Урок развития речи во втором классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
С 1 сентября 2011 года работаю по УМК "Перспективная начальная школа" . В учебниках русского языка и литературного чтения большое внимание уделяется развитию речи учащихся. Система работы по УМК "Перспективная начальная школа" опирается на четыре основных взаимосвязанных компонента : произносительный, лексический, синтаксческий и текстовый.
Предлагаемый урок развития речи проведен во втором классе. Накануне этого урока дети работали на уроке литературного чтения над картиной А.Венецианова "Жнецы". Работая над картиной, ребята пришли к выводу :люди ценят красоту, бережно к ней относятся.Художник словно остановил мгновение ради нас, чтобы мы тоже полюбовались этой красотой. Работа была продолжена прис создании детьми собственных рассказов , в которых они описали увиденную ими бабочку. Не имея знаний о типах текста , ребята создали и тексты, в которых они описали как выглядит бабочка, и тексты, в которых они рассказали историю, произошедшую с бабочкой. Все работы были проиллюстрированы авторами. В классе была организована выставка работ "Красота в простом". Материал этой выставки учитель использовал на уроке.
Но на этом работа в классе над этой темой не была остановлена, т.к. ребята обратили внимание, что бабочки у всех разного цвета (ведь каждый из них описывал бабчку того, цвета, который нравится ему, а вкусы не у всех совпадают.) Поэтому работа была продолжена при работе над проектом "Душевный мир и радуги убранство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_.2_kl.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи во втором классе
С 1 сентября 2011 года работаю по УМК «Перспективная начальная школа». В учебниках русского языка и литературного чтения данного комплекта уделяется большое внимание развитию речи учащихся.
Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи : язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна – это реализация в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы : первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные жанры письменной речи, доступные возрасту : от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.
Предлагаю урок развития речи, проведенный во втором классе. Накануне этого урока ребята работали над картиной А.Венецианова «Жнецы». Данная работа была продолжена при создании детьми собственных рассказов, в которых они описали увиденную ими бабочку. Не имея знаний о типах текста, ребята создали и тексты описания, и тексты повествования. В классе была оформлена выставка детских работ «Красота в простом». Материал этой выставки был использован учителем на уроке.
Учитель : Сергеева Т.К.
Класс : 2 «А»
Предмет – русский язык (развитие речи)
Автор учебника – Н.А.Чуракова (2 часть), УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока : Типы текста. Тексты повествование и описание.
Дидактическая цель : создать условия для приобретения учащимися новых знаний.
Тип урока : урок открытия нового знания.
Задачи урока :1. Личностные –формировать положительную мотивацию учения, осознавать свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
2.Метапредметные : Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения
Познавательные -использовать различные способы анализа , передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета
Коммуникативные – уметь излагать свое мнение , аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, умение работать в парах.
3.Предметные –ознакомиться с типами текста-повествованием и описанием, учиться самостоятельно анализировать содержание текста, определять тип текста.
Методы обучения : проблемный, частично-поисковый, репродуктивный, наглядно-словесный.
Средства обучения : сюжетные картинки, раздаточный материал
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Будем думать, рассуждать,
Новые знания добывать.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Ребята, мы с вами составляли текст о бабочках. Все ваши работы мне очень понравились, но я попрошу прочитать свои работы двух учеников. Но вы должны будете не просто прослушать тексты , а ответить на вопросы после чтения : что объединяет эти тексты и в чем различие между ними. (см.приложение).
3.Постановка учебной задачи. После прочтения детьми текста ученики выясняют, что объединяет тексты тема, а вот изложена она по-разному. Кто же из них прав ? Это мы с вами должны выяснить на своем уроке.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос , мы должны знать особенности текстов, и сегодня мы их узнаем.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Работа с учебником.(ч.2, с.74-75).
Тема нашего урока названа на страницах учебника, прочитайте ее. (Описание и повествование)
- Прочитайте на с.75 определение текста-описания, повествования.
- Прочитайте тексты на с. 74 . О чем рассказывает первый текст ?(Как выглядит кот). Второй текст? (Что произошло с котом).
Вывод. Первый текст является текстом-описанием, а второй – повествованием
- Работа над особенностями разных типов текстов.
-Представьте, что вам нужно рассказать о кошках не словами, а с помощью фотоснимков. Содержание какого текста вы могли бы отразить
На одном снимке? Почему ?
- В каком случае вам пришлось бы сделать несколько снимков ? Почему ?
Какие?
Вывод (запись на доске):
Типы текста
Повествование описание (несколько снимков) (один снимок) -
- Признаки предмета, о которых говорится в тексте - описании , можно увидеть сразу, все вместе – это одновременные признаки. Действия предмета, о которых говорится в первом тексте, сразу, все вместе увидеть нельзя – это сменяющие друг друга , последовательные действия.
-И еще одна особенность есть у текстов : в тексте описании будет много слов-признаков. Назовите их в тексте. Эти слова помогают нам представить, как выглядит кот.
Посмотрите, а что вы можете сказать о словах в тексте – повествовании?
Верно, здесь много слов-действий, которые позволяют нам узнать, что произошло, что случилось.
5.Первичное закрепление.
Анишит Йокоповна решила издать журнал «О наших друзьях –животных» (название на доске). В журнале много разных разделов, но сегодня мы с вами возьмем только два : «Портреты наших друзей» (какие они) и «Истории нашей жизни что случилось). Сегодня вы –редакторы отделов. Вам представлены материалы (раздаточный материал у каждого ребенка). Вам необходимо разложить материал(тексты и иллюстрации) в соответствии с названием раздела, а заодно доказать какие типы текстов поступили в первый и во второй раздел. Результаты своей работы вы должны обсудить в парах со своим соседом по парте.
Карточка 1.
Есть у меня пес. Имя у него Бобка. Мой пес просто красавец : шерсть у него серая, лохматая, грудь белая, ушки мягкие висят вниз. Мордочка у пса будто улыбается, и всегда язык на сторону висит.
Карточка 2
У Пети был пес Вихляйка. Мальчик часто гулял со своим другом. Однажды во время прогулки Вихляйка нашел зайчонка. Петя принес его домой. Щенок и зайчонок часто играли во дворе.
Карточка 3.
Я часто гуляю в парке на берегу реки. По ветвям скачут ….белки. Хвосты…., глаза- бусинки. Стучу то стволу сосны……озорница спустилась, взяла еду и скрылась.
- В какой раздел вы поместили первый текст ? Почему? Какой это тип текста ? Докажите. Какие иллюстрации вы выбрали для этого текста.
- В какой раздел вы поместили во второй текст? Как разместили иллюстрации? Докажите правильность своего ответа.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. - Что можете сказать о третьем тексте ? Здесь присутствуют и элементы описания, и элементы повествования. Прочитайте элементы описания, повествования в тексте. Это смешанный текст. Чаще всего мы с вами встречаемся именно с такими текстами.
Вам надо списать этот текст, вставив пропущенные слова. Подчеркните все орфограммы в этом тексте.
7.Рефлексия деятельности.
Наш урок подошёл к концу. Ответьте мне теперь на вопрос: почему у наших ребят тексты получились разные? Кто из них составил текст-описание, а кто-повествование? Почему вы так думаете? -- Что вам больше всего удалось на уроке?
- За что вы хотели бы себя похвалить?
- Что не удалось ?
8.Домашнее задание. Составьте дома текст-описание «Мой четвероногий друг», нарисуйте иллюстрацию к тексту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах
Содержание : I. Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III. Обучение диалогиче...
Конспект урока по развитию речи во втором классе по теме Строение тела человека. Охрана здоровья.
конспект урока...
Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.
Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок на литературном чтении или на уроке русского языка, можно провести интегрированный урок. И жела...
Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.
Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок на литературном чтении или на уроке русского языка, можно провести интегрированный урок. И жела...
Урок развития речи в з классе.Тема урока: Виды текстов. Текст-рассуждение.
Урок развития речи в 3 классе. Тема: Виды текстов. Текст-рассуждение....
Урок развития речи во втором классе "Насекомые. Пчела"
Урок развития речи во втором классе Тема: Насекомые. Пчела Цель: ознакомление учащихся с насекомым – пчелой.Задачи:закреплять знания учащихся о насекомых и умение называть и различать их;познаком...
Урок развития речи во втором классе в школе I вида. (Работа с деформированным текстом)
Урок развития речи. Вид работы - работа с деформированным текстом "Зайчик и снеговик"...