Дидактические материалы по русскому языку 1-4 классы
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Данный материал можно использовать как на уроках изучения нового материала, так и на уроках закрепления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_po_russkomu_yazyk1.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактический материал по русскому языку
- Перфокарты (1 кл.). Вставь в окошки пропущенные буквы.
з | в | о | д |
г | о | р | д |
п | р | у | д |
л | п | а | т | л |
р | б | о | т | а |
д | р | о | г | а |
г | о | р | д |
м | р | о | з |
в | г | о | н |
с | б | а | к | а |
м | л | к | о |
л | п | а | т | а |
- Перфокарты (1 кл.). Образуй существительное, добавив одну букву в начале, в конце или в середине слова.
1)Река – … 2) Корова - … 3) Верста - …
рыба – … рука - … кошка - …
село – … враг - … зал - …
пуд – … печень - … газ - …
роль – … гость - … блок - …
4) Вдох - … 5) Розы - … 6) Рот - …
ловец - … зуб - … спор - …
кот - … земля - … арка - …
банк - … сила - … баня - …
моря - … длина - … дача - …
- Перфокарты (2 кл.). Впиши пропущенные буквы.
в | р | б | й |
д | в | ч | а |
д | р | в | я |
л | с | ч | а |
м | ш | н | а |
м | д | е | ь |
р | с | к | й |
с | б | о | а |
р | б | ч | й |
с | п | ж | и |
м | л | ч | о |
м | р | з | о |
м | с | в | ч |
п | т | ш | к |
с | б | ч | а |
- Выбери и вставь нужную букву (2 кл.)
Оре(ж,ш)ка, сне(ж,ш)ки, пиро(ж,ш)ки, гла(т,д)кая, доро(ж,ш)ка, ни(с,з)кая, коля(с,з)ка, верблю(д,т), ду(б,т).
Морко(в,ф)ка, яго(т,д)ка, тетра(т,д)ка, клю(ж,ш)ка, ло(д,т)ка, кры(ш,ж)ка, но(ш,ж)ка.
- Вставь пропущенную букву (2кл.)
Обез(ъ,ь)яна, с(ъ,ь)едают, лист(ъ,ь)я, об(ъ,ь)едают.
Дерев(ь,ъ)я, от(ъ,ь)ехать, раз(ъ,ь)ярить, в(ъ,ь)ехать.
- Выпиши слова с разделительным мягким знаком (2кл.).
Руж…ё, колос…я, руч…и, Ил…я, Ил…яс, Мар…ям.
Дерев…я, друз…я, сынов…я, сем…я, звен…я, стул…я.
- Спиши, вставляя в слова сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу (1кл.).
В городе дома боль…е и высокие. Улицы …рокие.
Пришла осень. Улетели чи… и стри… . В саду ти…на.
В камышах кри…т утята. Дети ходили в ро… за …велем.
8. Спиши, вставляя пропущенную букву (2кл.).
Ж…вотные, уш…, груш…, ч…сть, душ…стый, трещ…т,
площ…дка, лыж… .
Стриж…, чиж…, ч…до, ш…повник, кувш…н, туч…, задач…,
ищ…т, рыщ…т.
- Запиши, подчеркни слова-клички животных (1кл.).
Лошадь Зорька везёт сено. Коза Милка пасётся на лугу.
- Спиши, вставляя пропущенные буквы (2кл.).
Ск…ла, с…сна, г…ра, тр…ва, вр…ч.
- Спиши, вставляя нужную букву (3кл.).
Д(о,а )ждливый, св(и,е)стеть, ст(о,а)льной, пл(я,е)сать, зв(о,а)нок, пл(о,а)довитый, скр(и,е)петь, с(и,е)деть на стуле.
- Спиши, исправляя ошибки (2кл.).
Прозрачный лёд, больной зуп, длинный клюф, острый нош, песчаный берек, жестокий морос.
Вокруг деревни дримучий лес. В лису живёт лиса. У неё там
глубокая норка. У лисы тёплая шубка, пушыстый хвост, ост-
рые зупки. В норке спят лесята.
- Спиши, вставляя, где нужно пропущенную букву (2кл.).
Лисич…ка, яич…ный, ч…тение, сшит… пал…то, стакан…чик, сбор…щик, шарман…щик, синич…ка, игрушеч…ный, оч…ки, жвач…ка, читат… пис…мо.
- Выбери нужную букву (2кл.).
(Ц, ц)веток, (К, к)от (В, в)аська, (К, к)укла (С, с)вета, (К, к)озлик (Ш, ш)устрик, (Д, д)има (П, п)ишет.
15. Раскрой скобки, запиши (3кл.).
(До)стать (до)яблока, (за)шёл (за)дом, (за)глянул (за)сарай,
(на)крыл (на)стол, (в)ход (в)метро, (про)читал (про)собаку.
- Вставь пропущенную букву (3кл.).
Перех…дить, веч…ром, уг…дать, уг…стить, загр…знение,
х…л…дильник, ж…мчужный, безг…ловый, кр…кунья,
ж…лтизна, к…фейный, л…бёдушка, м…лчаливый, л…мать.
- Вставь пропущенную букву (3кл.).
Гла…кий, голу…цы, девя…ка, лё…кий, мя…кий, ни…кий,
бе…ство, парке…, пого…ка, плю…, потомо…, президен…,
ло…кий, ре…кость, скорлу…ка, пейза…, у…кий, ло…кач,
сосе…ка, троллейбу…, терра…ка, тра…ка, стри…ка.
- Спиши, вставляя, где нужно пропущенную букву (3кл.).
Поз…ний, праз…ничный, мес…ный, ненас…но, чудес…но, прекрас…но, ус…но, чу…ствительный, трос…ник, безобраз…ный, любез…ный, вес…тник, опас…но, прелес…ный, извес…ный, капус…ный, серьёз…ный.
- Распредели в два столбика (3кл.).
Мелоч…, усач…, репортаж…, роскош…, царевич…, клич…, кирпич…, тиш…, брош…, реч…, врач…, рож…, ноч…, гореч…, морж…, фальш…, королевич…, багаж…, приёмыш… .
- Допиши, определи склонение и падеж существительных (4кл.).
Около вышк…, на качалк…, о ступеньк…, на лилипут…, без
банк…, об юбк…, о собак…, из газировк…, для лягушк…, на
леопард…, в библиотек…, от гордын…, на кристалл…, на
земляник…, к лепёшк…, без извест…, о площадк…, в баш-
н…, без бабушк…, по вырубк…, о танц…, у рощ… .
- Допиши окончания существительных и прилагательных. Определи склонение. (4кл.).
На богатырск… коне, в последн… электричк…, для рабоч… лошад…, через ветвист… дерево, за воздушн… змее…м, о весен… погод…, между дорожн… знаками, из-под кругл… стола, о мудр… решении, в осинов… лес… .
22.Составь и запиши связный текст из деформированных предложений.
Выделенные слова измени по смыслу. Подбери название к тексту.(3кл.)
В, встаёт, туман, зимнем, солнце, холодное.
Изредка, от, деревья, мороз, потрескивают.
Солнце, лес, утреннее, осветило, спящий.
В, послышалось, воздух, щебетание, птиц.
23.Выдели общую часть родственных слов.(3кл.)
Мост, мостовая, мостить, мостик.
Поля, полюшко, полянка, полевой.
Гриб, грибница, грибок, грибной.
24.Подчеркни лишнее слово. Выдели общую часть родственных слов.
(3кл.)
Мороз, мороженое, заморозки, морж.
Друг, подруга, другой, дружище.
Горка, гора, горе, гористый.
25.Напиши по два сложных слова с данными корнями. (3кл.)
-вод- _____________________
-ход- ______________________
-лет-______________________
26.Напиши в два столбика (слова с непроверяемой безударной гласной и
слова с непроверяемой безударной гласной).(3кл.)
Вагон, лошадь, дорога, вожак, заяц, храбрец, квартира, места, карто-
фель, хлопушка.
27.Подчеркни слова, в которых есть сомнительные звонкие или глухие
согласные в корне или на конце слова. Обозначь орфограмму.(3кл.)
Изморозь, вагончик, белый, багаж, увезти, срочный, поезд, салат,
редкий, подружки.
28.Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова. (3кл.)
Поз…няя - ______________
ненас…ная - _______________
со…нце - ________________
грус…ная - ________________
извес…ная - ______________
мес…ный - ________________
чес…ный - ________________
счас…ливый - ______________
звёз…ный - ________________
радос…ный - _______________
29.Вставь подходящие по смыслу слова с непроизносимым согласным
согласным в корне слова.(3кл.)
Грязная узкая _____________ вела на чердак.
Русские солдаты защищают свою Родину __________ и _________ .
Была тихая ____________ ночь.
30.Напиши слова с разделительным твёрдым знаком перед буквами.
(3кл.)
Е ____________________________________________________
Ё ____________________________________________________
Ю ___________________________________________________
Я ____________________________________________________
31.Напиши слова с разделительным твёрдым знаком с приставками.
(3кл.)
Об ___________________________________________________
С ____________________________________________________
Под __________________________________________________
Раз ___________________________________________________
От ___________________________________________________
32.Образуй от данных существительных другие существительные с по-
мощью суффиксов –ик-, -ок-, -онок-, -ёнок-, -чик-, -ник-. Напиши
слова. Выдели суффиксы.(3кл.)
Лес, ёж, слон, глаз, кот.
_________________________________________________________
33.Прочитай. Подчеркни имена прилагательные. Выдели окончания.(3кл.)
Счастье, счастливый, осчастливил. Синий, синеть, синеватый, синева.
Белеет, белый, беленький. Боль, больной, больничный, заболел.
34.Напиши имена прилагательные, близкие по значению.(3кл.)
Знаменитая певица __________________________________________
Старательные ученики ________________________________________
Будничный день ______________________________________________
Влажное бельё ________________________________________________
35.Напиши 3-5 глаголов, которые отвечают на вопрос что делает?(3кл.)
Ученик (что делает?) __________________________________________
Снег (что делает?) _____________________________________________
36.Напиши по два глагола.(3кл.)
Настоящее время: ____________________________________________
Прошедшее время ____________________________________________
Будущее время _______________________________________________
37.Напиши по три слова к каждой части речи: (4кл.)
Имя существительное: _________________________________________
Имя прилагательное: ___________________________________________
Глагол: ______________________________________________________
38.Дополни словосочетания однородными членами.(4кл.)
Пойдите в поле, ___________ , __________ , _____________ .
Скворцы подлетели, __________, _____________ , _____________ .
Носятся по лесным опушкам, ____________ , ____________ , _______ .
Журавли полетали, __________ , ___________ , _____________ .
Птицы – скворцы, ___________ , ___________ , _____________ .
39.Распредели слова в три столбика (1,2,3-е склонения). (4кл.)
Печь, деревня, небо, конь, помидор, радость, крыша, дядя, старость,
лагерь, рыба, сноп, капля, облако, рожь, честь, дорога, полночь, бук-
варь, сеть.
40.Просклоняй в единственном и множественном числе.(4кл.)
И. п. лист, листья
Р. п. _______________________
Д. п. _______________________
В. п. _______________________
Т. п. _______________________
П. п. ________________________
41.Вставь (где нужно) на конце существительных мягкий знак.(4кл.)
Реч…, врач…, вещ…, сторож…,ноч…, мыш…, лож…, багаж…, чер-
тёж…, глуш…, плащ…, товарищ… .
42.Напиши слова в нужном падеже. Обозначь падеж.(4кл.)
Ребята видели в лесу (сова) ______________ .
На (верхушка берёза) _____________________ кричал грач.
Мама купила в (касса) ____________ билет.
Привольно весной (зверь) ___________ в (лес) __________ , (птица)
_________ , (бабочка) ______________ в (траве) ____________ .
43.Составь словосочетания, обозначь падежи существительных.(4кл.)
Смотрит, на, голубь - ________________________________
Летит, в, самолёт - ___________________________________
Рисунок, в, альбом - __________________________________
Метит, в, забор - _____________________________________
Видит, карась - ______________________________________
Узнал, о, встрече - ___________________________________
Побежал, по, дороге - ________________________________
44.Напиши слова в родительном падеже множественного числа.(4кл.)
Помидоры - _______________________
апельсины - _______________________
чулки - ___________________________
сапоги - __________________________
ботинки - _________________________
килограммы - ______________________
валенки - __________________________
яблоки - ___________________________
45.Напиши местоимения в нужном падеже.(4кл.)
(Я) _______ было лет шесть, а брату около двадцати. Он брал (я) ____
в лес за грибами. У (мы) ______ была большая корзина. Под каждым
деревом (мы) ________ ждали грибки. Лес был для (я) любимым
местом.
46.Напиши рассказ о маме. Употреби в предложениях местоимения 3-го
лица в предложном и дательном падежах.(4кл.)
47.Укажи время, число, род глаголов.(4кл.)
Везли - ________________________
Споёте - ________________________
Бегут - _________________________
Замёрзла - ______________________
Напишешь - _____________________
Промок - ________________________
Рисует - _________________________
Ходил - _________________________
48.Напиши окончания глаголов 1 и 2 спряжений.(4кл.)
1-е спряжение _________________________________________
2-е спряжение _________________________________________
49.Определи спряжение, лицо и число глаголов.(4кл.)
Сидит - ____________________________________
Пьют - _____________________________________
Плывёт - ___________________________________
Молчит - ___________________________________
Замолчу - ___________________________________
Проползёт - _________________________________
Идите - _____________________________________
Зовёшь - ____________________________________
Сохранит - __________________________________
Летят - _____________________________________
Растёт - _____________________________________
Служат - ____________________________________
50.Найди закономерность и выпиши слова в 3 столбика. Найди лишнее
слово.
Листок, вьюга, написал, яркая, трещат, узкий, быстро, печенье,
болеет, яркий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы по русскому языку для 1 -2 класса
Дидактические материалы по русскому языку для 1-2 класса...
дидактические материалы по русскому языку для начальных классов
дидактические материалы по русскому языку для начальных классов...
Дидактические материалы по русскому языку. 1-2 класс
Дидактические материалы по русскому языку. 1-2 класс...
КОМПЛЕКТ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1 КЛАСС
Комплект дидактических материалов...
Дидактические материалы по русскому языку для повторения во время летних каникул в 3 классе.
Задания для повторения во время летних каникул в 3 классе....
Сборник дидактических материалов по русскому языку для учащихся 4 -х классов. (Составлен на основе текстов художественных произведений писателей Владимирской области)
В сборнике представлены следующие виды дидактических материалов:основные виды диктантов (обучающие, проверочные, творческие – с продолжением по данному началу, зрительные); изложения (обучающие,...