Развитие орфографической зоркости
статья по русскому языку по теме

Карнозова Наиля Наилевна

Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры. Работа над формированием навыка грамотного письма волнует всех учителей. Чтобы добиться результатов, необходима постоянная работа с 1 по 4 класс в определенной системе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_orfograficheskoy_zorkosti.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Работа над формированием навыков грамотного письма волнует всех учителей начальных классов. Чтобы добиться результатов в этом вопросе, необходима постоянная работа с 1 класса по 4 класс в определенной системе.

На этапе подготовки детей к обучению грамоте прежде всего необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные, то есть сформировать понятийный аппарат, развить фонематический слух. Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии учащиеся будут писать без пропусков букв.

  На втором этапе необходимо работать над выработкой орфографической зоркости. Учитель должен научить видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.

  И третье, что необходимо для достижения грамотного письма, - это научить детей самоконтролю, то есть ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы.

  Развивающийся речевой слух, постоянное внимание учащихся к звуко-буквенному составу слов способствуют возникновению и развитию зоркости к орфограммам.

  Орфографическая зоркость – это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные или чужие). Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма.

 Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных заданий: языкового анализа и синтеза – выделения звуков и букв, морфем (корня, приставки, суффиксов, окончаний), при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку.

  Орфографическая зоркость опирается и на запоминание буквенного состава слов, что вырабатывается с помощью зрительных диктантов, различных видов списывания. Зоркость требует развитого внимания: школьник должен видеть (и представлять на основе «внутреннего зрения») все буквы в слове.

  При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаруживание и распознавание орфограммы.

  На коррекционные занятия по русскому языку поступают дети, испытывающие трудности в усвоении программного материала по русскому языку. Почти у всех детей несформированы навыки грамотного письма. В письменных работах они допускают большое количество ошибок, при самопроверке этих ошибок не замечают. Основной причиной безграмотности является несформированность орфографической зоркости. Многие дети знают правила, но на письме их не применяют, так как не слышат орфограмм в процессе письма.

   Для развития орфографической зоркости работа ведется по нескольким направлениям:

Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного восприятия и внимания.

Формирование понятийного аппарата (гласные, согласные, ударные, безударные гласные, корень слова и т.д.).

Изучение основных орфограмм начальной школы.

  А теперь о некоторых методических приемах, позволяющих не допускать ошибки или быстро их находить и исправлять.

  В период обучения грамоте прежде всего необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Эту работу помогают осуществлять различные звуковые схемы, которые должны иметься у каждого ребенка. В этот же период начинается и продолжается в дальнейшем активная работа по формированию понятийного аппарата (особенно с детьми, испытывающими трудности в обучении).

  Уже в 1 классе необходимо детей учить приемам проверки написания слов. Одним из таких приемов является «Волшебный квадрат». Квадрат (изготовленный из картона) накладывается на первое слово предложения. Постепенно, двигая вправо, ученик открывает первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом он легко обнаруживает пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не дает ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее. Дети учатся контролировать себя.

  При изучении какой-либо орфограммы, необходимо ежедневно давать задание, подчеркнуть изучаемую орфограмму или выделить ее зеленой ручкой, заостряя таким образом внимание детей на изучаемых орфограммах. Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записано предложение. Ученики «зажигают» огоньки под изучаемой орфограммой, то есть прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложение в тетрадь.

  Для предупреждения ошибок можно использовать диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и искать орфограмму.

  При работе над развитием орфографической зоркости можно использовать упражнения, которые по степени сложности и самостоятельности можно расположить в следующей последовательности:

  Письмо с проговариванием (в основе этого письма – проговаривание по слогам). Такое письмо позволяет исключить пропуски букв, помогает услышать слово и правильно его записать. Когда дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривание шепотом, постепенно переводя его на мысленное проговаривание. Последнее возможно только при высокой концентрации внимания на выполняемой работе. Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо, исключаются столь распространенные ошибки на пропуски и замена букв.  

  Списывание. Списывание также основывается на проговаривании по слогам. Списывание предполагает большую самостоятельность учащихся. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение (соотнесение количества букв в тетради и в книге), воспитывается самостоятельность, самоконтроль.

  Комментируемое письмо. Во время комментирования учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.

  Зрительно-слуховой диктант (диктант с предварительной подготовкой). На доске записано предложение или небольшой текст, в котором надо найти и объяснить все знакомые орфограммы. После устной орфографической работы данный текст закрывается, и дети записывают его под диктовку учителя, после чего текст открывается,  и ребята сверяют написанное в тетради с тем, что написано на доске. Этот вид работы также развивает зрительную память, внимание, мышление.

  Письмо по памяти. По памяти можно записывать несложные четверостишия, загадки, пословицы и поговорки. При подготовке к этому виду письма очень важно обращать внимание детей на то, что необходимо не просто выучить предложения наизусть, а важно провести орфографическую работу: найти в словах орфограмму («опасное место»), проверить слова, запомнить написание трудных слов, обратить внимание на знаки препинания.

  Выборочный диктант (списывание). Этот вид диктанта развивает слуховое и зрительное восприятие, внимание. Ученикам предлагается из двух слов выбрать то слово, в котором есть изучаемая орфограмма, или найти слово с изучаемой орфограммой в данном предложении. При выборочном списывании дети ищут слова с изучаемой орфограммой в тексте, выписывают их и подбирают проверочные слова.

   Развитие орфографической зоркости – одна из важнейших задач коррекционных занятий по русскому языку. Данной работе на каждом занятии уделяется по 15-20 минут. Работу по развитию орфографической зоркости рекомендую проводить родителям дома ежедневно по 5-10 минут в процессе игры, чтения, выполнения школьного домашнего задания, так как только ежедневная тренировка приведет к успеху.

  Как уже было сказано выше, для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку. Чтобы вызвать интерес к выполнению заданий у слабоуспевающих детей необходимо включать как можно чаще игровые упражнения. Благодаря игре изучаемый материал усваивается легче и успешнее. Ситуация игры оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности. Она значительно активизирует мышление, память, внимание, интерес к результату, развивает речь.

  Для развития орфографической зоркости можно использовать следующие игры:

Игра «Письмо от Незнайки». Учащиеся находят в письме Незнайки ошибки и после предварительного объяснения исправляют их.

Игра «Лишнее слово». В группе данных слов найти лишнее слово и объяснить свой выбор, например:

                       грядка, лопатка, ведро, морковка;

                       трава, цветок, солнце, пчела;  

                       суббота, ванна, группа, липа.

Игра «Кто внимательнее». Среди картинок с изображением овощей (животных, цветов, посуды и т.д.) выбрать только те овощи, в названии которых есть безударная гласная «о» или «а» (парная звонкая и глухая согласная и др.).

Назвать ласково части тела и лица, в названиях которых есть парная согласная (глазки, ушки, бровки, зубки, губки, ножки и др.).

Записать «съедобные слова», в которых есть парная согласная (безударная гласная и др. орфограммы).

На сюжетной картинке найти слова на заданную орфограмму.

    Например: луг, дуб, лошадь, воз, стог, изгородь, насыпь, столб,    поезд,      состав – парные согласные;

     автобус, трамвай, машина, магазин, аптека, завод, народ, газета – непроверяемая безударная гласная «а».

Использование загадок, ребусов, разгадывание и составление кроссвордов активизирует детей к деятельности. Они сами составляют кроссворды, используя слова на заданную орфограмму.

  Таким образом, развивающийся речевой слух, постоянное внимание учащихся к звуко-буквенному составу слов способствуют возникновению и развитию зоркости к орфограммам. Указанные выше виды работ позволяют развить у учеников орфографическую зоркость лишь при условии, что эта работа будет проводиться постоянно в школе, на дополнительных занятиях и дома. Многое зависит от желания самого ученика, значит следует развивать у ребенка интерес к занятиям – включать игровые и занимательные упражнения. Как показывает практика, навыки грамотного письма формируются лишь тогда, когда орфографическая работа ведется систематически и целенаправленно.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости

Вашему вниманию представленна статья о развитии орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе ...

развитие орфографической зоркости

много полезных приёмов и средств...

Презентация"Развитие орфографической зоркости"

Данный материал поможет разнообразить урок, со сказочными героями "выучить" трудные правила....

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....