Занимательные материалы по орфографии
методическая разработка (русский язык) на тему

Материал для уроков русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_orfografiya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Суетовская муниципальная средняя ( полная)общеобразовательная школа Ярцевского района Смоленской области

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ  МАТЕРИАЛЫ

ПО

ОРФОГРАФИИ

Материал подготовила  

учитель начальных классов

Воронцова Н.А.

2 011 г


Заглавная буква в именах, фамилиях и т.п.

Виды заданий:

1.   Примеры написаны на карточках, причем заглавные буквы заменены строчными; требуется написать, где нужно, большие буквы и объяснить их необходимость.

1) Серёжа Морозов не боится морозов. 2) Витя Васильков набрал букет васильков. 3) Иванова Поля возвращалась с поля. 4) Лева Скворцов сделал домик для скворцов. 5) Андрюша Рыбаков любил слушать рассказы охотников и рыбаков. 6) Петя, Саня и Серёжа собирали берёзовые серёжки. 7) — Надежда, ты — наша надежда! 8) Гена Ростов поехал в Ростов. 9) Наша Марта вернулась из Москвы в конце марта. 10) Толя Огурцов собрал больше всех огурцов.

2. Примеры написаны с пропусками, школьники должны самостоятельно вставить подходящие слова и объяснить употребление больших букв.

3. Самостоятельно придумать подобные примеры, где одинаково звучащие слова писались бы с большой или малой буквы. В этом случае возможны элементы соревнования — конкурс на лучший подбор таких примеров. Конкурсы:

за установленный срок (например, за 10 минут) составить словарик русских имен — полных и уменьшительных, например: «Иван», «Ваня», «Ванюша», «Иванушка», «Ванечка» и т. п.

Жюри через установленное время проверяет выполнение и определяет победителя.

Подобным же образом проводится конкурс на знание городов СССР, городов мира, рек, морей и т. д. Конкурс на подбор слов-омонимов, где было бы название, пишущееся с большой буквы, например:

город Остров (Псковской области) — остров в море город Красный Холм (Калининской области) — красный холм (глина) город Клин (Московской области) — журавли летят клином. И т. д.

Звонкие и  глухие согласные Пословицы и поговорки:

1. В зимний холод всякий молод.

2. Кошке игрушки, да мышке слёзки.

3. Каков рыбак, такова и рыбка.


4.   Кому пироги да пышки, а кому синяки и шишки.

5. Нос вытащил — хвост увяз, хвост вытащил — нос увяз.

 6. Береги нос в сильный мороз.

 7. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

  8. Велик пень, да дупляст; мал золотник, да дорог.

 9. Готовь летом сани, зимой — телегу.

10. Даровой рубль дёшев,нажитой — дорог.

Загадки: 1. Едет воз без колёс, колеи не оставляет. (Лодка.)

 2. Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь.)

3. Полосатое ядро, кумачовое нутро,

 Хвостик, как у хрюшки, в виде завитушки. (Арбуз.)

4. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней.)

5. Лежит меж грядок зелен да гладок. (Огурец.)

6. Одна подружка пролезла другой в ушко. (Иголка и нитка.) 1. Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

8. Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

9. Маленький рост, длинный хвост, серенькая шубка, остренькие зубки. (Мышь.)

Шутка:

— Здравствуй! — Еж сказал Чижу.  

— Здравствуй! — Чиж сказал Ежу.  — Где ты был, приятель Чиж?

— Я, брат Еж, летая в Париж.

— Это ложь! — воскликнул Еж.

Чиж ответил: — Ну и что ж... (В. Л и ф ш и ц)

Метаграммы:

Со звонкой буквой на конце

— Сияет свежесть на лице.

С глухой — по наковальне бьёт,

Подкову лошади куёт. (Молод — молот.) Коротышка — только раз,

Та, что выше,— каждый час. (Стрелка часов.)

 Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Безударные гласные в корне слова

Пословицы и поговорки:

1. Иная похвала хуже брани.


2. Овце с волком плохо жить.

3. Свой сухарь лучше чужих пирогов.

4. Сказать легко — сделать трудно.     

5. Много слов, да мало дел.

6. Сидят вместе, а глядят врозь.

7. Не хвались травой, хвались сеном.

8. Говорит бело, а делает черно.

  9. Волк для овец — плохой пастух.

  10. Ворона хоть и за море летала, а всё же белой вороной не стала

  11.   Коси, коса, пока роса; роса долой, коса домой.

 12. Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.

13. Ласточка день начинает, а соловей кончает.

14. На чужой сторонушке рад своей воронушке.

      15.   Больше верь своим очам, нежели чужим речам.

16.   Глупая голова и ногам покою не даёт.

17. Дружба как стекло: разобьёшь — не сложишь.

18. Золотые руки на серебро не купишь.

19. Знайка дорожкой бежит, незнайка на печи лежит.

20. Буквы кривы, да смысл   прямой.        

21. Повторенье — мать ученья.

22. Не гордись званьем, а гордись знаньем.

23. Ученье в счастье украшает, а при несчастье утешает.

Загадки   (с безударными гласными):

Сидит дед— во сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)

2.  Два берёзовых коня

Кони эти рыжи,

По снегам несут меня.

 А зовут их... (лыжи).

3. Не дерево, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

4.Тридцать три сестрички  

Ростом невелички.                                    

 Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.
(Буквы.)

5. Русская красавица стоит на поляне,

В зелёной кофточке, в белом сарафане. (Берёза.)

6. Я над речкой лежу, оба берега держу. (Мост.)

7.Удивительное солнце:  

В этом солнце сто оконцев,

Из оконцев тех глядят

Сотни маленьких галчат
 (Подсолнух.)

8. На сучке висят шары, посинели от жары.(Сливы.)

9. Иголки лежали, лежали да под стол убежали. (Еж.)

Конкурс: 1. Написать все названия месяцев (эти слова не

проверяются).

 Если в начальных классах изучается иностранный язык, сравнить названия  месяцев в русском и изучаемом языках.

2. Написать все названия дней недели. Как образовались эти названия? Можно ли проверить их написание? («Вторник», «среда», «четверг», «пятница».)

Конкурс:   кто быстрее и больше подберет родственных (проверочных) слов для проверки безударных гласных в корне слова:

Образец: гори — гори, много гор, горка, горочка, горний, нагорный, предгорье, плоскогорье, пригорок.

Метаграмма:

 С  «у» я птицею бываю,

 В поле в сумерки летаю.

С «и» в пруду меня найдёшь,

На сазана я похож.        

«а» — животное с рогами.

На оленя похожу.

       

 С «е» — мешаю я трудиться

           

И старательно учиться,

         

  До добра не довожу.

      (Н. Найдёнова) (Лунь — линь — лань — лень.)

Задач а - шутка:

На пути я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог

 Средь неведомых дорог.  (И. С о к о л о в-М и к и т о в)

«Чудо-слова»

Задание: найти слова, которые читались бы одинаково слева направо и

справа налево, например:

ДОХОД

казак

наган

шалаш

Анна

кок

тут потоп

иди комок

ищи

еле-еле

Топот  летел

учу  латал

цыц  Алла

дед

как

лил

или

тащат

тот

Литература:

В.В. Волина «Русский язык. Учимся играя».

В.Б. Маркина «Занимательное чистописание». М., «Чистые пруды», 2007г.

А. Ундзенкова «Русский с увлечением». Екатеринбург, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему мы так говорим? Сборник занимательных материалов по фразеологии.

Сборник представляет собой  подборку стихотворений, игр, занимательных материалов, которые я использую на своих уроках и во внеурочной деятельности для развития речи младших школьников....

Почему мы так говорим? Сборник занимательных материалов по фразеологии.

 Развитие речи, устной и письменной, обогащение словарного запаса - одна из важнейших задач начальной школы. Я нашла привлекательный для себя и моих учеников способ обогащения речи меткими выражениями...

Занимательные материалы

Материал содержит сведения для подготовки к занятиям на факультативе...

Занимательные материалы по орфографии

Занимательные материалы по орфографии...

Рекомендации и занимательные материалы для проведения классных часов на тему "Уважительное отношение к культуре других народов"

Современный человек живет в многонациональной среде, ему приходится общаться с людьми разных национальностей и этносов, чтобы выстраивать ровные дружеские отношения он должен проявлять уважение к куль...

Выступление "Лэпбуки – эффективное средство формирования устойчивых навыков чтения младших школьников на занимательном материале математического содержания"

Опыт работы по формированию устойчивых навыков чтения на основе математического материала,  организованного на разных уровнях: в ходе учебной и внеклассной деятельности, с применением лэпбуков....