Корень слова. Однокоренные слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России" учебник Рамзаевой Т. Г. На уроке ребята уточнят понятия корень слова, однокоренные слова. Будут учиться работать в парах, оценивать свою деятельность, работать по алгоритму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogdanova_urok_no_3.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Богданова Наталья Алексеевна
Сценарий урока по русскому языку во 2 классе
Цель: - уточнить представления о понятиях «корень», «однокоренные слова»;
- развивать умение распознавать однокоренные слова и выделять в них корень;
-обогащать словарный запас учащихся.
Цель по внедрению элементов проектной деятельности:
Учить работать в парах, оценивать свою деятельность, работать по алгоритму, находить информацию из разных источников.
Оборудование: конверты с деформированным текстом, карточки с дифференцированным домашним заданием.
Ход урока
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2. Минутка чистописания.
ооеоее ееоеоо
1) – Написание эти букв нам пригодится в словарно – орфографической работе. Что общего у этих букв? (гласные). В чём различие?
Продолжите письмо до конца строки.
1. Словарно – орфографическая работа.
З а п и с ь н а д о с к е :
с…бака гор…д д…ревня …тец п…нал м…дведь
- С какой целью выполняем словарно – орфографическую работу? (повторяем написание словарных слов, других орфограмм)
- Что записано на доске? (слова)
- Что общего у этих слов? (Все они имена существительные).
- На какие группы можно разделить эти слова? (Одушевлённые и неодушевлённые.)
- Запишите слова, подчеркните орфограммы. (С комментированием, объясняя правило)
- Как убедится в том, что мы вставили правильно буквы? (Проверить написание этих слов по словарю.)
- Есть в словах орфограммы, написание которых можно проверить?
(В словах город и медведь есть орфограмма: написание парной
согласной на конце.)
Вывод: - Что повторили? (правописание словарных слов и парной
согласной на конце слова)
2) - Как вы думаете, почему некоторые буквы подчёркнуты? Что заметили?
(Если их соединить, то получится слово.)
- Какое это слово? (Корень.)
- Какие значения имеет это слово?
- Где можно найти значение этого слова, если затрудняемся объяснить сами? (в толковом словаре)
- Что можно сказать об этом слове? (Это слово многозначное.)
3. Работа над темой.
1) - Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?
- Что мы называем корнем слова? ( Корень – это общая часть
родственных слов.)
- Какие слова мы называем родственными? (Слова, которые имеют общую
часть и близкие по значению, называются родственными.)
- Определите тему сегодняшнего урока. (Сегодня будем говорить о словах,
которые имеют общую часть и близкие по значению.)
Задача: распознавать родственные слова, выделять в словах общую часть, уточнить представление о понятии «однокоренные слова».
2) - Образуйте группу слов, связанных со словом рыба (учитель пишет на
доске слово рыба, а далее - его производные в порядке их
образования детьми) - Небольшая мелкая рыба. (рыбка, рыбёшка)
- Рыбная ловля. (рыбалка)
- Человек, занимающийся рыбной ловлей (рыбак)
- Ловить рыбу (рыбачить)
- Прочитайте написанные на доске слова. ( Рыба, рыбка, рыбёшка,
рыбалка, рыбак, рыбалка, рыбачить.)
- Сравните их и скажите, что в них имеется общего?
(В этих словах есть общая часть –рыб-.)
- Что можно сказать о значении данных слов? (Данные слова близкие
по значению.)
- Как называются эти слова? (Родственные)
- Докажите (Слова, которые имеют общую часть и близкие по значению,
называются родственными.)
-Обозначим общую часть в словах дугой?
- Можно сказать «выделим корень».
- От какого корня образовались все эти слова? (–рыб-)
- Подумайте, можно ли дать другое название словам, образованным от
одного и того же корня? (однокоренные)
- Как убедится в правильности своего выбора? (прочитать в учебнике правило)
Ч т е н и е п р а в и л а в учебнике с. 52
Выполним упражнение 292 (устно)
- Есть ли разница в написании корня в однокоренных словах?
(Корень в однокоренных словах пишется одинаково.)
- Сделаем вывод: Родственные слова имеют общую часть и близкие
по значению.
Общая часть родственных слов называется корнем.
Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные.
Корень в однокоренных словах пишется одинаково.
3) – Выполним следующее упражнение с целью развития умения
распознавать однокоренные слова и выделять в них корень.
- Из каждой строчки выпишите однокоренные слова, выделите корень.
Докажите свой выбор.
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водитель.
Грусть, печальный и грустить.
Итог: - Какие слова называем однокоренными?
Для чего выполняли это упражнение? (Развивали умения
распознавать однокоренные слова и выделять в них корень)
Физ. минутка
Вы, наверное устали?
Ну тогда все дружно встали.
Напряженье улетело и расслаблено всё тело.
Бодро шагаем, руки поднимаем.
Наши мышцы не устали
И ещё послушней стали.
Дышится легко, ровно глубоко.
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье.
4) – Работа в парах.
- Перед вами конверт. Что вы перед собой видите. (предложения)
Задание: из данных предложений составьте связный текст.
Снег укрыл пни и кусты.
Вот сугроб.
Утром выпал первый снежок.
Там спит медведь.
- Прочитайте получившийся текст.
- Что мы сегодня отрабатываем?
Цель следующего задания: - Найти в тексте однокоренные слова
доказать свой выбор. Выделить корень.
Снег, снежок.
- Почему вы сделали такой выбор? Докажите.
(В этих словах есть общая часть и общее значение.)
- Запишите, выделите корень. Что вы заметили? (Согласные в корне
чередуются.) От какого корня образовалось слово «снежок»? (снег)
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: - При образовании однокоренных слов, в корне слова может
происходить чередование согласных звуков.
- Но мы должны помнить признаки однокоренных слов: общая часть и близкие по значению.
5) Самостоятельная работа.
- Кто с уверенностью может сказать, что научился находить однокоренные
слова и выделять корень. Напомните признаки однокоренных слов.
- Выполним упражнение самостоятельно.
Цель: - проверить, как вы умеете самостоятельно распознавать
однокоренные слова и выделять в них корень.
Задание: - Из каждой строчки выпишите (или подчеркните) однокоренные
слова, выделите корень.
1) Нос, носильщик, носик.
2) Берег, бережок, береговой.
3) Мороз, морозный, холод.
(Обучающиеся выполняют работу)
- Возьмите карточку-образец и сделайте самопроверку.
- Оцените свою работу по шкале.
- Где можно было допустить ошибку?
(В выборе однокоренных слов и в выделении корня)
- Что нужно помнить? (признаки однокоренных слов)
4. Итог урока.
- Какую цель ставили? (Развивать умения распознавать однокоренные
слова и выделять в них корень.)
- Расскажите о чём говорили на уроке по плану:
- Что такое родственные слова?
- Как называется общая часть родственных слов?
- Как по – другому можно назвать родственные слова?
- Как пишутся корни в однокоренных словах?
- Что может происходить с согласными звуками в корне слова?
- Какого достигли результата?
- Что помогло достижению успеха? (Вера в свои силы, внимание, знания
предыдущего материала, взаимопомощь)
- Чью работу на уроке вы могли бы отметить?
5. Дома: по выбору задание.
1 уровень:
- Выпиши группы однокоренных слов. Выдели корень.
Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.
2 уровень:
- Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее.
Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень.
1. Поле, полка, полевой, полюшко.
2. Орех, орешек, ореховый.
3. Веселый, радость и веселье.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 уровень: - Выпиши группы однокоренных слов. Выдели корень. Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок. 2 уровень: - Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень. 1. Поле, полка, полевой, полюшко. 2. Орех, орешек, ореховый. 3. Веселый, радость и веселье. | 1 уровень: - Выпиши группы однокоренных слов. Выдели корень. Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок. 2 уровень: - Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень. 1. Поле, полка, полевой, полюшко. 2. Орех, орешек, ореховый. 3. Веселый, радость и веселье. |
1 уровень: - Выпиши группы однокоренных слов. Выдели корень. Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок. 2 уровень: - Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень. 1. Поле, полка, полевой, полюшко. 2. Орех, орешек, ореховый. 3. Веселый, радость и веселье. | 1 уровень: - Выпиши группы однокоренных слов. Выдели корень. Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок. 2 уровень: - Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень. 1. Поле, полка, полевой, полюшко. 2. Орех, орешек, ореховый. 3. Веселый, радость и веселье. |
1 уровень: - Выпиши группы однокоренных слов. Выдели корень. Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок. 2 уровень: - Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень. 1. Поле, полка, полевой, полюшко. 2. Орех, орешек, ореховый. 3. Веселый, радость и веселье. | 1 уровень: - Выпиши группы однокоренных слов. Выдели корень. Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок. 2 уровень: - Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень. 1. Поле, полка, полевой, полюшко. 2. Орех, орешек, ореховый. 3. Веселый, радость и веселье. |
Снег укрыл пни и кусты.
Вот сугроб.
Утром выпал первый снежок.
Там спит медведь.
Снег укрыл пни и кусты.
Вот сугроб.
Утром выпал первый снежок.
Там спит медведь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова». Цель: формировать общее представление об однокоренных с...
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Предложен материал по данной теме...
План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....
Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)
Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...