урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
урок русского языка в 3 классе
"Окончание. Роль окончания в предложении"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_okonchanie.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема
«Окончание. Роль окончания в предложении»
Цель: формирование представления об окончании как изменяемой части слова и роли окончания в предложении»
Задачи:
развивать логическое мышление, словарный запас, внимание. память, развивать устную речь
уметь действовать по плану, контролировать результаты своей деятельности, строить взаимодействие со сверстниками и учителем
воспитывать любовь к русскому языку через различные виды содержания учебного материала
Оборудование:
- задания на карточках
- карточки с корнем –лес- и окончаниями
- экран, проектор, слайды
-смайлик с улыбкой
Ход урока:
Организационный момент.
Организация начала урока, эмоциональная подготовка, разминка для пальцев.
Разминка «Улыбка»
Ваши пальцы все проснуться.
И друг другу улыбнутся.
На зарядку встанут в ряд.
Быть здоровыми хотят!
Прикрепляется смайлик на доску.
Чистописание
1 слайд: сок, метро, осы, кино
- Какой одинаковый звук есть во всех этих словах? (дети называют звук О)
- Дайте характеристику этому звуку ( гласный, делает согласные твердыми)
- Какой буквой он обозначается на письме? (буквой О)
Открывается крыло доски, там прописано:
Дети пишут число, классная работа с комментированием.
2 слайд Семнадцатое октября.
Классная работа.
(проверьте правильность написания)
Затем прописывают чистописание.
Звуко-буквенный анализ слова метро.
1 ученик на доске разбирает, остальные в тетрадях.
Словарная работа.
3 слайд ( появляются картинки)
яблоко, арбуз, земляника, малина.
Дети записывают с комментированием.
- Какие из перечисленных слов будут обозначать ягоды ( дети называют, затем записывают слово ягоды)
- К какой части речи относятся записанные слова? (рассказать правило о существительном)
- В каком слове больше всего гласных? ( земляника)
- Составить предложение с этим словом.
( Слова даны вразброс на доске под экраном без предлога и нет окончания в слове лес)
растет, лес, земляника, спелая.
Проблемная ситуация.
- Прочитайте слова
- Что нужно добавить, чтобы получилось предложение? ( предлог в и окончание у)
- Составьте предложение ( варианты детей)
Запись предложения. ( 1 ученик у доски с комментированием)
Разбор предложения без схемы. (доп. вопрос: что такое словосочетание?)
- Если бы не было предлога и окончания, могли бы мы составить предложение? (нет)
- Почему? ( не было бы смысла)
Вот сегодня на уроке мы и будем говорить об окончаниях в словах и их роли в предложении.
И продолжаем работать по теме «Состав слова».
Но сначала давайте вспомним, что мы знаем уже по изученной теме.
Повторение пройденного. (устная работа)
4 слайд:
1)Морозная ночь - …… Каменный дом - ……..
Холодное утро – ….. Московский дворик - …….
Горная река - Летний день - ……………
Фронтальный опрос ( устно).
- К выделенным словам подберите однокоренные, которые обозначают предмет.
При проверке появляются однокоренные слова на слайде.
Доп. вопросы:
- Назовите два признака однокоренных слов.
- Что такое корень?
2) 5 слайд:
Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето
Золото, позолота, зола, золотистый
Гористый, гора, горчица, горная
Устно назвать только однокоренные слова и их корень. Потом устно проверить, какие слова лишние. (на слайде исчезают лишние слова).
Работа над новой темой.
Итак, сегодня мы знакомимся с ещё одной частью слова – окончанием.
И должны выяснить, для чего служит окончание в предложении.
Даются карточки ученикам:
Корень лес (ученик выходит к доске. держит карточку со словом лес)
- Есть здесь окончание? (нет)
- Давайте посмотрим, как будут образовываться окончания.
4 ученика выходят к доске и строятся справа от корня с окончаниями.
- нет чего? леса
- чему? лесу
- чем? лесом
- о чём? о лесе
- Какой можем сделать вывод?
- Корень изменяется? (нет)
- А окончания? (да)
Чтение правила с.60
- Что же такое окончание? ( д/з – выучить правило наизусть)
Работа в парах.А сейчас нам предстоит выяснить для чего служат окончания?
Задание называется «Ты – редактор»
6 слайд
План работы в парах:
Прочитать задание
Заслушать ответы друг друга
Выбрать правильные ответы
Выбрать выступающего
Зачитать правильные ответы вслух
Раздаются карточки с заданием ( 1 карточка на парту)
Есть много (страна) на планете. Наша (страна) – Россия. В нашей (страна) пройдут Олимпийские игры. Мы гордимся нашей (страна).
- Какое слово нужно изменить?
- Послушаем, что у вас получилось.
Дети читают задание по предложению.
- Назовите окончание.
- А для чего вы изменили окончания? (чтобы слова были связаны друг с другом)
- Итак. попробуем ответить на вопрос, для чего же служит окончание?
- Давайте прочитаем правило на с. 61
- Спишите текст, выделите окончания в рамочку.
7 слайд Проверка:
Есть много стран на планете. Наша страна – Россия. В нашей стране пройдут Олимпийские игры. Мы гордимся нашей страной.
Закрепление изученного материала.
Упр. 132 с. 61
-1, 2 предложение у доски (2 ученика). Выделяем окончания у тех слов, которые изменились.
- 3 предложение самостоятельно с взаимопроверкой.
Итог урока:
- Что сегодня узнали на уроке? (новую часть слова – окончание)
- Изменяется ли эта часть слова?
- Для чего служит в предложении?
Релаксация
- Кто затруднялся в чем-нибудь?
- Кто помогал своим товарищам?
Молодцы!
Выставление оценок.
Домашнее задание
Упр. 133 с. 61, правила с. 60-61
Я всем благодарна за замечательную работу. Давайте еще раз посмотрим на смайлик и улыбнемся друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...