Памятка для учащихся по теме Глагол
материал по русскому языку (2 класс) по теме

Ким Елена Олеговна

 

ГЛАГОЛ

личные окончания глаголов I и II спряжения

морфологический разбор глагола

неопределённая форма глагола 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagol.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

личные окончания глаголов I и II спряжения

число

лицо

I спряжение

II спряжение


ед.ч.

1-е

веду

клюю

кричу

лечу

2-е

ведёшь

клюёшь

кричишь

летишь

3-е

ведёт

клюёт

кричит

летит


мн.ч.

1-е

ведём

клюём

кричим

летим

2-е

ведёте

клюёте

кричите

летите

3-е

ведут

клюют

кричат

летят

ГЛАГОЛ

неопределённая форма

что делать?             что сделать?

   бежать                   прибежать

совершенного и несовершенного вида

    что сделал?             что делал?

       сказал                      говорил

1 лицо         2 лицо                   3 лицо

я, мы           ты, вы           он, она, они, оно

настоящее, прошедшее, будущее время

что делает?  что делал?      что сделает?

  читает            читал             прочитает

единственное и множественное число

         я пою                 мы поём

возвратные

с суффиксом –ся (-сь)

умывается, смеюсь

Запомни:

Глаголы в неопределённой форме пишутся с Ь на конце.

неопределённая форма глагола (инфинитив) – это начальная форма глагола.

ГЛАГОЛ

переходные – это глаголы, которые сочетаются с существительными или местоимениями в В.п. без предлога (читать книгу) или в Р.п. (не написал письма). Остальные глаголы являются непереходными. Возвратные глаголы - непереходные

наклонение глагола

изъявительное   условное   повелительное

    говорил              говорила бы        говори

  читает            читал             прочитает

глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы –ть (думать),

-ти (нести) и бессуфиксальную форму (беречь, печь)

НЕ с глаголами пишется раздельно!

   В настоящем и будущем времени изменяются по числам, лицам.

  В прошедшем времени изменяются по числам, родам (в единственном числе)

глаголы будущего времени образуют форму будущего простого времени от глаголов совершенного вида (поиграю) и форму будущего сложного времени от глаголов несовершенного вида

(буду играть).

I спряжение                  II спряжение

веду, клюют                    кричу, летят

разноспрягаемые – это глаголы, которые при спряжении имеют окончание то 

I спряжения, то II спряжения

(хотеть, есть, дать, бежать) 

глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), - безличные: светает, знобит, нездоровится, смеркается. 

глаголы - исключения

I спряжение

II спряжение

брить, стелить, зиждиться

смотреть, видеть, обидеть, вертеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, слышать, дышать, держать, гнать

морфологический разбор глагола

порядок разбора

I. Определи часть речи (что обозначает, на какой вопрос отвечает).

Начальная форма (неопределенная форма глагола).

II. Укажи:

  1.  вид, спряжение, переходность, возвратность,
  2.  наклонение, время,
  3.  лицо и число (в настоящем или будущем времени)
  4.  число и род (в единственном числе прошедшего времени)

III. Синтаксическая роль в предложении.

образец разбора

Весной степь пестреет цветами.

I. Пестреет – глаг. (что делает?); н.ф. – пестреть;

II. несов. вид, I спр., неперех., невозвр.; в изъяв. накл., наст.вр., 3 лицо, ед.ч.,

III. В предложении является сказуемым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для учащихся по теме Признаки имени прилагательного

ПРИЗНАКИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГОРОД ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХЧИСЛО ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ- склонение имен прилагательных в единственном числе- склонение имен прилагательных во множественном числеМорфологич...

Памятка для учащихся по теме Признаки имени существительного

ПРИЗНАКИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГОПОСТОЯННЫЕНЕПОСТОЯННЫЕ- три «ОПАСНЫХ» падежа Склонение имен существительных...

Памятка для учащихся по теме Местоимение

МЕСТОИМЕНИЕ – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак и количество, но не называет их....

Памятка для учащихся по теме Словообразование

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (морфемика) – раздел науки о языке, который изучает строение слов....

Памятка для учащихся по теме Морфология

МОРФОЛОГИЯ – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи....