Типы текстов. 2 класс УМК "Перспектива"
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему

Афанасьева Галина Александровна

Интересный материал к уроку с картой РНС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_tekstov._obobshchenie.docx20.79 КБ
Файл prilozhenie_1.docx11.64 КБ
Файл prilozhenie_2.docx13.32 КБ
Файл prilozhenie_3.docx28.69 КБ
Файл prilozhenie_4.docx11.36 КБ
Файл prilozhenie_5.docx11.66 КБ
Office presentation icon tipy_tekstov.ppt2.08 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 «Б» классе по теме:

"Типы текста. Повторение и обобщение"

ТК №10, блок В, (3-ий урок)

Цель: Обобщить знания по теме «Типы текста» и закрепить умения определять их.

Метапредметные умения:

Познавательные:

- различать типы текстов и обосновывать свое суждение;

- уметь озаглавливать текст, учитывая тип текста;

- работать с моделями и схемами;

Регулятивные: 

- соотносить учебные действия с учебной задачей.

- соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- оценивать свою деятельность и деятельность работы группы.

Коммуникативные:

- формулировать понятные высказывания, используя термины;

- формировать умения взаимодействия в группе и паре.

Личностные:

-  формировать положительное отношение к учебе.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация и актуализация знаний.

Задание на самоопределение к деятельности.

Учитель. Ребята, сегодня утром мне передали странное письмо. Оно адресовано нашему классу.

«Привет!

Пишет вам известнейший писатель и поэт – Незнайка!

Я – Незнайка, великий поэт!
Меня знает весь белый свет.
От меня вам всем – привет!

Я написал тексты. Помогите придумать к ним заголовки.

Справитесь с этим трудным заданием?

Великий писатель и поэт Незнайка».

Учитель. Ну что, ребята, сможете помочь Незнайке?

(диалог, в результате которого школьники понимают, что не могут помочь Незнайке сразу) Давайте подумаем, какой материал надо вспомнить для того, чтобы выполнить данное задание. Перечислите.

III.  Обобщение

На доске  текст   

 Наступила в . сна. Со . нце ярко светит на голубом небосклоне. Кругом тает сне. . Звонко стучит капель. Всюду журч . т в . сёлые ручейки. По . вились подснежники.

1.(З) Определите, что записано на доске и обоснуйте.

2. (П)  Озаглавьте текст и обоснуйте.

3. (У) Выберите понравившийся заголовок и спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы.

4 (У). Проверьте правильность  списывания и оцените смайликами (работа в паре)

5. (З, П) Выберите предложения,  которые относятся к вашему типу текста и обоснуйте.

(Учащиеся работают в группах) Приложение 1.

1 группа.

Текст – повествование.

Что? когда? где? произошло, случилось.

Сообщается о последовательных действиях.

Смена кадров фильма.

2 группа.

Текст-описание.

Какой? какая? какое?

Описание предмета, состояния, явления, места.

Картина (Изображение «замерло»).

3 группа.

Текст-рассуждение

Почему? Зачем?

Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего-либо.

Поиск решения.

6. (У) Соберите схему типа текста, используя карточки, и обоснуйте свой ответ. Приложение 2.

7. (З,П) Определите типы текстов на слайде и обоснуйте.

8. (У) Дополните своим предложением текст, записанный в тетради в соответствии с его типом.

IV. Самостоятельная работа

9. (У) Выполните задания по плану  и представьте свой вариант (самостоятельная работа в группах).

Приложение 3.

V. Диагностика освоения темы

 10.  (У)  Выполните тест. (Приложение 4)

 

VI. Самоанализ, итог урока.

1) Назовите цель сегодняшнего урока. Согласны ли Вы с тем, что мы ее достигли? Почему?

2) Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек

VII. Домашнее задание: Составьте свой текст о весне любого типа.

Дополнительный материал – Тексты на определение типов. ( Приложение 5)



Предварительный просмотр:

Текст – сообщение

Что? когда? где? произошло, случилось.

Почему? Зачем?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Сообщается о последовательных действиях.

Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего-либо.

Описание предмета, состояния, явления, места.

Смена кадров фильма.

Поиск решения.

Изображение «замерло» (картина).

Текст-рассуждение

Что? когда? где? произошло, случилось.

Почему? Зачем?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Сообщается о последовательных действиях.

Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего-либо.

Описание предмета, состояния, явления, места.

Смена кадров фильма.

Поиск решения.

Изображение «замерло» (картина).

Текст-описание.

Что? когда? где? произошло, случилось.

Почему? Зачем?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Сообщается о последовательных действиях.

Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего-либо.

Описание предмета, состояния, явления, места.

Смена кадров фильма.

Поиск решения.

Изображение «замерло» (картина).



Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ

ОПИСАНИЕ

Какой?

Какая?

Какое?

Картина

(Изображение

«замерло»

РАССУЖДЕНИЕ

Почему?

Зачем?

Поиск

Решения

СООБЩЕНИЕ

Что, когда, где

случилось?

Смена

кадров

фильма

ОПИСАНИЕ

РАССУЖДЕНИЕ

Почему?

Зачем?

Поиск

Решения

СООБЩЕНИЕ

Что, когда, где

случилось?

Смена

кадров

фильма

ОПИСАНИЕ

Какой?

Какая?

Какое?

Картина

(Изображение

«замерло»

РАССУЖДЕНИЕ

Что, когда, где

случилось?

Смена

кадров

фильма

Какой?

Какая?

Какое?

Картина

(Изображение

«замерло»)

Почему?

Зачем?

Поиск

Решения

Что, когда, где

случилось?

Смена

кадров

фильма

Какой?

Какая?

Какое?

Картина

(Изображение

«замерло»)

Почему?

Зачем?

Поиск

Решения



Предварительный просмотр:

Задания для работы в группах.

  1 группа.

Сорока – красивая птица. У нее есть прозвище – белобока. И, правда, по бокам перышки у нее совсем белые. А вот голова, крылья и хвост черные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. И перья в нем не просто черные, а с зеленоватым отливом.

Нарядная птица сорока!

План работы.

Прочитай текст, определи тему и основную мысль.

Определи тип текста (если затрудняешься, обратись к памятке).

Из трех заголовков можешь выбрать подходящий этому тексту, или придумать свой заголовок  («Почему сороку зовут «белобока»?», «Что натворила сорока?», «Нарядная птица»).

2 группа.

Однажды Миша и Витя возвращались из школы. Мальчики спустились к реке. Витя побежал вперед. Хрупкий лед треснул. Мальчик очутился в воде. Миша осторожно пополз по льду к другу. Он вытащил товарища на берег. Хорошо, когда рядом надежный друг!

План работы.

Прочитай текст, определи тему и основную мысль.

Определи тип текста (если затрудняешься, обратись к памятке).

Из трех заголовков можешь выбрать подходящий этому тексту, или придумать свой заголовок  («Лед весной», «Спас друга», «Почему Миша хороший друг»).

3 группа.

Почему нашего щенка зовут Шарик? Во-первых, издалека он кажется пушистым шаром. Во-вторых, у него короткие кривые ножки и ходит он, переваливаясь с боку на бок. В-третьих, мама так сильно раскормила своего любимца, что лап совсем не видно. Вот почему прозвище Шарик ему очень подходит.

План работы.

Прочитай текст, определи тему и основную мысль.

Определи тип текста (если затрудняешься, обратись к памятке).

Из трех заголовков можешь выбрать подходящий этому тексту, или придумать свой заголовок  («Почему щенка назвали шариком», «Проделки Шарика», «Симпатичный щенок»).

Задания для работы в группах.

  1 группа.

Сорока – красивая птица. У нее есть прозвище – белобока. И, правда, по бокам перышки у нее совсем белые. А вот голова, крылья и хвост черные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. И перья в нем не просто черные, а с зеленоватым отливом.

Нарядная птица сорока!

План работы.

Прочитай текст, определи тему и основную мысль.

Определи тип текста (если затрудняешься, обратись к памятке).

Из трех заголовков можешь выбрать подходящий этому тексту, или придумать свой заголовок  («Почему сороку зовут «белобока»?», «Что натворила сорока?», «Нарядная птица»).

 2 группа.

Однажды Миша и Витя возвращались из школы. Мальчики спустились к реке. Витя побежал вперед. Хрупкий лед треснул. Мальчик очутился в воде. Миша осторожно пополз по льду к другу. Он вытащил товарища на берег. Хорошо, когда рядом надежный друг!

План работы.

Прочитай текст, определи тему и основную мысль.

Определи тип текста (если затрудняешься, обратись к памятке).

Из трех заголовков можешь выбрать подходящий этому тексту, или придумать свой заголовок  («Лед весной», «Спас друга», «Почему Миша хороший друг»).

3 группа.

Почему нашего щенка зовут Шарик? Во-первых, издалека он кажется пушистым шаром. Во-вторых, у него короткие кривые ножки и ходит он, переваливаясь с боку на бок. В-третьих, мама так сильно раскормила своего любимца, что лап совсем не видно. Вот почему прозвище Шарик ему очень подходит.

План работы.

Прочитай текст, определи тему и основную мысль.

Определи тип текста (если затрудняешься, обратись к памятке).

Из трех заголовков можешь выбрать подходящий этому тексту, или придумать свой заголовок  («Почему щенка назвали шариком», «Проделки Шарика», «Симпатичный щенок»).

Задания для работы в группах.

  1 группа.

Сорока – красивая птица. У нее есть прозвище – белобока. И, правда, по бокам перышки у нее совсем белые. А вот голова, крылья и хвост черные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. И перья в нем не просто черные, а с зеленоватым отливом.

Нарядная птица сорока!

План работы.

Прочитай текст, определи тему и основную мысль.

Определи тип текста (если затрудняешься, обратись к памятке).

Из трех заголовков можешь выбрать подходящий этому тексту, или придумать свой заголовок  («Почему сороку зовут «белобока»?», «Что натворила сорока?», «Нарядная птица»).

2 группа.

Однажды Миша и Витя возвращались из школы. Мальчики спустились к реке. Витя побежал вперед. Хрупкий лед треснул. Мальчик очутился в воде. Миша осторожно пополз по льду к другу. Он вытащил товарища на берег. Хорошо, когда рядом надежный друг!

План работы.

Прочитай текст, определи тему и основную мысль.

Определи тип текста (если затрудняешься, обратись к памятке).

Из трех заголовков можешь выбрать подходящий этому тексту, или придумать свой заголовок  («Лед весной», «Спас друга», «Почему Миша хороший друг»).

 3 группа.

Почему нашего щенка зовут Шарик? Во-первых, издалека он кажется пушистым шаром. Во-вторых, у него короткие кривые ножки и ходит он, переваливаясь с боку на бок. В-третьих, мама так сильно раскормила своего любимца, что лап совсем не видно. Вот почему прозвище Шарик ему очень подходит.

План работы.

Прочитай текст, определи тему и основную мысль.

Определи тип текста (если затрудняешься, обратись к памятке).

Из трех заголовков можешь выбрать подходящий этому тексту, или придумать свой заголовок  («Почему щенка назвали шариком», «Проделки Шарика», «Симпатичный щенок»).



Предварительный просмотр:

Тест /дети  вписывают  в  строчку  нужные  буквы  и,  если  задание  выполнено  правильно, получается  слово./

1.Текст – это:

У) группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу;

Б) отдельные предложения;

2. Текст имеет:

А) только заглавие;

М) заглавие и части;

В) только части.

3. По заглавию можно определить:

И) то, о ком или о чем говорится в тексте, т.е. тему текста;

Б) сколько предложений в тексте;

В) кто автор текста.

4. Части текста должны располагаться в таком порядке:

А) основная, концовка, вводная;

И) вводная, основная, концовка;

В) концовка, вводная, основная.

5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:

Ц) да;

Б) нет.

6. Сколько  в  тексте  абзацев, столько  и  частей

А) да

Б) нет

7. Разговор  2  или  нескольких  лиц  называется:

. ) монолог

!) диалог

____________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Дополнительный материал

Диагностическое задание.

-Я вам буду читать тексты, а вы будете записывать в тетради начальную букву слов, обозначающих виды текстов: описание – о, сообщение – с, рассуждение – р.

1. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.

2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.

3.На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает , накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.

4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.

5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.

6.Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий  свет ослепляет их.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме"Типы текста. Текст-повествование"

Урок русского языка для учащихся 3 класса, занимающихся по развивющей системе Л. В. Занкова. Авторы учебника Н. В. Нечаева, С. Н. Яковлева. Содержание урока позволяет формировать позитивное отношение ...

Презентация к уроку русского языка "Текст. Типы текстов" (3 класс)

Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в третьем классе по учебнику В.П.Канакиной....

Открытый урок (4 класс, тема : "Текст.Признаки и типы текста")

тип урока: систематизация  и обобщение знаний и умений....

Конспект урока по русскому языку на тему "Типы текста. Тексты повествование и описание" 2 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с текстом-повествованием и текстом-описанием и их отличительными признаками....

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Текст. Типы текстов" УМК "Школа России"

Данная презентация составлена в соответствии материала учебника Канакиной В.П., Горецкого В.Г. "Русский язык 3 класс 1 часть". В презентации содержится материал по чистописанию, блок-схемы к...