Коррекционная работа с младшими школьниками
занимательные факты по русскому языку (1 класс) по теме

Хорошко Юлия Валерьевна

Образовательная технология «Достижение прогнозируемых результатов»

Несколько лет назад я познакомилась с необычной технологией, которая привлекла меня своей четкой структурой построения темы, возможностью прогнозировать результат обучения каждого ученика. Это «Технология достижения прогнозируемых результатов» часто используется мною в качестве коррекционной работы с младшими школьниками.

Данная технология была разработана профессором  кафедры управления образовательными системами МПГУ, кандидатом педнаук, доцентом В.В. Лебедевым и проходила апробацию в ряде гимназий г. Москвы с 1995г., и полностью была внедрена в учебный процесс в школе автора с 1998г..
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная технология «Достижение прогнозируемых результатов»

Несколько лет назад я познакомилась с необычной технологией, которая привлекла меня своей четкой структурой построения темы, возможностью прогнозировать результат обучения каждого ученика. Это «Технология достижения прогнозируемых результатов» часто используется мною в качестве коррекционной работы с младшими школьниками.

Данная технология была разработана профессором  кафедры управления образовательными системами МПГУ, кандидатом педнаук, доцентом В.В. Лебедевым и проходила апробацию в ряде гимназий г. Москвы с 1995г., и полностью была внедрена в учебный процесс в школе автора с 1998г..

Я работаю на данный момент по т программе «Школа 21век».

Современные образовательные стандарты призывают к проблемному обучению. Ребенок сам добывает необходимые знания. Однако в любом классе часто можно встретить ученика, которому данный подход в обучении труден  в силу его индивидуальных особенностей. Такой ученик спешит  успеть за классом, копируя решения и действия других учеников. Что в полнее понятно  приводит к проблеме,- не поняв какого-либо из шагов действия или не уловив его смысла, учащийся пытаются решить другие задания, что в результате приводит к их неправильному выполнению.

Безусловно, каждый  понимает, что возникшие, недочеты в понимании операций, трудно поддаются исправлению, требуют больших усилий со стороны учителя и учащихся. С учетом того, что в классе не один учащийся, нагрузка на учителя по исправлению этих недочетов восприятия и понимания приходится колоссальная и не всегда, и не сразу деятельность учителя приводит к положительным результатам.

На мой взгляд, технология, которую я предлагаю, поможет избежать данных проблем, поскольку в ней  знакомство с процедурой действия может быть осуществлено любым способом, который наиболее адекватен особенностям некоторых учеников  и предпочтениям учителя. Но формирование самого умения осуществляется пошагово, с применением поэтапной отработки каждой операции (технология поэтапно-пошагового формирования умений).

Данная технология поможет организовать процесс коррекционной работы с учениками, имеющими проблемы в обучении и качественным образом  восполнить проблемы в обучении таких учеников.

Предлагаю разработка занятия по теме «Предложение»

 

Дано задание на листе №1.

Составь из слов предложение.

Лист №1.

Составь из слов предложение

Мама, на, посадила, овощи, даче

Какие предложения у  получились?

  Каким образом вы это сделали?

Предлагаю алгоритм составления предложения из слов. (ученикам предлагается алгоритм составления предложения)

Выполним работу коллективно.

Лист №2.

лето, жаркое, промелькнуло

осень, подходит, и, дождливая, сырая

юг, на, улетают, птицы

-Обращаемся к деятельностной схеме.

- Какие же «шаги» мы должны выполнить, чтобы правильно составить из слов предложение? (чтение алгоритма)

2 этап:

А сейчас, аналогичное задание выполните полусамостоятельно (в парах или отдельно, но можно посоветоваться с соседом, с учителем, а также с опорой на схему.)

Полусамостоятельная работа.

по, растут, грибы, только, леса, опушкам

на, краснеет, брусника, полянах, лесных

корзинами, с, идут, в, лес, грибники

-Как вы составили предложения? Ученики проговаривают каждый шаг по схеме.

3 этап

А теперь выполните 3 задание самостоятельно, без опоры на схему.

  1. Что такое предложение?
  2. Какие «шаги» нужно выполнить, чтобы не сделать ошибки? (Проговариваем алгоритм.)

Самостоятельная работа.

готовятся, зиме, к, звери

запасы, делают, они

грибов, много, насушила, белка

4 этап

Если все учащиеся выполнили его правильно,  им предлагается произвести аналогичным образом действие с заданием 4(IVэтап), на отдельном листе -  срезовая работа по данному материалу.

Срезовая работа лист №3

Составь из слов предложение.

В, живут, лесу, звери, разные В, зайцы, густой, прячутся, траве

Рыжие, ищут, лисицы, добычу

Пушистые, прыгают, на, вершинах, белки, деревьев

В, лесной, бродит, чаще, медведь

  1. Отдайте листочки соседу по парте, пусть он проверит, исправит, если нужно, поставит оценку.
  2. Верните листочки. У кого не «5»? Где допустили ошибки?
  3. Все ли «шаги» алгоритма были выполнены?
  4. Кто уверен, что справится с аналогичным заданием в итоговой работе?

1

уровень

I. Закончи предложение:


1.        Предложение состоит из...

2.        Предложение выражает...

3.        Первое слово в предложении пишется...

4.        В конце предложения ставятся знаки препинания...


II. Спиши правильно:


Прошло весёлое лето. Наступило первое сентября. Все дети нашей Родины идут в школу.

Ярко светит солнце. Дует тёплый ветерок.^ Ребята весело плещутся в реке.

II

уровень

III. Составь из слов предложение. Запиши правильно:


1.        лежит, яблоко, где;

2.        березке, появились, листики, на;

3.        тропинке, ёжик, бежал, по;

4.        как, озеро, красиво, в горах.

1.        поют, где, соловьи;

2.        мы, на, летом, даче, жили;

3.        все, холодные, идут, дожди, чаще;

4.        летом, в, лесу, как, хорошо.

III

уровень

IV. Прочитай, определи границы предложения. Запиши:


хорошо летом на лугу сладким мёдом пахнет розовый клевер_кто это жужжит_это с цветка на цветок перелетает мохнатый шмель а вот опустилась на ромашку пёстрая бабочка.

вечер опускается на город затихает шум машин зажигаются фонари люди спешат домой как хорошо бродить вечером по улицам города.


V. Диктант.


Летом

Наступило жаркое лето. Каждый день мы ходим на речку. Что это блестит в воде? Это пескарики и карпы. Чудесно летом в лесу! Сколько там ягод и грибов! Хорошо отдохнугь в тени деревьев!

Обращаю ваше внимание  к стенду, где висит аналог проверочной работы.

Молодцы, вы справились со всеми заданиями и легко их выполните.

Итоги срезовой работы фиксируются учителем в таблице фиксации результатов качественно-количественного мониторинга успешности усвоения учебного материала соответствующей темы.

Таблица фиксации качественно-количественного мониторинга усвоения учебного материала по теме «Предложение»

1 уровень

 2 уровень

 3 уровень

Итоговая работа (№ задания)

1

2

3

4

Срезовая работа

 № работы (результат пересдачи)

1 (1)

2 (1)

3(1)

4 (1)

5 (1)

Список учащихся

А. Манижа

+

+

+

А. Анастасия

+

+

+

-                              +                      

А. Диана  

+

+

+

+

Б.  Антон

+

-                        +

-                          +

-                       +

Б. Данила  

+

+

+

+

В ней учитель отмечает (+ или — или ±) результаты выполнения того или иного задания в срезовой работе и учитывает его при выстраивании коррекционной работы с каждым учащимся. При этом учащиеся в начале изучения темы получают соответствующую таблицу (табл. 4), в которой фиксируют свои успехи в изучении темы. Каждая ячейка имеет две части: в первой — отмечается результат выполнения задания срезовой работы, во второй — результат пересдачи, если в этом есть необходимость. Таким образом можно отследить кому необходима дополнительная работа по данному материалу. Кроме того результаты, отмеченные в таблице, могут служить допуском к написанию того или иного уровня итоговой работы.

Возвращаясь к проверочной работе

Всем учащимся  дают сначала задания I уровня. Выполнив их, учащийся поднимает руку, и учитель, убедившись, что все задания сделаны правильно, предлагает ему задания следующего уровня. Если есть ошибки, он рекомендует учащемуся найти их и исправить. Аналогично — при переходе на другие уровни

Учитывая достаточно жёсткие условия перехода с одного уровня написания итоговой работы на другой,  необходимо выстроить такую систему обучения, которая позволила бы учителю и учащемуся, чётко прогнозировать возможности успешного выполнения заданий каждого уровня.

Для этого создается таблица взаимосвязи  заданий итоговой  и срезовых работ по каждому понятию и действию, изучаемого в теме. В которой * обозначены задания срезовых работ, выполнение которых содержит часть информации или часть процедуры, необходимой для выполнения задания итоговой работы.

Цифрами без * укзывают на соответствие формы и информационно-деятельностной составляющей заданий срезовой и итоговой работ.

         


№ итоговой работы

I уровень

II

уровень

III

уровень

Срезовые

Уроки по теме                            

1

2

3

4

5

работы

№1 Предложене. Признаки предложения

1

1*

№ 1

№2Знаки препинания в конце предложения

1

1*

1*

№2

№3Оформление предложения на письме

1

1*

1*

№3

№4Развитие умения правильно списывать предложение

1

1*

1*

№4

№5Составление предложений из слов

1

1*

1*

№5

№6Оформление предложений на письме

1*

1*

№6

Эти задания, охватывают весь спектр знаний по изучаемой теме и в обобщенном виде представлены в ее карте и, являются теми результатами, которых должны достигнуть школьники. В нашем случае карта изучения темы «Предложение» во 1-2  классах  выглядит следующим образом.

Мы видим, что на карте указаны и сформированные уже  у 2 класса учеников понятия, а также те, с которыми им предстоит познакомиться. Причем работать с картой схемой можно на ваше усмотрение.

Это может быть постепенное введение отдельных ветвей, или их групп, или введение всей изучаемой информации блоком с той или иной степенью самостоятельности учащихся в этом процессе. Эта карта предлагается  ученикам на каждом занятии. Самое главное, чтобы учащиеся усваивали общий подход к структурированию информации и поняли перспективность и эффективность такой работы с изучаемой информацией.

Создание карты изучаемой темы- первый этап в работе учителя по определенной теме. Эта работа  состоит в том, что учитель определяет общее информационное пространство учебной темы, т.е. элементы будущей системы прогнозируемых результатов: понятийный аппарат и виды деятельности, используемые в данной учебной теме.  Создает карту темы.

Второй этап заключается в уточнении и конструировании понятийного аппарата темы, надпредметных и учебных алгоритмов и классификации типов задач.

То есть, учитель создает необходимые алгоритмы, деятельностные схемы, которые помогут ученикам  освоить те или иные необходимые понятия и действия.

Третий этап это разработка дифференцированных по уровню сложности заданий, которые соотносятся с определенной оценкой и предназначены для проверки уровня освоенности учебного материала темы обучающимися- проверочной работы.

На следующем этапе учителя создают систему срезовых, проверочных работ, которые позволяют отслеживать процесс и уровень усвоения знаний обучающимися и их готовность к написанию итоговой работы.

Пятый этап заключается в создании  системы уроков направленных на достижение прогнозируемых результатов по определенной системе, с которой мы познакомились на практике.

Данная технология требует от учителя серьезной подготовки, однако на мой взгляд, технология  направлена на изменение стереотипов работы учителя и администратора и ориентирована на повышение результативности учения школьников- и это того стоит.

В помощь каждому педагогу, авторы технологии предлагают разработанные ими карты тем, деятельностные схемы и варианты уроков. С ними можно познакомиться  рассмотрев более подробно рабочую тетрадь, а так же, если вас заинтересовала данная технология, боле детально изучить ее в пособии  

Литература:.Лебедев В.В. «Технология развития образовательной деятельности учителя». М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с младшими школьниками

Принципы коррекционной работы в начальной школе, содержание и формы работы, требования к организации коррекционной работы....

Коррекционно-логопедическая работа с младшими школьниками с ДЦП по преодолению акустико-артикуляционной дисграфии

Нарушение письма у младших школьников  изучается давно, но и до настоящего времени этот вопрос остается одной из актуальных проблем логопедии. Своевременное выявление нарушений письма, точн...

Организация коррекционной работы с младшими школьниками.

Организация коррекционной работы с младшими школьниками.Содержание и формы коррекционной работы учителя. Данные формы и методы необходимы для работы с детьми с ОВЗ, но могут и должны использоваться ...

Игра как универсальная форма и средство коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками

Игра как  универсальная  форма и  средство коррекционно-развивающей  работы  с младшими школьниками...

Особенности коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками.

Презентация об особенностях коррекционно-развивающей работы  с детьми классов компенсирующего обучения....

Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в условиях ФГОС

В данной публикации даются рекомендации как психологам, так и учителям начальных классов по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников....

Программа коррекционной работы с младшими школьниками

Программа коррекционной работы создана при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов. Она направлена на обеспече...