Повышение орфографической зоркости учащихся начальной школы.
статья по русскому языку по теме

Абрамова Елена Александровна

Данный материал, собранный мною ,  помогает учителю подготовиться к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ПОВЫШЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

1 Слуховые диктанты.

Позволяют поэтапно увеличивать объём запоминаемого материала.

2 Зрительные диктанты.

Направлены на развитие точности запоминания.

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Предложение записывается на доске заранее и закрывается.

Установка на запоминание предложения (1 сек. на слово).

Учащиеся закрывают глаза и представляют предложение зрительно.

Предложение записывается в тетрадь по памяти.

Если предложений несколько, то такая работа проводится с каждым их них.

Проверка под руководством учителя( можно взаимопроверку).

СЛУХОВЫЕ ДИКТАНТЫ

Ученикам каждый месяц даётся установка на запоминание и написание предложений с  определённым  количеством  слов. (сентябрь из 4 слов, октябрь из 5 слов и т.д.).

Установка на запоминание предложения с одного раза. Учитель читает предложение, четко проговаривая слова с незнакомыми орфограммами.

Учащиеся сразу же повторяют предложение про себя, воспроизводя не только порядок слов в предложении, но и интонацию и четкий выговор отдельных слов.

Учащиеся записывают предложение в тетрадь по памяти.

Если предложений несколько, то такая работа проводится с каждым предложением.

Проверка под руководством учителя, взаимопроверка.

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ И СЛУХОВЫХ ДИКТАНТОВ

«Безударные гласные в корне» зрительные диктанты.

№1 Я иду по тропе.

№2 Сова видит ночью.

№3 Сарай для скота.

№4 Зреют спелые плоды.

№5 В лесу много грибов.

№6 У нас много озёр.

№7 Во дворе стоит собака.

№8 Почтальон принёс письмо.

№9 В лесу листопад.

№10 Часы пробили три часа.

СЛУХОВЫЕ ДИКТАНТЫ

№1 Узкая тропинка ведет через поле.

№2 Хорошо жили птенцы в гнезде.

№3 Этот медведь живет в горах.

№4 Настя сама сварила гороховый суп.

№5 Далеко внизу синела вода.

№6 По воде плыли листочки.

№7 Собака Динка выследила ёжика.

№8 Берега реки желтели от цветов.

№9 В небе появился косяк журавлей.

№10 Коля сидел в первом ряду.

«Прилагательное» зрительные диктанты.

№1 Загадочная бабочка. Точная математика.

№2 Чёрный фломастер. Жёлтый прямоугольник.

№3 Любимое кино. Загадочная планета.

№4 Осеннее облако. Любимое занятие.

№5 Последнее желание. Холодная метель.

№6 Неуклюжие медвежата. Крохотные почки.

№7 Неопрятный человек. Грязные руки.

№8 Незнакомый почерк. Надёжный товарищ.

№9 Напрасные хлопоты. Уходящий день.

№10 Ранняя весна. Звонкая капель.

Слуховые диктанты.

№1 Вечером голодная лиса спешит на охоту.

(Подбери к прилагательным слова с противоположным значением.)

№2 У кенгуру большие задние ног

( Выдели безударные окончания прилагательных, объясни их написание)

№3 Алый сахарный арбуз замечательный на вкус.

 Бульдозер – это большой  могучий трактор.

( Доказать, что эти предложения не являются текстом).

№4 Задремала на поляне старая чуткая лосиха.

( разбери по членам предложения)

№5 В ясный день бывает яркое синее небо.

(Выдели окончания имен прилагательных, объясни их написание)..

№6 На деревьях надулись пахучие крохотные почки.

 Ласково светит весеннее   солнце.  

( Подчеркни существительные, которые имеют признаки)

№7 Всегда в порядке её красивые пушистые волосы.

(Подбери как можно больше признаков к существительному «волосы»)

№8 Кедр - самое  красивое таёжное дерево.

Кедровый лес богат орехами.

(Определите род прилагательных).

№9 Маленькое облачко закрыло солнце, налетел сильный ветер.

(Разберите по составу прилагательные).

№10 Снег потемнел. И с крыш бежит звонкая капель.

(Найдите прилагательные и существительные, от которых они зависят).

В конце изучения темы можно дать слуховой диктант с предварительной подготовкой, в этом случае диктанту предшествует зрительное восприятие всего текста или отдельных слов, входящих в него, и работа по предупреждению ошибок.

  На доске дается текст с ошибками.

Задание: Найти ошибки и исправить, подготовиться к записи исправленного текста под диктовку.

«Написание приставок. Предлоги и приставки».

Морозные узоры.

За ночь силно  пахолодало. На стёклах поевились узоры. Кто норисовал их? Нахолодном  стикле оседают тёплые пары вады. Они зостывают. На них нолипают другие капелки. Так вырастает чудесный ресунок.



Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Субъекты образовательного пространства

Цели и задачи      орфографичес- кой       деятельности

Содержание орфографической деятельности

Организация процесса орфографической деятельности


Младшие школьники

 1 -2 класса






Цель: формирование орфографических навыков

Задачи: 

1 Развитие фонематического слуха;

2 Формирование понятия «Орфограмма» и её опознавательные признаки, проверяемое и проверочное слово;

3 Развитие орфографической зоркости.

Реализация содержания учебного  предмета «Русский язык». Реализация программы «Орфографическая работа в период обучения грамоте».

Усвоение особенностей произношения гласных и согласных звуков, гласных и согласных букв, разделительные Ъ и Ь знаки, понятие «Орфограмма», разбираться в отношениях словообразовательной мотивации. Объяснять значение слов через анализ словообразовательной структуры, находить и исправлять допущенные ошибки.

Орфографические сказки, словообразовательные упражнения, дидактические игры, памятка для работы над ошибками.

3 класс

Задачи:

1 Углубление понятия «Орфограмма», её опознавательных признаков;

2 Усвоение орфографических правил написания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова, разделительного написания предлога, употребления разделительного Ъ и Ь знаков.

Реализация содержания учебного предиета «Русский язык», реализация учебно – методмческого пособия «Обучение орфографии в 3 классе», усвоение опознавательных признаков изученных орфограмм, способов проверки орфограмм в корне.

Умения: обнаруживать орфограммы , определять их тип, коиентирование, проговаривание, списывание, зрительный, выборочный и предупредительный диктант.

Графически выделять орфограммы, спорсобы их проверки, различать формо – и словообразование.

Ориентироваться в структуре родственных слов, подбирать однокоренные слова, различать проверяемые и проверочные слова.

Обнаруживать пары слова, находящиеся в отношениях словообразовательной мотивации.

Моделирование орфографических правил и способов проверки. Составление словаря приставок и суффиксов. Упражнения с гнездом однокоренных слов.

Ведение тетради – справочника.

Дидактические игры «Словообразовательное дерево», «Что лишнее и почему?». Применение сигнальных карточек, карточек – орфограмм. Тестирование.

4 класс

Задачи:

Углубление понятия «Орфограмма» и её опознавательных признаков;

Усвоение орфографических правил написания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных, прилагательных и в личных окончаниях глаголов.

Реализация учебно-методического пособия «Обучение орфографии в 4 классе» , усвоение опознавательных признаков изученных орфограмм, способов проверки орфограмм в окончаниях.

Умения: обнаруживать орфограммы и определять их тип при зрительном и слуховом восприятии, графически выделять орфограммыи способы их проверки в текущих и контрольных работах, подбирать слово на указанную орфограмму, классифицировать слова с орфограммой, дополнительный разбор по составу с указанием, от какого слова и при помощи чего образовано данное, объяснять знячение производных слов через словообразовательные связи, проводить аналогию в структуре слов при работе со  словообразовательными моделями, составлять цепочку последовательного словообразования (учить – учитель – учительская)

Моделирование орфографических правил и способов проверки орфограмм в окончаниях. Дидактические игры «Орфографическое домино». Тестирование.

Составление орфографических игр и заданий для товарища («Творческая копилка»)

Применение орфографических правил и творческих работ(создание творческих книжек: «Моя семья», « Золотая осень» и т.д.)

Литературное творчество: сочинение загадок, сказок, стихотворений.

Учитель

Цель:

Расширение орфографической компитентности.

Задачи:

Формирование орфографической рефлектитвности, формирование орфографической креативности.

Усвоение путей обучения орфографии в современной школе, инновационный подход к изучению правописания: коммуникативно – исследовательского, деятельностного, на интуитивной основе, моделирование правил, тестирование, с компьютерной поддержкой, передового опыта учителей школ.

Совещание учителей школы, методические объединения, городские семинары, конференции учителей.

Городские конкурсы педагогического мастерства.

Тренинги, курсы, деловые игры. «круглые столы», тестирование, квалификационные работы.

Родители

Цель:

Пробуждение, развитие и расширение орфографического опыта родителей.

Задачи:

Пробуждение у родителей интереса к орфографическим умениям детей, включение родителей в орфографическую  деятельность детей, поощрения участия родителей в орфографической деятельности детей.

Реализация программы внеклассной  работы по русскому языку, учебных пособий по занимательной орфографии.

Участие родителей в неделе орфографии, в праздниках, КВН, викторинах, дидактических играх, в выпуске стенгазет.

Консультация родителей, родительские собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения орфографической грамотности учащихся начальной школы.

     Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы...

Орфографическая зоркость учащихся начальной школы.

Общие сведения о выработке орфографической зоркости у учащихся начальной школы....

Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы

Презентация дает перечень основных причин наличия орфографических ошибок и пути их коррекции....

Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы.

Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы....

Система работы по повышению орфографической зоркости учащихся начальной школы

Данная работа полезна учителям начальной школы. В статье приведены тренировочные упражнения и задания по повышению грамотности письма учащихся начальной школы....

Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»

Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....

Формирование орфографической зоркости учащихся начальной школы

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач учителя начальных классов на уроках русского языка. Меня, как и всех учителей начальных классов, волнует проблема грамотного письма ...