Дидактические материалы по русскому языку 1-4 классы
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Данный материал можно использовать как на уроках изучения нового материала, так и на уроках закрепления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskiy_material_po_russkomu_yazyk1.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал по русскому языку

  1. Перфокарты (1 кл.). Вставь в окошки пропущенные буквы.

     

з

в

о

д

 г

о

р

д

 п

р

у

д

         

л

п

а

т

л

р

б

о

т

а

д

р

о

г

а

г

о

р

д

м

р

о

з

 в

г

о

н

         

с

б

а

к

а

м

л

к

о

л

п

а

т

а

  1. Перфокарты (1 кл.). Образуй существительное, добавив одну букву в начале, в конце или в середине слова.

1)Река – …            2) Корова - …       3) Верста - …

   рыба – …                рука - …                кошка - …

   село – …                 враг - …                зал - …

   пуд – …                  печень - …            газ - …

   роль – …                гость - …               блок - …

4) Вдох - …          5) Розы - …            6) Рот - …

    ловец - …              зуб - …                   спор - …

    кот - …                  земля - …               арка - …

    банк - …               сила - …                 баня - …

    моря - …               длина - …              дача - …

  1. Перфокарты (2 кл.). Впиши пропущенные буквы.

     

в

р

б

й

д

в

ч

а

д

р

в

я

л

с

ч

а

м

ш

н

а

м

д

е

ь

р

с

к

й

с

б

о

а

р

б

ч

й

с

п

ж

и

м

л

ч

о

м

р

з

о

м

с

в

ч

п

т

ш

к

с

б

ч

а

  1. Выбери и вставь нужную букву (2 кл.)

Оре(ж,ш)ка, сне(ж,ш)ки, пиро(ж,ш)ки, гла(т,д)кая, доро(ж,ш)ка, ни(с,з)кая, коля(с,з)ка, верблю(д,т), ду(б,т).


Морко(
в,ф)ка, яго(т,д)ка, тетра(т,д)ка, клю(ж,ш)ка, ло(д,т)ка, кры(ш,ж)ка, но(ш,ж)ка.

  1. Вставь пропущенную букву (2кл.)

Обез(ъ,ь)яна, с(ъ,ь)едают, лист(ъ,ь)я, об(ъ,ь)едают.

Дерев(ь,ъ)я, от(ъ,ь)ехать, раз(ъ,ь)ярить, в(ъ,ь)ехать.

  1. Выпиши слова с разделительным мягким знаком (2кл.).

Руж…ё, колос…я, руч…и, Ил…я, Ил…яс, Мар…ям.

Дерев…я, друз…я, сынов…я, сем…я, звен…я, стул…я.

  1. Спиши, вставляя в слова сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу (1кл.).

      В городе дома боль…е и высокие. Улицы …рокие.

     Пришла осень. Улетели чи… и стри… . В саду ти…на.

     В камышах кри…т утята. Дети ходили в ро… за …велем.

     8. Спиши, вставляя пропущенную букву (2кл.).

           Ж…вотные, уш…, груш…, ч…сть, душ…стый, трещ…т,    

        площ…дка,  лыж… .

          Стриж…, чиж…, ч…до, ш…повник, кувш…н, туч…, задач…,      

        ищ…т, рыщ…т.

  1. Запиши, подчеркни слова-клички животных (1кл.).

Лошадь Зорька везёт сено. Коза Милка пасётся на лугу.

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы (2кл.).

 Ск…ла, с…сна, г…ра, тр…ва, вр…ч.

  1. Спиши, вставляя нужную букву (3кл.).

Д(о,а )ждливый, св(и,е)стеть, ст(о,а)льной, пл(я,е)сать, зв(о,а)нок, пл(о,а)довитый, скр(и,е)петь, с(и,е)деть на стуле.

  1. Спиши, исправляя ошибки (2кл.).

 Прозрачный лёд, больной зуп, длинный клюф, острый нош, песчаный берек, жестокий морос.

          Вокруг деревни дримучий лес. В лису живёт лиса. У неё там

         глубокая норка. У лисы тёплая шубка, пушыстый хвост, ост-

         рые зупки. В норке спят лесята.

  1. Спиши, вставляя, где нужно пропущенную букву (2кл.).

Лисич…ка, яич…ный, ч…тение, сшит… пал…то, стакан…чик, сбор…щик, шарман…щик, синич…ка, игрушеч…ный, оч…ки, жвач…ка, читат… пис…мо.

  1. Выбери нужную букву (2кл.).

(Ц, ц)веток, (К, к)от (В, в)аська, (К, к)укла (С, с)вета, (К, к)озлик (Ш, ш)устрик, (Д, д)има (П, п)ишет.

     15. Раскрой скобки, запиши (3кл.).

             (До)стать (до)яблока, (за)шёл (за)дом, (за)глянул (за)сарай,

          (на)крыл (на)стол, (в)ход (в)метро, (про)читал (про)собаку.

  1.  Вставь пропущенную букву (3кл.).

        Перех…дить, веч…ром, уг…дать, уг…стить, загр…знение,

      х…л…дильник, ж…мчужный, безг…ловый, кр…кунья,

      ж…лтизна, к…фейный, л…бёдушка, м…лчаливый, л…мать.

  1.  Вставь пропущенную букву (3кл.).

 Гла…кий, голу…цы, девя…ка, лё…кий, мя…кий, ни…кий,

бе…ство, парке…, пого…ка, плю…, потомо…, президен…,

ло…кий, ре…кость, скорлу…ка, пейза…, у…кий, ло…кач,

сосе…ка, троллейбу…, терра…ка, тра…ка, стри…ка.

  1.  Спиши, вставляя, где нужно пропущенную букву (3кл.).

 Поз…ний, праз…ничный, мес…ный, ненас…но, чудес…но, прекрас…но, ус…но, чу…ствительный, трос…ник, безобраз…ный, любез…ный, вес…тник, опас…но, прелес…ный, извес…ный, капус…ный, серьёз…ный.

  1. Распредели в два столбика (3кл.).

  Мелоч…, усач…, репортаж…, роскош…, царевич…, клич…, кирпич…, тиш…, брош…, реч…, врач…, рож…, ноч…, гореч…, морж…, фальш…, королевич…, багаж…, приёмыш… .

  1. Допиши, определи склонение и падеж существительных (4кл.).

       Около вышк…, на качалк…, о ступеньк…, на лилипут…, без

     банк…, об юбк…, о собак…, из газировк…, для лягушк…, на

     леопард…, в библиотек…, от гордын…, на кристалл…, на

     земляник…, к лепёшк…, без извест…, о площадк…, в баш-

     н…, без бабушк…, по вырубк…, о танц…, у рощ… .

  1. Допиши окончания существительных и прилагательных. Определи склонение. (4кл.).

  На богатырск… коне, в последн… электричк…, для рабоч… лошад…, через ветвист… дерево, за воздушн… змее…м, о весен… погод…, между дорожн… знаками, из-под кругл… стола, о мудр… решении, в осинов… лес… .

     22.Составь и запиши связный текст из деформированных предложений.

          Выделенные слова измени по смыслу. Подбери название к тексту.(3кл.)

              В, встаёт, туман, зимнем, солнце, холодное.

            Изредка, от, деревья, мороз, потрескивают.

            Солнце, лес, утреннее, осветило, спящий.

            В, послышалось, воздух, щебетание, птиц.

      23.Выдели общую часть родственных слов.(3кл.)

             Мост, мостовая, мостить, мостик.

            Поля, полюшко, полянка, полевой.

            Гриб, грибница, грибок, грибной.

      24.Подчеркни лишнее слово. Выдели общую часть родственных слов.

            (3кл.)

             Мороз, мороженое, заморозки, морж.

            Друг, подруга, другой, дружище.

            Горка, гора, горе, гористый.

      25.Напиши по два сложных слова с данными корнями. (3кл.)

             -вод- _____________________

            -ход- ______________________

            -лет-______________________

       26.Напиши в два столбика (слова с непроверяемой безударной гласной и

            слова с непроверяемой безударной гласной).(3кл.)

              Вагон, лошадь, дорога, вожак, заяц, храбрец, квартира, места, карто-

            фель, хлопушка.

       27.Подчеркни слова, в которых есть сомнительные звонкие или глухие

            согласные в корне или на конце слова. Обозначь орфограмму.(3кл.)

               Изморозь, вагончик, белый, багаж, увезти, срочный, поезд, салат,

             редкий, подружки.

        28.Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова. (3кл.)

               Поз…няя - ______________

              ненас…ная - _______________

              со…нце - ________________

              грус…ная - ________________

              извес…ная - ______________

              мес…ный - ________________

              чес…ный - ________________

              счас…ливый - ______________

              звёз…ный - ________________

              радос…ный - _______________

        29.Вставь подходящие по смыслу слова с непроизносимым согласным

             согласным в корне слова.(3кл.)

                Грязная узкая _____________ вела на чердак.

               Русские солдаты защищают свою Родину __________ и _________ .

               Была тихая ____________ ночь.

        30.Напиши слова с разделительным твёрдым знаком перед буквами.

             (3кл.)

                   Е ____________________________________________________

                   Ё ____________________________________________________

                   Ю ___________________________________________________

                   Я ____________________________________________________

        31.Напиши слова с разделительным твёрдым знаком с приставками.

              (3кл.)

                   Об ___________________________________________________

                   С ____________________________________________________

                   Под __________________________________________________

                   Раз ___________________________________________________

                   От ___________________________________________________

        32.Образуй от данных существительных другие существительные с по-

             мощью суффиксов –ик-, -ок-, -онок-, -ёнок-, -чик-, -ник-. Напиши

             слова. Выдели суффиксы.(3кл.)

                Лес, ёж, слон, глаз, кот.

             _________________________________________________________

      33.Прочитай. Подчеркни имена прилагательные. Выдели окончания.(3кл.)

             Счастье, счастливый, осчастливил. Синий, синеть, синеватый, синева.

           Белеет, белый, беленький. Боль, больной, больничный, заболел.

      34.Напиши имена прилагательные, близкие по значению.(3кл.)

            Знаменитая певица __________________________________________

          Старательные ученики ________________________________________

          Будничный день ______________________________________________

          Влажное бельё ________________________________________________

     35.Напиши 3-5 глаголов, которые отвечают на вопрос что делает?(3кл.)

            Ученик (что делает?) __________________________________________

          Снег (что делает?) _____________________________________________

     36.Напиши по два глагола.(3кл.)

            Настоящее время: ____________________________________________

           Прошедшее время ____________________________________________

           Будущее время _______________________________________________

     37.Напиши по три слова к каждой части речи: (4кл.)

           Имя существительное: _________________________________________

          Имя прилагательное: ___________________________________________

          Глагол: ______________________________________________________

     38.Дополни словосочетания однородными членами.(4кл.)

            Пойдите в поле, ___________ , __________ , _____________ .

           Скворцы подлетели, __________, _____________ , _____________ .

           Носятся по лесным опушкам, ____________ , ____________ , _______ .

           Журавли полетали, __________ , ___________ , _____________ .

           Птицы – скворцы, ___________ , ___________ , _____________ .

      39.Распредели слова в три столбика (1,2,3-е склонения). (4кл.)

             Печь, деревня, небо, конь, помидор, радость, крыша, дядя, старость,

            лагерь, рыба, сноп, капля, облако, рожь, честь, дорога, полночь, бук-

            варь, сеть.

      40.Просклоняй в единственном и множественном числе.(4кл.)

            И. п.   лист, листья

            Р. п. _______________________

            Д. п. _______________________

            В. п. _______________________

            Т. п. _______________________

            П. п. ________________________

      41.Вставь (где нужно) на конце существительных мягкий знак.(4кл.)

             Реч…, врач…, вещ…, сторож…,ноч…, мыш…, лож…, багаж…, чер-

            тёж…, глуш…, плащ…, товарищ… .

      42.Напиши слова в нужном падеже. Обозначь падеж.(4кл.)

             Ребята видели в лесу (сова) ______________ .

            На (верхушка берёза) _____________________ кричал грач.

            Мама купила в (касса) ____________ билет.

            Привольно весной (зверь) ___________ в (лес) __________ , (птица)

            _________ , (бабочка) ______________ в (траве) ____________ .

     43.Составь словосочетания, обозначь падежи существительных.(4кл.)

            Смотрит, на, голубь - ________________________________

          Летит, в, самолёт - ___________________________________

          Рисунок, в, альбом - __________________________________

          Метит, в, забор - _____________________________________

          Видит, карась - ______________________________________

          Узнал, о, встрече - ___________________________________

          Побежал, по, дороге - ________________________________

     44.Напиши слова в родительном падеже множественного числа.(4кл.)

             Помидоры - _______________________

            апельсины - _______________________

            чулки - ___________________________

            сапоги - __________________________

            ботинки - _________________________

            килограммы - ______________________

            валенки - __________________________

            яблоки - ___________________________

      45.Напиши местоимения в нужном падеже.(4кл.)

             (Я) _______ было лет шесть, а брату около двадцати. Он брал (я) ____

            в лес за грибами. У (мы) ______ была большая корзина. Под каждым

            деревом (мы) ________ ждали грибки. Лес был для (я) любимым

            местом.

      46.Напиши рассказ о маме. Употреби в предложениях местоимения 3-го

           лица в предложном и дательном падежах.(4кл.)

      47.Укажи время, число, род глаголов.(4кл.)

              Везли - ________________________

            Споёте - ________________________

            Бегут - _________________________

            Замёрзла - ______________________

            Напишешь - _____________________

            Промок - ________________________

            Рисует - _________________________

            Ходил - _________________________

      48.Напиши окончания глаголов 1 и 2 спряжений.(4кл.)

           1-е спряжение _________________________________________

           2-е спряжение _________________________________________

      49.Определи спряжение, лицо и число глаголов.(4кл.)

             Сидит - ____________________________________

            Пьют - _____________________________________

            Плывёт - ___________________________________

            Молчит - ___________________________________

            Замолчу - ___________________________________

            Проползёт - _________________________________

            Идите - _____________________________________

            Зовёшь - ____________________________________

             Сохранит - __________________________________

             Летят - _____________________________________

             Растёт - _____________________________________

             Служат - ____________________________________

       50.Найди закономерность и выпиши слова в 3 столбика. Найди лишнее

            слово.

               Листок, вьюга, написал, яркая, трещат, узкий, быстро, печенье,

             болеет, яркий.

       

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы по русскому языку для 1 -2 класса

Дидактические материалы по русскому языку для 1-2 класса...

дидактические материалы по русскому языку для начальных классов

дидактические материалы по русскому языку для начальных классов...

Дидактические материалы по русскому языку. 1-2 класс

Дидактические материалы по русскому языку. 1-2 класс...

Сборник дидактических материалов по русскому языку для учащихся 4 -х классов. (Составлен на основе текстов художественных произведений писателей Владимирской области)

В сборнике представлены следующие виды дидактических материалов:основные виды диктантов (обучающие, проверочные, творческие – с продолжением по данному началу, зрительные); изложения (обучающие,...