Конспект урока по русскому языку для 3 класса по программе (1-4)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Потемкина Ольга Валерьевна

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по программе (1-4)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 93

Конспект урока по русскому языку

Тема: Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова.

( 3 класс, программа 1 – 4 )

Учитель начальных классов

первой категории

О.В. Потемкина

Г. Нижний Новгород

Тема: Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова.

 Цель  урока:  развивать умение разбирать слова по составу и образовывать новые слова с    помощью приставок и суффиксов.

Оборудование: учебник по русскому языку для 3 класса ( 1-4)

Т.Г. Рамзаева,

плакат приставок

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Улыбнемся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты

  1. Я в школе на уроке
  2. Сейчас я начну учиться
  3. Я радуюсь этому
  4. Внимание моё растет
  5. Я как разведчик все замечу
  6. Память моя крепка
  7. Голова мыслит ясно
  8. Я хочу учиться
  9.  Я готов к работе
  10. Работаю!

  1. Чистописание ( проводит ученик)

ы  ым  вы  лы  сы

Из травы выглядывает белый глазок земляники.

- Назовите предлог в этом предложении

-  Для чего он служит?

- Разберите предложение по членам. Подчеркните главные члены, надпишите части  речи

  1. Работа по теме урока

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим путешествие в славную страну Словаринку!

  1. Проверка домашнего задания упражнение № 150

Опрос:

  1. С помощью каких частей слова образуются новые слова?
  1. Что называется приставкой?
  2. Что называется суффиксом?
  3. Чем сходны приставка и суффикс?
  4. Чем они различаются?

  1. Постановка цели урока.

Учитель: С помощью каких частей слова образованы слова «выглядывает», «глазок»? ( Из предложения по чистописанию)

/ Ответы детей: приставка и суффикс /

Учитель:

Перед корнем  есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.

После корня он стоит

Перед окончанием.

Его я, если заменю,

Другое слово получу.

Обозначу уголком,

Называю домиком.

Называю суффиксом.

- Какое название вы бы придумали городу, в котором живут приставки?

/ Ответы детей: Приставкин, Приставкинск, Приставец и др. /

-Напишите название города приставок в тетрадь.

Мы – гости города приставок. А знаете ли вы, сколько всего живет в этом городе приставок? ... Итак, задание: напишите приставки, которые вы знаете.

/ За одну две минуты дети записывают знакомые им приставки. Учитель вывешивает плакат, на котором написано 49 приставок и их варианты /

- А сколько вам удалось написать приставок?

- Есть ли в списке такие приставки, которые вы никогда не видели и не слышали?

- Со многими приставками вам предстоит познакомиться в четвертом, пятом классах и узнать об их правильном написании в словах.

  1. Выборочный диктант.

Учитель читает стихотворение.

Распустились почки, лес зашевелился,

Яркими лучами весь озолотился.

На его окраине из травы душистой

Выглянул на солнце ландыш серебристый.

И открылись кротко от весенней ласки

Милой незабудки голубые глазки

( С. Дрожжин. )

После чтения ученики отвечают на вопросы:

- Каким вы представили лес?

- Как понимаете выражение лес зашевелился, лес озолотился?

- Как автор сказал о ландыше? О незабудке?

Задание для учеников: из предложений записать только слова с приставками.

Проверка.

  1. Блиц турнир «Чей ряд быстрее и правильнее выполнит задание»

/ Время на обдумывание не более 30 секунд /

  1. Выскажите предположение, почему ученые придумали такое имя приставке.
  2. Может ли быть в слове две приставки? Три приставки? Докажите свой ответ.
  3. Есть в словах приставка или нет?

Собрать, сосна, сонный;

Поездка, полоса, полено;

Нарыть, нарыв,  наряд

  1. Назовите одним словом.
  1. Присоединить с помощью веревки /Привязать /
  2. Присоединить с помощью иголки с ниткой / Пришить /
  3. Очень добрый / Предобрый /
  4. Как называли Кощея в русских сказках? / Бессмертный /
  5. Лес, где растут различные породы деревьев? / Смешанный /
  1. Физкультминутка.
  2. Продолжение работы по теме урока

1.Разбор по составу:

лесник, подстилка, тракторист, подземный.

/ Ознакомление с памяткой № 5 в учебнике и обучение пользованию ею при разборе /

Знакомство с понятием «нулевое окончание»

  1. Выполнение упражнения № 151 / Анализ текста, списывание. Разбор выделенных слов по составу /
  2. Послушайте стихотворение:

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой:

За мамой -  слонихой топал слоненок,

За мамой – лисицей крался лисенок,

За мамой – ежихой катился ежонок,

За мамой – медведицей шел медвежонок.

Задание: к словам слон, лиса, еж, медведь подберите из текста стихотворения однокоренные слова и напишите их парами

- Какое значение имеют суффиксы ёнок-    -онок- ?

4.       Выполнение упражнения №152  / С помощью суффиксов образовать однокоренные слова. Выделить части слова /

5.      Проводится игра. /  по рядам /

Задание: образовать новые слова с помощью суффикса  - к-

Печь

Дочь

Облако

Ночь

Река

Туча

Дача

Рука

Свеча

С какой орфограммой встретились? /Написание ЧК /

VI.     Итоги урока:

- С помощью, каких частей слова,  образуются новые слова?        

VII.    Домашнее задание.

Упражнение №153 или №154 (по выбору учащихся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 4 класс по программе «Начальная школа 21 века» (речевой класс)

Материал представляет собой конспект урока по русскому языку. Цель урока: Закрепить знания учащихся о сложном предложении....

Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Программа "Школа России". (ФГОС)

Урок рефликсии и развивающего контроля по теме: "Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне". Учитель БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковская Св...

Конспект урока по русскому языку 4 класс , программа 21 век " Написание ь знака в середине и на конце числительных"

Наглядность как средство развития интереса к урокам русского языка и литературы. На уроках русского языка осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, сис...

План конспект урока по русскому языку 4 класс программа "Гармония" по теме "Спряжение глаголов" групповая форма работы + презентация к уроку.

Урок по теме "Спряжение глаголов" - урок открытия новых знаний в теме второй..Дети узнают, что у глаголов бывает два спряжения и делают первые пробы  в  определении спряжения глаголов. К уро...

Конспект урока по русскому языку 2 класс по программе 21 век "Роль суффикса в слове. Определение суффикса"

Открытый урок по данной теме имел хорошие отзывы методистов. Пусть им воспользуются в своей практике другие учителя....

План -конспект урока по русскому языку (1 класс) по программе " Школа России"

Тема урока: Перенос слов с буквами «й, ь» в середине слов....