Общее знакомство со сложными предложениями 4 класс УМК "Гармония"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Данный урок разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения и современными требованиями организации единой информационно-образовательной среды. Уровень образования школьников- 4 класс – предполагает определённую проблемность изложения материала. Для получения высокого результата на уроке использовались: технология развития критического мышления (кластер, инсерт, синквейн), методы, включающие применение ИКТ (планшет для составления кластера, презентация к уроку). Поскольку школьники уже получили знания о простом предложении, на уроке организуется общее знакомство со сложным. Форма учебной работы: классно-урочная на основе активной и интерактивной стратегии взаимодействия. Урок строится в диалоговом режиме, акцент делается на сотрудничество и взаимодействие учащихся между собой. Школьники пользуются дополнительными источниками информации: книгами, электронными ресурсами. Они обращаются к социальному опыту, своему и своих одноклассников, при этом вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, все включены в учебный процесс. Тип урока: урок изучения нового материал, пятый урок в разделе «Новое строение предложения» (УМК «Гармония» Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. К тайнам нашего языка. Учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений).
Благодаря применению перечисленных методов и приемов организации обучения, достигаются высокие результаты усвоения материала обучающимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 4 классе с применением технологии развития критического мышления | 714.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учебного занятия
Название: УМК «Гармония» Предмет: Русский язык Класс: 4
Тема урока: Общее знакомство со сложными предложениями
Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Новое строение предложения»
Тип урока: Урок изучение нового материала
Цель урока: Изучение структуры сложного предложения через организацию практической деятельности в процессе работы по технологии РКМЧП ( развитие критического мышления через чтение и письмо).
Задачи урока: познакомить со структурой сложного предложения и знаками препинания в нём; развивать критическое мышление, умения анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся; создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
Приемы ТРКМЧП: кластер, инсерт, синквейн. Оборудование: экран, проектор, планшет, компьютер (презентация)
Этап урока | время | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД |
Организационный момент: 1.Настрой учеников на учебную деятель-ность 2. Сообщение темы урока | 2 мин | - Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет вам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Девиз урока: Я - ученик. Я - личность творческая. Я думаю и мыслю. Я анализирую и делаю выводы. Мы хотим всё знать. - Покажите мне карточкой ваше настроение на данный момент начала урок | Словес-ный | Фронтальный | Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Эмоциональный настрой на урок. | Выполнение требований учащимися Дети показывают карточки с настроением | Формирование личностных УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку, к школе, к получению знаний. |
Стадия вызова Кластер | 4 мин | - Что мы знаем о предложении? | Прием РКМЧП | Дети составляют кластер. Графическая систематизация знаний. | Систематизирует информацию до изучения нового материала. | На планшете заполняется кластер группой детей. Остальные дети работают в четвертках, «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу. Самостоятельное определение уровня собственных знаний. | Формирование коммуникативных УУД. Слушать и понимать речь других; - высказывать свое мнение; умение работать в четвертках по решению поставленных проблем; - вырабатывать совместные решения ; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Стадия вызова | 2 мин | - Начертите в тетрадях шкалу самооценки и оцените свои знания о предложение. − Что у вас вызывает трудности? - Какую цель мы ставим себе на урок? | Контроль знаний | фронтальный | Определение темы и целей работы на уроке. Работа направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. | Систематизирует информацию до изучения нового материала. | Формирование регулятивных УУД. Обучающиеся учатся: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке; - работать по плану, предложенному учителем |
Стадия осмысле-ния. | 10 мин | - Посмотрите и скажите о чем идет речь? (Слайд) 1. Сложными бывают….. 2. Сложными бывают…. - Какие слова называются сложными? 2. Словарная работа. Пылесос, луноход, килограмм, скороварка, языкознание, картофелечистка, разноцветный, теплоход, прошлогодний, белоствольная. - На какие группы можно разбить данные слова? 3. Чтение сообщения в учебнике стр. 190 № 488 -Какие же предложения ученые назвали сложными? - Что нового вы узнали из сообщения? | Поисковый Прием РКМЧП Маркировка по методу insert (инсерт) +- уже знал ! - новое ?- хочу узнать подробнее | Словар-ная работа, работа с текстом. | Фиксируется недопонятая информация. Формируется вызов на получение новой информации | Ученик читает текст, делает пометки на полях по мере осмысления информации. | Формирование регулятивных УУД: - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -осуществлять контроль, взаимоконтроль результатов деятельности. Формирование познавательных УУД: ориентироваться в учебнике; - пользоваться инструкциями; - выделять и формулировать познавательную цель в результате совместной работы класса и учителя; ставить и формулировать проблемы в результате совместной работы класса и учителя; -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя -применять полученную информацию на практике; -осуществлять сравнение, анализ. |
Закрепле-ние изложен-ного материала | 10 мин | 1.Выполнение упражнения № 489. - Прочитайте текст и понаблюдайте за построением предложений. - Нашли ли вы сложное предложение? - Почему они будут сложные? - В каких предложениях две и более основ? - Попробуйте превратить сложные предложения в простые. - Отделите вертикальной черточкой простые предложения в сложном. - Сравните: при каком построение предложений речь плавная, а при каком отрывистая? Почему? - Можно ли любые простые предложения соединить в сложное? Почему? -Чтение сообщения на стр. 191. - Запишите одно сложное предложения. Обращайте внимание на постановку запятых. | Практичес кий | Фронтальный | Наблюдение, помощь по просьбе учащихся. | Выполнение практических заданий на основе изученной информации. Дополняют друг друга и превращают разные мысли в одну, более полную. | Регулятивные УУД: -ориентироваться в учебнике; - пользоваться инструкциями; -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -применять полученную информацию на практике; -осуществлять сравнение, анализ; -применять правила; -выразительно читать текст. |
Физминутка | 2 мин | Слайд | Зарядка | Направлена на сохранение здоровья детей. | Динамическая пауза | Создание здоровье сберегающей среды. | |
Самостоятельная работа | 4 мин | На слайде дано стихотворение Афанасия Фета - Спишите стихотворение, подчеркните основы. - Вертикальными черточками покажите части сложных предложений. Уж тает снег, Бегут ручьи. В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. - Сколько сложных предложений вам встретилось? Докажите, что они сложные. - Обратите внимание на употребление союза «и» во втором предложении. - Что соединяет союз в предложении? - В каком случае ставится запятая? 5. Чтение сообщений в учебнике - Что мы знали? - Что нового узнали? - О чем хочу узнать подробнее? | Практический Прием РКМЧП Маркировка по методу insert (инсерт) +- уже знал ! - новое ?- хочу узнать подробнее | Работа со стихотворением Работа с текстом | Осуществление контроля и проверки полученных знаний. Фиксируется недопонятая информация. | Выполнение практических заданий на основе изученной информации. Проверка уровня своих знаний по данной теме. Находят в тексте понятия, информацию. | Формирование регулятивных УУД: - пользоваться инструкциями; - ставить и применять полученную информацию на практике; -осуществлять сравнение, анализ; -применять правила; -выразительно читать текст. Регулятивные УУД |
Проверка знаний | 3 мин | 1. Сложными называются предложения, в которых: а) одна грамматическая основа; б) две грамматические основы; в) две и более грамматических основ. 2.Отметь схему сложного предложения: а) [ – = ]; б) [ – = ], [ – = ]; в) [ – = О, О, О ]. 3. Выбери схему для данного предложения: Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле. а) [ = – ], [ = – ]; б) [ = – ]; в) [ – =, = ]. 4. Перед союзом и запятая ставится: а) в предложениях с однородными членами; б) в сложных предложениях; в) никогда. 5. Отметь грамматическую основу, поставь знаки препинания. Мчатся тучи вьются тучи невидимкою луна освещает снег летучий. | Практичес-кий | Самостоятельная работа | Контроль за применением полученных знаний уч-ся, определение той части учащихся, которая не освоила новый учебный материал | Осуществляют контроль и самоконтроль своих знаний | Формирование регулятивных УУД: - применять полученную информацию на практике; -осуществлять сравнение, анализ; -применять правила. |
Рефлек- сия | 4 мин | - Заканчивая сегодняшний урок, я предлагаю вам написать синквейн. (Сложное Большое, составное. Объединяет, соединяет, дополняет. Несколько основ со своими главными членами. Предложение.) Речь | Прием РКМЧП Синквейн | Работа в паре | Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля | Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса. | Формирование коммуникативных УУД: - высказывать свое мнение; -умение работать в паре по решению поставленных проблем; - вырабатывать совместные решения при работе в паре; Формирование познавательных УУД: представлять информацию в виде текста (синквейн). |
Итог урока | 2 мин | - Чему мы учились сегодня на уроке? - Какое предложение называется сложным, а какое простым? - С какими затруднениями столкнулись на уроке? - Что необходимо добавить в кластер? | Словесный | Фронтальный, работа в четвёрках | Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля | Дети вносят дополнения в кластер | Формирование познавательных УУД: -извлекать информацию представленную в разных формах (схема); - анализировать, сравнивать, группировать |
Задание на дом | 1 мин | 1.Выполнить № 494 , стр.192. 2. Выбрать из худож. литературы, которую вы читаете, три сложных предложения. Или найти предложения на сайте «Библиотека детских журналов» http://detmagazin.ucoz.ru/dir/1-2-3 | Словесный | Запись домашнее го задания | Определение и разъяснение уча-ся критериев успешного выполнения дом. задания | Объективное оценивание уровня своих знаний. Выбор посильного дом. задания | Формирование личностных УУД: -мотивация к творческому труду, к работе на результат. |
Оценива ние работы | 1 мин | - С каким настроением вы заканчиваете урок? - Давайте оценим наши знания о предложение еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите «+» на шкале, а если изменилась, то поставьте новый «+». Благодарю за работу и желаю вам дальнейших успехов! | Словесный | Фронтальная | Оценивание уровня знаний. | Объективное оценивание уровня своих знаний. | Формирование регулятивных УУД: - учатся осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности. |
Кузнецова Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного автономного учреждения
города Бузулука « Средняя общеобразовательная школа №10» Оренбургской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 4 «А» классе по темае «Общее знакомство со сложным предложением»
Цели:Развивающая - развивать мыслительную и творческую деятельность;Образовательная - познакомить со структурой сложного предложения и знаками препинания в нём;Воспитательная – воспитывать у детей люб...
Общее знакомство со сложными предложениями
Конспект урока и презентация "Сложные предложения" 4 класс...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"
Материал содержит методические рекомендации для проведения урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"...
Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....
Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного.
Конспект урока по программе "Школа России" для 4 класса....