Урок русского языка в 4 классе
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Русский язык
Тема. Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег» в 4 классе
Задачи урока:
- познакомить с жизнью и творчеством А. А. Пластова;
- привлечь «читать» картину, осмыслить ее содержание;
- привлечь внимание детей к красоте зимней природы;
- способствовать эмоциональному восприятию картины как произведению искусства;
- совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;
- формировать умения составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;
Ход урока.
1. Сообщение темы урока.
- Будем писать сочинение по картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег». Аркадий Александрович Пластов родился в семье крестьянина – иконописца. Будущий художник начал рисовать с раннего детства. А пятнадцатилетним подростком дал себе клятву: «Буду только живописцем и никем более». А. А. Пластов вошел в историю отечественного искусства как создатель ярких бытовых произведений. Тем и сюжеты для своих картин он черпал в близкой ему жизни деревни, в жизни и труде русских крестьян. Работы художника отличаются живым, непосредственным видением мира. Природа и человек в его произведениях всегда даны неразрывно. Красоту и жизненную силу своих героев Пластов раскрывает именно через связь с природой.
Широкой известностью пользуются его картины «Фашист пролетел», «Жатва», «Сенокос», «Ужин трактористов», «Первый снег».
2. Подготовка к восприятию картины.
- Прочитайте на доске слова: первый и последний
- Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова?
- С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый (Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первый звонок, урок, зуб и т.д.)
- Каким вы представляете первый снег?
- Каким вы его видели?
- Какие чувства он у вас вызывает?
3. Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях.
- Послушайте, как о первом снеге сказал К. Г. Паустовский: «Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйствовать над землей».
А вот отрывок из стихотворения И. А. Бунина «Первый снег»
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ночью буря бушевала,
На пруды, на сад пустынный
Первым понесло.
- Найдите образные выражения о снеге, о земле в тексте Паустовского.
- Каково отношение самого писателя к первому снегу? А ваше отношение к первому снегу?
- Что вы чувствуете, когда его видите? (снегом понесло)
- Подберите синонимы к слову «понесло».
4. Рассматривание картины.
- Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных произведений А. А. Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.
5. Беседа по содержанию картины.
- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы)
- Как вы догадались, что именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля)
- Какое время суток изображено?
- Как догадались?
(Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома)
- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи. Это деревенские дети).
- Опишите их внешний вид.
(Мальчик в пальто, девочка без верхнее одежды, только набросила полоток. Они, наверное, торопились. У девочки валенки не по размеру, видно одевалась второпях. Дети поднимают голову к небу. Смотрят на хлопья снега).
- Что можно сказать, глядя на выражения лиц детей?
- Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?
(Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны, они рады снегу, для них это праздник).
6. Работа со словарем настроений.
радость восторг волнение
удивление восхищение беспокойство
испуг грусть интерес
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...