Памятка для учащихся по теме Словообразование
материал по русскому языку (2 класс) на тему
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (морфемика) – раздел науки о языке, который изучает строение слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostav_slova.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (морфемика) – раздел науки о языке, который изучает строение слов.
С О С Т А В С Л О В А
С Л О В О |
О С Н О В А С Л О В А | окончание |
Основа – часть слова без окончания. |
приставка | корень | суффикс |
Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Приставки пишутся слитно. | Главная (общая) часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. | Значимая часть слова, которая стоит после корня. Суффикс служит для образования новых слов и форм слова. | Изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении |
ПРИСТАВКИ
исконно русские иноязычные
на-, не-, до-, об-, о-, от-, пере-, а-, анти-, архи-, интер-, контр-,
по-, под-, при-, про-, раз-, с-, вы-, над-. ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
В слове может быть несколько приставок:
Б Е З В Ы Х О Д Н О Е
Приставки пре- и при-
1. Приставка ПРЕ- пишется:
когда она придает словам значение высшей степени качества: превозносить, превышать, преувеличивать, превосходить, преуспевать; превосходный, прехорошенький, премилый, премило;
когда она имеет значение приставки пере-: преградить (перегородить), превратить, прекратить, предание (передать), преступить (переступить), превратный (перевернутый), преемник (перенимать).
2. Приставка ПРИ- придает словам значения:
пространственной близости: приморский, Приамурье, прибрежье, приусадебный;
приближения, присоединения: приклонить, пригнать, привести, привязать, пристегнуть;
неполноты действия: приоткрыть, прилечь, притихнуть;
доведения действия до определенного результата: приглушить, приучить, придумать;
усиленного проявления действия: приглядеться, принарядиться, припрятать, прислушаться;
сопутствующего действия: припевать, присвистывать, пританцовывать.
СУФФИКСЫ
словообразовательные формообразующие
служат для образования однокоренных слов служат для образования
грамматических форм данного слова
рубить – рубка, рожь – ржаной, груз – грузчик чистый – чистейший, читать - читал
суффиксы | их работа | пример |
-к-, -ик-, -ек-, -ок, -еньк-, -оньк-, -ечк-, -очк-, -ушк-, -юшк-, -чик-, -ц- | придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок | рыба – рыбка, замок – замочек, сухой – сухонький, игла – иголочка, дед - дедушка |
-ищ- | придают словам увеличительное значение | рука – ручища ветер - ветрище |
-онок-, -ата-, -ёнок-, -ят- | придают словам значение невзрослости, детеныша | мышь – мышонок повар - поварята |
-ник-, -чик-, -щик-, -тель-, -ниц-, -к-, -ач-, -ец-, -ант-, -ист-, -арь- | образуют слова, называющие лиц по роду их занятий | лес – лесник, радист - радистка учить – учитель, учительница |
-ость-, -ение-, -ак-, -онк-, -ок-, -лец-, -щи-, -ист- | образуют имена существительные | храбрость строение |
-ист-, -ск-, -ов-, -ев, -н-, -оват-, -чат-, -ичий | образуют имена прилагательные | скала – скалистый, луг – луговой, лето – летний |
-а-, -и-, -е-, -ова-, -ева-, -ну-, -ива-, -ыва-, -ва- | образуют глаголы | звук – звучать, рана – ранить, зима - зимовать |
-ть-, -ти- | суффиксы неопределенной формы глагола | читать, нести |
-л- | образует форму глагола прошедшего времени | читаю - читал |
-ся-, -сь- | образуют глаголы с возвратным значением | учить – учиться лечить – лечусь |
-ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-, -им-, -ем-, -ом-, -т-, -ин-, -енн-, -ш-, -вш | характерны для причастий | читающий |
-учи-, -в-, -вши- | характерны для деепричастий | прочитавший |
-то, -либо, -нибудь | характерны для местоимений и наречий | кто-либо |
Основные способы образования слов
морфологический неморфологический
- приставочный способ: заголовок – подзаголовок рабочий (прил.) день
- суффиксальный способ: орех – орешек рабочий (сущ.) на стройке
- приставочно – суффиксальный способ:
езда – наездник столовая (прил.) посуда
- бессуффиксный способ: зеленый – зелень школьная столовая (сущ.)
- способ сложения:
- сложение слов (телефон – автомат),
- сложение начальной части слова с целым
словом (стенгазета),
- основы складываются с помощью соединительной
гласной О или Е (железобетон, вечнозелёный,
землемер, нефтепровод),
- сложение начальных букв слов (ВУЗ – высшее
учебное заведение). Такое слово называется
сложносокращенным.
1
ЗАПОМНИ!
Есть только приставка С-, приставки З- - НЕТ! В словах здесь, здание, здоровье – з- не приставка, а часть корня.
5
4
3
2
ЕК(А) ИК(А)
внучек (внучка), горошек (горошка)
диванчик (диванчика), калачик (калачика)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для учащихся по теме Глагол
ГЛАГОЛличные окончания глаголов I и II спряженияморфологический разбор глаголанеопределённая форма глагола...
Памятка для учащихся по теме Признаки имени прилагательного
ПРИЗНАКИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГОРОД ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХЧИСЛО ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ- склонение имен прилагательных в единственном числе- склонение имен прилагательных во множественном числеМорфологич...
Памятка для учащихся по теме Признаки имени существительного
ПРИЗНАКИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГОПОСТОЯННЫЕНЕПОСТОЯННЫЕ- три «ОПАСНЫХ» падежа Склонение имен существительных...
Памятка для учащихся по теме Местоимение
МЕСТОИМЕНИЕ – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак и количество, но не называет их....
Памятка для учащихся по теме Морфология
МОРФОЛОГИЯ – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи....
Памятка для учащихся по теме Разряды и классы натурального числа
РАЗРЯДЫ И КЛАССЫ НАТУРАЛЬНОГО ЧИСЛА...
Памятка для учащихся по теме "Суффикс"
Памятка по русскому языку по теме "Суффикс" для 2 класса содержит список суффиксов с примерами слов, в которых они встречаются. Отдельно даны суффиксы имён существительных и прилагательных, ...