Урок русского языка во 2 классе на тему "Разделительный мягкий знак".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Данный урок составлен с учетом новых ФГОС начального образования. На уроке дети в игровой форме знакомятся с новым учебным материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russk.yaz_._2_klass.doc | 41 КБ |
urok_po_russkomu_yazyku_abramovoy_e.a._09_12_2008.pptx | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
1 Орг. момент.
Дети проверили готовность к уроку, поздоровались с гостями. сели.
Долгожданный дан звонок - начинается урок.
К нам грамматика идёт ( на экране появляется « Грамматика»)
Что – то новое несёт. Начинается урок, он пойдёт ребятам в прок.
Постарайтесь всё понять, чтобы грамотно писать.
2 Работа в тетрадях. Чистописание.
Открываем тетради и записываем:
Девятое декабря.
Классная работа.
На экране:
Ж.л в б.льшом дв.ре Коля. Принёс он папе кол.я .
Что записано на экране? ( предложения)
Что такое предложение? (слова, связанные по смыслу и законченная мысль) Читает нам предложения Губанов Денис.
Королева «Грамматика» дала нам задание списать эти предложения красиво и аккуратно и вставить буквы.
Проверяем: доказывает
Проверяем с экраном:
Жил в большом дворе Коля. Он принёс папе колья.
Молодцы!
Сравним предложения. Чем они похожи?
( Слова Коля и колья - буквы одинаковые, только в слове колья разделительный Ь )
3 Объяснение нового материала.
Воздух свободно идёт через рот, нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт, звук получается - …(гласный).
Что мы знаем о гласных звуках
( Воздух проходит свободно, можем пропеть, бывают ударные и безударные, есть гласные, которые дают два звука в начале слова, после гласного и после разделительного Ь или Ъ. это гласные Е,Ё,Ю,Я,И.)
На экране:
Пю – пью, лёт – льёт, чи – чьи, бёт – бьёт, семя – семья.
Читаем хором.
Прочитаем только слоги
Прочитаем слова.
Сравните и найдите отличия
( Между Ю,Ё,И,Я и согласными стоит разделительный Ь)
Значит, что разделяет Ь?
( Согласный и гласный).
А что вы можете сказать про согласный перед разделительным Ь?
( Согласный стал мягким)
На экране:
Тема урока: « Разделительный мягкий знак».
Мягкий знак, мягкий знак, без него нельзя никак!
Перед Е,Ё,И,Ю,Я я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё – перед Я,Ю,И,Е,Ё.
Вывод. Какую работу выполняет разделительный Ь?
Сравним с экраном:
Разделительный Ь разделяет согласный и гласный, гласная Е,Ё,И,Ю,Я после него даёт два звука, а согласный перед ним становится мягким.
Открываем учебники на стр.55 ПРАВИЛО, стр. 57
Физ. пауза.
Встали около парт, если слышим, что в слове надо вставлять разделительный Ь, то мы приседаем. А если мягкий знак в конце слова, то хлопаем в ладоши 2 раза.
Листья, семья, пень, день, прутья, камень, стулья, метель, вьюга, счастье, олень.
Молодцы!
«Грамматика» ( на экране опять появляется «Грамматика») дала нам с вами задание выполнить звукобуквенный анализ слова ДРУЗЬЯ.
Друзья – 2 слога. 6 букв, 6 звуков.
Д - /д/-согл., тв., зв., парн. (Борисенко М.)
Р - /р/- согл., тв., зв., непарн. (Дергач Н.)
У - /у/-гласн., безударн. ( Зайцева М.)
З - /з/-согл., мягк., зв., парн. (Котельникова Ю.)
Ь - /-/
Я - /й/-согл., мягк., зв., непарн. (Соколова Л.)
/а/-гласн., ударн. (Бытка Ж.)
Молодцы!
«Не чересчур ли ты добряк?» – так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
«Слова и знаки ты смягчить стремишься, нет. в алфавит ты не годишься!»
«Кто б говорил, но ты б уж промолчал», - знак мягкий твёрдому на это отвечал.
« Давным - давно пора, как букву ЯТЬ, тебя из азбуки изъять!»
« Друзья, ваш разговор – никчемные слова!». – услышав этот спор, сказала буква А.
« Вы оба хороши, достойны чести. когда стоите в нужном месте!»
Вывод. Что мы можем сказать про разделительный Ь?
( Разделительный Ь разделяет согласный и гласный, согласный перед ним стал мягким, а гласные Е,Ё,Ю,Я,И дают 2 звука).
4 Закрепление.
Какое время года наступило?
На экране метель.
Ой, ребята, как стало холодно! Подул ветер и разлетелись все слова, которые для вас подготовила «Грамматика». Мы должны собрать слова в 2 столбика – в 1 столбик слова с разделительным Ь, а во 2 столбик слова с Ь в конце .
Дети к доске магнитами прикрепляют слова в 2 столбика. А ребята в классе записывают в тетрадь.
ЛИСТЬЯ ПЕНЬКИ ПЬЁТ КОНЬКИ СЕМЬЯ РУЧЬИ ЩАВЕЛЬ ПОЛЬКА ВЬЮН ВАРЕНЬЕ ТЮЛЕНЬЕ ВЬЮГА БУЛЬВАР МЕНЬШЕ
Молодцы!
Физ. пауза.
Представим себе, что мы превратились в Карлсона. ( На экране Карлсон)
Что Карлсон очень любит? Варенье.
Движение руками, как будто мы едим ложкой варенье.
А что он не любит ? Ученье
Показываем, как мы пишем и читаем.
А что Карлсон очень любит еще? Гулянье
Покажем зимние забавы – играем в снежки, катаемся на коньках и лыжах.
Молодцы!
Открываем в учебнике упражнение 185.
«Грамматика» дала нам задание записать слова парамти.
Полёт – польёт , семья – семя, олени – оленьи
Молодцы!
Физ .пауза.( по радио)
На экране картинки: вьюга, комья снега. деревья, волчьи и лисьи следы.
Какое время года?
«Грамматика» дала нам задание составить текст, используя картинки и слова, их называющие. При этом в каждом предложении должно быть слово с разделительным Ь.
А что такое текст?
( Предложения,. связанные по смыслу на одну тему.)
На какую тему будет наш текст? ( Зима).
Работаем в парах и лучшие предложения записываем на доске и в тетрадях.
( Примерное содержание текста.
На улице кружит вьюга. Кругом лежат комья снега. Все деревья спят до весны. На снегу видны волчьи и лисьи следы.)
Сразу находим основу предложения.
Молодцы!
5 Тест – проверка знаний.
Вьюга мела, мела и намела нам не снег, а задание – тест, которое лежит у вас на парте.
Взяли ручки и начинаем работать.
Тест.
1 Выбери верное утверждение:
А) Мягкий знак обозначает звук.
Б) Мягкий знак не обозначает звук.
2 Выбери верное утверждение:
А) Разделительный Ь разделяет согласный и гласный.
Б) Разделительный Ь разделяет две гласные.
3 Выбери верное утверждение:
А) Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают два звука после разделительного Ь.
Б) Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают один звук после разделительного Ь.
4 Вставь буквы.
В . юга круж . т над з . млёй. Сне . падает пуш . стыми хлоп . ями на д . рев .я и кусты.
МОЛОДЦЕЦ!
6 Итог.
Какое открытие мы с вами делали сегодня? Что новое открывали для себя?
( Разделительный Ь разделяет согласный и гласный, согласный стал мягким, гласные Е,Ю,Я,И,Ё дают два звука после разделительного Ь).
Вы все молодцы! Все очень хорошо работали! ( отметить особенно отличившихся)
А теперь ВНИМАНИЕ – ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: открываем дневники и записываем с экрана
Выучить правило стр. 55, 57 и упражнение 187 на стр.57 ( выписать слова с разделительным Ь и подчеркнуть Ь).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ж...л в б...льшом дв...ре Коля. Принёс он папе кол...я .
Жил в большом дворе Коля. Принёс он папе колья.
пю - пьёт лёт - льёт чи - чьи бёт - бьёт семя - семья
Тема урока: Разделительный мягкий знак «Ь»
Разделительный мягкий знак разделяет согласный и гласный. Гласная после него даёт два звука, а согласный перед ним становится мягким. Е, Ё, И, Ю, Я
карлсон
вьюга комья снега деревья следы волчьи, лисьи
Домашнее задание: Выучить правило на стр. 55, 57. Упражнение № 187 на странице 57
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"
Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....
открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...
Урок русского языка по теме: «Буква Ь. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука» (1 класс, программа « Школа России»)
Краткая аннотация урока:Конспект урока (обучение грамоте) по теме «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука» с приложением в виде презентации был разработан для урока чтения в 1 классе.Может...
Конспект урока по русскому языку 4 класс «Повторение правописания мягкого знака в словах»
Конспект урока по русскому языку 4 класс «Повторение правописания мягкого знака в словах»...
Урок русского языка "Правописание слов с разделительным мягким знаком"
Материал содержит конспект урока в 3 классе "Правописание слов с разделительным мягким знаком" и презентацию к нему. УМК "Школа России". Тип урока: усвоение новых знаний. Цел...
Технологическая карта урока русского языка. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правила переноса, 2 класс
Урок систематизации и обобщения знанийЗадачи: Образовательные: Формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком. Разви...