олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
ЛЕКСИКА
1. Когда так говорят: горят щеки, горит обувь? Что еще может гореть?
2. Мы говорим: дети убежали, часы убежали. Что это значит? Что еще может убежать?
3. Подбери к данным словам слова, противоположные по смыслу:
Отчизна – истина – расторопный –
Исток – польза – жесткий –
Антоним – надежда – отважный –
Век – лентяй – очевидный –
Успех – диалог – привередливый –
Участливый – образованный – убедить –
Светать – зеленый –
4. Из рассыпанных слогов составь как можно больше слов: ка, ки, ку, о, но, ни, ты.
5. Как превратить козу в лису? Сделайте это с помощью цепочки слов, изменяя в каждом следующем слове только одну букву.
6. Как превратить козу в барса? Сделайте это с помощью цепочки слов, изменяя в каждом следующем слове только одну букву.
7. В словах кашпо (красивая ваза для цветочного горшка) и кашне (шарф) – общая часть каш. Что означает эта часть слова во французском языке, если по обозначает горшок, а не – нос?
8. Подбери и напиши как можно больше прилагательных к словам фильм, сказка, небо.
9. Отгадай и запиши слова:
– Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах?
– Сколько личных местоимений в слове семья?
– Первый слог слова – личное местоимение, второй слог этого слова – детская болезнь, вместе обозначают предмет, который удерживает морское судно на месте.
– Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка, вместе – овощ.
– Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье, вместе обозначают «мелкая клевета», «клеветник».
– Первый слог – личное местоимение, второй слог ты найдешь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-либо.
10. Запиши предложения, правильно употребив глагол из скобок:
Мороз (щипать) щёки. (Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок. Придёт зима, (рассыпать) серебро по земле и деревьям. (Дремать) лес: ни звука. Звезда на небе (погаснуть) и (исчезнуть). Пламя свечи задрожало и (погаснуть). Огонь внезапно (угаснуть). Мамонты на земном шаре давно (исчезнуть). Стояли такие сильные морозы, что даже вода в колодце (замерзнуть). От укуса осы рука покраснела и (вспухнуть).
11. Замени словосочетания одним словом-синонимом:
– Внутренняя сторона кости руки.
– Изображение человека на картине или фотографии.
– Обозначение, название места, где кто-либо живет; надпись на конверте.
– Человек, который работает в шахте.
– Асфальтированная дорога.
12. В каком случае перенос ударения не меняет значения приведенных ниже слов:
ирис – ирис, клещи – клещи, атлас – атлас, молодец – молодец, творог – творог.
13. Образуй множественное число от данных имен существительных:
профессор, пастбище, доктор, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофёр, стакан, полотенце.
14. В каждой группе слов найди и подчеркни лишнее слово:
* Молоко, бревно, пальто, число, весло.
* Клевета, забота, весна, победа, истина.
* Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.
15. Составь словосочетания, в которых слова «седой», «бархатный», «прямой» употреблены в переносном значении.
16. Запиши существительные, у которых начальная форма совпадает по написанию с неопределённой формой глагола.
17. Запиши слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые слова:
Сено овод
Банк рот
Стол ежи
Зал глас
Свет ода
Яр вал
Воз очки
Газ елка
Гриб марка
Хор он
Бор яр
18. Употреби числительные «два» и «двое» с существительными:
подруга, министр, доярка, петух, курица, сани, баня, щипцы, огурцы, сутки, утки, брюки, руки.
19. Запиши, изменив написание предложения так, чтобы изменился смысл вопроса:
– Зачем язык во рту?
– Почему самолёты летают?
– Зачем прячется солнце?
– Отчего утки плавают?
20. Перепиши данные слова и укажи признак, по которому они сгруппированы:
Арбуз, мяч, земля, апельсин, глобус, горошина – это …
Папоротник, изумруд, ель, трава, зелёнка – это …
21. Перепиши предложения, заменив подчеркнутые слова близкими по смыслу:
Золотые нивы, гладь и блеск озёр,
Светлые заливы, без конца простор.
Золотой работник, наш мастер Иванов!
Пролетела золотая пора каникул.
Бабушка, золотая моя!
22. К данным существительным подбери и запиши одно из двух прилагательных.
Мастер: искусный или искусственный?
Клён: высотный или высокий?
23. Перепиши и подчеркни в этих пословицах слова с противоположным значением. Укажи, к какой части речи они относятся.
Любишь брать – люби отдавать.
Маленькая ложь за собой большую ведёт.
Неверный друг – опасный враг.
24. Выпиши существительные в 3 столбика: в первый – существительные, которые бывают только в единственном числе, во второй – существительные, которые бывают только во множественном числе, в третий – те, которые могут быть и в единственном, и во множественном числе.
Обед, сани, железо, полотенце, ворота, смех, ножницы, пожар, кудри, трусость, варежка, чернила, кашель, воз, дрова, темнота, валенок, капута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по русскому языку
Задания по русскому языку для школьного тура олимпиады...
Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса.
В данный материал включены задания повышенной трудности по разделам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....
Олимпиадные задания по русскому языку для 3 класса.
Включены задания повышенной трудности по темам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....
Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по русскому языку в 4 классе -2014
Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в начале олимпиады самими у...
Олимпиадные задания по русскому языку 2 класс
олимпиадные задания...
Олимпиадные задания по русскому языку
Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса...
Олимпиадные задания по русскому языку 1 класс.
Олимпиада по русскому языку....