Урок русского языка во 2 классе на тему "Разделительный мягкий знак".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Абрамова Елена Александровна

Данный урок составлен с учетом новых ФГОС начального образования. На уроке дети в игровой форме знакомятся с новым учебным материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1  Орг. момент.

Дети проверили готовность к уроку, поздоровались с гостями. сели.

Долгожданный дан звонок - начинается урок.

К нам грамматика идёт ( на экране появляется « Грамматика»)

Что – то новое несёт. Начинается урок, он пойдёт ребятам в прок.

Постарайтесь всё понять, чтобы грамотно писать.

2  Работа в тетрадях. Чистописание.

  Открываем тетради и записываем:

Девятое декабря.

Классная работа.

На экране:

Ж.л  в  б.льшом  дв.ре  Коля. Принёс он папе кол.я .

Что записано на экране?  ( предложения)      

Что такое предложение?  (слова, связанные по смыслу и законченная мысль)  Читает нам предложения Губанов Денис.

Королева  «Грамматика» дала нам задание списать эти предложения красиво и аккуратно и вставить буквы.

Проверяем: доказывает

Проверяем с экраном:

Жил в большом дворе Коля. Он принёс папе колья.

Молодцы!

Сравним предложения. Чем они похожи?    

( Слова Коля и колья  - буквы одинаковые, только в слове колья разделительный Ь )

 3 Объяснение нового материала.

Воздух свободно идёт через рот, нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовёт, звук получается - …(гласный).    

Что мы знаем о гласных звуках

( Воздух проходит свободно, можем пропеть, бывают ударные и безударные, есть гласные, которые дают два звука в начале слова, после гласного и после разделительного Ь или Ъ. это гласные Е,Ё,Ю,Я,И.)

На экране:

Пю – пью, лёт – льёт, чи – чьи, бёт – бьёт, семя – семья.

Читаем хором.

Прочитаем только слоги

Прочитаем слова.

Сравните и найдите отличия

( Между Ю,Ё,И,Я и согласными стоит разделительный Ь)

Значит, что разделяет Ь?    

( Согласный и гласный).

А что вы можете сказать про согласный перед разделительным  Ь?    

( Согласный стал мягким)

На экране:

Тема урока: « Разделительный мягкий знак».

Мягкий знак, мягкий знак, без него нельзя никак!

Перед Е,Ё,И,Ю,Я  я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё – перед Я,Ю,И,Е,Ё.

Вывод.  Какую работу выполняет разделительный Ь?    

Сравним с экраном:

 Разделительный Ь  разделяет согласный и гласный, гласная Е,Ё,И,Ю,Я  после него даёт два звука, а согласный перед ним  становится мягким.

Открываем учебники на стр.55 ПРАВИЛО, стр. 57

Физ.  пауза.

Встали около парт, если слышим, что в слове надо вставлять разделительный  Ь, то мы приседаем. А если мягкий знак в конце слова, то хлопаем в ладоши 2 раза.

Листья,  семья, пень, день, прутья, камень, стулья, метель, вьюга, счастье, олень.

Молодцы!

«Грамматика»  ( на экране опять появляется «Грамматика») дала нам с вами задание  выполнить звукобуквенный анализ слова ДРУЗЬЯ.

Друзья – 2 слога. 6 букв, 6 звуков.

Д - /д/-согл., тв., зв., парн.             (Борисенко М.)

Р - /р/- согл., тв., зв., непарн.          (Дергач Н.)

У - /у/-гласн., безударн.                   ( Зайцева М.)

З - /з/-согл., мягк., зв., парн.            (Котельникова Ю.)

Ь - /-/

Я - /й/-согл., мягк., зв., непарн.         (Соколова Л.)

      /а/-гласн., ударн.                         (Бытка Ж.)

Молодцы!

«Не чересчур ли ты добряк?»  – так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.

«Слова и знаки ты смягчить стремишься, нет. в алфавит ты не годишься!»

«Кто б говорил, но ты б уж промолчал», - знак мягкий твёрдому на это отвечал.

« Давным -  давно пора, как букву ЯТЬ, тебя из азбуки изъять!»

« Друзья, ваш разговор – никчемные слова!». – услышав этот спор, сказала буква А.

« Вы оба хороши, достойны чести. когда стоите в нужном месте!»

Вывод.  Что мы можем сказать про разделительный Ь?    

( Разделительный Ь разделяет согласный и гласный, согласный перед ним стал мягким, а гласные Е,Ё,Ю,Я,И дают 2 звука).

 

4 Закрепление.

Какое время года  наступило?    

На экране метель.

Ой, ребята, как стало холодно! Подул ветер и разлетелись все слова, которые для вас подготовила «Грамматика». Мы должны собрать слова в 2 столбика – в 1 столбик слова с разделительным Ь, а во 2 столбик слова с Ь в конце .

Дети к доске магнитами прикрепляют слова в 2 столбика. А ребята в классе записывают в тетрадь.

ЛИСТЬЯ   ПЕНЬКИ   ПЬЁТ   КОНЬКИ   СЕМЬЯ   РУЧЬИ   ЩАВЕЛЬ   ПОЛЬКА   ВЬЮН   ВАРЕНЬЕ   ТЮЛЕНЬЕ   ВЬЮГА   БУЛЬВАР   МЕНЬШЕ

Молодцы!

Физ. пауза.

Представим себе, что мы превратились в Карлсона.   ( На экране Карлсон)

Что Карлсон очень любит?  Варенье.

Движение руками, как будто мы едим ложкой варенье.

А что он не любит ?    Ученье

Показываем, как мы пишем и читаем.

А что Карлсон очень любит  еще?    Гулянье

Покажем зимние забавы – играем в снежки, катаемся на коньках и лыжах.

Молодцы!

Открываем в учебнике упражнение 185.

 «Грамматика» дала нам задание записать слова парамти.

Полёт – польёт , семья – семя,  олени – оленьи

 Молодцы!

Физ .пауза.( по радио)

На экране картинки: вьюга, комья снега. деревья, волчьи и лисьи следы.

Какое время года?  

«Грамматика» дала нам задание составить текст, используя картинки и слова, их называющие. При этом в каждом предложении должно быть слово с разделительным Ь.

А что такое текст?    

( Предложения,. связанные по смыслу на одну тему.)

На какую тему будет наш текст?  ( Зима).

Работаем в парах и лучшие предложения записываем на доске и в тетрадях.

 ( Примерное  содержание  текста.

На улице кружит вьюга. Кругом лежат комья снега. Все деревья спят до весны.  На  снегу  видны  волчьи и лисьи  следы.)

Сразу находим основу предложения.

Молодцы!

5 Тест – проверка знаний.

Вьюга мела, мела и намела нам  не снег, а задание – тест, которое лежит у вас на парте.

Взяли ручки и начинаем работать.

Тест.

1 Выбери верное утверждение:

А)  Мягкий знак обозначает звук.

Б)   Мягкий знак не обозначает звук.

2  Выбери верное утверждение:

А)  Разделительный Ь разделяет согласный и гласный.

Б)   Разделительный Ь разделяет две гласные.

3  Выбери верное утверждение:

А)  Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают два звука после разделительного Ь.

Б)   Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают один звук после разделительного Ь.

4  Вставь буквы.

        В . юга  круж . т  над  з . млёй.  Сне .  падает  пуш . стыми  хлоп . ями  на   д . рев .я  и  кусты.

 

МОЛОДЦЕЦ!

6 Итог.

Какое открытие мы с вами делали сегодня? Что новое открывали для себя?

 ( Разделительный Ь разделяет согласный и гласный, согласный стал мягким, гласные Е,Ю,Я,И,Ё дают два звука после разделительного Ь).

 Вы все молодцы! Все очень хорошо работали!  ( отметить особенно отличившихся)

А теперь ВНИМАНИЕ – ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  открываем дневники и записываем с экрана

Выучить правило стр. 55, 57 и упражнение 187 на стр.57 ( выписать слова с разделительным Ь и подчеркнуть Ь).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ж...л в б...льшом дв...ре Коля. Принёс он папе кол...я .

Слайд 3

Жил в большом дворе Коля. Принёс он папе колья.

Слайд 4

пю - пьёт лёт - льёт чи - чьи бёт - бьёт семя - семья

Слайд 5

Тема урока: Разделительный мягкий знак «Ь»

Слайд 6

Разделительный мягкий знак разделяет согласный и гласный. Гласная после него даёт два звука, а согласный перед ним становится мягким. Е, Ё, И, Ю, Я

Слайд 9

карлсон

Слайд 10

вьюга комья снега деревья следы волчьи, лисьи

Слайд 11

Домашнее задание: Выучить правило на стр. 55, 57. Упражнение № 187 на странице 57


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"

Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...

Урок русского языка по теме: «Буква Ь. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука» (1 класс, программа « Школа России»)

Краткая аннотация урока:Конспект урока (обучение грамоте) по теме «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука» с приложением в виде презентации был разработан для урока чтения в 1 классе.Может...

Конспект урока по русскому языку 4 класс «Повторение правописания мягкого знака в словах»

Конспект урока по русскому языку 4 класс  «Повторение правописания мягкого  знака в словах»...

Урок русского языка "Правописание слов с разделительным мягким знаком"

Материал содержит  конспект урока в 3 классе "Правописание слов с разделительным мягким знаком" и презентацию к нему. УМК "Школа России". Тип урока: усвоение новых знаний. Цел...

Технологическая карта урока русского языка. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правила переноса, 2 класс

Урок систематизации и обобщения знанийЗадачи: Образовательные: Формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком. Разви...