Опорные таблицы
материал по русскому языку (3 класс) по теме

Карнозова Наиля Наилевна

Опорные таблицы рекомендуются для изучения и закрепления учебного материала. Таблицы могут быть использованы на уроке в качестве опорных схем, а также рекомендуются в качестве справочника грамматики русского языка для работы с детьми дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opornye_tablicy.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

ОПОРНЫЕ ТАБЛИЦЫ

по русскому языку для начальных классов

    Опорные таблицы рекомендуются для изучения и закрепления учебного материала, направленного на развитие зрительной памяти.

Таблицы могут быть использованы на уроке в качестве опорных схем и наглядного материала, а так же рекомендуется в качестве справочника грамматики русского языка для работы с детьми дома.

Необходимость таблиц обусловлена тем, что:

во-первых, они помогают систематизировать наблюдаемый материал;

во-вторых, облегчают ученикам поиск правильного ответа на вопрос учителя;

в-третьих, обращение к одной и той же таблице на разных этапах усвоения, постепенное дополнение её новыми данными способствует более прочному запоминанию учебного материала.

      ОРФОГРАММЫ (Орфография – правильное написание слов)

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу                                       лужи, шина, чай,

                                                                                                роща, щука, чужой

Сочетания чк, чн                                                                  ночка, ручной

Большая буква в именах собственных                                   Москва, Волга,

                                                                                                   Саша, Дружок

Мягкий знак – показатель мягкости согласных                   гусь, пальма

Разделительный  Ь мягкий знак                                             вьюга, ручьи

Мягкий знак (Ь) после шипящих в конце                             ночь – ж.р.

имен существительных женского рода                                луч – м.р.

Разделительный Ъ твердый знак                                           въезд, объяснение                  

Двойные согласные                                                                класс, ванна, Алла  

Непроверяемые безударные гласные                                   заяц ,берёза ,пенал

Проверяемые безударные гласные  а, о, и, е, я                   вода – воды

Парные звонкие и глухие согласные б в  г  д ж з                дуб – дубы

                                                              п ф к т ш с               ложка - ложечка

Непроизносимые согласные л,в,д,т (-стн-, -сн-)              солнце - солнышко

Правописание приставок и предлогов                                  зашёл за другом

                                                                                                   слез с дерева

НЕ с глаголами                                                                        не спеши

Безударные гласные в окончаниях существительных         по дорожке

Безударные гласные в окончаниях прилагательных           в зимнем лесу   

Безударные гласные в окончаниях глаголов                       лает, смотрит

Правописание –тся,  -ться в глаголах                                   мыться, моется

  1. Найди  в слове «опасное место»
  2. Определи орфограмму
  3. Вспомни правило, проверь написание слова
  4. Запиши слово правильно

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


ПОДЛЕЖАЩЕЕ     О ком или о чём говорится в предложении?       КТО? ЧТО?

СКАЗУЕМОЕ          Что говорится о подлежащем?                             ЧТО ДЕЛАЕТ?

                                 Птицы улетают на юг.

                                         

СОСТАВ СЛОВА

                      3


ПРИСТАВКА

   

      образует

   новые слова

                              2

       

         КОРЕНЬ


главная часть слова

                                 4

     

      СУФФИКС

         

            образует

         новые слова

                                1


     ОКОНЧАНИЕ

   

     служит для связи

   слов в предложении

ЧАСТИ РЕЧИ

                ИМЯ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

                     ИМЯ

       ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ


                    ГЛАГОЛ


        ПРЕДЛОГ


  название предмета


        КТО? ЧТО?


 

    кошка, стол


     признак предмета


     КАКОЙ? КАКАЯ?

     КАКОЕ? КАКИЕ?           


     большой, синяя


      действие предмета


      ЧТО ДЕЛАТЬ?

      ЧТО СДЕЛАТЬ?


   решать, списать


     служит для

      связи слов

за, на, над

от, по, об, со, про, под,

с, у, из, в и др.

РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

     

         ЖЕНСКИЙ РОД
   

          ОНА  МОЯ


    девочка, земля

             

             МУЖСКОЙ РОД


                      ОН МОЙ


      мальчик, автобус

               

                 СРЕДНИЙ РОД


                        ОНО МОЁ


         яблоко, озеро

РОД ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

                     ЕДИНСТВЕННОЕ                        ЧИСЛО

     МНОЖЕСТВЕННОЕ  

                ЧИСЛО

МУЖСКОЙ РОД

     ЖЕНСКИЙ РОД

        СРЕДНИЙ РОД

     какой?

-ой, -ый, -ий

   золотой

     алый

    синий

         какая?

        -ая, -яя

       золотая

          алая

        синяя

          какое?

         -ое, -ее

        золотое

          алое

         синее

           какие?

         -ие, -ые

        золотые

         алые

        синие

ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

          сущ.,  мест.

    Подлежащее


кто? что?                          

    ______________

              гл.

    Сказуемое


что делает?   что сделает?

    ______________

            прил.

   Определение


какой?   чей? и другие


        сущ.,  мест.

   Дополнение


вопросы косвенных падежей

   _  _  _   _  _  _

         сущ.,  наречие

  Обстоятельство

      места – где? куда? откуда?

времени -  когда?

образа действия – как?


  _ . __ . __ . __

ПАДЕЖИ

     Именительный

это                          кто?    что?

предлогов не бывает

     Родительный

нет                          кого?   чего?

без, у, от, до, с, из, около

     Дательный

дать                        кому?  чему?

           к, по

    Винительный

вижу                       кого?   что?

на, в, во, за, про, под

   Творительный

доволен                  кем?    чем?

с, за, под, перед, над

   Предложный

говорить             о ком?   о чём?

о, об, в, на, при

  1 скл.

  2 скл.

  3 скл.


Ж.р.  

М.р.  


М.р. -  ,  -ь

С.р.  -о,  -е


Ж.р. - ь

падеж

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

Д.п.

П.п.

 - И

 - Е

 - Е

     -

     -

   - Е

   -И

   -И

   -И

           СКЛОНЕНИЕ                                                     ПАДЕЖНЫЕ                           СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ                                       ОКОНЧАНИЯ   СУЩ.                                                                      

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

  1. Поставить глагол в н.ф. (что делать? что сделать?)
  2. Посмотреть на гласную перед -ть

                I спряжение

                       II спряжение

Глаголы-исключения: брить, стелить


- ать  !             - ять      лаять

- еть  !                           блеять

- оть                              сеять       

 -уть                              веять

- ыть                             таять

                                      надеяться

                                     кашлять и др.

                             - ить

 

Глаголы - исключения:

 4 гл. – ать:        слышать, дышать,

                             держать, гнать;

 7 гл. – еть:        смотреть, видеть,

                            обидеть, ненавидеть,

                           зависеть, терпеть, вертеть.

                                         

ед.ч.                       мн. ч.

ед.ч.                       мн. ч.

.

2л.

3л.

– у, -ю                      - ем

– ешь                       - ете

– ет                         - ют, -ут

.

2л.

3л.

– у, -ю                      - им

– ишь                       - ите

– ит                         - ат, -ят

ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

          сущ.,  мест.

    Подлежащее


кто? что?                          


     гл., сущ., прил.

    Сказуемое

       что делает?   что сделает?

что (кто) это такое?   каков?  


            прил.

   Определение


какой?   чей? и другие


        сущ.,  мест.

   Дополнение


вопросы косвенных падежей


         сущ.,  наречие

  Обстоятельство

      места – где? куда? откуда?

времени -  когда?

образа действия – как?



ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

 По цели высказывания:


повествовательное

побудительное

вопросительное

 По интонации:

восклицательное

невосклицательное

 По наличию главных членов:

простое, сложное

односоставное, двусоставное

 По наличию второстепенных членов:

распространенное

нераспространенное      

Осложненное или неосложненное:

однородные члены 

обращение                                  

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

       Прямая речь после слов автора

         Прямая речь перед словами автора

А: ,,П.”

А: ,,П?”

А: ,,П!”

,,П,” – а.

,,П?” – а.

,,П!” – а.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол


1. Часть речи.


2. Морфологические признаки:

Н.ф. (И.п., ед.ч. – кто? что?).

Постоянные признаки:

собственное или нарицательное;

одушевленное или неодушевленное;

род; склонение.

Непостоянные признаки:

падеж; число.


3.  Синтаксическая роль:

Подлежащее. Сказуемое.

Дополнение. Обстоятельство.


1. Часть речи


2. Морфологические признаки:

Н.ф. (И.п., ед.ч., м. р. – какой?)


Постоянные признаки:

( пока не знакомы).


Непостоянные признаки:

число, род (в ед.ч.), падеж.


3.  Синтаксическая роль:

Сказуемое. Определение.


1. Часть речи


2. Морфологические признаки:

Н.ф. (неопределенная форма –

что делать? что сделать?)

Постоянные признаки:

совершенный или несовершенный вид; спряжение.

Непостоянные признаки:

число, время, лицо (если есть),

 род (если есть).

3.  Синтаксическая роль:

Сказуемое.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Гласные

                                       Согласные          (сонорные)

А  О  Э  У  Ы      – обозначают  твердость согласного звука

Я  Ё   Е  Ю И      – обозначают  мягкость согласного звука

Б  В  Г  Д  Ж  З

П Ф  К  Т  Ш С

Л    М    Н    Р    Й

Х    Ц    Ч   Щ

- звонкие

- глухие 


10 гласных букв

6 гласных звуков   [ а, о, у, э, ы, и ]

       

        Буквы  Я  Е  Ё  Ю –

        своего звука не имеют !!!


1.Буквы Я,       Е,      Ё,      Ю обозначают два звука  

        [й’а]    [й’э]   [й’о]  [й’у] :

  1. в начале слова                       яма [й’а м а]
  2. после гласной                       лает [л а й’э т]
  3. после Ь или Ъ знаков           лью [л’й’ у]

                                                  съем [с й’э м]


2. Буквы Я, Е, Ё, Ю  после согласных обозначают    мягкость согласного и один звук:

        мяч [м’ а ч]           салют [с а л’ у т]

         лён [л’ о н]            дверь   [д в’ э р’]

парные

непарные


Всегда мягкие   – Й’, Ч’, Щ’.

Всегда твердые – Ж, Ш, Ц.

Не имеют звука – Ь, Ъ.


[ звук]

гласный                                 согласный

          ударный - безударный             парный – непарный

                                              звонкий – глухой

                                                    твёрдый – мягкий ( ’ )


ОБРАЗЕЦ:     союз – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков;

  с    [с] – согл., пар., глух., тв.;

                                     о    [а] – глас., безуд.;

     ю   [й’] – согл., cонорный, мяг.;

                                            [у] – гл., удар.;

  з    [с] –  согл., пар., глух., тв.

ВИДЫ РАЗБОРОВ

1 – фонетический разбор  

  1. Выдели слоги.
  2. Покажи место ударения.
  3. Дай характеристику всем звукам по порядку.
  4. Подсчитай количество звуков и букв.

2 – морфемный разбор (разбор по составу)

  1. Определи слово как часть речи.
  2. Найди окончание и определи его значение.
  3. Укажи основу слова.
  4. Путем подбора однокоренных слов выдели в слове корень.
  5. Выдели приставки и суффиксы (если они есть).

3 – морфологический разбор (указать признаки слова как части речи)

Имя существительное


Имя прилагательное

Глагол

1. Часть речи.

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (И.п., ед.ч. – кто? что?).

Постоянные признаки:

собственное или нарицательное;

одушевленное или неодушевленное;

род; склонение.

Непостоянные признаки:

падеж; число.


3.  Синтаксическая роль:

Подлежащее. Сказуемое.

Дополнение. Обстоятельство.

1. Часть речи

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (И.п., ед.ч., м. р. – какой?)


Постоянные признаки:

( пока не знакомы).


Непостоянные признаки:

число, род (в ед.ч.), падеж.


3.  Синтаксическая роль:

Сказуемое. Определение.

1. Часть речи

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (неопределенная форма –

что делать? что сделать?)

Постоянные признаки:

совершенный или несовершенный вид; спряжение.

Непостоянные признаки:

число, время, лицо (если есть),

 род (если есть).

3.  Синтаксическая роль:

Сказуемое.

4 – синтаксический разбор предложения

  1. Подчеркни грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое). Укажи, какой частью речи они выражены.
  2. Подчеркни второстепенные члены предложения. Укажи, какой частью речи они выражены.
  3. В скобках запиши характеристику данного предложения:

 По цели высказывания:


повествовательное

побудительное

вопросительное

 По интонации:

восклицательное – невосклицательное

 По наличию главных членов:

                    простое, сложное

         односоставное, двусоставное

 По наличию второстепенных членов:

распространенное -  нераспространенное      

Осложненное или неосложненное:

однородные члены,  обращение                                  

5 – орфографический разбор

  1. Подчеркни одной чертой орфограммы.
  2. Выдели часть слова, в которой находится орфограмма.
  3. Сформулируй орфографическое правило, объясняющее данное правописание.

Правописание безударных гласных в  окончаниях

                                                                                                                

Определи часть речи.   

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п. кого? чего?

Д.п. кому? чему?

П.п. о ком? о чём?







                                                                                                                                                                 Имя существительное                                                                                                                         1.Определи склонение.

2.Определи падеж.      

     

     

    Сущ. на    –ия (ж.р.)   Р.п., Д.п., П.п.         – И

                     - ий (м.р.)   П.п.                          – И

                     - ие (с.р.)    П.п.                          – И

                     - мя             Р.п., Д.п., П.п.         – И  

       

Имя прилагательное

 1. Задай вопрос от существительного к прилагательному.

 2. Смотри на окончание вопроса прилагательного.                                                                                   

 3. Вспомни, какие буквы «дружат»

                               А-Я   (ая-яя)

                              О-Е   (ое-ее,  ого-его,  ом-ем,  ому-ему)

                             И-Ы  (ие-ые,  им-ым,  их-ых,  ими-ыми)

                            У-Ю  (ую-юю)

 Если слово отвечает на вопрос  какой?, будь внимателен!!!

                                                                                                 

                                   м.р. –ий (-ой, -ый)   ж.р. -ей         

                                                                                                                                                                                            

                                                                                                    

  Глагол                                                                                       

 1. Определи спряжение глагола (поставь в н.ф. что делать? что сделать?)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                 

   I спряжение                                                 II спряжение

ед.ч.               мн.ч.                                         ед.ч.               мн.ч.                                                                                                                 

я      -у(-ю)     мы  -ем                                      я     -у(-ю)      мы    -им                                                                                                  

ты    -ешь       вы  -ете                                   ты    -ишь       вы    -ите                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

он                   они -ут,( -ют)                         он                   они  -ат,(-ят)

она  -ет                                                           она   -ит

оно                                                                   оно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные таблицы по математике

Презентация  содержит  опорные  таблицы по  основным  разделам  программы  4  класса.  Можно использовать  в  процессе  урока (как  пам...

Опорные таблицы по русскому языку

Презентация  содержит  опорные  таблицы по  основным  разделам  программы  4  класса.  Можно использовать  в  процессе  урока (как  пам...

Однородные члены предложения. опорная таблица. 4 класс

на опорной таблице представлено правило "Знаки препинания в предложениях с однородными членами". таблица предназначена для урока русского языка в 4 классе....

Опорные таблицы

Опорные таблицы для уроков математике 4 класс в помощь учителю при решении задач на движение, при изучении тем: "Луч", "Порядок действий", "Таблица единиц длины", "Единицв площади", "Углы", "Доли и др...

"Имя существительное" (создание опорной таблицы) 2 класс

Обобщение и составление таблицы по теме "Имя существительное" (3 класс)...

Урок литературного чтения в 3 классе на тему: "Научно-познавательный и художественный тексты" (проектная деятельность: создание опорной таблицы по теме)

Урок обобщения и систематизации изученного материала в разделе "Люби живое"I.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.Сегодня у нас будет урок проектной деятельности. Для этого вы пере...

Опорная таблица по моделированию учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Данный материал несомненно поможет учителю начальных классов граммотно обозначить образовательные задачи этапов урока; определить УУД, формируемые на каждом этапе урока; использовать оптимальные...