Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (3 класс) по теме

Бобровникова Светлана Викторовна

Данный материал можно использовать при подготовке учащихся к олимпиадам или на дополнительных заданиях по развитию интеллектуальных способностей в 3-4 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiadnye_zadaniya_po_rus.yaz_.3-4_kl.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ

мкр.Вынгапуровский

Олимпиадные задания по русскому языку

(3-4 класс)

Бобровникова С.В.

3 класс

Задания, оцениваемые в 1 балл.

  1. Подбери слово, в котором букв больше, чем звуков.
  2. Подбери слово, в котором букв меньше, чем звуков.
  3. Выбери слово, в котором есть только мягкие согласные звуки: сирень, лебёдушка, водитель, житель, ялик.
  4. Подбери слово, в составе которого есть все части слова.
  5. Выпиши слово, соответствующее схеме: приставка, корень, нулевое окончание.

                  Бегемот, радостный, заезд, поливка, переписка.

  1. Образуй от слова сон однокоренное слово с двумя парами удвоенных согласных на стыке приставки и корня и на стыке корня и суффикса.
  2. Подбери слово, в котором букв и звуков одинаковое количество и при этом есть ь.
  3. Выпиши из каждого ряда по одному слову с непроизносимой согласной в корне:

мяч, меч, мачта, матч, мечта, мучить;

                                толстяк, тостик, тростник, тесть, тесто.

        

Задания, оцениваемые в 2 балла.

  1. В слове 2 звука. Сколько в нем может быть слогов?
  2. Разгадай метаграмму.

Со звуком [с] я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С [м] – берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто.

  1. Разгадай метаграмму.

с [К] я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С [п] – от вас не утаю –

Тоже в школе я стою.

  1. Выбери предложения к схеме: сказуемое + определение + подлежащее.

Надо помочь маме. Закончился выходной день. Мы пишем упражнения. Младший брат подрос. Падают желтые листья.

5. Выпиши слова с приставками: (за)брать, (за)забором, (до)рога, (до)дороги, (до)думался.

6. Выбери верное проверочное слово:

уд..вительно (дева, диво);

м..нять (мина, замена);

л..пить (лепка, липкий)

подч..щать (чистить, честь)

Задания, оцениваемые в 3 балла.

  1. Подбери 3 пары слов, в которых при изменении формы слова вместо  буквы е появляется буква ё.
  2. Помоги ученику исправить ошибки.

Сел кашу. Пю чай. Проходит сёмка фильма.

  1. Подбери синонимы (слова, близкие по значению).

Печалиться - …, заболел, трепещет, громадный, занимательный, мощный.

  1. Подбери антонимы (слова, противоположные по значению):

неряшливый - …, смелость, естественный, говорить, удлинить, печалить.

5.   Исправь речевые ошибки. Запиши верный вариант предложения.

Мама подарила мне молодого щенка.

У нас в парке много деревянных деревьев.

6.   Образуй от данных слов слова с непроизносимыми согласными в корне:

зависть - …, область, весть, хруст, крест, участие.

  1. Образуй от данных слов имена существительные приставочно-суффиксальным способом:

окно - …, береза, сон, стыд, вода, ухо.

  1. Образуй от данных слов слова с удвоенными согласными на стыке приставки и корня:  тепло - …, сказать, соль, сила, держать, след.
  2. Образуй от данных слов слова с удвоенными согласными на стыке корня и суффикса:  длина - …, камень, Русь, осень, сторона, страна.
  3. Выбери слова, в которых возможно чередование согласных в корне:

Дом, песок, снег, час, дорога, ремонт, печка, лекарь, пух.

  1. Выпиши три группы родственных слов.

Бас, бассейн, басня, басовитый, баснословный, баснописец, басок, басовый.

  1. Выпиши слова с нулевым окончанием.

               Домов, столов, голов, ковров, основ, степей, ножей, шей, юношей.

Задания, оцениваемые в 4 балла.

1. Я задумала слово: если изменить в нем первую букву, получится большая русская река. Если изменить вторую букву, получится близкий родственник, а если третью букву – рыба. А слово, которое я задумала, означает состояние покоя, отдыха. Какое слово я задумала? Запиши всю цепочку.

2.  Закончи пословицу.

Ученье – свет, ….

Любишь кататься, …

Не имей сто рублей, …

Семь раз отмерь, …

  1. Вырази смысл фразы одним словом, содержащим разделительный ъ или ь.

Пригодный для еды - …,

служащий, разносящий почту - …,

сжался от холода - …,

полоса земли вдоль берега моря - … .

  1. Замени один из твердых согласных звуков на мягкий и получи новые слова:

уголки, лук, банка, мел, галка, хор.

  1.       Выбери словосочетание, значение которого объяснено неверно, дай верное объяснение.

а) Посолить суп – сделать суп соленым.

б) Насолить человеку – сделать еду человека соленой.

в) Наследить в доме – оставить на полу грязные следы.

г) Последовать за другом – идти по следам, которые оставляет друг.

      6. Замени один из мягких согласных звуков на твердый и получи новые слова: шесть, мял, пеньки, кровь, конь, полька, нёс.

      7.Замени один из звонких согласных звуков на глухой и получи новые слова: пруд, моросит, горка, жили, лез.

      8. Составь лесенку из слов на тему «Звонкие и глухие согласные в корне слова»:

часть гриба                        **ж**

застежка на поясе           ***ж**

украшение в ушах        ****ж**

избушка сторожа        *****ж**

Задания, оцениваемые в 5 баллов.

  1. Найди общее начало для слов:

- мушка,

- жик,

- Зина,

- пус,

- тик.

2.  Найди общее начало для слов:

           - тина,

        - тошка,

        - та,

        - ман,

        - тон.

3.  Определи части речи  в предложении.

    Сяпала Калуша по напушке.

4. Какие правила не знает мальчик, написавший такое письмо:

                         Здесь есть красивые лиса, я их уже обижал и даже нашел грусть.

                У дома чудный лук. За лесом глубокий прут. Я часто лижу на              

                        берегу и скоро заколюсь на солнце.

          Запиши слова, написанные с ошибками, исправь.

  1. Запиши слова с приставкой со- в следующем порядке:

а) тот, кто создаёт произведения вместе с кем-либо другим,

б) тот, кто учится с кем-либо на одном курсе,

в) тот, кто трудится с кем-либо в одном учреждении,

г) тот, кто с кем-либо беседует,

д) тот, кто помогает кому-либо в борьбе.

Задания, оцениваемые по количеству слов.

1. Добавь на месте точек одну или несколько букв, чтобы получились новые  слова. Постарайся составить как можно больше слов.

                      а)      ….чно,

                       б)     …почка.

2. Запиши словарные слова, обозначающие:

а) названия растений,

б) географические названия,

в) названия птиц и содержащие 2-3 буквы О.

3. Запиши цепочку словарных слов так, чтобы каждое начиналось со слога, на который оканчивается предыдущее.

4. Подбери слова с удвоенной согласной в корне слова, обозначающие имена;

математические понятия.

5.Запиши имена прилагательные с удвоенной согласной.

4 класс

Задания, оцениваемые в 1 балл.

  1. Запиши пословицу или поговорку, содержащую количественное числительное.
  2. Запиши пословицу, поговорку или фразеологический оборот, в которых встречалось бы порядковое числительное.
  3. Запиши имя числительное с удвоенными согласными.
  4. Какие местоимения самые чистые?
  5. Какое местоимение требует уборки?
  6. От существительного сок образовали глагол, но в корне вместо буквы о появилась гласная а. Какой это глагол?
  7. Найди форму, в которой глаголы пойти и послать совпадают.
  8. В названии какой детской игрушки повелительное наклонение глагола пишется слитно с частицей -ка?
  9. Назовите единственную в мире национальность, которая является прилагательным,  перешедшим в существительное.
  10.  Выбери лишнее слово: читал, читатель, читальный, чтение, читала.
  11.  Выбери лишнее слово: бежал, бежит, бегу, бегун, бегите, бежишь.
  12. Выбери лишнее слово: имя прилагательное, местоимение, суффикс, наречие, предлог, имя существительное.
  13.  Поставь вместо ***глагол так, чтобы получились два устойчивых словосочетания.

                                                *** в дугу

                                                *** в бараний рог

  1. Сколько звуков [ш] в стихотворении:

Пешком шагали мышки

По узенькой дорожке

От деревушки Пешки

До деревушки Ложки.

Задания, оцениваемые в 2 балла.

  1. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:   книжка, тарелка, искра, петля, овца, земля, игла, просьба.
  2. Образуй от имен прилагательных сравнительную степень:    дорогой, далекий, мощный, чистый, красивый, жесткий, широкий, хороший.
  3. Выбери имена прилагательные, от которых нельзя образовать краткую форму:  рыжий, пригожий, медвежий, светлокожий, бесстыжий, верблюжий, шипучий, жгучий, телячий, горячий, казачий, кипучий, птичий, ребячий.
  4. Поставь глаголы в форме прошедшего времени: привыкнуть, исчезнуть, настигнуть, утихнуть. Какой суффикс исчез?
  5. Определи части речи и посчитай, сколько здесь слов.

                         Мыло, пила, запевала, печь, течь, заросли.

  1. Подбери имена прилагательные, которые характеризуют свойства человеческого характера, выраженного пословицей:

а) Язык без костей: что хочет, то и лопочет.

б) Ел, да устал, спал, да намаялся.

      7. Разбери глаголы по составу:

Солнце слепит глаз. Малыш слепит игрушку. Он был скупым на ласку. В магазине я скупил множество книг.

8. Запиши 2 слова, которые имеют одинаковый корень, но не являются однокоренными.

9. Выбери среди данных имен сущ. слова с суффиксом  ок.

        Замок, теремок, лесок, песок, венок, мирок, курок, листок, приток.

    10. Объясни различия данных слов, составив с ними предложения: одеть – надеть.

Задания, оцениваемые в 3 балла.

    1.  Поставь ударение, определи, сколько здесь слов:

                              а)   пора, пахнуть, трусить, вычитать, стрелки;

                        б)  ирис, чудно, вилок, белок, окуни.

  1. Составь словосочетания, в которых данные слова являлись бы сначала существительными, а затем прилагательными:

ученый, часовой, столовая.

3. Составь словосочетания с прилагательным красный, в следующих значениях:        а) цвет, б) красивый, в) главный.

4.   В каких из этих слов есть только мягкие согласные звуки?

              Пилить, жить, ёжики, висеть, перелететь, чулочки.

  1. В каких словах количество букв и звуков совпадает?

                    Звёздный, песня, польют, лазурь, яблоко, стая, якорь.

  1. Замени словосочетания наречиями.

а) перегоняя друг друга;

б) на пустой желудок;

в) с давних пор;

г) каждую минуту;

д) на две равные части.

8. Запиши три слова с одинаковым количеством букв, которые образованы от слова тихий.

     9. Выпиши фразеологизмы в следующем порядке:

а) со значением «быстро»;

б) со значением «бездельничать»;

в) со значением «обманывать».

        Со всех ног, сидеть сложа руки, водить за нос, бить баклуши, сломя голову, втирать очки.

     10. Что это? Отгадай задуманные слова и составь с ними по одному устойчивому словосочетанию.

а) их заговаривают, скалят, кладут на полку;

б) под ними теряют почву, их под собою не чуют, под ними путаются;

в) его задирают, с ним остаются, за него водят.

11. Поставь в словах ударение: паралич, щавель, намерение, процент, баловать, украинский, крапива, красивее, торты, верблюдица, звонит, поняла.

12. Замени фразеологический оборот одним словом:

        в час по чайной ложке, надуть губы, намозолить глаза.

13. Составь лесенку, добавляя к каждому последующему слову по одной букве. Определи части речи полученных слов.

М*

М**

М***

Задания, оцениваемые в 4 балла.

  1. Сколько твердых и сколько мягких звуков обозначаются буквой л в стихотворении:

Ливень льет!  Ливень льет!

Пляшут капли в лужице.

Плот плывет! Плот плывет!

Плот по луже кружится.

  1. Подберите 5 прилагательных в значении существительных. Запишите словосочетания с подходящими по смыслу определениями.
  2. Соотнеси предложение и фразеологический оборот:

а) очень старательно что-либо охранять;

б) появляться быстро и в большом количестве;

в) чувствовать себя легко и непринужденно;

г) беспокоиться, испытывать тревогу.

1) сидеть как на иголках;

2) как грибы после дождя;

3) беречь как зеницу ока;

4) как рыба в воде.

 4. Поставь имена сущ. в форму род.падежа мн.ч.:

чулки, туфли, носки, сани, ботинки, килограммы, домишки, хозяева, санатории, помидоры, каникулы, яблони, колени.

5. Составь сложные слова: 7 лет, 2 горба, 5 знаков, 11 классов, 16 килограммов.

6. От глаголов несовершенного вида образуй глаголы совершенного вида:

говорить, ловить, брать, ложиться, приходить.

  1. Объясни смысл фразеологических оборотов:

морочить голову, язык проглотить, с глазу на глаз, повесить нос, ни в зуб ногой, пропустить мимо ушей, взять себя в руки.

8. Какие русские слова, состоящие из двух корней, имел в виду иностранец, произнеся их так:    

                дарить благо, употреблять зло, творить мир, водить руками.

    9. Какой частью речи являются выделенные слова?

а) Я мою руки.

б) Ваня помог нести мою сумку.

в) На пологом холме росли крупные ромашки.

г) Кровать украсили легким розовым пологом.

10. Подбери к словосочетаниям подходящие по смыслу наречия:

переходить реку                        вкрутую

разделить конфеты                исподлобья

сварить яйцо                        всухомятку

в дороге ели                        поровну

держать ружьё                        вброд

надеть кепку                        набекрень

глянуть на врага                        наперевес

11. Проспрягай глагол жечь.

12. Образуй от каждого из данных сущ. по 2 имени прилагательных с различными суффиксами. Например: труд – трудный, трудолюбивый, трудовой.

        Земля, вода, камень, кость.

13.  Назови 4 наречия, которые могут быть предлогами.

Задания, оцениваемые в 5 баллов.

  1. Как называются жители этих стран?

Франция, Япония, Россия, Испания, Англия, Дания, Норвегия, Индия.

  1. Запиши 10 сложных слов, использую по одному разу корни указанных слов из обоих столбцов.

мир                                строить

единый                        хранить

любить                        жить

общий                        знать

взаимный                        убирать

машина                        любить

вода                                помощь

хлопок                        душа

  1. Разбей имена сущ. с суффиксом  –ец : хлебец, хитрец, кавказец, гонец, любимец, испанец, столбец, борец, красавец, ленинградец, канадец

 на группы по значениям:

а) уменьшительно-ласкательные;

б) название лица по действию;

в) название лица по признаку;

г) название лица по месту жительства или народности.

4. Выпиши из данных словосочетаний фразеологизмы-синонимы:

        хлопать ушами                        как сельди в бочке                

     ловить ворон                        делать из рук вон плохо

        водить за нос        летит стрелой

мчится сломя голову                     как огурцы в банке

5. Выпиши из данных словосочетаний фразеологизмы-антонимы:

трудиться засучив рукава                     водой не разольешь

потерять голову                                      проглотить язык

работать спустя рукава                         язык без костей

пропустить мимо ушей                          навострить уши

заговаривать зубы

Задания, оцениваемые по количеству слов.

  1. Подбери слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.
  2. Подбери слова с удвоенной согласной на стыке корня и суффикса.
  3. Запиши сложные слова из области географии.
  4. Запишите сложные слова, обозначающие качества характера.
  5. Образуй однокоренные слова от местоимения свой.
  6. Назови глаголы, которые не употребляются без возвратного суффикса –ся.
  7. Назови глаголы, которые не имеют возвратной формы.
  8. Подбери фразеологизмы с повторяющимися словами «ни.. ни.. ».
  9. Слово терра – по-латыни означает «земля».Подбери слова, происходящие от данного корня.
  10.  В русском языке есть слова, содержащие корень -гресс-, что по-латыни означает «движение». Подбери слова, происходящие от данного корня.
  11. По-латыни лабор – «труд». Подбери слова, произошедшие от этого корня.
  12.  Теле по-гречески означает «далеко».Подбери слова, произошедшие от этого корня.
  13.  Авиа по-гречески означает «воздух». Подбери слова, произошедшие от этого корня.
  14.  Библио по-гречески означает «книга». Подбери слова, произошедшие от этого корня.
  15.  Био по-гречески означает «жизнь». Подбери слова, произошедшие от этого корня.
  16.  Дол означает «низ, нижний край». Подбери слова, произошедшие от этого корня.
  17.  В старину слово коло значило «колесо, круг». Подбери слова, произошедшие от этого корня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку

Задания по русскому языку для школьного тура олимпиады...

Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса.

В данный материал включены задания повышенной трудности по разделам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....

Олимпиадные задания по русскому языку для 3 класса.

Включены задания повышенной трудности по темам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....

Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по русскому языку в 4 классе -2014

Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в  начале олимпиады самими у...

Олимпиадные задания по русскому языку

Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса...