Тема: "Однокоренные слова" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Тарасова Ольга Алексеевна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnokorennye_slova_3_klass_urok.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Сновицкая средняя общеобразовательная школа».

Урок русского языка по теме:

«Однокоренные слова».

3 класс

Проводила: Тарасова Ольга Алексеевна,

учитель I квалификационной категории.

2012  год


Тип урока: закрепление изученного материала.

Цели урока:

  1. Уточнить представление учащихся о признаках однокоренных слов.
  2. Развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.
  3. Воспроизвести знания об одинаковом написании корня в однокоренных словах.
  4. Развивать речь учащихся, мышление, внимание.
  5. Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Оборудование:

  1. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык». Учебник для 3 класса.
  2. Карточки-пароли для игры «Школа разведки».

Ход урока.

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Мобилизующий этап.

- Образуйте группу слов, связанных со словом рыба. (Учитель пишет на доске слово рыба, а далее – его производные в порядке их образования детьми. Дети записывают слова в тетради.)

Назовите одним словом сочетание:

Небольшая, мелкая рыба (рыбка, рыбешка).

Рыбная ловля (рыбалка).

Человек, занимающийся рыбной ловлей (рыбак).

Ловить рыбу (рыбачить).

III. Формулирование учащимися темы и целей урока.

- Сформулируйте тему урока, опираясь на полученный ряд слов. (Тема урока «Однокоренные слова».)

- Используя опорную запись, сформулируйте цели урока.

Цели:

1. вспомнить, …  … ОС;

2. уточнить … ОС;

3. учиться …ОС ….

(Цели урока: вспомнить, что такое однокоренные слова; уточнить признаки однокоренных слов; учиться распознавать однокоренные слова в тексте.)

- Приступим к реализации целей урока.

IV. Актуализация знаний.

Проводится игра «Школа разведки». Выбираются 2 генерала-разведчика, которые получают секретные карточки-задания. (1-е задание: собрать однокоренные слова к слову гора; 2-е задание: собрать однокоренные слова к слову холод.) Остальные дети получают карточки-пароли: горевать, гористый, пригорок, горка, холодный, холодильник, морозный, холодок.

- Почему остались невыбранными дети с карточками горевать, морозный? (Слово горевать имеет другое значение, а слово морозный – другой корень.)

- Какие же слова называются однокоренными? (Работа с правилом.)

- Запишите любую группу однокоренных слов, выделите корень. Определите «лишнее» слово в вашей группе и обоснуйте правильность выбора. (Гористый, холодный - прилагательные, остальные – существительные.)

 VI. Физкультминутка.

- На доске написаны пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.

лес   лесник                 стена    гвоздь               река   плот                   кот    котик

сад   садовый              поле   полюшко            дом   домашний              гриб   грибной

дом   дым                   обед   стол

V. Закрепление учебного материала.

1. Упражнение в распознавании однокоренных слов. Определение, какими частями речи является каждое из них. Воспроизведение знаний об одинаковом написании корня в однокоренных словах (учебник, упр. 108).

2. Выполнение Упр.110.Распознавание в тексте однокоренных слов. Работа со словарным словом картофель. (Выяснение значения слова: 1) огородное растение, овощ; 2) подземные корни этого растения, употребляемые в пищу,  - клубни картофеля.) Нахождение в тексте других слов с непроверяемыми орфограммами.

VII. Домашнее задание.

Выписать из словаря однокоренных слов в учебнике любую группу слов и указать, какой частью речи является каждое из однокоренных слов.

VIII. Итог урока.

- Что такое однокоренные слова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по тема "Однокоренные слова" 2 класс

Проверочная работа по русскому языку по теме "Однокоренные слова" УМК "Школа России" 2 класс......

мастер-класс на тему "Однокоренные слова" 3 класс

мастер-класс на тему "Однокоренные слова" на конкурс "Учитель года"...

Проверочная работа по теме "Однокоренные слова" 2 класс, ОС "Школа 2100".

Проверочная работа по русскому языку выполнена в программе Notebook. Может быть использована как фрагмент  урока на этапе закрепления знаний или как самостоятельная работа....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Однокоренные слова", 4 класс

Данная разратботка урока русского языка с элементами обучающих и логических структур сингапурского метода обучения. Применение этих структур даёт большие возможности для организации эффективной учебно...

Методическая разработка технологической карты урока русского языка по теме: Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта урока включает в себяподробное  описание содержания деятельности учителя и обучающегося. Содержит дополнительный материал к уроку.Также на уроке используется прентация к ска...

Урок русского языка по теме "Однокоренные слова." 2 класс

Урок русского языка «Повторение понятий корень, однокоренные слова» проводится во втором классе при изучении раздела «Части слова. Корень.»  на завершающем этапе обучения. Урок построен с ис...

Карточка по теме "Однокоренные слова " 2 класс

Данный материал служит для закрепления изученной темы....