Дидактические материалы по русскому языку для обучающихся, способствующие формированию культуры здоровья
статья по русскому языку (4 класс) по теме

Докучаева Ирина Анатольевна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Дидактические материалы по русскому языку для обучающихся, способствующие        

                                          формированию культуры здоровья.

                                                                                                                           

                                                                                                   Докучаева И.А.

                                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                                     МБОУ «СОШ №2 г.Строитель»

          Однажды у известного древнегреческого философа Сократа спросили: «В чём причина вашего крепкого здоровья в столь зрелые годы, тогда как многие люди намного моложе вас имеют множество заболеваний?» На что Сократ ответил: «Дело в том, что я ем, чтобы жить, а упомянутые вами люди живут для того, чтобы есть».

      От ответа на этот вопрос зависит состояние нашего здоровья и самочувствие. В сложившихся современных условиях многие продукты питания сложно назвать пищей,  так как никакой биологической ценности для организма человека такая еда не представляет, но одновременно создаёт немало проблем для его полноценной работы.

      Почему детям необходимо здоровое питание? Организм ребёнка заслуживает быть здоровым, жизнерадостным и успешным. Если мы  хотим, чтобы наши дети росли сильными, активными и приносили «пятерки» - чаще нужно обращать внимание на то, что они едят. Ведь пища - единственный источник пищевых веществ и энергии, обеспечивающий непрерывный рост и развитие молодого организма. Основы здоровья закладываются в школьные годы. Правильное питание ребенка в этот период - залог его хорошего физического и психического здоровья на всю жизнь. Уверенность в себе, успехи в учебе, концентрация внимания и способность к запоминанию, напрямую зависят от рациона питания.

       Учебный день по энергозатратам можно сравнить с многочасовым спортивным соревнованием. Ритм жизни школьника очень динамичен: он зубрит стихи, выполняет много вычислений, пишет диктант, а в следующий момент уже бежит кросс  и так всю неделю. Очень важно, чтобы здоровый рацион питания каждый день полностью восстанавливал силы и энергию ребенка. Школьник испытывает огромную потребность в пищевых веществах, витаминах и минералах, особенно в белке, железе, кальции, йоде.  

     Формирование культуры здоровья может  происходить на уроках русского языка в начальных классах. Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств в здоровье-сберегающем аспекте.

    Как известно, учебники не обеспечивают  компетентность  компонента культуры здоровья в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику формирования знаний  обучающихся о здоровье, о здоровом питании, раскрытии внутреннего потенциала и включение в управление процессом укрепления и сохранения здоровья в качестве активного субъекта на основе мотивационного подхода.

      Использование материалов по культуре здоровья в учебном процессе способствует развитию интереса к предмету , расширяют кругозор, формирует навыки речевой культуры, активизирует познавательную активность обучающихся. Актуальность этой темы заинтересовала меня и я стала разрабатывать дидактический материал, который можно использовать на любом этапе урока, при изучении любой темы, совершенствовать грамматико–орфографические, пунктуационные и морфологические умения и навыки, а также использовать для контроля над усвоением программного материала.  В своей работе использую словосочетания, предложения, тексты и слова, семантика и этимология которых отражают  понимание и ощущение жизнедеятельности обучающихся на основе принятия ими культурных норм здоровья.  Материал удобен для лингвистического анализа, полезен для записи различного рода примеров, в тоже время заставляет задуматься над многими вопросами жизни. При отборе материала необходимо обращать внимание на эмоциональное звучание текста. Для современного обучающегося особенно важны тексты, вызывающие светлые и добрые чувства, дающие ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие формировать оптимистическое мироощущение. Учебные упражнения должны не только работать на изучаемое правило, но и затрагивать душу обучающегося и  увлечь его. В ходе работы появились упражнения по темам.

                                                            Словарная  работа

                                                                          крекер    

    Линия крейкера «Будь здоров» привлекает внимание людей, ведущих здоровый образ жизни.

                                                                         фабрика

    Фабрика «Белогорье» привезла на выставку свои крекеры с порошками моркови и тыквы.

                                                                          сахар

    Очень впечатлил на выставке лимонад, на основе сиропов из сахара с натуральными красителями на минеральной воде «Ясный колодец».

                                                                          конфета

     Старооскольская фабрика налаживает выпуск вафель и конфет с плодоовощными добавками.

                                                                        витамин

          Витамины и минералы ржаного хлеба привлекли внимание Америки и Европы.

                                                                          ягоды

                                       Ягоды черники полезны для мозга и здоровья глаз.

                                                                           всегда                                                                               Природа подарила нам ценные растения, чтобы мы всегда были сыты и здоровы.

                                                                          шоколад

     Шоколадный аромат благотворно действует на состояние человека: снимает раздражение и  возвращает душевное равновесие.

                                                                           чувство

                 Кусочек хлеба отлично насыщает и приглушает надолго чувство голода.

                                                                           завтрак      

                 Завтрак школьника должен быть не только быстрым, но и полезным.

                                                                            десерт

       Смесь мёда, грецких орехов, изюма и кураги отличный десерт, богатый магнием.

                                                                            обед

                                                 Школьнику необходим горячий обед.

                                                                           лучше

                          Салат из моркови лучше и полезнее с оливковым маслом.

                                                                         внимание

      Быстрая утомляемость, вялость, снижение внимания говорят о недостатке фосфора.

                                                                          интерес

     Рост интереса к правильному питанию и полезной пищи оправдан в современном мире.

            Словарный диктант на тему: «Полезный и бодрящий напиток кефир»

1.Необходим для хорошей работы нервной системы, зубов и костей.  

2.Предупреждает расстройства сна и трудности в обучении.

3. Повышают концентрацию внимания, снижают нарушения зрения, предупреждают инфекции, залог бодрости и настроения.

4. Возбуждает аппетит.

5. Нормализует работу щитовидной железы.

6. Очищают организм от ядовитых веществ.

7. Улучшают усвояемость минеральных веществ.

8. Отвечают за здоровую микрофлору кишечника.

Словарь: кальций, железо, витамины, углекислота, йод, полисахариды, белки, бактерии

                         Орфографическая разведка    (проводится на слух или на глаз)

   Дети считают количество ошибкоопасных мест в словосочетании,  определяют в какой части слова есть орфограмма, вспоминают правила орфографии, записывают со следами размышлений.

                     кусочек  чёрного хлебушка                 в кисломолочном напитке

                          в здоровом организме                          в стаканчике молочка

                  оздоровиться гелем биовиталем              с творожными лепёшками

                           черничного варенья                              бесхлебное питание    

                             из морской рыбки                         переутомление с перегрузкой

                          для крепкого здоровья                          лучше снабжаются

                          в  здоровом организме                    возвращает много бодрости

                         местные производители                   на фабрике «Белогорье»

                       без искусственных красителей                 крепкое сердце

                           постная продукция                           на  натуральной палитре

                          с низкой долей жира                        кефир с затяжным печеньем

                       с  плодоовощными добавками           какао с творожной запеканкой

                       омлет с салатом из помидоров               с гречневой кашей

                      Работа с предложением.  Упражнение «Зоркий глаз»  

    Покупатели непременно должны оценить полезную новинку Томаровского молочного завода биойогурт  «Бифилайт».

    Известно, что бесхлебное питание может привести к цинге и к серьёзному ослаблению человеческого организма.

    Шоколад полезен во время переутомления после подготовки домашнего задания и высокой активности на уроках.

      Рыба- это легкоусвояемый продукт и переваривается в организме значительно быстрее мяса.

       У людей, которые питаются рыбой, жизнь  долгая и щедрая на здоровье.

       На завтрак Илья с удовольствием съел овсяную кашу бананом, а Ульяна макароны с сыром.

       Мучные изделия полезно есть с творогом, мясом или рыбой.

       Запечённая рыбка  с запеканкой из баклажанов порадовала школьников  в обед.

       Черничный морс  на минеральной воде пришёлся по вкусу моим друзьям.

    Обед зарядил ребят энергией и бодростью, потому что был приготовлен из полезных продуктов.

        Испробовав сладкую воду «Дюшес», почувствуешь вкус счастливого детства.

        Мука грубого помола заставляет наше пищеварение активно работать.

        Вот до сытости доберёмся, начнём есть правильно.

        Сегодня весь передовой мир вспомнил о здоровом питании.

        Сторонники здорового питания оценили пахту за малое содержание в ней жира.

    Вафельные конфеты с нежной кремовой начинкой, посыпанная хрустящими шариками и покрытая шоколадной глазурью.

Задания, которые можно предлагать к таким предложениям:

  1. Определить падежи имён существительных в единственном числе, женского рода;
  2. найти слова на  тему «Три правила корня», проверь их;
  3. подбери синонимы, антонимы, устойчивые выражения к ловам в предложении;
  4. найди слова с приставками, подбери по 3 слова с этой же приставкой;
  5. найди все существительные, запиши их по склонениям;
  6. выбери сложные существительные, докажи правильность выбора соединительной гласной;
  7. запиши слова с «ь» и «ъ» знаками звуковой записью;
  8. составь своё предложение, дополняя данное.

                                 

                Контрольное списывание на тему: «Правописание окончаний имён  

                                                                                                   прилагательных»        

         Витамины и минералы ржан…  хлеба привлекли внимание Америки и Европы.  Этот хлеб полезен для сердца и сосудов, суставов и пищеварительн… отдела.

         Блокадн…  Ленинграду помогали выжить крохотн…  кусочки ржан…  хлеба. До революции, если  в барск..  усадьбе кто-либо заболевал, сразу посылали за краюхой ржан… хлеба к крестьянам.      

          А самое вкусн..  лакомство для детей легко и просто делали бабушки. Это ржаная горбушка, посыпанная крупн..  солью.

          Самое главн.. , что даёт человеку ржаной  хлеб, -  энергетика и бодрость. Кусочек хлеба отлично насыщает и приглушает чувство голода.

           

  1. Прочитай текст. Подумай какой он: описание, повествование или рассуждение?
  2. Придумай заголовок.
  3. Спиши текст, правильно записывая окончания.
  4. Определи падеж и род имён прилагательных.
  5. Выпиши слова, в которых звуков больше.
  6. Подбери синонимы к слову лакомство, антонимы к слову бодрость.

 

                                                Тема: «Правописание приставок»

  1. Прочитай.  Что интересного узнал из текста? Подумай, почему детям полезно есть творог?  Что можно приготовить из творога? Какое твоё любимое блюдо из творога?
  2. Спиши текст, используя памятку списывания.
  3. Найди слова с приставками, выдели их. Напишите новые слова с такими же приставками.
  4. Составь и напиши предложение о важности употребления творога.

     Слово «творог»  славянское. Переводится как деревенский сыр. В нашей стране до восемнадцатого века творог называли просто сыром. Молоко скисало само, благодаря бактериям в воздухе. Потом его немного подогревали в печи и оно распадалось на белые сгустки творога. В России изобрели рецепт сухого сыра. Готовый творог высушивали в печи, прессовали, плотно укладывали в глиняные горшки и заливали сверху топлёным маслом. В погребе такой сыр мог храниться месяцами.  В России подсоленный нежирный творог называют «домашним сыром».

                     Тема: «Текст. Работа с предложением»

1.Подумай, сколько в тексте предложений. Запиши текст, соблюдая знаки препинания. Выдели грамматическую основу в каждом предложении.

2.Напиши, когда ты любишь пить кефир и с чем? Узнай о его пользе и расскажи друзьям.

   Родиной кефирного гриба является подножие Эльбруса  отсюда он начал распространяться по миру в тысяча восемьсот шестьдесят седьмом году сам кефир продавался а его грибки и технологию производства горцы держали в тайне был страх, что кефир выродится.

                                Диктант «Проверка правописных умений и навыков»

                                                        Кефир  в России

      Производство кефира в России началось в двадцатом веке. Обществом врачей Ирина Сахарова была направлена в Карачай в 1906 году. Ей поручили выведать у карачаевцев секрет изготовления кефира. Никто не хотел выдавать секрет напитка на чужбину.

      Однажды в пути её догнали пятеро всадников и насильно увезли*. Князь Бекмурза влюбился в русскую девушку и по его поручению Ирину украли. Дело дошло до суда. Девушка простила обвиняемого и в возмещение ущерба попросила выдать её рецепт изготовления кефира. С 1908 года в Москве широко начал продаваться бодрящий и полезный напиток.

                                                Орфографические задания

  1. Выпиши 3 слова с безударной гласной в корне, подбери к ним проверочные слова.
  2. Подбери однокоренные слова к слову напиток.
  3. Подбери синонимы к слову полезный.
  4. Разбери выделенное предложение по членам и частям речи.

                            Тема: «Правописание окончаний глаголов»

    Шоколад улучшает память, благотворно влияет на работу мозга. Он полезен при переутомлении во время подготовки домашнего задания и высокой активности на уроках. Эффект шоколада связан с расширением сосудов головного мозга. Важные участки мозга получают больше крови и лучше снабжаются кислородом. Запах шоколада считается полезным. Шоколадный аромат благотворно действует на психику: снимает раздражение и возвращает душевное спокойствие.

  1. Прочитай внимательно текст.
  2. Выпиши глаголы.
  3. Запиши их в неопределённой форме.
  4. Определи их спряжение.
  5. Подумай и расскажи, всегда ли шоколад бывает полезным? Почему?     

            Творческое задание для обучающихся  «Меню отличника»

Девиз: « Настроение, самочувствие и успеваемость школьника зависит от того, что он ест».

Анастасия

   Сегодня на завтрак я ела яичницу, салат из моркови с помидорами, а потом пила какао с сырниками.  На обед бабушка приготовила для нас рыбный супчик, куриные котлетки с гречневой кашей и удивительного вкуса компот из клюквы. Мой полдник состоял из кефира с творожными лепёшками. Вечером всей семьёй отведали овощную запеканку с запеченной рыбой, а потом пили зелёный чай с зефиром и халвой.

           

          Денис

    Мой завтрак был полезный и вкусный. Сначала съел овсяную кашку с ягодами, а потом были блинчики с вареньем и зелёным чаем. На обед меня ждёт овощной суп с фрикадельками, вкусный рис с нежным куриным мясом. Обязательно будет салат из капусты с огурчиком. Потом выпью с удовольствием компот из сухофруктов. На полдник люблю есть творожок с мёдом и пить яблочный сок. Во время ужина съем омлет, с тушённой рыбкой, выпью кисель из свежих ягод брусники с печеньем.  Если захочу есть перед сном, то выпью кефира.

    Выполняя такого рода задания, у обучающихся можно сформировать навыки культуры здоровья и развить орфографическую зоркость, активизировать словарь и познавательные способности. Здоровье - первая и основная потребность человека, обеспечивающая гармоничное развитие личности и возможность её  самореализации.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы по русскому языку в начальной школе.

В данной подборке материалы, которые можно использовпать на уроках русского языка каждый деньв ходе повторения, дополнительного задания, проверочной работы....

Дидактические материалы по русскому языку в начальной школе.

В данной подборке материалы, которые можно использовпать на уроках русского языка каждый деньв ходе повторения, дополнительного задания, проверочной работы....

Дидактические материалы по русскому языку 1-4 классы

Данный материал можно использовать как на уроках изучения нового материала, так и на уроках закрепления....

Дидактические материалы по русскому языку для 1 -2 класса

Дидактические материалы по русскому языку для 1-2 класса...

дидактические материалы по русскому языку для начальных классов

дидактические материалы по русскому языку для начальных классов...

Дидактические материалы по русскому языку. 1-2 класс

Дидактические материалы по русскому языку. 1-2 класс...

Дидактические материалы по русскому языку

Дидактические материалы по русскому языку для 3-4 классов....