Корень слова. Однокоренные слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

 Богданова Наталья Алексеевна

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России" учебник Рамзаевой Т. Г. На уроке ребята уточнят понятия корень слова, однокоренные слова. Будут учиться работать в парах, оценивать свою деятельность, работать по алгоритму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogdanova_urok_no_3.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Богданова Наталья Алексеевна

        

Сценарий урока по русскому языку во 2 классе


Цель: - уточнить представления о понятиях «корень», «однокоренные слова»;

          - развивать умение распознавать однокоренные слова и выделять в них корень;

        -обогащать словарный запас учащихся.

Цель по внедрению элементов проектной деятельности:

Учить работать в парах, оценивать свою деятельность, работать по алгоритму, находить информацию из разных источников.

Оборудование: конверты с деформированным текстом, карточки с дифференцированным домашним заданием.

Ход урока

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

    Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Минутка чистописания.

                         ооеоее              ееоеоо

1) – Написание эти букв нам пригодится в словарно – орфографической работе. Что общего у этих букв? (гласные). В чём различие?

       Продолжите письмо до конца строки.

1. Словарно – орфографическая работа.

З а п и с ь  н а  д о с к е :

с…бака      гор…д      д…ревня      …тец      п…нал      м…дведь

- С какой целью выполняем словарно – орфографическую работу? (повторяем написание словарных слов, других орфограмм)

- Что записано на доске? (слова)

- Что общего у этих слов? (Все они имена существительные).

- На какие группы можно разделить эти слова? (Одушевлённые и неодушевлённые.)

- Запишите слова, подчеркните орфограммы. (С комментированием, объясняя правило)

- Как убедится в том, что мы вставили правильно буквы? (Проверить написание этих слов по словарю.)

- Есть в словах орфограммы, написание которых можно проверить?

   (В словах город и медведь есть орфограмма: написание парной

    согласной на конце.)

Вывод: - Что повторили? (правописание словарных слов и парной

согласной на конце слова)

2) - Как вы думаете, почему некоторые буквы подчёркнуты? Что заметили?

      (Если их соединить, то получится слово.)

    - Какое это слово? (Корень.)

    - Какие значения имеет это слово?

    - Где можно найти значение этого слова, если затрудняемся объяснить сами? (в толковом словаре)

    - Что можно сказать об этом слове? (Это слово многозначное.)

3. Работа над темой.

1) - Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?

    - Что мы называем корнем слова? ( Корень – это общая часть

       родственных слов.)

    - Какие слова мы называем родственными? (Слова, которые имеют общую

       часть и близкие по значению, называются родственными.)

    - Определите тему сегодняшнего урока. (Сегодня будем говорить о словах,

       которые имеют общую часть и близкие по значению.)

Задача: распознавать родственные слова, выделять в словах общую часть, уточнить представление о понятии «однокоренные слова».

2) - Образуйте группу слов, связанных со словом рыба (учитель пишет на

       доске слово рыба, а далее  - его производные в порядке их

       образования детьми)     - Небольшая мелкая рыба. (рыбка, рыбёшка)

    - Рыбная ловля. (рыбалка)

    - Человек, занимающийся рыбной ловлей (рыбак)

    - Ловить рыбу (рыбачить)

    - Прочитайте написанные на доске слова. ( Рыба, рыбка, рыбёшка,

       рыбалка, рыбак, рыбалка, рыбачить.)

     - Сравните их и скажите, что в них имеется общего?

        (В этих словах есть общая часть –рыб-.)

    - Что можно сказать о значении данных слов? (Данные слова близкие

       по значению.)

   - Как называются эти слова? (Родственные)

   - Докажите (Слова, которые имеют общую часть и близкие по значению,

                           называются родственными.)

   -Обозначим общую часть в словах дугой?

   - Можно сказать «выделим корень».

   - От какого корня образовались все эти слова? (–рыб-)

   - Подумайте, можно ли дать другое название словам, образованным от

      одного и того же корня? (однокоренные)

   - Как убедится в правильности своего выбора? (прочитать в учебнике правило)

Ч т е н и е   п р а в и л а в учебнике с. 52

Выполним упражнение 292 (устно)

   - Есть ли разница в написании корня в однокоренных словах?

     (Корень в однокоренных словах пишется одинаково.)

   - Сделаем вывод:  Родственные слова имеют общую часть и близкие

                 по значению.

                Общая часть родственных слов называется корнем.  

                 Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные.  

                 Корень в однокоренных словах пишется  одинаково.

3) – Выполним следующее упражнение с целью развития умения

        распознавать однокоренные слова и выделять в них корень.

- Из каждой строчки выпишите однокоренные слова, выделите корень.

   Докажите свой выбор.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водитель.

Грусть, печальный и  грустить.

Итог: - Какие слова называем однокоренными?

              Для чего выполняли это упражнение? (Развивали умения

              распознавать однокоренные слова и выделять в них корень)

Физ. минутка

Вы, наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Напряженье улетело и расслаблено всё тело.

Бодро шагаем, руки поднимаем.

Наши мышцы не устали

И ещё послушней стали.

Дышится легко, ровно глубоко.

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье.

4) – Работа в парах.

   - Перед вами конверт. Что вы перед собой видите. (предложения)

   Задание: из данных предложений составьте связный текст.

Снег укрыл пни и кусты.

Вот сугроб.

Утром выпал первый снежок.

Там спит медведь.

   - Прочитайте получившийся текст.

    - Что мы сегодня отрабатываем?

   Цель следующего задания: - Найти в тексте однокоренные слова

                доказать свой выбор. Выделить корень.

Снег, снежок.

 - Почему вы сделали такой выбор? Докажите.

   (В этих словах есть общая часть и общее значение.)

 - Запишите, выделите корень. Что вы заметили? (Согласные в корне

    чередуются.) От какого корня образовалось слово «снежок»? (снег)

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: - При образовании однокоренных слов, в корне слова может

                 происходить чередование согласных звуков.

 - Но мы должны помнить признаки однокоренных слов: общая часть и близкие по значению.

5) Самостоятельная работа.

    - Кто с уверенностью может сказать, что научился находить однокоренные

      слова и выделять корень. Напомните признаки однокоренных слов.

    - Выполним упражнение самостоятельно.

Цель: - проверить, как вы умеете самостоятельно распознавать

             однокоренные слова и выделять в них корень.

Задание: - Из каждой строчки выпишите (или подчеркните) однокоренные

                  слова, выделите корень.

1) Нос, носильщик, носик.

2) Берег, бережок, береговой.

3) Мороз, морозный, холод.

(Обучающиеся выполняют работу)

 - Возьмите карточку-образец и сделайте самопроверку.

 - Оцените свою работу по шкале.

 - Где можно было допустить ошибку?

   (В выборе однокоренных слов и в выделении корня)

 - Что нужно помнить? (признаки однокоренных слов)

4. Итог урока.

 - Какую цель ставили? (Развивать умения распознавать однокоренные

                                          слова и выделять в них корень.)

 - Расскажите о чём говорили на уроке по плану:

- Что такое родственные слова?

- Как называется общая часть родственных слов?

- Как по – другому можно назвать родственные слова?

- Как пишутся корни в однокоренных словах?

- Что может происходить с согласными звуками в корне слова?

- Какого достигли результата?

 - Что помогло достижению успеха? (Вера в свои силы, внимание, знания

    предыдущего материала, взаимопомощь)

- Чью  работу на уроке вы могли бы отметить?

5. Дома: по выбору задание.

1 уровень:

 - Выпиши группы однокоренных слов. Выдели корень.

    Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.

2 уровень:

 - Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее.

     Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень.

1. Поле, полка, полевой, полюшко.

2. Орех, орешек, ореховый.

3. Веселый, радость и веселье.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 уровень:

 - Выпиши группы однокоренных слов.

   Выдели корень.


    Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.


2 уровень:


 - Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень.


1. Поле, полка, полевой, полюшко.

2. Орех, орешек, ореховый.

3. Веселый, радость и веселье.

1 уровень:

 - Выпиши группы однокоренных слов.  

    Выдели корень.


    Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.


2 уровень:


 - Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень.


1. Поле, полка, полевой, полюшко.

2. Орех, орешек, ореховый.

3. Веселый, радость и веселье.

1 уровень:

 - Выпиши группы однокоренных слов.

   Выдели корень.


    Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.


2 уровень:


 - Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень.


1. Поле, полка, полевой, полюшко.

2. Орех, орешек, ореховый.

3. Веселый, радость и веселье.

1 уровень:

 - Выпиши группы однокоренных слов.

   Выдели корень.


    Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.


2 уровень:


 - Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень.


1. Поле, полка, полевой, полюшко.

2. Орех, орешек, ореховый.

3. Веселый, радость и веселье.

1 уровень:

 - Выпиши группы однокоренных слов.

   Выдели корень.


    Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.


2 уровень:


 - Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень.


1. Поле, полка, полевой, полюшко.

2. Орех, орешек, ореховый.

3. Веселый, радость и веселье.

1 уровень:

 - Выпиши группы однокоренных слов.

   Выдели корень.


    Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.


2 уровень:


 - Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень.


1. Поле, полка, полевой, полюшко.

2. Орех, орешек, ореховый.

3. Веселый, радость и веселье.

Снег укрыл пни и кусты.

Вот сугроб.

Утром выпал первый снежок.

Там спит медведь.

Снег укрыл пни и кусты.

Вот сугроб.

Утром выпал первый снежок.

Там спит медведь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)

Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...