Слайд | Ход урока
| Универсальные учебные действия |
Мотивация к учебной деятельности.
|
|
|
2 | - Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка Сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь с ними.
Сегодня на урок опять примчался наш знакомый – Глазастик . Что он кричит на бегу? (Вперед, к знаниям!)
Зачем Глазастик прилетает к нам на планету Земля? (Чтобы учиться, узнавать новое)
А вы хотите узнать на этом уроке что-то новое? А если будет трудно?
Тогда я желаю вам преодолеть все трудности и открыть новые знания. В путь! | Регулятивные: волевая саморегуляция
Коммуникативная: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Личностные: действие смыслообразования |
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
|
|
|
3
4
5
6
| С чего начнёте работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.) Какие буквы выделил Глазастик? (Е, И) Что у них общего? (Гласные, обозначают мягкость согласного звука) Пропишем соединения этих гласных букв в тетради. (ие, еи) На следующей строке пропишем соединения букв (ечк, ист) . Что они вам напоминают? (Суффиксы) Что такое суффикс? (Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) Сегодня на уроке продолжим работу с суффиксами. Образуйте однокоренные слова с помощью суффиксов. Выделите суффиксы. -ик, -ок, -ёк Лёд – Дождь – Уголь – Город – (первые три слова устно, последнее самостоятельно в тетрадь) -очк, -ечк Ваза – Ваня – Коза – Аня – (первые три слова устно, последнее самостоятельно в тетрадь) -ушк, -юшк, -ышк Дед – Поле – Стекло – Перо – (первые три слова устно, последнее самостоятельно в тетрадь) Что повторили? (Что такое суффикс, для чего служит. Образовывали новые слова с помощью суффиксов) Пробное задание Какое задание я теперь вам предложу? С какой целью вы будете работать с пробным заданием? (Для того, чтобы понять, что мы не знаем.) Глазастик встретил двух братишек – суффиксы –ек и –ик. Они попросили его вставить их в слова: ключ___ замоч___ Выполните это задание на индивидуальных листочках. (дети выполняют задание) У кого задание не выполнено? Что вы не смогли сделать? ( не смогли вставить в слова нужный суффикс) У кого задание выполнено. Проверьте себя. ключик замочек Кто ошибся. Что вы не смогли сделать? (не смогли правильно вставить нужный суффикс в слова) Кто правильно записал слова, каким алгоритмом вы воспользовались? (Учащиеся осознают отсутствие алгоритма) Что вы не можете сделать? (Мы не можем представить правило правописания суффиксов –ек, -ик) | Регулятивные: контроль, коррекция Познавательные общеучебные: умение структурировать знания Логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные общеучебные: контроль и оценка процесса и результата деятельности Регулятивные: контроль, прогнозирование, волевая саморегуляция
Коммуникативная: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
Выявление причины затруднения
|
|
|
| Какое задание вы должны были выполнить? (Вставить в слова суффиксы –ик или -ек) В чем затруднение? (Не смогли вставить в слова суффиксы –ик или -ек) Почему же возникло затруднение? (У нас нет правила (эталона) правописания суффиксов –ик или -ек)
| Общеучебные: умение структурировать знания, постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Построение проекта выхода из затруднения
|
|
|
7 | Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать правило правописания суффиксов –ик, -ек) Сформулируйте тему урока. (Суффиксы – ик, -ек ) (Дополнить запись на доске) Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану: План: 1. Провести анализ текста. 2. Найти строки, в которых заключен смысл правила. 3. Заполнить опорную схему. 4. Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока.
Прочтите каждый шаг плана и поясните, что вы на каждом шаге будете делать? Я предлагаю работать вам в группах. Вспомните, что делать, если при работе у вас возникли вопросы? (Ответственный поднимает руку и задает вопрос учителю.)
| Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; планирование
Познавательные общеучебные: знаково-символическое моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
|
Реализация построенного проекта
|
|
|
8
| Выполните план в группах. Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов (формата А4). Вот братишки в нашей книжке – Суффикс –ЕК- и суффикс –ИК-. Чтоб писать их без ошибки, Вот что сделала ученик:
Правило учил, учил… Взял слова – и изменил!
Если гласная сбежала, Это «Е» была сначала: Нет ЗАМОЧКА, есть ЗАМОЧЕК – Пишем «Е» без проволочек.
Если гласная осталась, То, конечно, оказалось,- Это «И», а суффикс - «ИК»-. Это понял ученик!
И на строчке чуть пониже Он опять примеры пишет: КЛЮЧИКА – и КЛЮЧИК, ЛУЧИКА и ЛУЧИК.
Изменять слова умеем, Про себя теперь проверим: ПУПСИК, СТОЛИК, но ГОРШОЧЕК; КРОЛИК, ТОРТИК – съем КУСОЧЕК!
Пусть диктуют громче, тише – Мы не спутаем братишек.
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ -ЕК ИЛИ –ИК
(5-7 минут) (Отчет групп) Какой же алгоритм правописания суффиксов –ик, -ек у вас получился? Правило учил, учил… Взял слова – и изменил!
А какое слово является помощником для изменения слов? (нет)
(повесить эталон на доску) Где можно проверить наше открытие? (в учебнике) Учебник Русского языка Поляковой, стр. 41 – правило. Смогли вы преодолеть затруднение? Что вы теперь можете?(правильно вставлять в слова суффиксы – ик и –ек) Запишем в тетрадь слова ключик и замочек с помощником. Не забудьте выделить суффиксы. Нет замочка – замочек Нет ключика - ключик
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера, умение разрешать конфликт, умение выражать свои мысли.
Познавательные общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, смысловое чтение; умение осознанно строить речевое высказывание.
Логическое: анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характора |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
|
|
| Что теперь надо сделать? (Потренироваться) (у доски) Поработаем со словами. Вставьте нужную гласную, проверьте ее, выделите суффикс. Нос_к, чулоч_к, рот_к, кружоч_к, оборот_к, платоч_к, год_к, носоч_к.
| Коммуникативные: управление поведением партнера, умение выражать свои мысли. |
Физминутка
|
|
|
7. Самостоятельная работа
|
|
|
9
| А хотите себя проверить ? Образуйте однокоренные слова, используя суффиксы –ик, -ек. Выделите в словах суффикс. Орех – Шарф - Горох- Комар - Кусок - Корабль – Проверьте свою работу. Орех - орешек Шарф - шарфик Горох- горошек Комар - комарик Кусок - кусочек Корабль – кораблик У кого возникли затруднения при выполнении задания? Какие слова у вас вызвали затруднение? (..) Каким правилом вы должны были воспользоваться? Исправьте ошибку. Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в применении правила.) У кого задание не вызвало затруднение? Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили новое правило.) Что нужно знать, чтобы правильно писать в словах суффиксы –ик, -ек? (Нужно знать алгоритм правописания суффиксов –ик, -ек)
| Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция;
Познавательные общеучебные: умение осознанного и произвольно строить речевое высказывание
Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения. |
8. Включение в систему знаний
|
|
|
| Предлагаю вам потренироваться. Запишем под диктовку предложения. Тропинка спускалась в овражек. Взял барашек карандашик. Вырос на грядке душистый горошек. Какие слова на новое правило встретили?
| Регулятивные: прогнозирование Познавательные общеучебные: умение осознанного и произвольно строить речевое высказывание |
9. Рефлексия учебной деятельности
|
|
|
10 | Какую цель вы перед собой ставили? (Узнать правило правописания суффиксов –ик, -ек) Удалось ли достичь цели? Кто из вас смог сам открыть новое знание? Кто встретил трудности? В чем? Почему? Наш друг Глазастик очень доволен, что у вас все получилось. Ему пора домой. Скажем ему «До новых встреч!» Что будете делать дома для того, чтобы знания окрепли? (Выучим правила дома, потренируемся)
Домашнее задание: Выучить правило. Индивидуальное задание на листочках.
Спасибо за урок. | Познавательные общеучебные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
Коммуникативные: умение выражать свои мысли
|