«Поговорим подробнее о роде и числе имен существительных и прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
- На уроке мы будем работать над определением рода и числа имен существительных и прилагательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_v_3-m_klasse.doc | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 3-м классе на тему: «Поговорим подробнее о роде и числе имен существительных и прилагательных»
Упорова Олеся Юрьевна, учитель начальных классов
Тип урока – урок комбинированный.
Программа под редакцией М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» 3-й класс
Характеристика исходного уровня ЗУНов для постановки целей, усвоения учащимися материала.
Логика распределения учебного материала при изучении темы определяется следующими целями обучения:
- углубление полученных ранее знаний,
- обобщение материала и переход на новый качественный уровень его осмысления,
- ликвидация пробелов в той или иной области знаний, умений и навыков,
- дальнейшее развитие познавательных творческих интересов учащихся,
- реализация творческого потенциала через совершенствование навыков работы с текстом.
В результате изучения темы у ребят должно сформироваться:
- развивать умение находить имена существительные и прилагательные;
- умение находить зависимость рода прилагательного от существительного;
- находить «командующее» имя существительное, связывать имена прилагательные с именами существительными;
- формировать умение выбирать буквы в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов.
На предыдущих уроках была проведена работа по повторению и сопоставлению частей речи, расширялись представления третьеклассников о тех семантических группах слов, которые относятся к именам существительным, а также учитель развивал умение определять род имени существительного и прилагательного.
Система заданий, формы и приёмы работы на уроке определяются высоким уровнем развития большинства учащихся, хорошей гибкостью мышления, развитием всех видов внимания. Дифференцированный подход к учащимся позволяет надеяться на получение хороших результатов в процессе работы.
Цели и задачи урока:
- Образовательная: наблюдать над признаками имен прилагательных, их ролью в речи; наблюдать за связью имен существительных и прилагательных; обучать выбору букв в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов; наблюдать за изменением имен прилагательных по родам и числам.
- Развивающая: развивать умение находить имена существительные и прилагательные; развитие умения находить «командующее» имя существительное; связывать имена прилагательные с именами существительными; развивать речь учащихся; обогащать их словарный запас.
- Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, его богатству; желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно. Воспитывать уважение к родной природе и мастерству писателя, потребность в их изучении.
Оборудование: карточки к словарным словам, картинки леса и подснежников, плакат алгоритма, таблица с окончаниями и вопросами имен прилагательных.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Я рада вновь видеть ваши глаза, улыбки. Покажите и вы мне, с каким настроением начинаете наш урок. (Дети поднимают «личико»).
Орешек знаний твёрд,
Но всё же, мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Этот урок, девиз которого:
«Хочу всё знать!»
2. Чистописание
Языком не торопись, а торопись делом.
3. Словарная работа
- Какие безударные гласные пропущены в словарных словах?
- Какой частью речи являются слова с пропущенными окончаниями? Как определили?
- Что нам поможет определить окончания у прилагательных?
(Вопрос.)
- Запишите, раскрывая скобки, сочетания слов с вопросами. Как определить род прилагательных? Выделите окончания.
- Какое слово является "командующим"?
- Какова последовательность действий при определении окончания прилагательного?
На доску вывешивается плакат с последовательностью действий:
- Подумайте, когда пишется окончание –ая, а когда –яя?
- Понаблюдайте, когда пишется окончание – ое, а когда – ее?
- Когда пишется – ый, а когда – ий?
- Сделайте вывод. Выделите основу.
4. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем работать над определением рода и числа имен существительных и прилагательных.
Учитель вывешивает на доску таблицу с окончаниями и вопросами имен прилагательных.
Откройте учебник на стр. 57, познакомьтесь с выводами авторов упр. 488 – выводы совпали?
5. Работа с учебником
Выполнение задания упр. 489, стр. 57.
- Объясните постановку окончания в слове «свежий».
- Познакомьтесь с заданием.
- Выполнение упр. 490.
- Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в постановке окончания у прилагательного?
- Составление алгоритма действий.
1) Найти существительное, от которого зависит прилагательное.
2) Отметить существительное знаком «х».
3) Задать вопрос от существительного к прилагательному.
4) Выяснить окончание в вопросе.
5) Записать соответствующее окончание прилагательному.
6) Помнить о несовпадении окончаний в мужском роде.
(Исходя из ответов детей, учитель на доске составляет краткую схему действий.)
Дети выполняют задание в тетрадях.
6.Физкультминутка
Гимнастика для отдыха глаз.
1. И. п. – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, затем открыть глаза на 3-5 с. Повторить 5-7 раз.
2. И. п. – стоя. Смотреть перед собой 2-3 с, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 с, опустить руку. Повторить 5-6 раз.
7. Работа коллективная
Прочитай текст.
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт.
( А.К. Толстой)
Снег (какой?) последний. Имя существительное употреблено в форме единственного числа, мужского рода и прилагательное последний – тоже в форме единственного числа, мужского рода. Также идет наблюдение над словосочетаниями теплый пар, кувшинчик синий, юный лес, зелёный дым, теплые грозы. Именно этими словами рисует картину ранней весны – весенний пейзаж.
Спишите из текста словосочетания сущ + прил.
Закрыли глаза. Представим, что оказались в весеннем лесу, свежий запах молодой зелени наполняет все пространство вокруг. Звонкое пение птиц заставляет остановиться и прислушаться, давайте подышим глубоко, остановим время на мгновение, услышим пробуждение природы, веселое журчание ручья. И с хорошим настроением вернемся на урок.
А теперь в группах понаблюдаем за тем, как изменяются имена прилагательные и сравним с именем существительным. Данные занесем в таблицу.
Часть речи | Изменение по родам | Изменение по числам |
Имя существительное | – | + |
Имя прилагательное | + | + |
Подснежник похож по форме на кувшинчик, поэтому словосочетание синий кувшинчик позволяет ярче представить себе, как выглядит этот цветок.
Почему весенний лес назван юным, а молодая листва – это зеленый дым?
Что объединяет эти слова? Это слова синонимы.
Из толкового словаря:
Молодой, -ая, -ое, -ые:
- Живущий ещё недолго, не достигший среднего возраста.
- Возникший, появившийся, приготовленный недавно.
- Свойственное людям, не достигшим среднего возраста.
Юный:
- Молодой, очень молодой.
- Свойственный молодому..
8. Подведение итогов урока.
Как определить род и число существительного?
Как определить род и число прилагательного?
Какова последовательность действий при определении окончания прилагательного?
9. Домашнее задание.
Выполнить задание № 491.
(больш□)
с*сулька
б * реза
(стройн □)
с * лнце
(ярк □)
(шустр □)
в * р * бей
Х
Х
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе по теме "Определение рода и числа имен существительных"
Цель урока: Обеспечить в ходе урока закрепление умения определять род и число имени существительного. На данном уроке используется прием работы в группах....
Определение рода и числа имен существительных.
План проведения урока русского языка в 3 классе.Тема урока: Определение рода и числа имен существительных.Цель урока:Обеспечить в ходе урока закрепление умения определять род и число имени существител...
Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»
Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...
Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.»
Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.», УМК ГАРМОНИЯ, 3 класс...
Определение рода и числа имен существительных
Разработка урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа 2100"...
Урок русского языка в 3 классе по теме «Поговорим подробнее о роде и числе имён: существительных и прилагательных»
Для достижения поставленной цели урока использовались различные формы организации деятельности учащихся: фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа, занимательный материал. На протяжении всег...
Урок русского языка "Поговорим подробнее о роде, числе имен существительных и прилагательных."
Урок русского языка на тему: "Поговорим подробнее о роде, числе имен существительных и прилагательных."...