Памятка для учащихся по теме Словообразование
материал по русскому языку (2 класс) на тему

Ким Елена Олеговна

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (морфемика) – раздел науки о языке, который изучает строение слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_slova.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

          СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (морфемика) – раздел науки о языке, который изучает строение слов.

С О С Т А В   С Л О В А

С Л О В О

О С Н О В А   С Л О В А





окончание

Основа – часть слова без окончания.


приставка


корень


суффикс

      Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Приставки пишутся слитно.

    Главная (общая) часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

    Значимая часть слова, которая стоит после корня. Суффикс служит для образования новых слов и форм слова.

    Изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении

ПРИСТАВКИ

исконно русские                                                        иноязычные

               на-, не-, до-, об-, о-, от-, пере-,                                             а-, анти-, архи-, интер-, контр-,

         по-, под-, при-, про-, раз-, с-, вы-, над-.                                 ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.

В слове может быть несколько приставок:

Б  Е  З  В  Ы  Х  О  Д  Н  О  Е

Приставки пре- и при-

 1. Приставка ПРЕ- пишется:

когда она придает словам значение высшей степени качества: превозносить, превышать, преувеличивать, превосходить, преуспевать; превосходный, прехорошенький, премилый, премило;

когда она имеет значение приставки пере-: преградить (перегородить), превратить, прекратить, предание (передать), преступить (переступить), превратный (перевернутый), преемник (перенимать).

 2. Приставка ПРИ- придает словам значения:

пространственной близости: приморский, Приамурье, прибрежье, приусадебный;

приближения, присоединения: приклонить, пригнать, привести, привязать, пристегнуть;

неполноты действия: приоткрыть, прилечь, притихнуть;

доведения действия до определенного результата: приглушить, приучить, придумать;

усиленного проявления действия: приглядеться, принарядиться, припрятать, прислушаться;

сопутствующего действия: припевать, присвистывать, пританцовывать.

СУФФИКСЫ

словообразовательные                                                        формообразующие

служат для образования однокоренных слов                                            служат для образования

                                                                                                             грамматических форм данного слова

рубить – рубка, рожь – ржаной, груз – грузчик                            чистый – чистейший,  читать - читал

                                                                                 

                                                                                                         

                                                                             

суффиксы

их работа

пример

-к-, -ик-, -ек-, -ок, -еньк-,

-оньк-, -ечк-, -очк-, -ушк-,

-юшк-, -чик-, -ц-

придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок

рыба – рыбка, замок – замочек,

сухой – сухонький,

игла – иголочка, дед - дедушка

-ищ-

придают словам увеличительное значение

рука – ручища

ветер - ветрище

-онок-, -ата-, -ёнок-, -ят-

придают словам значение невзрослости, детеныша

мышь – мышонок

повар - поварята

-ник-, -чик-, -щик-, -тель-,

-ниц-, -к-, -ач-, -ец-, -ант-,

-ист-, -арь-

образуют слова, называющие лиц по роду их занятий

лес – лесник, радист - радистка

учить – учитель,

             учительница

-ость-, -ение-, -ак-, -онк-,

-ок-, -лец-, -щи-, -ист-

образуют имена существительные

храбрость

строение

-ист-, -ск-, -ов-, -ев, -н-,

-оват-, -чат-, -ичий

образуют имена прилагательные

скала – скалистый,

луг – луговой, лето – летний

-а-, -и-, -е-, -ова-, -ева-, -ну-,

-ива-, -ыва-, -ва-

образуют глаголы

звук – звучать, рана – ранить,

зима - зимовать

-ть-, -ти-

суффиксы неопределенной формы глагола

читать, нести

-л-

образует форму глагола прошедшего времени

читаю - читал

-ся-, -сь-

образуют глаголы с возвратным значением

учить – учиться

лечить – лечусь 

-ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-,

-им-, -ем-, -ом-, -т-, -ин-,

-енн-, -ш-, -вш

характерны для причастий

читающий

-учи-, -в-, -вши-

характерны для деепричастий

прочитавший

-то, -либо, -нибудь

характерны для местоимений и наречий

кто-либо

Основные способы образования слов

морфологический                                          неморфологический

  1. приставочный способ: заголовок – подзаголовок                 рабочий (прил.) день
  2. суффиксальный способ: орех – орешек                                 рабочий (сущ.) на стройке
  3. приставочно – суффиксальный способ:

                                                               езда – наездник                 столовая (прил.) посуда

  1. бессуффиксный способ: зеленый – зелень                              школьная столовая (сущ.)
  2. способ сложения:
  1. сложение слов (телефон – автомат),
  2. сложение начальной части слова с целым

                                                       словом (стенгазета),

  1. основы складываются с помощью соединительной

      гласной О или Е (железобетон, вечнозелёный,

      землемер, нефтепровод),

  1. сложение начальных букв слов (ВУЗ – высшее

      учебное заведение). Такое слово называется

      сложносокращенным.

1

ЗАПОМНИ!

Есть только приставка С-, приставки З- - НЕТ! В словах здесь, здание, здоровье – з- не приставка, а часть корня.

5

4

3

2

ЕК(А)          ИК(А)

внучек (внучка), горошек (горошка)

диванчик (диванчика), калачик (калачика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для учащихся по теме Глагол

ГЛАГОЛличные окончания глаголов I и II спряженияморфологический разбор глаголанеопределённая форма глагола...

Памятка для учащихся по теме Признаки имени прилагательного

ПРИЗНАКИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГОРОД ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХЧИСЛО ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ- склонение имен прилагательных в единственном числе- склонение имен прилагательных во множественном числеМорфологич...

Памятка для учащихся по теме Признаки имени существительного

ПРИЗНАКИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГОПОСТОЯННЫЕНЕПОСТОЯННЫЕ- три «ОПАСНЫХ» падежа Склонение имен существительных...

Памятка для учащихся по теме Местоимение

МЕСТОИМЕНИЕ – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак и количество, но не называет их....

Памятка для учащихся по теме Морфология

МОРФОЛОГИЯ – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи....

Памятка для учащихся по теме "Суффикс"

Памятка по русскому языку по теме "Суффикс" для 2 класса содержит список суффиксов с примерами слов, в которых они встречаются. Отдельно даны суффиксы имён существительных и прилагательных, ...