Занимательные материалы по орфографии
методическая разработка (русский язык) на тему
Предварительный просмотр:
Суетовская муниципальная средняя ( полная)общеобразовательная школа Ярцевского района Смоленской области
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО
ОРФОГРАФИИ
Материал подготовила
учитель начальных классов
Воронцова Н.А.
2 011 г
Заглавная буква в именах, фамилиях и т.п.
Виды заданий:
1. Примеры написаны на карточках, причем заглавные буквы заменены строчными; требуется написать, где нужно, большие буквы и объяснить их необходимость.
1) Серёжа Морозов не боится морозов. 2) Витя Васильков набрал букет васильков. 3) Иванова Поля возвращалась с поля. 4) Лева Скворцов сделал домик для скворцов. 5) Андрюша Рыбаков любил слушать рассказы охотников и рыбаков. 6) Петя, Саня и Серёжа собирали берёзовые серёжки. 7) — Надежда, ты — наша надежда! 8) Гена Ростов поехал в Ростов. 9) Наша Марта вернулась из Москвы в конце марта. 10) Толя Огурцов собрал больше всех огурцов.
2. Примеры написаны с пропусками, школьники должны самостоятельно вставить подходящие слова и объяснить употребление больших букв.
3. Самостоятельно придумать подобные примеры, где одинаково звучащие слова писались бы с большой или малой буквы. В этом случае возможны элементы соревнования — конкурс на лучший подбор таких примеров. Конкурсы:
за установленный срок (например, за 10 минут) составить словарик русских имен — полных и уменьшительных, например: «Иван», «Ваня», «Ванюша», «Иванушка», «Ванечка» и т. п.
Жюри через установленное время проверяет выполнение и определяет победителя.
Подобным же образом проводится конкурс на знание городов СССР, городов мира, рек, морей и т. д. Конкурс на подбор слов-омонимов, где было бы название, пишущееся с большой буквы, например:
город Остров (Псковской области) — остров в море город Красный Холм (Калининской области) — красный холм (глина) город Клин (Московской области) — журавли летят клином. И т. д.
Звонкие и глухие согласные Пословицы и поговорки:
1. В зимний холод всякий молод.
2. Кошке игрушки, да мышке слёзки.
3. Каков рыбак, такова и рыбка.
4. Кому пироги да пышки, а кому синяки и шишки.
5. Нос вытащил — хвост увяз, хвост вытащил — нос увяз.
6. Береги нос в сильный мороз.
7. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
8. Велик пень, да дупляст; мал золотник, да дорог.
9. Готовь летом сани, зимой — телегу.
10. Даровой рубль дёшев,нажитой — дорог.
Загадки: 1. Едет воз без колёс, колеи не оставляет. (Лодка.)
2. Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь.)
3. Полосатое ядро, кумачовое нутро,
Хвостик, как у хрюшки, в виде завитушки. (Арбуз.)
4. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней.)
5. Лежит меж грядок зелен да гладок. (Огурец.)
6. Одна подружка пролезла другой в ушко. (Иголка и нитка.) 1. Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
8. Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка.)
9. Маленький рост, длинный хвост, серенькая шубка, остренькие зубки. (Мышь.)
Шутка:
— Здравствуй! — Еж сказал Чижу.
— Здравствуй! — Чиж сказал Ежу. — Где ты был, приятель Чиж?
— Я, брат Еж, летая в Париж.
— Это ложь! — воскликнул Еж.
Чиж ответил: — Ну и что ж... (В. Л и ф ш и ц)
Метаграммы:
Со звонкой буквой на конце
— Сияет свежесть на лице.
С глухой — по наковальне бьёт,
Подкову лошади куёт. (Молод — молот.) Коротышка — только раз,
Та, что выше,— каждый час. (Стрелка часов.)
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Безударные гласные в корне слова
Пословицы и поговорки:
1. Иная похвала хуже брани.
2. Овце с волком плохо жить.
3. Свой сухарь лучше чужих пирогов.
4. Сказать легко — сделать трудно.
5. Много слов, да мало дел.
6. Сидят вместе, а глядят врозь.
7. Не хвались травой, хвались сеном.
8. Говорит бело, а делает черно.
9. Волк для овец — плохой пастух.
10. Ворона хоть и за море летала, а всё же белой вороной не стала
11. Коси, коса, пока роса; роса долой, коса домой.
12. Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.
13. Ласточка день начинает, а соловей кончает.
14. На чужой сторонушке рад своей воронушке.
15. Больше верь своим очам, нежели чужим речам.
16. Глупая голова и ногам покою не даёт.
17. Дружба как стекло: разобьёшь — не сложишь.
18. Золотые руки на серебро не купишь.
19. Знайка дорожкой бежит, незнайка на печи лежит.
20. Буквы кривы, да смысл прямой.
21. Повторенье — мать ученья.
22. Не гордись званьем, а гордись знаньем.
23. Ученье в счастье украшает, а при несчастье утешает.
Загадки (с безударными гласными):
Сидит дед— во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)
2. Два берёзовых коня
Кони эти рыжи,
По снегам несут меня.
А зовут их... (лыжи).
3. Не дерево, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает. (Книга.)
4.Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.
(Буквы.)
5. Русская красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане. (Берёза.)
6. Я над речкой лежу, оба берега держу. (Мост.)
7.Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат
(Подсолнух.)
8. На сучке висят шары, посинели от жары.(Сливы.)
9. Иголки лежали, лежали да под стол убежали. (Еж.)
Конкурс: 1. Написать все названия месяцев (эти слова не
проверяются).
Если в начальных классах изучается иностранный язык, сравнить названия месяцев в русском и изучаемом языках.
2. Написать все названия дней недели. Как образовались эти названия? Можно ли проверить их написание? («Вторник», «среда», «четверг», «пятница».)
Конкурс: кто быстрее и больше подберет родственных (проверочных) слов для проверки безударных гласных в корне слова:
Образец: гори — гори, много гор, горка, горочка, горний, нагорный, предгорье, плоскогорье, пригорок.
Метаграмма:
С «у» я птицею бываю,
В поле в сумерки летаю.
С «и» в пруду меня найдёшь,
На сазана я похож.
«а» — животное с рогами.
На оленя похожу.
С «е» — мешаю я трудиться
И старательно учиться,
До добра не довожу.
(Н. Найдёнова) (Лунь — линь — лань — лень.)
Задач а - шутка:
На пути я вижу сорок
Резво скачущих сорок.
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог. (И. С о к о л о в-М и к и т о в)
«Чудо-слова»
Задание: найти слова, которые читались бы одинаково слева направо и
справа налево, например:
ДОХОД | казак | наган | шалаш | Анна | кок |
тут потоп | иди комок | ищи еле-еле | Топот летел | учу латал | цыц Алла |
дед | как | лил | или | тащат | тот |
Литература:
В.В. Волина «Русский язык. Учимся играя».
В.Б. Маркина «Занимательное чистописание». М., «Чистые пруды», 2007г.
А. Ундзенкова «Русский с увлечением». Екатеринбург, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему мы так говорим? Сборник занимательных материалов по фразеологии.
Сборник представляет собой подборку стихотворений, игр, занимательных материалов, которые я использую на своих уроках и во внеурочной деятельности для развития речи младших школьников....
Почему мы так говорим? Сборник занимательных материалов по фразеологии.
Развитие речи, устной и письменной, обогащение словарного запаса - одна из важнейших задач начальной школы. Я нашла привлекательный для себя и моих учеников способ обогащения речи меткими выражениями...
Занимательные материалы
Материал содержит сведения для подготовки к занятиям на факультативе...
Занимательные материалы по орфографии
Занимательные материалы по орфографии...
Рекомендации и занимательные материалы для проведения классных часов на тему "Уважительное отношение к культуре других народов"
Современный человек живет в многонациональной среде, ему приходится общаться с людьми разных национальностей и этносов, чтобы выстраивать ровные дружеские отношения он должен проявлять уважение к куль...
Выступление "Лэпбуки – эффективное средство формирования устойчивых навыков чтения младших школьников на занимательном материале математического содержания"
Опыт работы по формированию устойчивых навыков чтения на основе математического материала, организованного на разных уровнях: в ходе учебной и внеклассной деятельности, с применением лэпбуков....