Общее знакомство со сложными предложениями 4 класс УМК "Гармония"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Кузнецова Татьяна Юрьевна

 

              Данный  урок разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения и современными требованиями организации единой информационно-образовательной среды. Уровень образования школьников-  4 класс – предполагает определённую  проблемность изложения материала.  Для получения высокого результата на уроке использовались: технология развития критического мышления (кластер, инсерт, синквейн), методы, включающие применение ИКТ (планшет для составления кластера, презентация к уроку).  Поскольку школьники уже получили знания о простом предложении, на уроке организуется общее знакомство со сложным. Форма учебной работы: классно-урочная на основе активной и интерактивной стратегии взаимодействия. Урок строится в диалоговом режиме, акцент делается на сотрудничество и взаимодействие учащихся между собой. Школьники пользуются дополнительными источниками информации: книгами, электронными ресурсами. Они обращаются к социальному опыту, своему и своих одноклассников, при этом вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, все включены в учебный процесс. Тип урока: урок изучения нового материал, пятый урок в разделе «Новое строение предложения» (УМК «Гармония» Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. К тайнам нашего языка. Учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений).  

             Благодаря применению перечисленных методов и приемов организации обучения, достигаются высокие результаты усвоения материала обучающимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия

Название: УМК  «Гармония»     Предмет:  Русский язык    Класс:  4

Тема урока:  Общее знакомство со сложными предложениями                                                                                                                                  

Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Новое строение предложения»

Тип урока:   Урок изучение нового материала

Цель урока: Изучение структуры сложного предложения  через организацию практической деятельности в процессе работы по технологии РКМЧП ( развитие критического мышления через чтение и письмо).                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Задачи урока: познакомить со структурой сложного предложения и знаками препинания в нём; развивать критическое мышление, умения анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную  речь учащихся; создать  условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.          

Приемы ТРКМЧП: кластер, инсерт, синквейн.  Оборудование: экран, проектор, планшет, компьютер (презентация)    

                                                                                                                                                       

Этап урока

время

Содержание учебного материала

Методы и приемы

 работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФУУД

Организационный момент:

1.Настрой учеников на учебную деятель-ность

2. Сообщение темы урока

2 мин

- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет вам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Девиз урока:

Я  -  ученик.

Я  -  личность  творческая.

Я  думаю  и  мыслю.

Я  анализирую  и  делаю  выводы.

Мы  хотим  всё  знать.

- Покажите  мне  карточкой  ваше  настроение  на  данный  момент  начала  урок

Словес-ный

Фронтальный

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.

Эмоциональный  настрой  на  урок.










 

Выполнение требований учащимися









Дети  показывают  карточки с настроением

Формирование личностных УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку, к школе, к получению знаний.

Стадия вызова Кластер



4 мин

- Что мы знаем о предложении?
















Прием РКМЧП

Дети составляют кластер. Графическая систематизация знаний.

Систематизирует информацию до изучения нового материала.

На планшете заполняется кластер группой детей. Остальные дети работают в четвертках,  «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу. Самостоятельное определение уровня собственных знаний.


Формирование

коммуникативных УУД.

Слушать и понимать речь других;

- высказывать свое мнение; умение работать в четвертках по решению поставленных проблем;

- вырабатывать  совместные решения ;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Стадия вызова

2 мин

- Начертите в тетрадях шкалу самооценки и оцените свои знания о предложение.

− Что у вас вызывает трудности?

- Какую цель мы ставим себе на урок?

Контроль знаний

фронтальный

Определение  темы и   целей работы на уроке. Работа направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Систематизирует информацию до изучения нового материала.

Формирование регулятивных УУД.

Обучающиеся учатся:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по плану, предложенному учителем

Стадия осмысле-ния.

10 мин

- Посмотрите и скажите о чем идет речь? (Слайд)

1.  Сложными бывают…..

2. Сложными бывают….

- Какие слова называются сложными?

2. Словарная работа.

   Пылесос, луноход,  килограмм, скороварка, языкознание, картофелечистка, разноцветный, теплоход, прошлогодний, белоствольная.

- На какие группы можно разбить данные слова?

3. Чтение сообщения в учебнике стр. 190 № 488

-Какие же предложения ученые назвали сложными?

- Что нового вы узнали из сообщения?

Поисковый












Прием РКМЧП

Маркировка по методу insert (инсерт)  

+- уже знал

! - новое

?- хочу узнать подробнее

Словар-ная работа, работа с текстом.








Фиксируется недопонятая информация. Формируется вызов на получение новой информации








Ученик читает текст, делает пометки на полях по мере осмысления информации.

Формирование регулятивных УУД:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-осуществлять контроль, взаимоконтроль результатов деятельности.

Формирование познавательных УУД:

ориентироваться в учебнике;

- пользоваться инструкциями;

- выделять и формулировать познавательную цель в результате совместной работы класса и учителя; ставить и формулировать проблемы в результате совместной работы класса и учителя;

-делать выводы  в результате совместной работы класса и учителя

-применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ.

Закрепле-ние изложен-ного материала

10 мин

1.Выполнение упражнения № 489.

- Прочитайте текст и понаблюдайте за построением предложений.

- Нашли ли вы сложное предложение?

- Почему они будут сложные?

- В каких предложениях две и более основ?


- Попробуйте превратить сложные предложения в простые.

- Отделите вертикальной черточкой простые предложения в сложном.

- Сравните: при каком построение предложений речь плавная, а при каком отрывистая? Почему?

- Можно ли любые простые предложения соединить в сложное? Почему?

-Чтение сообщения на стр. 191.

- Запишите одно сложное предложения. Обращайте внимание на постановку запятых.

Практичес

кий

Фронтальный

Наблюдение, помощь по просьбе учащихся.

Выполнение практических заданий на основе изученной информации.















Дополняют друг друга и превращают разные мысли в одну,  более полную.

Регулятивные УУД:

-ориентироваться в учебнике;

- пользоваться инструкциями;

-делать выводы  в результате совместной работы класса и учителя;

-применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ;

-применять правила;

-выразительно читать текст.

Физминутка

2 мин

Слайд

Зарядка

Направлена на сохранение здоровья детей.

Динамическая пауза

Создание здоровье сберегающей среды.

Самостоятельная работа

4 мин

На слайде дано стихотворение Афанасия Фета

- Спишите стихотворение, подчеркните основы.

- Вертикальными черточками покажите части сложных предложений.

Уж тает снег,

Бегут ручьи.

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

- Сколько  сложных предложений вам встретилось? Докажите, что они сложные.

- Обратите внимание на употребление союза «и» во втором предложении.

- Что соединяет союз в  предложении?

- В каком случае ставится запятая?



5. Чтение сообщений в учебнике


- Что мы знали?

- Что нового узнали?

- О чем хочу узнать подробнее?

Практический

























Прием РКМЧП

Маркировка по методу insert (инсерт)  

+- уже знал

! - новое

?- хочу узнать подробнее

Работа со стихотворением


























Работа с текстом

Осуществление контроля и проверки полученных знаний.        























Фиксируется недопонятая информация.

Выполнение практических заданий на основе изученной информации.

Проверка уровня своих знаний по данной теме.


















Находят в тексте понятия, информацию.

Формирование регулятивных УУД:

- пользоваться инструкциями;

- ставить и

применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ;

-применять правила;

-выразительно читать текст.
















Регулятивные УУД

Проверка знаний

3 мин

1. Сложными называются предложения, в которых:

а) одна грамматическая основа;

б) две грамматические основы;

в) две и более грамматических основ.

2.Отметь схему сложного предложения:

а) [ – = ];

б) [ – = ], [ – = ];

в) [ – = О, О, О ].

3. Выбери схему для данного предложения:

Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле.

а) [ = – ], [ = – ];

б) [ = – ];

в) [ – =, = ].

4. Перед союзом и запятая ставится:

а) в предложениях с однородными членами;

б) в сложных предложениях;

в) никогда.

5. Отметь грамматическую основу, поставь знаки препинания.

Мчатся тучи вьются тучи невидимкою луна освещает снег летучий.

Практичес-кий

Самостоятельная работа

Контроль за применением полученных знаний уч-ся, определение той части учащихся, которая не освоила новый учебный материал

Осуществляют контроль и самоконтроль своих знаний

Формирование регулятивных УУД:

 - применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ;

-применять правила.

Рефлек-

сия

4 мин

- Заканчивая сегодняшний урок, я предлагаю вам написать синквейн.

        (Сложное                                                                                                                Большое,  составное.

Объединяет, соединяет, дополняет.

 Несколько основ со своими главными членами. Предложение.)                        Речь

Прием РКМЧП Синквейн

Работа в паре

Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля        

Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

Формирование

коммуникативных УУД:

- высказывать свое мнение;

-умение работать в паре по решению поставленных проблем;

- вырабатывать  совместные решения при работе в паре;

Формирование познавательных УУД:

представлять информацию в виде текста (синквейн).

Итог урока

2 мин

- Чему мы учились сегодня на уроке?

- Какое предложение называется сложным, а какое простым?

- С какими затруднениями столкнулись на уроке?

- Что необходимо добавить в кластер?

Словесный

Фронтальный, работа в четвёрках

Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля        

Дети вносят дополнения в кластер

Формирование познавательных УУД:

-извлекать информацию представленную в разных формах (схема);

- анализировать, сравнивать, группировать

Задание на дом

1 мин

1.Выполнить № 494 , стр.192. 2. Выбрать из худож. литературы, которую вы читаете, три сложных предложения. Или  найти предложения на сайте «Библиотека детских журналов»

http://detmagazin.ucoz.ru/dir/1-2-3

Словесный

Запись домашнее

го задания

Определение и разъяснение

уча-ся критериев успешного выполнения дом. задания

Объективное оценивание уровня своих знаний. Выбор посильного дом. задания

Формирование личностных УУД:

-мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Оценива

ние работы

1 мин

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- Давайте оценим наши знания о предложение  еще раз.

Если ваша самооценка не изменилась, обведите «+» на шкале, а если изменилась, то поставьте новый  «+».

Благодарю за работу и желаю вам дальнейших успехов!

Словесный

Фронтальная

Оценивание уровня  знаний.

Объективное оценивание уровня своих знаний.

Формирование регулятивных УУД:

- учатся осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности.

Кузнецова Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного автономного учреждения

города Бузулука « Средняя общеобразовательная школа №10» Оренбургской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 4 «А» классе по темае «Общее знакомство со сложным предложением»

Цели:Развивающая - развивать мыслительную и творческую деятельность;Образовательная - познакомить со структурой сложного предложения и знаками препинания в нём;Воспитательная – воспитывать у детей люб...

Общее знакомство со сложными предложениями

Конспект урока и презентация "Сложные предложения" 4 класс...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"

Материал содержит методические рекомендации для проведения урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"...

Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....