Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Дорофеева Светлана Анатольевна

     На уроке организована деятельность учащихся по обобщению знаний в  правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, умений и навыков использовать данную орфограмму при написании слов и предложений, а так же создаются условия для формирования ценностного отношения к природным богатствам страны и  интереса к достопримечательностям своего города (на примере Белгородского зоопарка), воспитания любви к животным и ко всему окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

                        Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

                                                                            C. А. Дорофеева, учитель начальных классов

                                                                            Идентификатор: 218 – 220 – 291

Цели:

Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний в  правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, умений и навыков использовать данную орфограмму при написании слов и предложений.

Способствовать формированию умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию у школьников логического мышления, монологической речи и обогащению словарного запаса.

Создать условия для формирования ценностного отношения к природным богатствам страны и  интереса к достопримечательностям своего города, расширения кругозора, воспитания любви к животным и ко всему окружающему миру.

Оборудование: Учебник «Русский язык» 1 класс, автор В.И. Полякова; компьютер, проектор; презентация к уроку; аудио-записи: П. И. Чайковский «Песня жаворонка», «Голоса птиц»; сюжетные картинки по теме «Животные»; карточки для индивидуальной дифференцированной работы; цветные таблички со словами-отгадками; рисунки «Ёжик», выражающие настроение ребят на уроке.

I.        Организационно-мотивационный этап.

1.Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Приветствие.                                                                                        Слайд №1

Звучит музыка:  П. И. Чайковский «Песня жаворонка»

Учитель:  Придумано кем-то

                 Просто и мудро.

                 При встрече здороваться:

                 Доброе утро!

                Доброе утро солнцу и птицам,

                Доброе утро улыбчивым лицам!

                И каждый становится

                Добрым, доверчивым,

                Доброе утро длится до вечера.

Доброе утро, девочки!

Доброе утро, мальчики!

Пожелаем гостям доброго утра.

Дети:      Доброе утро!

Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.

II.        Актуализация опорных знаний.
 Настрой на работу.

    - Сядьте ровно, ноги опустите, спинка прямая. Вы сегодня самые красивые, умные, внимательные и сообразительные. Я желаю вам добиться успехов.

1.  Беседа. Фронтальная работа.

     - Отгадайте загадки:

Есть копытный великан.

Шея, как подъемный кран,

С рожками, пятнистый,

Но не очень быстрый.

                               Жираф.

Пьет бензин, как молоко,

Может ездить далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней?

                                Машина.

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

                               Ёжик.

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает.

                            Щука.

Нос – как хобот у слона,

На спине  рука одна.

Мы с плиты его снимаем,

Угощает всех он чаем.

                           Чайник.

Летит орлица

По синему небу.

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

                                Туча.

    - Проговорите еще раз слова-отгадки.

 Жираф            машина            ёжик           щука           чайник          туча

 

(Цветные таблички вывешиваются на доске.)

    - Какие шипящие согласные звуки вы встретили в этих словах?

                                                [ж], [ш], [ч], [щ],

    - Что вы знаете об этих звуках?

   ( [ж], [ш] – всегда твердые звуки;  [ч], [щ] – всегда мягкие звуки.)

    -А теперь будьте внимательны! Какие знакомые орфограммы, или опасные места, вы заметили?        (Жи-ши, ча-ща, чу-щу.)

2. Объявление темы и постановка целей урока.

     - Какая тема урока у нас будет сегодня? Над чем мы будем работать? Кто догадался?

(Ответы детей.) 

     - Верно, сегодня мы с вами обобщим знания о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Будем упражняться в написании слов и предложений.           Слайд №2

Ш. Обобщение и систематизация знаний.

       Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр.      и просмотрите до стр.      все правила, над  которыми мы работали на предыдущих уроках.

    - Выберите главные правила, которые относятся к нашей теме урока.

(Ответы детей.)

жи –ши  пиши  с  буквой  и!

ча-ща  пиши с буквой а!

чу-щу пиши с буквой у!

Слайд №3

Самостоятельная работа учащихся.

Ёжик, жираф, чайник, машина, туча,  щука.

- Какое слово «лишнее»?

(Ёжик, потому что у него букв больше, чем звуков. Машина, потому что у него 3 слога, а у остальных – 2.)

- Давайте попробуем разделить все предметы на 2 группы.

                      (Одушевленные, неодушевленные.)

     -Работаем по вариантам:

1 вариант записывает слова, обозначающие одушевленные предметы,

2 вариант записывает слова, обозначающие неодушевленные предметы.

Проверка.

                                    Ёжик, жираф, щука.

                                    Машина, чайник, туча.

Физминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти стряхнули –

Ветер сдувает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

3. Рассказ учителя.

     - Сегодня я хочу поговорить с вами о первой группе, т.е. о животном мире. Вокруг нас есть много удивительных животных. Некоторые из них живут в лесах, степях и реках нашей Белгородской области. Знаете таких? Назовите.

 (Лиса, волк, заяц, ёж, щука, карась, кузнечик, бабочка, стрекоза, ящерица.)

     - Некоторые из них живут у людей дома, называются «домашние». Назовите их.

                     (Корова, лошадь, коза, овца и др.)

     - А вот некоторых удивительных животных мы не сможем увидеть ни там, ни там. Как же быть? Где мы с ними можем встретиться?

     - Конечно же, в зоопарке. Во многих городах есть зоопарки. А зачем люди их создают? (Ответы детей.)

     - В зоопарках люди заботятся о животных: ухаживают за ними, кормят, лечат, помогают родиться их потомству. Некоторые животные даже занесены в Красную книгу. Кто знает, что такое Красная книга? (Ответы детей.)

     В нашем городе Белгороде тоже есть зоопарк. Давайте познакомимся с ним.

                                                           Слайды № 4-14

     Белгородский зоопарк открыт в 1991 году на базе живого уголка, который существовал с 1988 года. В постоянной экспозиции находится более 300 экземпляров животных 89-ти видов. Посещаемость зоопарка около 100 тысяч человек в год.

     В настоящее время городскими властями принято решение о переносе зоопарка в зону отдыха в Сосновке.

    С предыдущим классом я не раз посещала зоопарк. А кто из вас был в зоопарке? А кто хотел бы сходить? Я обещаю, что мы с вами обязательно  отправимся в зоопарк и понаблюдаем замечательных животных.

4. Индивидуальная работа учащихся у доски. Выборочный диктант.

     -Я думаю, вы хорошо знаете многих животных. А вот как называют их детенышей, знаете? Давайте посмотрим.

Игра на внимание  «Пиши – не спеши!»

     - Будьте внимательны. Записывать будем только тех животных, в названиях которых встретите опасное место (орфограмму).

У волка родились… (волчата);

у зайца - … (зайчата);

у слона - … (слонята)    - не пишем;

у коровы - …(телята)   - не пишем;

у кролика - …(крольчата);

у мышки - … (мышата)   - не пишем;

у коня - … (жеребята)  - не пишем;

у белки - … (бельчата).

                             (Дети работают  у доски по цепочке.)

Физминутка

Топай, мишка, хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперед и вниз,

Улыбнулся и садись!

5.Самостоятельная дифференцированная работа по карточкам:

            - Подберите подходящие по смыслу слова и выделите орфограммы.

Коровы ____________________  

 

Сороки_____________________

Мыши _____________________

Петухи _____________________

Дятлы _____________________

Слова для справок: пищит, трещит, мычит, кричит, стучит.


               

              - Подберите подходящие по смыслу слова и выделите орфограммы.

Коровы ____________________  

 

Сороки_____________________

Мыши _____________________

Петухи _____________________

Дятлы _____________________

Слова для справок: пищат, трещат, мычат, кричат, стучат.



                - Вставьте  ча  или  ща в слова:

Коровы мы…т.  

 

Сороки тре…т.

Мыши  пи…т.

Петухи кри…т.

Дятлы  сту…т.

__________________________________________________________

6. Работа в группах.

- Рассыпались предложения.  Нужно:

 ► собрать из слов предложение;

► определить разновидность жанра;

► найти слово, в котором есть опасное место (орфограмма) по теме нашего урока.

 Работаем группами по рядам.

(Выдаются таблички с деформированными предложениями.)

Волки рыщут, пищу ищут.

Скороговорка.

Жизнь данá на добрые делá.

Пословица.

Стучат, идут,

А с места не сойдут.

Загадка. (Часы.)

Проверка.

7. Самостоятельная работа над текстом.              

     - Во всех предложениях потерялись точки, как же быть?      Слайд №15

           

     Дети  идут  в  рощу  стучат дятлы  под  кустом  шуршит  ёжик

Спишите предложения, расставив знаки препинания.

Выделите знакомые орфограммы.

Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

Подчеркните главные члены предложения.

                                             Самопроверка.                                      Слайд №16

       Дети идут в рощу. Стучат дятлы. Под кустом шуршит ёжик. 

Ёжик – 4 б.,  5 зв.

Итог урока.

- Над какими орфограммами работали на уроке?

- Сделайте вывод, как же они пишутся.

- Какие задания вам понравилось выполнять?

(Ответы детей.)

 - Молодцы! Сегодня очень хорошо работали …

Рефлексия.

     - С каким настроением вы заканчиваете наш урок?

      У вас на столе лежит рисунок-раскраска «Ёжик».    

      Если вам понравился урок, вы все поняли, делали правильно, довольны своей работой и у вас хорошее настроение, то нарисуйте ежику красивую улыбку.

     А если вы не очень довольны своей работой и от этого у вас испортилось настроение, то нарисуйте на его мордочке огорчение.

     Давайте посмотрим!

                             

     

Урок закончен.

      Я желаю вам успехов!                                                                                    Слайд №17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Согласный звук (ч*). Строчная буква ч. Правописание сочетаний ЧА, ЧУ».

Урок по программе "Школа 2100", интегрированный, с применением деятельностного метода, коллективной и групповой формы работы. ...

Правописание сочетаний чк, чн, щн.2 класс

Обобщить знания о способах обозначения мягкости согласных. Развивать умения правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, нщ. Учить заменять  сочетание слов одним словом близким по смыслу.Про...

Интегрированный урок по темам"Правописание сочетаний ЖИ-ШИ"и "Звездное небо,заглянем в будущее"

Этот урок проводится для обобщения изученного материала по указанным темам....

Конспект урока русского языка по теме: " Правописание сочетаний ЧК, ЧН"

Урок проведён во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Тип урока- повторение и закрепление знаний....

Урок русского языка «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.» 2-й класс

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.».Цели: 1) уточнить представление учащихся о звуках ч, щ как всегда мягких, формировать умение использовать правило сочетаний ча-щ...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Правописание сочетаний ЧК, ЧН"

Данный конспект подходит для уроков русского языка во 2 классе...