рить, хв…лить, к…чать, м…рковь, г…сить.
В) Выборочный диктант или списывание.
Найдите в текстах слова, в корне которых есть изучаемая орфограмма. Выпишите эти слова, подберите к ним проверочные, обозначьте орфограммы.
Обливая холодной водой босые ноги, мальчишки мчались во двор, опрокидывали вёдра в дубовую кадку и, не задерживаясь, неслись обратно к колодцу.
Пропел деревянный рог пастуха, старуха и молочница открыли калитку и глазам своим не поверили.
Ос…нь! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пож…лтелые по в…тру л…тят.
Лишь вд…ли кр…суются, там, на дне д…лин,
Кисти ярко-красные вянущих р…бин.
Сквозь дырки в брезентовых стенках пробивались тоненькие столбики солнечных лучей. Волька прильнул к одной из них. Перед ним, словно на экране кино, стремительно пробегали шумные и длинные улицы, тихие и тенистые переулки, просторные площади, по которым во всех четырёх направлениях двигались в два ряда пешеходы.
Г) Восстановительный диктант.
Выпишите слова с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением, обозначьте орфограмму. Затем по выписанным словам восстановите текст.
Белка.
У меня была кошка Белка. Шёрстка у Белки шелковистая, белая, только на спине чёрное пятно да задние лапки чёрные. Усы длиной семь – восемь сантиметров. Голова небольшая. Глаза у кошечки днём были сероватые, а ночью светились как два зелёных фонарика.
Любила она лакомиться молоком. Ходила по дому тихонечко. Большой «специалисткой» была Белка по вылавливанию рыбы из тазика с водой. Эту рыбу её с речки приносил папа.
Мы все очень любили Белку.
- Определение звуков и букв в словах.
Произносимый звук | Слова | Буква |
[ ] | В…зить, в…дить, т…щить | О или А |
[ ] | Д…лить, п…лить, д…ла | Е или И |
[ ] | Т…нул, т…жёлый, зав…зать | И или Я |
- Игра в «словесный мяч»
Игра состоит в том, чтобы как можно быстрее подбирать к слову проверочное. Главное – проверять то, что требует проверки.
Учитель «кидает» слово, а дети дают ответ.
Слова для игры: лагеря, берега, держать, число, лицо, обижать, небеса, гора, отрекаться, слипаться, признаваться, приставать, напряжение, растянуть, нарядить, объяснить, отдалённый, испаряться, насмехаться, оживление, сердечный, скрипеть, скрепить, слепить, слипаться, чистота, частота, чистоплотный, честолюбивый, измерять, усмирять, подвигать, подвергать, слеза, слизнуть, заменить, заминировать…
- Составление предложений или небольших текстов из слов по схемам.
А) под, скр…пит, н…гамии, сн …жок.
Где?
Б) кружатся, воздухе, в , сн…жинки
Где?
В) х…л…док, зимний, щёки, румянит, д…тишкам.
Какой? Что? Кому?
- Диктанты по аналогии.
В тексте найдите слова с безударными гласными. По аналогии опишите другую птицу.
На одном дереве дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные. На затылке яркое красное пятно. На чёрных крыльях белые крапинки и полоски. Весь пёстрый, потому его пёстрым дятлом и прозвали.
Кедровка – таёжная птица. Назвали её так потому, что больше всего кедровок в кедовой тайге. Как поспеют кедровые орешки, кедровка делает запасы. Набьёт в зоб орешков и летит в горы. Она засовывает орешки в трещины в скалах, прячет в дупла деревьев, зарывает в землю. Запасами кедровок кормятся лесные зверьки и птицы. Но много орешков остаётся лежать в земле. Из них вырастают маленькие кедры. Так кедровка сажает леса.
- Свободные диктанты.
Бег по кругу.
З…ма. Кругом на з…мле и на крышах д…мов л…жит снег. Д…ревья в инее.
Конюх выв…л в…рхового к…ня для бега по кругу. На конюхе была м…ховая шапка, тёплое пальто, а на н…гах валенки.
Конь был вороной масти. У к…ня г…л…ва узкая, кр…сивая, на лбу белая звёздочка. Шея пр…мая, длинная, гибкая. Грудь у к…ня крутая, крепкая. Сп…на мускулистая, к…роткая. Ноги сильные и стройные. Конь б…жит быстро, л…гко и эн…ргично, хвост и грива разв…ваются на в…тру.
Этот вороной конь был очень красив на белом сн…гу.
- Составление словосочетаний со словами, сходными по звучанию, но различными по написанию и значению.
Посвятить – посветить увидать – увядать
Частота – чистота поласкать – полоскать
Поседеть – посидеть обежать – оби жать
Разредить – разрядить леса – лиса
Скрепите – скрипите посидеть – поседеть
Примерять – примирять щепать – щипать
Слезать – слизать запевать – запивать
Наколи – накали развиваться – развеваться
- Подбор проверочных слов в зависимости от лексического значения слова.
Примерять костюмы – примерять соседей
Покорять просторы – покарать преступника
Расколоть орех – раскалить печку
Запевать песню – запивать лекарство
Палить из орудия – полоть огурцы
Разрядить ружьё – разредить всходы
Полоскать бельё – поласкать малыша
Сократить расходы – укротить тигрицу
Проживать в городе – прожевать булку
Обежать вокруг площадки – обижать маленьких
Посидеть на скамейке – поседеть к старости
Увидать собственными глазами – увядать поздней осенью
Дремучие леса – чернобурая лиса
Скрепите брёвна скобами – не скрипите дверью
Развеваются флаги – дети хорошо развиваются
- Предупредительные диктанты.
Летела пташка невысоко, а села недалеко.
С мастерством люди не родятся, но добрым мастерством гордятся.
Терпение даёт умение.
Закаляй своё тело для военного дела.
Друзья познаются в беде.
Чистую посуду легко полоскать.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Около реки колодец не копают.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Тяжело в учении – легко в сражении.
Каждая травинка имеет свою росинку.
Не тряси яблоко, пока зелено: созреет – само упадёт.
Краса приглядится, а ум пригодится.
И слепая лошадь везёт, если зрячий на возу сидит.
- Распределительные диктанты.
А | О | Е | И |
багаж | горизонт | обелиск | Тираж |
Тетрадь, гербарий, сервиз, горизонт, вариант, салон, палитра, солдат, апельсин, фазан, капуста, комбайн, корабль, вокзал, мольберт, металл, кенгуру, тайга, грамматика, картофель, аквариум.
Сосна, тропа, зерно, гнездо, река, звезда, гроза, стрела, столбы, дома, снопы, поля, дожди, цвета, зонты, листы, возить, починить, бродить, ходить, ловить, схватить, приносить, накосить, осмотреть.
А - А | О – О | Е – Е | И - И |
Секретарь, гигиена, композиция, сарафан, температура, метеорит, акваланг, легендарный, репетиция, карандаш, делегат, акварель, абажур , дивизия, параллелограмм, топором, колокольчик, воробей, ворона, коростель, молоко, шоколад, лепесток, олимпиада, спартакиада, ветеран, генерал, пассажир, библиотека.
Голоса, колосок, соловей, зеленели, небеса, молодой, золотой, деревянный, здоровенный, терпеливый, молотьба, серебряный, говорить, хорошеть, лебединый.
- Составление слов с безударными гласными в корне по схемам или подбор соответствующих слов к схемам.
п…сатель
х…лмистый
ш…рокое
в…докачка
л…жебока
н…фтебаза
загл…деться
с…сна
ос…дить
прол…тели
- Составление однокоренных слов по схемам
А) с корнем -ПИС-
Б) с корнем -ХОД-
А)
Ответ:
Писать
Писатель
Переписать
Писательница
Летопись
Ходоки
Переходить
Безвыходный
Находчивость
- Работа с перфокартой.
Данный вид работы очень удобен при изучении любых орфограмм, также эффективен ежеурочно на орфографических пятиминутках, так как быстро проверяется как учителем, так и самими детьми.
Для всех детей необходимо изготовить из картона перфокарты по образцу. Под перфокарту подкладывается лист бумаги, дети же записывают лишь одну букву-орфограмму ( например безударную гласную корня). Проверку можно осуществлять следующим образом: если слова подобраны таким образом, что безударными гласными являются либо О, либо А, то учитель, сложив все работы вместе, протыкает шилом те ячейки, где должны быть буквы А. Где проколы совпадают, там ответы верны.
Слова на разные орфограммы учитель подбирает по своему усмотрению.
Набор слов:
С…сна др…вяной
Тр…па х…лодный
Гр…за допл…тить
Ст…лбы пок…зались
Д…ма в…дитель
Просл…влять т…щить
Сн…пы м…рской
Н…чной б…льной
Бр…дить ск…ла
В…зить стр…на
Л…вить сл…вечко
Схв…тить к…лечко
Прин…сить тр…вянистый
Нак…сить ск…лолаз
Осм…треть
П…стух
Х…лмистый
Зап…х
П…левой
- Тестовые работы.
А) по теории
Тестовые работы имеют своей целью осуществление контроля за усвоением теоретических знаний. Диагностические материалы учитель может разрабатывать самостоятельно и связывать их с определённой темой. Используя этот вид работы, учитель может осуществлять систематический контроль за усвоением базового теоретического материала, за выработкой умений пользоваться знаниями при решении практических задач, за сформированностью орфографической грамотности. Тесты для проверки теоретических знаний – к о м п е н с и р у ю щ и е, т.е. требующие вставить слово или сочетания слов в истинное утверждение. Тесты могут быть использованы на любом этапе обучения и являются экономной, целенаправленной и индивидуализированной формой текущего и итогового контроля. С их помощью выявляются пробелы в знаниях определений и правил.
При проведении подобных тестов необходимо, чтобы у всех учащихся были альбомные листы и маркеры. Ответы дети записывают на этих листах и поднимают вверх. Учитель же сразу видит, кто из детей допустил ошибку.
Примерный вопросник по теме «Безударные гласные в корне слова»
- Звуки мы …., а буквы ….
- Один и тот же звук на письме может передаваться…
- Чтобы не ошибиться в написании нужной буквы, необходимо применить…
- Существует … способа проверки безударной гласной в корне слова.
- Первый способ проверки - …………слова.
- Второй способ проверки – подобрать ………….
- Если нельзя подобрать проверочное слово, то написание этого слова……..
Ответы детей:
- слышим, пишем
- разными буквами
- орфографическое правило
- два
- изменение формы слова
- однокоренное слово
- необходимо запомнить
б) на проверку практических знаний и умений
Данные тесты могут быть а л ь т е р н а т и в н ы м и, основанными на выборе одного или нескольких вариантов ответов, которые кажутся ученику верными, и направленными на выяснение умений п р и м е н я т ь з н а н и я п р и р е ш е н и и л и н г в и с т и -
ч е с к и х з а д а ч. С помощью этих тестов выясняется, как умеют учащиеся применять полученные знания на практике.
Пример подобной работы.
Учащимся выдаются карты ответов:
а | о | е | и | я | |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 |
- Разв(е, и)вается флаг
- Растение разв(е, и)вается
- Сл (е, и)пить лошадку
- Сл (е, и)пить глаза
- Отв(а, о)рили дверь
- Отв(а, о)рили грибы
- Посв(е, я)тить фонарём
- Посв(е, я)тить стихотворение
- Сп(е, и)шите работать
- Сп(е, и)шите текст
- Пос(и, е)деть на качелях
- Пос(и, е)деть к старости
- Разр(е, я)дить ружьё.
- Прор(е, я)дить морковь
Ключ:
а | о | е | и | я | |
1 | × | ||||
2 | × | ||||
3 | × | ||||
4 | × | ||||
5 | × | ||||
6 | × | ||||
7 | × | ||||
8 | × | ||||
9 | × | ||||
10 | × | ||||
11 | × | ||||
12 | × | ||||
13 | × | ||||
14 | × |
Пример альтернативного теста:
- Укажите слова с буквой А в корне:
А) пр…сить В) хл…потать
Б) ж…леть Г) охр…нять
2. Укажите слова с буквой И в корне:
А) осв…тить В) в…черний
Б) заскр…пел Г) ож…вает
3. Укажите слова буквой О в корне:
А) п…левой Г) осм…треть
Б) в…лить Д) д…рить
В) ск…зать
4. Выберите правильный ответ: укажите, в каком столбике: а), б), в), г) – последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
а) б) в) г)
тор…пись а о а о
т…мнота е е е и
пов…зать е я е и
подн…лась е я и я
уд…вительный и и е е
- Укажите в каком столбике последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:
а) б) в) г)
д…лёкий а о а а
пот…нулись е е я я
ост…новка а о о а
укр…плять и и е е
за…вление я е е я
- Задание аналогичное предыдущему
а) б) в) г)
ш…лестят е и е и
ш…стерёнка и и е е
ш…птаться е и е и
ш…рстяной и и е е
- Какую букву нужно вставить? Задание аналогичное предыдущему.
а) б) в) г)
уд…вление и е е и
ост…новить а а о о
т…рпение е и е и
к…смический о а а о
- а) б) в) г)
осм..леть е и и е
согл…ситься а а о о
пр…стота о а о а
б…лизна е и е и
9. а) б) в) г)
обв…нять и е е и
ч…родейка а е и о
всп…минать о а о а
выч…слять и и е е
10. а) б) в) г)
бр…дить о о а а
схв…тить а о а о
зап…стрели е и и е
изд…лека а а о о
11. а) б) в) г)
проц…дить и е е и
л…гковой и е и е
по…виться е я я е
ув…дание е я е я
Карта ответов:
а | б | в | г | д | |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 |
Ключ:
а | б | в | г | д | |
1 | × | × | |||
2 | × | × | |||
3 | × | × | |||
4 | × | ||||
5 | × | ||||
6 | × | ||||
7 | × | ||||
8 | × | ||||
9 | × | ||||
10 | × | ||||
11 | × |
Видов и методов работы существует огромное количество, они постоянно совершенствуются и изменяются, что даёт учителю огромную возможность использовать весь спектр их многообразия на уроках.
Библиография.
- «Методика преподавания русского языка» (под редакцией М. Т. Баранова) Москва, «Просвещение», 1990г.
- Львов М. Р. «Словарь – справочник по методике русского языка» Москва, «Просвещение», 1988г.
- «Выбор методов обучения» ( под редакцией Ю. К. Бабанского ) Москва, «Просвещение», 1981г.
- «Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе» Москва, «Просвещение», 1980г.
- Харламов И. Ф. «Педагогика» Москва, «Высшая школа», 1990г.
- Ахременкова Л. А. «К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором», Москва «Просвещение», 1999г.
- Костяева Т. А. «Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку» Москва, «Просвещение», 1998г.
- Барышев Г. А., Горячев Б. В. «Про чудо-ударение и волшебные гласные» Москва, ОАО «Городец», 2005г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Концевая Л. А. «Секреты орфографии» Москва, «Просвещение», 1990г.
- Канакина В. П. «Дидактический материал по русскому языку» Москва «Просвещение», 1992г.
- Волина В. В. «Весёлая грамматика» Москва «Знание», 1995г.
Виды обучаю- щих дик-тантов
Диктант без каких-либо изменений
С измене-нием форм слов
Комменти-рованное
письмо
С предвари-тельной подготов-
кой
Выбороч-
ный
Предупре-
дитель-ный
Объясни-тельный
Зритель-ный
Работа над орфографичес-ким упражнением
Постановка цели
Выяснение способа выполнения упражнения
Выполнение упражнения учащимися
Показ образца выполнения
Проверка
выполнения,
исправление
ошибок
По следам наших ошибок
Б)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся. Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса по теме:" Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением".
Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса на тему " Безударная гласная в корне слове, проверяемая ударением" включает тренажеры, задания повышенной сложности, упражнения на развит...
Проверочный тест по русскому языку в 3 классе по теме: «Безударные проверяемые гласные в корне слова»
Проверочный тест по русскому языку в 3 классе по теме: «Безударные проверяемые гласные в корне слова» ...
2 класс_Самостоятельная работа по темам_Безударные гласные в корне слова_Парные согласные в корне слова
2 класс. Самостоятельная работа по темам "Безударные гласные в корне слова", "Парные согласные в корне слова"....
Тестовая работа по теме «Правописание парных согласные в корне слова», 2 класс, УМК «Начальная школа ХХI века»
Тестовая работа предназначена для отработки программного материала по данной теме, а также для индивидуальной работы с учащимися....
Проверочная работа по теме "Правописание парных согласных в корне слова". 2 класс. УМК "Школа России"
Проверочная работа в 2-х вариантах позволит проверить, как усвоили ученики данную тему....
Проверочная работа по теме "Правописание парных согласных в корне слова", 2 класс.
Проверочная работа по теме "Правописание парных согласных в корне слова", 2 класс....
Самостоятельная работа к теме Написание удвоенной согласной в корне слова
Вам представляется Самостоятельная работа по теме "Написание удвоенной согласной в корне слова". Данную работу можно дать ученикам в конце урока по теме "Написание удовоенной согласной ...