Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Постановка темы и цели урока: - Продолжим наши исследования объектов русского языка. Кто хочет сегодня прикоснуться к науке? - Кто хочет быть исследователем? - Тема нашего исследования – слово. Это слово спрятано в отгадке. Летом он поднимает облака пыли. Осенью заставляет кружиться разноцветный хоровод листьев. Зимой приносит метели и вьюги. А весною веет теплом и свежестью. Это он надувает паруса кораблей, мелет зерно на мельнице, разносит семена растений, сушит белье. Это все он – неугомонный бродяга – ветер. – Почему ветер называют бродягой? Мы посмотрим на слово ветер с разных сторон науки о русском языке.
Исследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику)
I. Лексика. Лексика – это раздел науки о языке, который изучает значение слова, многозначность, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. – Что означает слово ветер? Обратимся к словарям С.И. Ожегова: Ветер – поток воздуха. В большом энциклопедическом словаре (БЭС): ветер – движение воздуха относительно земной поверхности, характеризующее силой и скоростью. Ветер – явление природы, часть окружающей среды. - Ветер и воздух – это одно и тоже? - Откуда берется ветер? - Что такое воздух? (Мы не видим его, но ощущаем). (Свободные высказывания детей ) Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом воздухом – Воздушным океаном (атмосферой). Он есть везде: в почве, воде, в комнате, на улице, в организме. Ни одна звезда, планета не имеет воздуха – атмосферы. Поэтому на Земле существует жизнь. Это главное условие жизни на нашей Земле. Воздух необходим для дыхания человека, растений, животных. Он состоит из смеси газов: кислорода, углекислого газа, азота. - Откуда берется ветер? (Свободные высказывания детей) Ветер не всегда равномерный поток воздуха, часто беспорядочное завихряющееся движение воздушных слоев. Ветры ниоткуда не берутся, причина их появления – разная степень нагрева отдельных регионов поверхности Земли. При нагревании воздух расширяется, становится легче и поднимается вверх. На его место устремляется поток более холодного воздуха. – Какие бывают ветра? (их около 300). 1) Гуляю в поле, летаю на воле, кручу, бурчу, знать никого не хочу? (Вьюга). 2) Очень часто это слово используется в поэзии, теплый, легкий ветерок? (Зефир). 3) Сильней моя гроза, ливень, свирепый ветер, идет узкой длинной полосой? (Шквал). 4) Слабый береговой ветер, дующий днем с моря на сушу, а ночью – с суши на море? (Бриз). 5) Устойчивый сезонный ветер (муссон). Не все ветры легкомысленны и непостоянны. В Индийском океане вдоль Южного побережья Европы по море дует ветер в одном направлении. Это ветры-муссоны (с арабского). Вяска да Гама плыл на корабле от Африки до Индии 23 дня, а обратно из-за муссона – 3 месяца. 6) Бывает метель при ясном солнышке. Ветер не поднимает снег вверх, а несет его по низу, по земле? (Поземка.) 7) Особо опасный ветер. Он может быть на суше и на море. Столбом, винтом закручивает все, что встречается на пути? (Смерч.) 8) Эти ветры гораздо сильнее и разрушительнее смерчей? (Ураган, тайфун.)
Ветер – друг и помощник: бриз, зефир (у греков западный ветер), муссон. 1) приносит прохладу; 2) очищает воздух; 3) распространяет семена. Ветер – враг и разрушитель: метель, вихрь, вьюга, ураган, шквал, пурга, буря, буран, шторм, поземка. Лексика рассматривает наличие синонимов. Имеет ли наше слово синонимы? Какие? (Вихрь, шторм, буря, ураган и т.д.) – Работа с карточками: - Отметь рисунки, где ветер служит человеку, как друг и помощник. 1) приносит дождь и прохладу; 2) очищает воздух города от пыли, гари, вредных газов; 3) переносит семена растений. - Отметь рисунки, где ветер наносит вред человеку. 1) разносит мусор; 2) разрушает дома, вызывает гибель людей. Какой ветер называют попутным, какой встречным?
II. Что изучает орфография? Орфография изучает правила написания слов. Произнесём слово ветер. Послушаем себя и определим в слове орфограммы. Какой звук стоит в слабой позиции? Докажите. Как надо писать это слово? Проверим написание по словарю. Запишем, диктуя себе.
Физкультминутка
.
Ветер по лесу летал, ветер листики считал Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. И последний лист с осинки ветер бросил на тропинку.
Ветер по лесу кружил, Ветер с листьями дружил. Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. И последний лист с осинки ветер кружит над тропинкой.
К ночи ветер-ветерок Рядом с листьями прилег. Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. И последний лист с осинки тихо дремлет на тропинке.
| Дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.
Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.
Опускают руки, приседают.
Снова бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.
Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.
Кружатся на носочках на месте.
Приседают, опустив руки.
Сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.
Ложатся на спину, расслабляются, закрывают глаза. .
|
III. Что изучает словообразование? Словообразование – это наука о языке, которая изучает процесс образования новых слов. - Какие части слова вы знаете? Посмотрим, как сконструировано это слово? Назовите части слова. Как доказать, что в этом слове нулевое окончание? Словообразование рассматривает группу родственных слов. - Из чего могут состоять слова? (корень, суффикс, приставка, окончание) - Может ли слова состоять без приставки, суффикса, окончания? А без чего слово не может существовать? - Разбери слово по составу ветер. - Какие слова называются родственными, однокоренными? Подберите родственные слова. - Докажите что они родственны. (В словообразовательном словаре Л.И. Тихонова 96 слов.) Ветерок, ветрище. Игра соревнование: Кто больше подберет родственных слов? (ветряная, ветровка, ветры).
IV. Что изучает фонетика? Фонетика – это учение о звуковой стороне языка; наука, которая изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию. Посмотрите на слово ветер и скажите, сколько звуков [е] вы здесь слышите? Фонетический разбор слова : ветер в – [в] – согласный, парный, звонкий, мягкий; е – [э] – гласный, ударный; т – [т] – согласный, парный, глухой, мягкий; е – [и] – гласный, безударный; р – [р] – согласный, непарный, звонкий, твердый, сонорный. _________________________ 5 букв, 5 звуков, 3 согласных, 2 гласных.
V. Что исследует раздел морфология? Морфология – это раздел грамматики, изучающие грамматические свойства слов. – Какой частью речи является слово ветер? – Вспомните, что такое имя существительное? – Что знаете об этой части речи? Ветер – имя существительное, обозначает предмет: 1) неодушевленная форма (что?) – ветер. 2) мужской род, 2-ое склонение; 3) именительный падеж. Физкультминутка: Дуйте, дуйте ветры в поле, чтобы мельницы мололи, а из молотой муки испекли нам пирожки.
VI. Что рассматривает синтаксис? Синтаксис – это наука о языке, которая рассматривает, как слово взаимодействует с другими словами в предложении. – Подберите к существительному ветер признаки. Какую часть речи возьмем? (Прохладный, пронизывающий, освежающий, северный, западный, восточный, южный, попутный, озорной, яростный, теплый, холодный, резкий, порывистый, слабый). – Что рассказали нам эти прилагательные? (о силе ветра, о его скорости, направлении). – Какие прилагательные показались необычными, интересными? – Со словосочетанием озорной ветер составить предложение. Синтаксический разбор предложения: Озорной ветер весело играет осенними листьями на дорожках.
VII. Что изучает фразеология? – Фразеология – особое сочетание слов. – Какие знаем устойчивые словосочетания и сравнения? Что они обозначают? – Бросать слова на ветер; – Бросать деньги на ветер; – У него ветер на голове; – Прокатиться с ветерком; – Свободный как ветер; – Мчаться как ветер; – Как ветром сдуло. А можно ли изобразить ветер с помощью художественных средств? Как? Рассматривание картины Рылова «В голубом просторе»
Итог урока. Рефлексия. – Мы сегодня рассмотрели слово ветер с разных точек зрения. – Какие разделы науки о языке мы сегодня вспоминали? – Фонетика, словообразование, морфология, синтаксис, фразеология. – Достигли ли цели? Чему научились? Д/з. Составить своё предложение про ветер или найти строчки у писателя и поэта |