Урок русского языка 4 класс Школа России
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Фесуненко Валентина Васильевна

Открытый урок по русскому языку.

Тема урока: «Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_4klass_shkola_rossii.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 4 класс

Школа России

Тема урока: «Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода».

Целеполагание:

- формировать умение распознавать окончания имён прилагательных женского рода и писать их правильно;

 - способствовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса;

 - ввести в активный словарь и аналитическую деятельность понятие «родовые окончания имени прилагательного»;

 - формировать опыт активного использования в речи имён прилагательных, близких и противоположных по значению.

Оборудование: интерактивная доска, блок-схема, раздаточные карточки, жетоны для самооценки.        

Ход урока.

I. Организационный момент.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.        

Так писал о значении русского языка в своей жизни поэт из Якутии Семён Данилов. А балкарский поэт Максим Геттуев писал так:

Русский язык! В нём как в море бездонном,

Черпаю силы для смелых решений;

Он вдохновляет на труд беззаветный

Ради грядущих прекрасных свершений!

Надеюсь, что и вам в жизни пригодятся те знания, которые вы получаете на уроках  русского языка в начальной школе.

II. Введение в тему урока.

Начинаем наш урок.

а) - Поставьте имена прилагательные в нужный падеж, раскрыв скобки.

        Сегодня из (снежный) (мокрый) кома

        Мы (снежная) бабу лепили у дома.

 - Что у вас получилось?

 - Назовите словосочетания с именем прилагательным  из этих строк.

 - Поставьте вопрос от управляющего слова к зависимому, определите число, род, падеж.

 - Что можете сказать о  связи существительных с прилагательными?

 - Что можете сказать об окончаниях имён прилагательных м. р., и ж. р.? Какие они?

б) Вставьте  и объясните окончания прилагательных.

Кисл… ягода, парн… молоко,  верн… друг,  сочн… яблоко, высок… берёза, известн… фамилия.

 

 - На какие группы их можно разделить?

Вывод: - Какие окончания имеют прилагательные м. р.?

              - Какие окончания имеют прилагательные ср. р.?

             - Какие окончания имеют прилагательные ж. р.?

               Окончания разные.

в)  Злой колдун поменял у слов определения, и получилось вот что.

Неуклюж…                         |         крот

неповоротлив…                 |       заяц

слеп…                                  |     жираф

труслив…                           |       медведь

верн…                                 |        слон        

хитр…                                 |       бык

длинн…                              |        лиса

упрям..                                |      собака

   

 Я  предлагаю поиграть в игру «Восстанови справедливость».

                               

 - Составьте словосочетания, назовите окончания и определите род.

 - На какие две группы можно разделить эти словосочетания?

   - Отличаются ли падежные окончания имён прилагательных  женского рода от окончаний имён прилагательных мужского рода?

Тема урока:   На уроке продолжим упражняться в распознавании окончаний имени прилагательного  женского рода единственного числа.

 - Что нужно для того, чтобы урок наш удался, чтобы вы получили много знаний?

III. Работа по теме урока.

        а) с. 7 №7

         - Прочитайте текст, определите его главную мысль.

         - Какой это текст – описание или повествование?

         - Обратите внимание на основы выделенных слов: свежий, большую. Определите число, род и падеж  прилагательных.

        б) Запись текста под диктовку.

IV. Физкультминутка. (Презентация «Звездочёт).

V. Продолжение работы над темой урока.

        а) с. 8 №8

         - Прочитайте склонение словосочетаний, записанных в таблице.      

        - Составим блок-схему: как склоняются прилагательные с твёрдой основой на ж, ш.  

       

     

 б) аналогично с.8 №9  

Вывод:  Окончания прилагательных во всех падежах  с основой на ч, щ совпадают.   

VI. Закрепление изученного материала.

        а) просклонять прилагательные по вариантам.

        1в. – синяя (блузка)                2 в. – верная (подруга)

        б) Поставьте имена прилагательные в форму ж. р., допишите к ним прилагательные-антонимы такого же падежа.

(Работа в парах).

Вариант 1

И. п. – далёк… - ……………………

Р. п. – высок… - ………………………

Д. п. – длинн… - ………………………

В. п. – холодн… - …………………………

Т. п. – мягк… - ………………………..

П. п. – ранн… - ………………………….

Вариант 2

И. п. – зимн… - ……………………

Р. п. – жарк… - ………………………

Д. п. – пасмурн… - ………………………

В. п. – добр… - …………………………

Т. п. – нов… - ………………………..

П. п. – мелк… - ………………………….

VII. Подведение итогов урока.

 - Что интересного узнали на уроке?

 - Что можете сказать о падежных окончаниях имён прилагательных ж. р. в единственном числе?

 - Какие задания вам понравилось выполнять?

 - Кто доволен своей работой?

VII. Домашнее задание.

с. 9 №10. Составить и записать предложения.  

 

Прилагательные женского рода,

единственного числа

И. п.  - ая

В. п.  - ую

Р. п., Д. п., т. п., П. п. - ей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя прилагательное" конспект урока русского языка УМК "Школа России" Т.Г.Рамзаева 2 класс

Конспект урока русского языка  УМК  "Школа России" Т.Г.Рамзаева  2 класс...

Урок русского языка УМК Школа России 4 класс Тема: "Время глагола"

Урок повторения и усовершенствования знаний учащихся о глаголе....

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые  от неодушевлённых...

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Обучающее изложение

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Презентация к уроку русского языка (УМК "Школы России") 3 класс "Изложение после зрительного восприятия текста"

Презентация составлена к уроку русского языка в 3 классе УМК "Школы России" по тексту упражнения 88 части 1 учебника....