Корень слова. Однокоренные слова.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Ахметова Расуля Радулевна

Урок по русскому языку в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koren_slova._odnokorennye_slova.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Цель:

1. Ознакомить с признаками родственных однокоренных слов.

2. Развивать умение сравнивать слова. Подбирать однокоренные.

3. Учить выделять общую часть родственных слов.

4. Способствовать развитию речи учащихся.

5. Формировать орфографическую зоркость.

6. Развивать устную и письменную речь.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

      II. Чистописание.

      а)    Сс

         -  Дайте характеристику звуку.

         + согл., глух., твердый или мягкий.

          - Сегодня мы вспомним, как правильно соединять эту букву с другими буквами.

      б)   са  сд сб ся со см сл

      III.   Словарно-орфографическая работа.

      1) Картинный словарь.(запись слов по очереди у доски)

Сорока, собака, сахар, мебель, стакан, восемь.

      2) Вопросы.

Что записали вы? (слова)

На какие вопросы отвечают эти слова? (на вопросы КТО? ЧТО?)

Что общего  Что обозначают эти слова? (слова обозначают предмет)

Как убедиться в том, что мы вставили правильно буквы?( Проверить написание этих слов по словарю)

IV. Введение в новый раздел.

 --Как вы думаете, почему некоторые буквы подчеркнуты? Что заметили?(если их соединить, то получится слово)

--Какое это слово? (КОРЕНЬ)

      V. Сообщение цели.

- Какая же тема нашего урока?

 (КОРЕНЬ СЛОВА)

( название темы прикрепляется на доске)

- Что мы должны выяснить на уроке?   УЗНАТЬ О КОРНЕ

                                                                   НАХОДИТЬ КОРЕНЬ

                                                                   ВЫДЕЛЯТЬ КОРЕНЬ

VI. Изучение нового материала. (Слайд)

1) Учитель зачитывает отрывок из рассказа К.Паустовского.

« Родник родит речку, а река льется-льется через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, Родина, народ. Все эти слова как бы родня.»

2) Слово учителя.                      

(на доске)

Родник Родина народ родня

- сравните их и скажите, что в них общего?  ( -род-)

- что можно сказать о значении данных слов? ( данные слова близки по значению)

- как называются эти слова? ( РОДСТВЕННЫМИ)       (слайд)

- докажите (Слова, которые имеют общую часть и близки по значению, называются РОДСТВЕННЫЕ)

- как обозначим общую часть в словах?( «выделим корень»              )

- от какого корня образовались все эти слова? ( -род-)

- подумайте, МОЖНО дать другое название словам, образованные от одного и того же корня? (однокоренные)

3) Чтение правила. с. 25.

4) Вывод.( Чтение слайда)

VII. Упражнения с целью развития умения  распознавать однокоренные слова и выделять в них корень.

1.Устное упражнение 2, с.25.

2. Упражнение 3, с.25.

Списать цепочки однокоренных слов. Выделить в них корень.

3. Игра «Третий лишний»    (Слайд)

4. Подбери и запиши.     (Слайд)

Записать родственные слова: -лес-, -сад-, -гриб-.

5. Упражнение 4.

Выписать однокоренные слова с корнем –мыш-, обозначить корень.

6. Работа в парах//развитие речи.

-Перед вами конверт.

Из данных предложений составьте связный текст.

Снег укрыл пни и кусты.

Вот сугроб.

Утром выпал первый снежок.

Там спит медведь.

- Прочитайте получившийся текст.

- Найдите в тексте однокоренные слова, докажите.

- Выделите корень.

- Что вы заметили?( согласные в корне чередуются)

Вывод: при образовании однокоренных слов в корне слова может происходить чередование согласных звуков.  Г/Ж

VIII. Обобщение.

-Какую цель ставили? (узнать, найти, выделять корень в словах)

- О чем говорили на уроке по плану:

а) что такое родственные слова?

б) как называется общая часть родственных слов?

в) как по-другому можно назвать родственные слова?

г) как пишутся корни в однокоренных словах?

д) что может происходить с согласными звуками в корне слова?

КАКОГО ДОСТИГЛИ РЕЗУЛЬТАТА?

ИТОГ. НАМ ПОМОГЛИ: ВЕРА В СВОИ СИЛЫ, ВНИМАНИЕ, ВЗАИМОПОМОЩЬ.

Д/З.

Упражнение 5, с 27.

Конспект урока по русскому языку.

Корень.

 Однокоренные слова.

Провела учитель                                                                                                                                                                                                                                                                                                     начальных классов

Ахметова Р. Р.

2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)

Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...