Орфограммы в корне
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Новичкова Юлия Евгеньевна

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Сенной Вольского района Саратовской области»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ (программа «Начальная школа XXI века)

Учитель:  Новичкова Ю.Е.

Тема урока. Учимся писать гласные и согласные в корне.

Цель. Систематизировать и обобщить знания об изученных орфограммах.

Задачи:

образовательная:

- повторить изученные орфограммы в корне (проверяемую безударную гласную, непроверяемую гласную, парную согласную);

- формировать орфографическую зоркость;

развивающая:

- речевая деятельность;

- контроль и коррекция;

- навыки сотрудничества;

- развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы;

воспитательная:

- содействовать нравственному воспитанию учащихся.

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, словарь С.И.Ожегова, веера с буквами, «светофорики» для самооценки.

Тип урока. Рефлексия

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Организационный

День начался, и вот вы проснулись,

И быстро умылись, оделись, обулись,

Теперь надо легко потянуться,

Соседу по парте взять улыбнуться.

Потягиваются, улыбаются

Личностные: самоопределение к деятельности.

Подготовка к деятельности.

  1. Теперь можно с хорошим настроением отправляться на прогулку:

Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём! (лес) слайд

Натянули перчатки, чтобы пальчики не замёрзли, не испачкались. А главное, чтобы красиво писали.


Вспомнить правила поведения в лесу.


  1. Постановка учебной задачи.

В лесу мы будем гулять,

Свежим воздухом дышать,

Грибы и ягодки собирать. слайд

- Сравнить слова.


- В каком слове не совпадает кол-во букв и звуков? Почему?

Итак, грибы, ягодки собирать

          Орфограммы повторять.

- Посмотрите на слова, какие орфограммы повторим?

- Обозначить цели урока.



- Вспомнить правила

   

Итак, мы повторим изученные орфограммы в корне.

Отгадывают загадку







Пальчиковая гимнастика


Пишут слово «лес»


Не мусорить, не шуметь, не ломать ветви…




Общее: имена существительные, имеют значение «много»;

Различие: количество слогов


Ягодки (Я стоит первой)



- безударную гласную, проверяемую ударением (грибы)

- безударную гласную, не проверяемую ударением (ягодки)

- парную согласную (ягодки)

Познавательные: общеучебные, логические (анализ с целью выделения признаков, выбор критериев для сравнения); регулятивные: целеполагание, волевая саморегуляция; личностные: нравственно-этического ориентирования

Основной.

  1. Сначала надо пройти через бурелом словарных слов.

- Что такое бурелом? К чему мы обращаемся, если не знаем значение слова?

Словарь: бурелом – деревья, поваленные бурей  слайд

Кроссворд (словарныен слова)



- Оцените свою работу по теме «Безударная гласная в корне, не поверяемая ударением.


- С чем ходят по грибы, по ягоды? Слайд

- Сколько слогов? Какой слог ударный?

Назвать опасное место.

- С данным словом составить разные по цели высказывания предложения.




- Чем можно заменить корзину? Слайд

Вывод: у русских мастеров золотые руки.


  1. Вышли на грибное место. И вот первые грибы. Слайды с загадками



- Какие ещё грибы знаете? Слайд

- Как правильно собирать грибы?

Собирая белые грибы, подосиновики, подберёзовики, моховики, не вырывайте, а плавно выкручивайте их из земли, чтобы не повредить грибницу. Можно срезать эти грибы у основания. Опята, грузди и волнушки, как правило, срезают. Маленькие грибочки, которые растут под деревом, не выкорчёвывайте до основания. Разрытая грибница высохнет и погибнет, и на её месте не будет грибов в течение нескольких лет.

Так вот, чтобы собрать грибы, надо выполнить задание. (дифференцированная работа)

Слайд

Прочитать пословицы, переписать их в тетрадь (I ряд – первую пословицу,II – вторую, III – третью),найти безударные гласные, устно подобрать проверочные слова; переписать в тетрадь одну из пословиц, выделяя безударную гласную.


Фронтальная проверка.


- Оцените свою работу по теме «Безударная гласная, проверяемая ударением.

- Сделайте вывод по смыслу пословиц: каким должен быть человек?

Правильно, только умный и добрый человек может постичь тайны леса.

Молодцы! Много грибов собрали. Слайд

Лесная физ-ка

Руки подняли и покачали:

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули:

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем:

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Крылья согнули назад.

  1. Вышли на ягодную поляну.

Земляника – ягода, которая привлекает бесподобным ароматом м вкусом. Кроме того, она является кладезем витамина С. От ягод земляники больше пользы, если их употреблять вместе с молоком. Ягодами земляники можно лакомиться не только летом, но и зимой, насушив её вместе со стеблем и листьями. Не забудьте запастись и корешками. Ароматный земляничный чай улучшает работу сердца.

 слайд

Чтобы ягодку сорвать,

Надо орфограмму знать. Какую?


- Почему слова разного цвета?


Работа в парах

I вариант диктует существительные с проверочными словами, II – прилагательные.

Проверка веером



- Оцените себя по теме «Парная согласная в корне.

Молодцы! Слайд

(гимнастика для глаз – летает бабочка)





К словарю



Удин ученик работает у доски, остальные в рабочей тетради на стр. 43 №4


Самооценка (светофорики)



С корзиной



Ребята составляют повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.


Кузовок, туесок



Отгадывают загадки, объясняют безударные гласные в корне, подбирают проверочные слова.


Называют грибы














Слабые уч-ся выполняют задание № 2 на стр. 46 в рабочей тетради.







Самостоятельная работа




Самооценка (светофорики)




Трудолюбивым, умным, добрым


























Парную согласную


Имена существительные и прилагательные





Уч-ся показывают веером, какую букву надо вставить и читают проверочное слово.

Самооценка (светофорики)

Познавательные: логические (подведение под понятие, анализ с целью выделения признаков); личностные: нравственно-этического ориентирования; регулятивные: целеполагание, самоконтроль, коррекция и самооценка, волевая регуляция; коммуникативные: управление поведением партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Рефлексия

- Покажите своё настроение

- Что понравилось на уроке?

- Что показалось не интересным?

Показывают светофориками

Регулятивные: самоконтроль, самооценка

Инструктаж д/з

Вы ходили в лес с корзинками и собирали грибы, ягоды, а я ходила с фотоаппаратом и фотографировала зверей. Слайд

- Прочитайте стихотворение в рабочей тетради на стр. 44 №7 и найдите, как звери вели себя во время съёмки.


- Подчеркните родственные слова.


- Посмотрите на пропущенные буквы. Какие орфограммы спрятались?


- Прочитать задание. Что вам осталось выполнить? Это выполните дома.

Запись домашнего задания слайд

Желающие могут выполнить задание посложнее – учебник стр. 106 №6





Самостоятельное чтение, выборочное чтение




Проверяемые безударные гласные и парные согласные.

Познавательные: действия постановки и решения проблемы, общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); регулятивные: самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. 2 класс

Презентация к уроку: Обобщение раздела. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. 2 класс....

урок по русскому языку во 2 классе"Орфограммы в корне слова"

Данный урок проходил на декаде 2 классов в школе. Урок прошел хорошо, дети работали с удовольствием....

урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"

Урок, проведенный в 3 классе в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограммам в  корне слов, развивает воображение, словарный запас. Учебный процесс организован та...

урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"

>Урок, проведенный в 3 классе в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограммам в  корне слов, развивает воображение, словарный запас. Учебный процесс организован т...

урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"

Презентация является приложением к уроку русского языка в 3 классе подготовленного  на конкурс "Учитель года"....

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».

Тема: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».Цель:- создать ситуацию, помогающую на основе учебного исследования подв...

Урок русского языка во 2 классе по системе Эльконина-Давыдова "Проверка орфограмм в корне разными способами. Проверка орфограмм по словарю"."

Дети учатся проверятьорфограммы слабых позиций всеми известными способами, сами ставят цель урока, на протяжении всего урока работают с листом самоконтроля....