урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

урок русского языка в 3 классе

"Окончание. Роль окончания в предложении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_okonchanie.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

«Окончание. Роль окончания в предложении»

Цель: формирование представления об окончании как изменяемой части слова и роли окончания в предложении»

Задачи:

развивать логическое мышление, словарный запас, внимание. память, развивать устную речь

уметь действовать по плану, контролировать результаты своей деятельности, строить взаимодействие со сверстниками и учителем

воспитывать любовь к русскому языку через различные виды содержания учебного материала

Оборудование:

- задания на карточках

- карточки с корнем –лес- и окончаниями

- экран, проектор, слайды

-смайлик с улыбкой

Ход урока:

Организационный момент.

Организация начала урока, эмоциональная подготовка, разминка для пальцев.

Разминка «Улыбка»

Ваши пальцы все проснуться.

И друг другу улыбнутся.

На зарядку встанут в ряд.

Быть здоровыми хотят!

Прикрепляется смайлик на доску.

Чистописание

1 слайд:    сок, метро, осы, кино

- Какой одинаковый звук есть во всех этих словах? (дети называют звук О)

- Дайте характеристику этому звуку ( гласный, делает согласные твердыми)

- Какой буквой он обозначается на письме? (буквой О)

Открывается крыло доски, там прописано:

Дети пишут число, классная работа с комментированием.

2 слайд  Семнадцатое октября.

              Классная работа.

(проверьте правильность написания)

Затем прописывают чистописание.

Звуко-буквенный анализ слова метро.

1 ученик на доске разбирает, остальные в тетрадях.

Словарная работа.

3 слайд  ( появляются картинки)

яблоко, арбуз, земляника, малина.

Дети записывают с комментированием.

- Какие из перечисленных слов будут обозначать ягоды ( дети называют, затем записывают слово ягоды)

- К какой части речи относятся записанные слова? (рассказать правило о существительном)

- В каком слове больше всего гласных? ( земляника)

- Составить предложение с этим словом.

( Слова даны вразброс на доске под экраном без предлога и нет окончания в слове лес)

растет, лес, земляника, спелая.

Проблемная ситуация.

- Прочитайте слова

- Что нужно добавить, чтобы получилось предложение? ( предлог в и окончание у)

- Составьте предложение ( варианты детей)

Запись предложения. ( 1 ученик у доски с комментированием)

Разбор предложения без схемы. (доп. вопрос: что такое словосочетание?)

- Если бы не было предлога и окончания, могли бы мы составить предложение? (нет)

- Почему? ( не было бы смысла)

Вот сегодня на уроке мы и будем говорить об окончаниях в словах и их роли в предложении.

И продолжаем работать по теме «Состав слова».

Но сначала давайте вспомним, что мы знаем уже по изученной теме.

Повторение пройденного. (устная работа)

4 слайд:

1)Морозная ночь -  ……                         Каменный дом - ……..                              

Холодное утро – …..                              Московский дворик - …….

Горная река -                                        Летний день - ……………

Фронтальный опрос ( устно).

- К выделенным словам подберите однокоренные, которые обозначают предмет.

При проверке появляются однокоренные слова на слайде.

Доп. вопросы:

- Назовите два признака однокоренных слов.

- Что такое корень?

2) 5 слайд:

Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето

Золото, позолота, зола, золотистый

Гористый, гора, горчица, горная

Устно назвать только однокоренные слова и их корень. Потом устно проверить, какие слова лишние. (на слайде исчезают лишние слова).

Работа над новой темой.

Итак, сегодня мы знакомимся с ещё одной частью слова – окончанием.

И должны выяснить, для чего служит окончание в предложении.

Даются карточки ученикам:

Корень лес     (ученик выходит к доске. держит карточку со словом лес)

- Есть здесь окончание? (нет)

- Давайте посмотрим, как будут образовываться окончания.

4 ученика выходят к доске и строятся справа от корня с окончаниями.

- нет чего? леса

- чему? лесу

- чем? лесом

- о чём? о лесе

- Какой можем сделать вывод?

- Корень изменяется? (нет)

- А окончания? (да)

Чтение правила с.60

- Что же такое окончание? ( д/з – выучить правило наизусть)

Работа в парах.А сейчас нам предстоит выяснить для чего служат окончания?

Задание называется «Ты – редактор»

6 слайд

План работы в парах:

Прочитать задание

Заслушать ответы друг друга

Выбрать правильные ответы

Выбрать выступающего

Зачитать правильные ответы вслух

Раздаются карточки с заданием ( 1 карточка на парту)

Есть много (страна) на планете. Наша (страна) – Россия. В нашей (страна) пройдут Олимпийские игры. Мы гордимся нашей (страна).

- Какое слово нужно изменить?

- Послушаем, что у вас получилось.

Дети читают задание по предложению.

- Назовите окончание.

- А для чего вы изменили окончания? (чтобы слова были связаны друг с другом)

- Итак. попробуем ответить на вопрос, для чего же служит окончание?

- Давайте прочитаем правило на с. 61

- Спишите текст, выделите окончания в рамочку.

7 слайд  Проверка:

Есть много стран на планете. Наша страна – Россия. В нашей стране пройдут Олимпийские игры. Мы гордимся нашей страной.

Закрепление изученного материала.

Упр. 132 с. 61

-1, 2 предложение у доски (2 ученика). Выделяем окончания у тех слов, которые изменились.

- 3 предложение самостоятельно с взаимопроверкой.

Итог урока:

- Что сегодня узнали на уроке? (новую часть слова – окончание)

- Изменяется ли эта часть слова?

- Для чего служит в предложении?

Релаксация

- Кто затруднялся в чем-нибудь?

- Кто помогал своим товарищам?

Молодцы!

Выставление оценок.

 Домашнее задание

Упр. 133 с. 61, правила с. 60-61

Я всем благодарна за замечательную работу. Давайте еще раз посмотрим на смайлик и улыбнемся друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...